Проблемы воцерковления современного человека при отсутствии катехизации

Проблемы воцерковления современного человека при отсутствии катехизации


Учитывая то, что около 70% россиян крещены, но не просвещены, синонимом слова катехизация стало выражение внутренняя миссия. Перед нами стоит парадоксальная задача привести номинально крещённых во Христа людей ко Христу.

Даже при самой краткой огласительной беседе перед Таинством Крещения новорожденному христианину рекомендуют посещать Литургию, участвовать в Таинствах Покаяния и Евхаристии, читать духовную литературу, молиться в течение дня. Рассмотрим каждую из этих составляющих в разрезе необходимости подробной, поэтапной катехизации.

1) Посещение богослужений. Обычно это воскресная Литургия. Крайне редко входящий в храм человек может получить пособие по изучению богослужения, практически нигде в притворе храма нет даже листочка скратким чинопоследованием основных служб (приятное исключение автор встречал в храме Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади). Учитывая это, обычный срок привыкания к Литургии, поверхностного ее изучения составляет около года. За этот период человек запоминает последовательность основных составляющих службы, содержание некоторых неизменяемых молитвословий и не задаёт вопросов: служба входит в привычку, становится «всё ясно».

2) Остановимся подробнее на исповеди.

Приведём цитату про первую исповедь: «Часто, к примеру, первое, что предлагают приходящему в храм, даже настаивают – покаяться. Но здесь сразу возникает много неясностей: «А что значит покаяться?» – «Ну, это пойти к священнику и исповедать грехи». «А что есть грех? Если это плохой поступок, так я сожалею о них и даже, где смог, извинился» – «Это нарушение Заповедей Божиих». – «А почему они Божии, если практически согласно всем им нас учили в школе и для культурного человека они не являются чем-то неведомым?» – «Грехом человек повреждает свою бессмертную душу, и потому для него недостижимым становится Царство Небесное». – «А зачем Богу нужно, чтобы Ему каялись?» и т.д. Видим, что при таком «методическом» подходе для человека сразу(!) возникает целый ряд непроясненных фундаментальных понятий: грех, Заповеди, душа, бессмертие, Бог, Небесное Царство, священник и т.д» [1].

Предположим, что человек нашёл ответы на эти вопросы или они его не остановили. Далее, в идеальном случае, если очередь на исповедь будет небольшой, прихожанин будет исправно перечислять грехи, наиболее ранящие душу. На первый взгляд, всё правильно, но нет важнейшей составляющей – планомерного, осознанного покаяния как процесса. Многие люди честно исповедуются, стараются не повторять грехи, но у большинства нет даже базовых знаний нравственного богословия, антропологии и аскетики для того, чтобы прервать круг однотипных исповедей и начать духовное восхождение. Далеко не все имеют духовника, возможность индивидуального пастырского окормления, понимают, какие книги и в какой последовательности нужно читать.

3) Что касается Евхаристии, то здесь сложность двоякая. С одной стороны, открыт допуск практически любого человека к главному Таинству Церкви, хотя в первые века христианства тайноводство входило в заключительный период оглашения. С другой стороны, существует разнобой в требованиях к подготовке, притом некоторые из них фактически отстраняют христианина от Евхаристии (трех- или семидневные периоды Евхаристического поста) [2].

4) О духовном чтении. Что читают прихожане? В основном то, что им приглянулось в церковной лавке, и то, что посоветовали знакомые. Мы не можем себе представить подобного поверхностного отношения ни в одной другой области человеческих знаний. Люди читают про аскетический опыт великих подвижников, восхищаются подвигами великих старцев, но применим ли этот опыт к их духовному уровню? Человек ещё сквернословить не отучился, а ему советуют читать «Добротолюбие». Несомненно, как пример, как образец житийная литература очень полезна, но является ли она универсальным, самодостаточным источником построения аскетической практики современных неофитов? При этом следует учесть, что большая часть аскетической литературы написана монахами и для монахов.

5) Одними из самых распространённых вопросов неофитов являются вопросы: «можно ли молиться своими словами?» и «какие молитвы использовать?». Высокая молитвенная поэзия святых отцов безупречна, но она отражает их опыт, их духовное состояние. Не является ли фальшью «со слезами смиренно молю Тя» из уст новоначального, не понимающего, что в данном контексте значит «смирение» и чем эмоциональная слезливость отличается от благодатного дара слёз?.. Крайне нужны общецерковные рекомендации о келейном молитвенном правиле для новоначальных.

6) Околоцерковные суеверия, которым подвержены не только малограмотные пожилые люди, а и весьма образованные молодые прихожане, подробнее будут рассмотрены ниже.

«Бытует до сих пор в обществе мнение, что православная вера примитивна, что она устарела и является уделом старушек и недалеких, задавленных жизнью малограмотных людей… Такая скудность, обедненность, невзыскательность в представлениях о православном вероучении вызывает приток людей соответствующего склада мышления и образа жизни, оттого сегодняшняя церковная среда в глазах людей порой свидетельствует о Православии далеко “непрезентабельно”. Сейчас, увы, нечасто можно встретить отблеск правильного, именно православного, миропонимания, знания и веры. По этой причине в сферу церковного влияния часто остерегаются входить многие мыслящие, ищущие, интересные, крепкие умом и социальным положением люди, особенно мужчины и юноши» [3].

Как верно заметил С.А. Левицкий: «мы приняли христианство от Византии, где риторика и благолепие обряда часто заслоняли мысль» [4]. В наше время людей, смотрящих кинофильмы в 3D-формате, уже не удивишь убранством храма, а наша риторика часто прячется за непонятный церковнославянский язык или тяжеловесные переводы древних авторов.

Кирилл Борисов, магистр богословия

Примечания

[1] О. Николай Литургин.Россию возродит литургия. Как нам быстро, разумно и эффективно организовать религиозное просвещение.

[2] Автор некогда переписывался с мужчиной, серьёзно заболевшим и стоявшим на грани суицида, который отвергал Церковь и священноначалие, так как причастился и «ничего не почувствовал». И никакие аргументы его уже не убеждали, поскольку он имел личный негативный опыт приобщения к Таинству, а не просто заблуждения теоретического характера.

[3] О. Николай Литургин.Россию возродит литургия. Как нам быстро, разумно и эффективно организовать религиозное просвещение.

[4] Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон. 1996. 496 с.

Комментировать