Наш собеседник, много лет живущий в Америке, рассказал об особенностях православной жизни в этой стране.
– Дмитрий, расскажите немного о себе.
– Я родился в России, в Сибири. С 13 лет до окончания школы был алтарником храма Новомучеников и Исповедников Российских, а позже – Свято-Серафимо-Покровского монастыря города Кольчугино (Ленинска-Кузнецкого) Кемеровской области. Затем, во время учебы в Томском университете, был инициатором возрождения домового храма университета.
Службы там так и не начались, но мы создали студенческую общину, которая какое-то время существовала. Затем переехал в Санкт-Петербург и жил там восемь лет. По образованию я историк и там учился в аспирантуре на кафедре истории. Когда я был студентом, то стал участником движения Пролайф – православного движения против абортов. Это было основным моим занятием. Считаю, лучшее, что можно сделать, – это спасти чью-то жизнь. В рамках антиабортной деятельности в 2013 году впервые приехал в Америку для обмена опытом. С 2015 года живу в США, занимаюсь деятельностью Пролайф в Нью-Йорке на регулярной основе.
– Чем был наполнен Ваш сегодняшний день до нашей беседы?
– Сегодня воскресный день, я ходил в церковь Николая Чудотворца в Нижнем Манхеттене, я всегда это делаю по воскресеньям.
Первоначальная церковь Николая Чудотворца была полностью разрушена в 2001 году во время теракта, поскольку находилась возле башен-близнецов. В храме есть красивые фрески: Богородица над Нью-Йорком, Николай Чудотворец, где он в клубах дыма от обрушения башен молится за всех людей. Такая самобытная тематика иконографии прослеживается в этом храме, затрагивая американскую действительность.
– Дмитрий, на Ваш взгляд, почему у американцев повышается с каждым годом интерес к Православию?
– Это очень интересный вопрос. Необходимо сказать о том упадке, который постиг некоторые протестантские деноминации и частично римско-католическую церковь.
Могу привести такой пример из книги священника Иосифа Ханиката (Joseph Huneycutt), который вырос на юге США в баптистской семье и перешел в Православие в 1993 году. До этого он в течение десяти лет служил в епископальной церкви, но его очень тянуло к Православию. Даже его прихожане, чтобы сделать ему приятное, дарили книги, иконы, связанные с Православием.
И я подумал, а насколько далеко это может зайти? Что, если бы он интересовался нехристианской религией, скажем, в познавательных целях? Осталась ли у его прихожан какая-то ревность о своей собственной церкви? Ведь в итоге, в том числе благодаря их подаркам, он перешел в Православие. Получается, что епископальная церковь больше напоминает клуб, куда люди приходят пообщаться, выпить кофе.
Читая книгу отца Иосифа “Пролетая над луковичным куполом”, я был тронут тем, как искренне он делится своим опытом на пути в Церковь и внутри неё.
У меня есть друг, который перешёл из протестантской церкви в Православие, получив имя Серафим. Перешёл, потому что ему не хватало глубины, которая присутствует в Православии. Рассказывая о поисках Бога у протестантов, он в шутку говорит, что курица у них вкусная: они хорошо вас накормят после проповеди, но духовный голод останется неутолённым. Кого-то привлекает в нашей вере стойкость традиций. Для них важно даже то, как выглядят православные люди, то, что они скромно одеваются в храм, а некоторые вообще не бреют бороду.
Люди в Америке осознают, что есть что-то в православной вере, не поддающееся негативному современному влиянию. Это не основополагающее, конечно, но людей заставляет задуматься.
Канадский психолог Джордан Питерсон стал популярным вопреки модным течениям. В 2016 году он прославился, резко выступив против политики Университета Торонто о применении гендерно-нейтральных местоимений к студентам. Сам не православный, но в своих лекциях и книгах превозносит Православие. И есть люди, которые, прочитав его лекцию, становятся православными. В приходах, где полностью переходят на английский язык, количество прихожан увеличивается. Есть приходы, где служат только на церковнославянском, греческом и других языках. Но там, где служат на английском, интерес к Церкви ощущается больше.
– Расскажите, как живётся людям разных юрисдикций?
– Хорошо живётся. У меня не возникало никаких проблем. Я спокойно могу перекреститься в общественном месте, на работе. Люди в Америке уважают чужую свободу.
Когда я сюда приехал, меня поразила осенняя ярмарка, на которой пели уличные музыканты. Они были разные и играли музыку других народов, например сербскую музыку. Я сначала подумал, что музыку исполняет серб, а оказалось турок, и меня это очень удивило, поскольку не было никакой вражды. Это где-то на Балканах непростые многовековые отношения между греками, турками, сербами, а здесь мир и согласие, и всё просто. Люди понимают, что вражду нужно оставить в прошлом.
Есть распространённый миф, что разные Поместные Православные Церкви входили в Русскую епархию, и только в XX веке они отделились, создав в Америке нынешнее юрисдикционное многообразие, но это не так, хотя хорошо бы к этому единству прийти. Тем более, что православных становится с каждым годом всё больше и они разных национальностей и традиций.
В Нью-Йорке находятся центры многих юрисдикций. Есть епископ Русской Зарубежной Церкви, есть епископ Московской Патриархии (хотя сейчас епископа не приглашают), есть приходы, которые находятся на соседних улицах и подчиняются разными епископам. Поэтому хотелось бы прийти к единству Православия, отбросив земные мотивы.
– Есть ли путаница в церковном календаре из-за такого многообразия?
– Греки перешли на новый календарь более ста лет назад, православная Церковь в Америке перешла несколько десятилетий назад. Для меня это не является проблемой. Есть люди, которые четко соблюдают традиции и празднуют Рождество 7 января. Например, мои друзья сербы. Для них это очень важно.
Интересно, что три прихода, которые остались в Московской Патриархии после дарования автокефалии Православной Церкви в Америке в 1970 году, перешли на новый календарь. За последние несколько лет два из этих трех приходов вернулись на старый календарь.
Настоятель храма Рождества Христова в штате Огайо отец Михаил Лилли ведёт блоги в соцсетях, и три года назад он написал, конечно, в шутку, что, дескать, желаю моим «новостильным» друзьям сил, чтобы выдержать особо долгий Апостольский пост. Дело в том, что в 2021 году он длился всего один день по новому календарю.
Воскресение Христово все отмечают в один день по юлианской пасхалии, и праздники, даты которых зависят от Пасхи, у всех совпадают, а вот день Петра и Павла по новому стилю 29 июня, а по старому – 12 июля, и поэтому пост сильно сокращается.
Так вот, зная, что в храме отца Михаила когда-то служили по новому календарю, я попросил его рассказать, как случилось, что они вернулись обратно. По его словам, на праздники в храме была невысокая посещаемость, и он подумал, что, если отмечать Рождество в другой день, будет больше людей на службе. К тому же, признался отец Михаил, ему как священнику было трудно смириться с тем, что послание Патриарха они получали только через две недели после Рождества, когда по новому календарю уже отпраздновали Крещение. Ведь этот храм – часть патриарших приходов РПЦ в США, то есть они в его непосредственном ведении. И в 2017 году на приходском собрании он получил почти стопроцентную поддержку для решения вернуться на юлианский календарь.
А вскоре такое же решение принял храм Иннокентия Иркутского в штате Мичиган, и этот приход пошёл даже дальше – они выкинули сиденья, оставили только скамейки по бокам у стен храма. Фактически каждый приход решает сам, как ему быть в каких-то моментах.
Честно, я не уверен, что я голосовал бы на этих собраниях за старый календарь или за то, чтобы убрать скамьи, но мне интересна эта история тем, что эти люди так сильно загорелись Православием и хотят быть во всем едиными со своей церковью, что хотят подчинить этому очень многое.
– А какие отличия в богослужебном пении?
– Разные юрисдикции подразумевают разные традиции богослужебного пения, наиболее древняя традиция – византийское пение, которое есть у греков, в Антиохийской церкви. В русских церквях более современное богослужебное пение. Многие церкви переложили византийские песнопения на английский язык, и это звучит невероятно красиво. Интересное явление в районе гор Аппалачи – английское пение. Там родился американский стиль православного богослужения, который напоминает фольклорное пение – песни американской культуры.
Четыре года назад я был в столице штата Нью-Йорк городе Олбани, где на чаепитии после службы в антиохийском храме Георгия Победоносца священник отец Григорий проявлял ко мне, как к гостю, такое невероятное гостеприимство, что даже напел какие-то молитвы русскими распевами. Я в шутку тогда подумал, должен ли я ответить честно, или вежливо – ведь, если честно, я больше люблю византийское пение. Царствие Небесное отцу Григорию, он уже в лучшем мире.
– Монастыри Америки, какие они?
– Я удивился узнав, что в Америке 80 православных монастырей, это число кажется большим. Но большинство из них в России назвали бы скитами, потому что там живут 2-3 человека. Однако это задел, люди идут к Православию, хотят погрузиться в очень близкие отношения с Богом и образуют, хоть и маленькие, но монашеские сообщества.
У меня есть традиция зимой ездить в Свято-Троицкий ставропигиальный мужской монастырь в Джорданвилле. Это уникальное место в глубинке штата Нью-Йорк, на полпути от города Нью-Йорка до границы с Канадой. Там теряется сотовая связь – надо перемещаться с телефоном, чтобы «поймать сеть». Это другая, глубоко консервативная Америка.
Интересно, что рядом в деревеньках многие люди не православные, но с глубокими христианскими ценностями в душе. Архимандрит монастыря, епископ Лука, ест одну и ту же еду со всеми вместе в трапезной, также со всеми стоит в очереди, чтобы поставить тарелки. Всё очень просто и по-христиански, хотя у него есть духовная власть и авторитет.
Один раз я провёл там 10 дней и старался ходить на все монашеские службы, но высыпался, хотя до этого не понимал, как могут монахи так мало спать. Молитва дает силы на всё. Это очень интересное место.
– Расскажите о своеобразных традициях православных церквей в Америке?
– Есть интересная традиция, которая ранее была в России. Христиан могли оставлять оглашенными вплоть до года или даже дольше. Они просто ходят на службы, участвуют в них, соблюдают посты. Через год священник может их крестить по готовности. В России, к сожалению, эта традиция ушла.
В этом году была крестильная литургия, я первый раз был на такой службе, когда Крещение встроено в литургию. Она разбита на несколько частей по времени, в течение которых совершаются различные части Таинств Крещения и Миропомазания. Там крестился мой друг, участник антиабортного движения. Эта литургия была в Великую субботу перед Пасхой. Обычно такие литургии проходят либо в Великую субботу, либо в Лазареву субботу.
Мой друг чернокожий американец и на 1/4 китаец. Он на Крещение выбрал имя Тимофей в честь Тимофея, князя Псковского. Сделал себе футболку с российским триколором, и там было написано на английском языке: «Тимофей. 5 мая 2024 года. Крещён в Православии». Все эти события накладывают ответственность на русских православных: на нас смотрят, как на образец, и нам надо соответствовать этому. Конечно, это вызывает и чувство радости тоже. На службе я видел ещё пять оглашенных, ожидающих Крещения.
Ещё интересна сама практика исповеди перед Причастием. В Антиохийской, Греческой, Сербской Церквах нет традиции обязательной исповеди перед Причастием. Я определился для себя, что исповедоваться нужно хотя бы один раз в месяц, и сами священники напоминают о необходимости покаяния.
Некоторые улицы Нью-Йорка и других городов названы именами священников: например, есть улица святого Рафаила, а совсем недавно появились улицы святого патриарха Тихона в Манхеттене и улица епископа Феофана Ноли в Бронксе.
В городе Джерси-Сити, это штат Нью-Джерси, есть храм святых Петра и Павла ПЦА. Там когда-то служил отец Александр Хотовицкий, расстрелянный в Москве в 1937 г. Улице, на которой расположен храм, присвоили второе почетное имя – Путь Св. Александра Хотовицкого.
Весной 2019 г. я проходил мимо и увидел, что знак с названием улицы надо обновить, краска слезала с него… Я написал онлайн в местный муниципалитет, чиновники быстро среагировали и через какое-то время ответили, что поставили новый знак. Я его позже сфотографировал. Он по размеру был меньше прежнего, но зато двусторонний. Прежний был односторонний. Вот такое христианское отношение чиновников к их работе.
Ещё здесь есть традиция поминальных служб в годовщину 11 сентября. В 2019 году Архиепископ ПЦА Нью-йоркский и Нью-Джерсийский Михаил после панихиды в храме Святого Духа города Вантаж, Нью-Джерси, благословил машины спасателей.
Еще хотелось бы упомянуть о храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в юрисдикции Антиохийской Православной Церкви в Солт-Лейк-Сити. Я писал статью про строительство храма в Юте после того как увидел фотографии, как они в поле служили на месте будущего храма. Теперь храм построен.
Настоятель прихода апостолов Петра и Павла священник Иустин Хавенс придает большое значение тому, чтобы новый храм внешне выглядел в традиционном для православных церквей стиле.
В Америке многие приходы арендуют или покупают бывшие протестантские и католические церкви, а иногда и бывшие синагоги. И если внутри они всегда выглядят как православный храм, то снаружи иногда только надпись у входа позволяет понять, какая именно конфессия владеет помещением.
Половина прихожан – обратившиеся в Православие бывшие католики, протестанты, иудеи, мусульмане, атеисты. Для них особенно важно видеть подлинный внешний вид храма, построенный на богатейшем многовековом опыте возведения православных храмов. Неслучайно для строительства выбрали проект церкви в русском стиле: с куполами в виде луковиц и восьмиконечными крестами. Безусловно, новый храм и приходской дом послужат для развития православной миссии в местности, где большинство населения составляют мормоны.
– Что в американских православных традициях уникального, чего нет в других странах?
– Ежегодно каждый четвертый четверг ноября в США отмечается национальный праздник День благодарения (Thanksgiving Day). Это один из самых популярных праздников в стране. По традиции в этот день американцы возносят хвалу Богу. Русская Зарубежная Церковь, как и патриаршие приходы в Америке, часто служат благодарственные молебны в этот день и готовят для прихожан праздничный обед, то есть они включены в это общенациональное празднование.
История праздника уходит вглубь американской истории, когда первые поселенцы прибыли в 1620 году на новый континент. Местные индейцы научили их, какие сельскохозяйственные культуры лучше всего здесь растут. Неожиданно большой урожай стал наградой поселенцам за их труды, и они решили осенью 1621 года устроить праздник благодарения Богу, на который пригласили и местных жителей. Именно тогда, кстати, аборигены и принесли переселенцам неведомую для тех птицу, которая впоследствии получила название индейки и стала главным символом торжества.
День Благодарения часто выпадает на день Рождественского поста. Выскажу своё личное мнение, вспоминая евангельские слова: «Не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк 2:27). В книге «Несвятые святые» есть рассказ, как отец Тихон (Шевкунов) – сейчас уже митрополит – нарушил пост, и все, кого я знаю, очень умиляются этим моментом, никто его не осуждает. А День Благодарения – это многократно больше того частного случая, описанного в книге. В этот день люди движимы великой христианской идеей быть благодарными. Семьи собираются вместе, и, конечно, сложно представить семейное застолье с одними овощами.
Важнее поедания индейки, конечно, соблюсти суть празднования и вознести благодарность Богу, вспомнить благодеяния Божьи и поблагодарить за Его дары. Здесь уместно вспомнить, что главное христианское Таинство называется Евхаристия, то есть Благодарение. Хотя, несомненно, Таинство Евхаристии куда более глубоко и сокровенно.
Беседу вела Виктория Платонова
Комментировать