Главная » Алфавитный раздел » Клятва » Клятва
Распечатать Система Orphus

Клятва

( Клятва 3 голоса: 5 из 5 )

 

Виньетка

 

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:33-37).

Предыдущие стихи представляют собой толкование Христом шестой и седьмой заповедей: «не убивай» и «не прелюбодействуй». Иисус показал, что нарушение заповеди не в самом только убийстве или супружеской неверности. Злая мысль и плохое слово приравниваются к лишению жизни. Похотливый взгляд, желание измены стоят в одном ряду с прелюбодеянием.

Читая стихи 34–37, мы видим, как Христос объясняет заповеди, связанные с грехом языка (можно проследить связь с третьей – «не произноси имени Господа Бога твоего напрасно» – и девятой – «не лжесвидетельствуй»). Иисус призывает к абсолютной честности в речи.

Я убежден, что здесь Христос не ставил Свой целью дать инструкцию в отношении присяги: принимать или не принимать. Если я не сказал «клянусь» в торжественной обстановке, рано хвалиться своей праведностью. Отвергнем легалистический подход к Нагорной проповеди. Христос не настаивает на выполнении определенных правил, а претендует на всю нашу жизнь, требует правды во всех сферах жизни, призывает посвятить Ему все сердце, весь разум, все силы. В данном случае Он говорит, что каждое слово христианина должно быть правдивым и честным, так что нет нужды подтверждать наши заявления клятвами. Наше «да», это действительно «да», истинно и аминь.

Эта заповедь не менее актуальна предыдущих, потому что истина не в почете. Мы не представляем, как можно прожить без обмана, и почти уверены, что нам лгут. Государство, как думают большинство граждан, обманывает всеми способами. Как бы я не бодрствовал, уверен, что на рынке меня обвешивают. Реклама, конечно же, по большей части обманывает (или преувеличивает). Когда началась война началась в Ираке, один журналист заметил, что первой жертвой стала правда.

На кого можно положиться? Кто всегда говорит правду? У «да», это «да», и «нет» – действительно «нет»? Ведь именно к этому призывает Христос.

Размышляя над Его словами, мы исследуем, что говорит о клятвах закон Моисеев (или Ветхий Завет), чему учили фарисеи и чего требует от нас Христос.

 

 

^ 1. Ветхий Завет

Фраза «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои» не является точной формулировкой ни одного из законов Моисея, но обобщает некоторые предписания Ветхого Завета. «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Чис.30:3). «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно». Лев.19:12: «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчестите имени Бога твоего» (Исх.20:7). «Если дашь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его» (Втор.22:21).

Клятва не была чем-то необычным в Израиле. Авраам клялся (Быт.14:22-24, 21:24). Исаак (Быт.26:31), Иосиф (Быт.42:15, 47:31) и Давид (Пс.131:1-2) употребляли клятву. Встречаем мы и случаи очень неразумных клятв: клятва Иеффая о своей дочери (Суд.11), клятва Саула (1 Цар.14:24), в Новом Завете – клятва Ирода (Мф.14:6-7). Обеты и клятвы нужно выполнять, но если в самой клятве грех, надо каяться и отказываться от клятвы. Лучше бы Ирод свою клятву не исполнил. Его верность слову ни в коем случае не могла оправдать убийство Иоанна Крестителя. Он приложил грех ко греху.

Зачем нужна была клятва? Люди обращались с клятвой к Господу, как свидетелю истинности утверждения. Что-то высшее, ценное служило гарантией выполнения обещания, придавало достоверность словам. Особенно сильной была клятва, в которой упоминалось имя Божие. Ничего плохого в этом не было. Такая клятва была узаконена. А вот ложными богами, идолами клясться нельзя (Иер.5:7). Господь прогневается.

Клятвы можно было разделить на два вида. Во-первых, клянущийся мог призвать во свидетели своим словам небо, землю, или Бога (Быт.31:48-53; Мф.5:34-35), жертвенник, Моисея, пророков, храм, золото храма (Мф.23:18). Это делало его ответственным не только перед теми, кому он клялся, но и перед этими высшими свидетелями или священными предметами. В случае нарушения клятвы от них сошел бы гнев.

Во-вторых, клянущийся мог призывать на себя всякие проклятия, которые должны были исполниться над ним в случае неисполнения или лживости его клятв. Вот как обещали быть верными Иерусалиму вавилонские пленники: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя (буквально – пусть отпадет правая рука моя). Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя» (Пс.136:5-6). Другие клятвы могли звучать так: «Клянусь твоей жизнью» (Быт.42:15-16); «клянусь моей головой» (Мф.5:36); «пусть то и то сделает мне Господь» (Руф.1:17; 1 Цар.14:44; 1 Цар.20:12-13; 4 Цар.6:31). (Ср. современные клятвы: «Да чтобы мне провалиться»; «клянусь мамой»; «пусть язык мой отсохнет, если я обманываю».

 

 

^ 2. Фарисеи

Фарисеи, интерпретируя ветхозаветные заповеди, постепенно развили целое богословие клятв. Они выработали сложные правила относительно обетов и учили, что лишь формулировки, включающие божественное имя или какую-то священную вещь, делают обязательным выполнение обета. Клятвы, в которых можно было избежать упоминания имени Божьего, можно было не выполнять. Один раввин даже сказал: «Если вы клянетесь Иерусалимом, можете не исполнять клятву, а если клянетесь, глядя в сторону Иерусалима, должны исполнить клятву».

Клятвы должны были упорядочить жизнь в обществе. С этой целью Моисей и дал их народу. Однако, грех и обман настолько глубоко вошли в сердце человека, что самые высокие слова не могли исправить ситуацию. Никому нельзя было верить. Слова потеряли свою ценность. «Да» далеко не всегда означало «да». Язык служил для того, чтобы скрывать свои мысли, намерения. Что мог предложить в такой ситуации Иисус?

 

 

^ 3. Иисус

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе» (5:33–34а).

Надо ли понимать слова Христа буквально как воздержание от всяких клятв, или только как воздержание от клятвенных формул. Христос продолжает: «ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Мф.5:34-36).

Древняя церковь буквально поняла слова Христа – абсолютное воздержание от всяких клятв. Иустин Мученик писал «Он (Иисус) заповедал нам не клясться вовсе, но говорить всегда истину».

Церковный историк Евсевий рассказывает о мученике Василиде, что его товарищи, по какому-то случаю, требовали с него клятвы; но он утверждал, что клясться ему никак не позволено, потому что он – христианин, – и открыто исповедовал это. Исповедание Василида сперва принимали за шутку, но когда он твердо стоял на своем, то, наконец, отвели его к судье, который, выслушав то же самое, заключил его в темницу. Через некоторое время Василид был обезглавлен.

Многие религиозные группы запрещали клятвы: ессеи, катары, альбигойцы, гуситы, анабаптисты. Сегодня, пожалуй, большинство баптистов, пятидесятников, адвентистов в Беларуси отвергают клятву, но, к сожалению, часто сужая смысл слов Христа до размеров присяги в армии или клятвы в суде.

 

 

^ Но что же на самом деле хочет сказать Христос?

Чтобы лучше понять это, во-первых, обратим внимание на то, что Иисус пришел не нарушить закон и пророков, но исполнить. Он не отменяет ветхозаветные постановления относительно клятв, а, скорее разъясняет их. Будем помнить об этом. Будем толковать заповеди Христа так, чтобы они не противоречили всему учению Писания. Не забудем: Господь – Автор как Ветхого, так и Нового Заветов и Он не противоречит Себе. Он не говорит: «В Ветхом Завете было сказано «не прелюбодействуй», а Я говорю – «прелюбодействуй». Или в Законе написано «не преступай клятвы», а Я говорю – «преступай».

Любое наше толкование никогда не должно противоречить ясному учению всей Библии, иначе мы впадем в ересь. Писание должно истолковываться Писанием. В своем толковании мы должны учитывать все, что говорил нам Господь, как Новый, так и Ветхий Заветы.

Во-вторых, не забудем, что Христос в Нагорной проповеди говорит о личной этике христианина (правда, трудно разделить жизнь христианина на личную и общественную), о его личных взаимоотношениях с окружающими. Его слова нельзя автоматически применять к людям, выполняющим свои гражданские обязанности. Представим себе такую ситуацию: человек пришел в магазин и на основании Мф.5:42 – «просящему у тебя дай» – требует у христианина-продавца дать ему, что он желает. Можно ли всерьез думать, что отдавший выполнил повеление Христа? Опять же, какая анархия воцариться, если хулиганы станут избивать милиционеров, требуя от тех воздавать добром за зло. Есть гражданские обязанности, которые мы, как христиане, должны выполнять наилучшим образом, и есть личные взаимоотношения, где в полной мере должно проявиться повиновение Его заповедям, хотя христианин и в общественной жизни являет пример кротости, милосердия, доброты.

В-третьих, мы уже упоминали об этом, нельзя смотреть на Нагорную проповедь как на новый свод законов или правила поведения в каждой конкретной ситуации. Христос не прибавляет закон к закону. Он несет благодать.

Говорить «безумный» на брата – нехорошо, – учит Христос. А можно ли назвать Его подлецом или негодяем? Христос ведь не упомянул эти слова. – Нет! Не в словах проблема, а в отношении к брату.

«Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф.5:29). Хорошо, а если левый?

Но вопрос не в том, через какой глаз входит грех. Духовное зрение должно быть незапятнанным. Все мысли, сердце должны быть чистыми!

«Кто ударит тебя в правую щеку, подставь другую». «А если в левую, что тогда?» – Все равно отвечай добром на зло. Потому что суть не в том, чтобы подставлять щеку, отдавать вторую одежду. Христос озабочен состоянием сердца, нашим характером.

Трудно, даже невозможно говорить о буквальном исполнении речений Христа. Мы и в личной жизни не всегда выполняем эти заповеди буквально, не отвечая, например, на неразумные просьбы детей. Но приверженность Писанию в следовании не букве, а духу, что намного превосходнее, что не заканчивается подставлением щеки, а ведет на крест.

Как же правильно истолковать заповедь о клятве? Должны ли мы употреблять только «да, да», и «нет, нет»? Или можно сказать: «обещаю», «обязательно сделаю», даже «клянусь»? Не будем законниками, не будем придираться к словам Христа. Тем более, по сути клятва – не произнесение слова «клянусь», а призывание во свидетели кого-либо или чего-либо. Выражение «если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» (Пс.136:5-6) тоже клятва, хотя в ней не содержится само слово «клятва».

Существует серьезная опасность – ограничить значение заповеди Христа употреблением отдельных слов (в чем Христос обвинял фарисеев), и тем самым лишить заповедь ее ценности и влияния на нашу повседневную жизнь.

 

 

^ Как Сам Христос толковал Свои слова и как делали это апостолы?

В словах Иисуса мы не встречаем сложных клятвенных формул, хотя Его выражение «истинно, истинно говорю вам» имеет какой-то вид клятвы. Заметьте, Христос обычно не употребляет «да, да» и «нет, нет». Но Он вообще не нуждался в какой бы то ни было клятве, ибо все Его слова истинны.

Апостол Павел, фактически, клялся, призывая во свидетели своих утверждений Бога. «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас» (Рим.1:9). «Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» (2 Кор.1:23). «А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу» (Гал.1:20). (Это выражение равноценно современному «ей Богу»).

В книге Откровения мы читаем о клятве Ангела: «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр.10:5-6). Сам Бог, «давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою» (Евр.6:13).

Не всегда, понятно, мы можем делать то, что делал Отец Небесный, Сын, или даже ангелы. Клятва Бога сильно отличается от нашей, как и Его гнев. Они никогда не ошибается. Он имеет достаточно силы, чтобы выполнить Свои обещания. Но все же эти примеры помогают нам лучше понять значение заповеди Христа.

 

 

^ Что же этот текст значит для меня?

В данном отрывке, скорее, речь идет не о запрещении клятвы, а о запрещении различных клятвенных формул. Разоблачая фарисеев, Христос утверждает, что разные формулировки вообще не имеют смысла. Все принадлежит Богу, и чем бы ты ни клялся, ты, в сущности, клянешься Богом. Что бы ты ни говорил, все слова – перед Богом. Ибо Он с нами везде. Жизнь нельзя делить на сферы, в которые Он есть, и где Его нет. Он везде. Потому все слова должны быть истинными.

«Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Мф.23:16-22)

Второе, этой заповедью Христос отвергает всякий обман.

Клятва понадобилась только потому, что в мире много лжи, и клятва является хорошим доказательством того, что есть ложь. Если бы человек мог обойтись без лжи, клятва была бы не нужна. Но она ставит хоть какую-то преграду лжи. По крайней мере, ты не должен обманывать, если поклялся.

С другой стороны, клятва способствует лжи, покрывает ложь. Подразумевается, что ты можешь обманывать и обманываешь, и только словам, сказанным под клятвой, можно верить. Т.е. только клятва претендует на исключительную правдивость, оставляя большое пространство для лжи. И клятва, которая задумана как средство защиты от лжи, становится ее пособником. (Имеется в виду, что обманывать можно, если ты не поклялся, или, как это было в случае с фарисеями, не поклялся определенным способом). Если мы утверждаем, что в некоторых случаях нельзя обманывать, то тем самым соглашаемся с тем, что в других случаях это допустимо. Но обманывать нельзя никогда и нигде!

Ветхозаветные заповеди, повторим еще раз, ставил преграду лжи, не позволяя человеку хоть в особых случаях солгать. Христос отвергает ложь, запрещая клятву. Ибо клятва начала служить лжи. (Об этом хорошо рассуждает Д. Бонхёффер).

Господь говорит: «Не клянись вовсе». Ты всегда в присутствии Бога, и нет нужды призывать Его во свидетели. Твоя речь должна быть такой чистой, правдивой, что ей не требуется клятва. Все должны знать: если ты сказал «да» (или «обещаю», неважно) это действительно «да». Если ты сказал «нет», это действительно «нет». Человек, которому не доверяют, часто божится и много говорит, убеждая собеседника. Но твое слово всегда твердо и верно. Твой характер, твоя чистая жизнь позволяют верить тебе без клятвы. Жизнь внушает больше доверия, чем любая клятва. А человеку злому нет доверия, сколько бы он ни клялся. Клятва ничего не добавляет к истинности сказанного. Петр клялся и божился, что не знает Христа. Но, тем не менее, его слова были потоком мутной лжи.

 

 

^ Итак, чего требует от нас Господь?

Конечно же, он запрещает произносить имя Господне напрасно, требует избегать клятв и многословия в обещаниях, вести такой образ жизни, чтобы от нас и не требовали клятву.

Я не думаю, что мы безусловно должны отказываться от клятв или обещаний, связанных с выполнением наших гражданских обязанностей как врачей, судей, президентов при вступлении в должность, военных. Лучше было бы обойтись без клятв, но в греховном мире это, наверное, невозможно. Общество пока не может существовать без этого, как и без полиции, армии, военизированной охраны, тюрем. Тысячелетнее царство еще не наступило. В сообществе же христиан, в церкви, в личных взаимоотношениях верующего в клятвах нет нужды.

Едва ли эти слова Христа являются ключевыми или просто важными с точки зрения службы в армии. То есть вопрос «брать или не брать оружие» находиться в сфере действия других заповедей и принципов.

Предположим, человек не принимает присягу, не произносит слова «торжественно клянусь», но, вступая в Вооруженные силы, говорит «да», или, как некто сделал, просто подписывает текст присяги, не произнося ее вслух. Есть ли разница? Результат тот же. Подпись здесь равнозначна клятве, выражает ту же идею согласия и требует такого же исполнения ее.

Истинный смысл заповеди – призыв к абсолютной честности в словах. Принимать или не принимать присягу – это одно, это, можно сказать, первая ступень. Христос же зовет к совершенству. Будьте такими, как ваш Небесный Отец. Пусть все знают, если вы сказали «да», будет сделано. Стремитесь быть честными не на 80, не на 95, а на все 100 процентов, быть честными во всех сферах жизни: в семье, в церкви, на работе. Конечно, человекам это невозможно, но в укрепляющем нас Христе почему бы и нет. Кроме нашей силы есть еще и сила Духа Святого, о которой мы, может быть, просто мало знаем и редко ею пользуемся.

В заключение напомним себе, что Бог верен Своим словам. «Ибо все обетования Божии в Нем `да’ и в Нем `аминь’, – в славу Божию, через нас» (2 Кор.1:20). Даже «если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим.2:13). Бог исполнит, что обещал, «хотя бы звезды упали с неба». Если, например, мы «исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:9). Он исполнил Свои обещания в прошлом, и, верим, исполнит обетования в будущем. Он показывает прекрасный пример верности Своим словам, Своим обещаниям. Последуем и мы Ему в Его честности и правдивости.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru