Роль катехизической практики при подготовке катехизаторов — Якунцев В.И.

Роль катехизической практики при подготовке катехизаторов — Якунцев В.И.


Доклад В.И. Якун­цева, пре­по­да­ва­теля кате­хе­тики Свято-Фила­ре­тов­ского пра­во­славно-хри­сти­ан­ского инсти­тута на XX Рож­де­ствен­ских чтениях

Роль катехизической практики при подготовке катехизаторов

Доклад В.И. Якун­цева, пре­по­да­ва­теля кате­хе­тики Свято-Фила­ре­тов­ского пра­во­славно-хри­сти­ан­ского инсти­тута на XX Рож­де­ствен­ских чтениях

Ваше Прео­свя­щен­ство! Досто­чти­мые отцы, бра­тья и сёстры!

Бла­го­дарю за воз­мож­ность выступления.

Мое сооб­ще­ние явля­ется, по сути, про­дол­же­нием доклада о. Игоря Кире­ева. В нём он выра­зил мысль, кото­рая явля­ется, на наш взгляд, прин­ци­пи­аль­ной, а именно ту, что кате­хи­за­ция не явля­ется обра­зо­ва­тель­ным про­цес­сом. Отец Игорь это настолько ярко пока­зал, что трудно что-то доба­вить, поэтому моё сооб­ще­ние будет небольшим.

Итак, кате­хи­за­ция — это не обра­зо­ва­ние, она может иметь его эле­менты, но по спо­собу сво­его осу­ществ­ле­ния не явля­ется им. И это имеет пря­мое отно­ше­ние к теме, в связи с кото­рой я хотел бы ска­зать несколько слов — о роли кате­хи­зи­че­ской прак­тики в под­го­товке катехизаторов.

Под­го­то­вить кате­хи­за­тора без соот­вет­ству­ю­щей прак­тики невоз­можно, т.к. кате­хи­за­ция сама явля­ется вве­де­нием в прак­тику веры, молитвы и жизни Церкви. Но этого утвер­жде­ния мало. Необ­хо­димо, исходя из опыта под­го­товки кате­хи­за­то­ров, ска­зать и сле­ду­ю­щее: кате­хи­за­ция, явля­ясь не обра­зо­ва­нием с при­ло­жен­ной к ней учеб­ной прак­ти­кой, а, наобо­рот, прак­ти­кой, в силу каче­ства кото­рой усва­и­ва­ется уче­ние Церкви, тре­бует, чтобы, под­го­тав­ли­вая кате­хи­за­тора, прак­тику мы поло­жили в основу. При­чем прак­тику не тре­ни­ро­воч­ную, не на отдель­ном «поли­гоне», не как учеб­ную дис­ци­плину, а саму прак­тику цер­ков­ной жизни и уча­стие в реаль­ном про­цессе катехизации.

Кате­хи­зи­че­скую прак­тику в таком слу­чае можно под­раз­де­лить на два вида: а) пред­ва­ри­тель­ную и б) основ­ную. Цель пер­вой — с одной сто­роны, научить, а с дру­гой — выявить, есть ли у кан­ди­дата в кате­хи­за­торы сер­деч­ное (забот­ли­вое) отно­ше­ние к Церкви и к чело­веку, кото­рого Гос­подь в нее при­во­дит. Если у кан­ди­дата в кате­хи­за­торы нет ответ­ствен­но­сти и заботы о Церкви и о чело­веке, то у него нико­гда не родится слово от сердца, без кото­рого кате­хи­за­ция невоз­можна. А цель основ­ной прак­тики — научить орга­ни­зо­вы­вать и вести кате­хи­за­цию в реаль­ных условиях.

Пред­ва­ри­тель­ная кате­хи­зи­че­ская прак­тика пред­по­ла­гает одновременно:

а) ответ­ствен­ную цер­ков­ную жизнь;

б) сви­де­тель­ство о Хри­сте при­ме­ром и сло­вом там, где Гос­подь даёт;

в) посто­ян­ную помощь тем, кто отклик­нулся на это сви­де­тель­ство и уве­ро­вал, в том, чтобы пройти кате­хи­за­цию и воцер­ко­виться, т.е. слу­же­ние крёст­ного (пору­чи­теля) или помощ­ника катехизатора;

г) духов­ное обра­зо­ва­ние на кате­хи­зи­че­ских кур­сах, но лучше — выс­шее духов­ное образование.

Если жела­ю­щий стать кате­хи­за­то­ром в про­цессе пред­ва­ри­тель­ной прак­тики при­но­сит хоро­шие и ста­биль­ные плоды, т.е., в част­но­сти, его при­мер хри­сти­ан­ской жизни и слово настолько внут­ренне убе­ди­тельны, что посто­янно у него нахо­дятся обра­ща­ю­щи­еся от неве­рия или номи­наль­ной цер­ков­но­сти люди, жела­ю­щие реаль­ного воцер­ко­в­ле­ния, то он может пойти на основ­ную прак­тику и стать ста­жё­ром — т.е. вести группу кате­хи­за­ции вме­сте с опыт­ным кате­хи­за­то­ром, осва­и­вая по пути детали этого про­цесса. К этому вре­мени кан­ди­дат в кате­хи­за­торы дол­жен уже полу­чить духов­ное образование.

Опи­сан­ный выше под­ход к кате­хи­зи­че­ской прак­тике хорош тем, что пред­по­ла­гает под­го­товку в каче­стве кате­хи­за­то­ров тех, кто этим будет потом реально зани­маться. Также он даёт хотя бы какую-то гаран­тию того, что кате­хи­за­ция впо­след­ствии избе­жит двух своих глав­ных вра­гов: во-пер­вых, нецер­ков­но­сти и, во-вто­рых, зануд­ства, кото­рое про­ис­хо­дит от рав­но­ду­шия к людям и потери вдохновения.

Итак, роль кате­хи­зи­че­ской прак­тики в под­го­товке кате­хи­за­то­ров явля­ется основ­ной, а не при­клад­ной, как в обыч­ном обра­зо­ва­тель­ном процессе.

Источ­ник: http://gazetakifa.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки