Четвертая седмица, иначе именуемая средней, – это как перевал на трудном пути. И на вершине, от воскресной всенощной до пятницы, посреди храма нас встречает Крест. Потому-то в молитвословиях сегодняшнего дня тематика апостольская, обычная для четверга, переплетается с крестной.
Вот один из седальнов:
Го́споди, Тво́й Кре́ст зря́ще, предлежа́щий дне́сь, приступа́ем ве́рно, в пе́ниих и пе́снех, облобыза́юще его́ в стра́се и ра́дости: освяти́ рабы́ Твоя́, умири́ ми́р Тво́й, сего́ явле́нием, еди́не Многоми́лостиве.
В трипеснцах четверга встречается множество поэтических образов, по-разному говорящих о Кресте Господнем.
Так, Крест сравнивается с плугом, которым апостолы вспахали землю, чтобы вместо терний произрастила она плоды благочестия:
Боже́ственным ра́лом Креста́ изъора́сте зе́млю, боже́ственнии ученицы́, плодоно́сну сию́ показа́вше, прозяба́ющую благоче́стие.
Ра́ло, ора́ло – это плуг: вспомним выражение «перековать мечи на орала» (ср. Ис.2:4 или Мих.4:3). Легко догадаться и о значении стоящего рядом однокоренного, родственного слова: ора́ти – работать плугом, пахать; изъора́сте – вы вспахали. Не чужой нам и глагол прозяба́ти – прорастать (вспоминаем пушкинского «Пророка»: «И дольней лозы прозябанье»).
В другом месте трипеснца Крест уподобляется дереву, которое Моисей вложил в непригодный для питья источник – и горечь Мерры сменилась сладостью (Исх.15:25):
Ты́ вообража́емый (Ты своим подобием) ме́ррския струи́ дре́вле услажда́еши, всечестно́е Дре́во: ты́ мое́ услади́ воздержа́ние, Кре́сте Христо́в, дне́сь покланя́емый.
Еще один интересный образ:
Предлага́ется дне́сь всесвяты́й Кре́ст, присту́пим, целу́им его́: и́бо е́сть ро́г спасе́ния на́шего.
Что такое рог? Оружие животного, знак его силы, мощи. Обломать рога – победить зверя. Можно повесить их на стену как трофей или пить из них вино.
Если рог поднят, вознесен – носитель рога полон сил. Если рог сломлен, брошен на землю – оставшийся без рога побежден, повержен.
В богослужебной поэзии (и ветхозаветной, и византийской) это нередкий образ. Причем «рог» могут иметь и люди. Так, Анна-пророчица, вымолившая у Бога дитя, восклицает: Вознесе́ся ро́г мо́й о Бо́зе мое́м! (1Цар.2:1).
Но в нашей привычной светской культуре есть другой образ: флаг, знамя. Его несут на параде, поднимают на флагштоке, водружают над Рейхстагом… А знамена поверженных врагов бросают на землю.
Получается, что «перевести дословно» это место в трипеснце можно так: давайте приступим и будем целовать Крест, ибо он – знамя нашей победы!
На 6-м часе в качестве тропаря пророчества звучат хорошо знакомые слова. Мы слышали их в Неделю 3-ю на всенощной, при выносе Креста, и потом на Литургии, вместо Трисвятого:
Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко, и свято́е воскресе́ние Твое́ сла́вим.
А затем читается паремия из Книги пророка Исайи (Ис.28:14–22). Вот лишь один стих из нее:
Та́ко глаго́лет Госпо́дь: се Аз полага́ю во основа́ние Сио́ну ка́мень многоце́нен, избра́н, краеуго́лен, че́стен, во основа́ние ему́, и ве́руяй вонь не постыди́тся.
О чем это? Что за камень?
Гора Сион – ядро Иерусалима, града Божия. На Сионе когда-то царь Давид построил крепость и поместил там главную ветхозаветную святыню – скинию с ковчегом Завета.
В Иерусалим пришел и Господь Иисус Христос, претерпел там Страсти, был убит у его стен и погребен. И здесь же воскрес из мертвых как Победитель. И создал Свою Церковь. Ка́мень, его́же небрего́ша зи́ждущии, се́й бысть во главу́ у́гла (Пс.117:22).
О Христе – Камне, на Котором созидается Церковь Божия, – говорится в одном из тропарей, обращенном к апостолам:
Основа́ния боже́ственная Це́ркве Христо́вы, утвержде́нием благоче́стия вся́ соблюди́те, и на Ка́мени утверди́те тве́рдем избра́вшаго ва́с, апо́столи сла́внии.
Иначе развернется этот образ на вечерне.
Паремия из Книги Бытия (Быт.10:32-11:9) содержит известную историю о столпотворении вавилонском. О том, как человечество, успевшее забыть про всемирный потоп, воспитательную меру Господа, собирается построить башню до неба:
И рече́ челове́к бли́жнему своему́: прииди́те, сотвори́м пли́нфы (кирпичи) и испече́м их огне́м.
И бысть им пли́нфа в ка́мень (и стала для них плинфа камнем).
И реко́ша: прииди́те, сози́ждем себе́ град и столп, его́же верх бу́дет да́же до небесе́; и сотвори́м себе́ и́мя.
Известно, что произошло далее:
И сни́де Госпо́дь ви́дети град и столп, его́же созида́ша сы́нове челове́честии. И рече́ Госпо́дь: соше́дше смеси́м та́мо язы́к их, да не услы́шат ки́йждо гла́са бли́жняго своего́. И разсе́я их отту́ду Госпо́дь по лицу́ всея́ земли́, и преста́ша зи́ждуще град и столп.
Этот город и башня, в отличие от Иерусалима, строились отнюдь не во славу Божию – люди себе делали имя. Увы, такое бывает: хочется прослыть кем-то значительным, хотя в глубине души понимаешь, что ты просто обожженная глина…
…И с трепетом вспоминаешь слова Господа из службы Великого Пятка: Сокрушу́ их, яко сосу́ды скуде́льничи (ср. Пс.2:9).

Комментировать