Денница

Литература по теме

Денни́ца (греч. ἑωσφόρος) —

1) Утренняя звезда, заря;
2) люцифер, одно из имен диавола.

dennica - Денница

Гюстав Доре «Потерянный рай»

1) В ближайшем и непосредственном значении это слово употребляется при сопоставлениях для более яркого выражения и раскрытия тех или иных богословских истин, идей.

а) Например, псалмопевец использовал слово «денница» в стихе о предвечном рождении Сына Божия от Бога Отца: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» (Пс.109:3). Так, посредством, казалось бы, незамысловатого сравнения, он представил важнейшие догматические положения:

  • Как роса рождается прежде денницы, так и Сын Божий рожден прежде зари мироздания.
  • Как роса бесстрастно происходит из утреннего тумана, так и Сын Божий бесстрастно рождается от Бога Отца.
  • Как роса имеет единую природу с туманом, так и Сын Божий единосущен Богу Отцу.

б) Многострадальный Иов, проклиная ночь своего зачатия, также вспоминал о деннице: «Да померкнут звезды рассвета её: пусть ждет она света, и он не приходит, и да не увидит она ресниц денницы» (Иов.3:9). В данном случае метафорическим образом проклятой, непрестанно длящейся ночи, подчеркнута глубина душевного напряжения Иова, стремившегося объяснить для себя смысл внезапно обрушившихся на него бедствий.

2) Непосредственным поводом к употреблению имени «денница» в отношении диавола служит провозвестие пророка Исаии: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис.14:12).

Будучи по своему естеству ангелом, изначально принадлежавшим к одному из высших чинов небесной иерархии, диавол, до своего преступления, обладал многочисленными совершенствами. И своей светозарностью, связанной с восприятием и отображением Божественного Света, он превосходил многих других светлых ангелов.

О том, какими благами он был одарён и украшен, Бог напомнил ему через пророка Иезекииля: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:14-15).

Став духом злобы, мироправителем тьмы (Еф.6:12), люцифер утратил первобытную светозарность и красоту. Называя диавола «денницей», Писание обнаруживает, чего он лишился и на что променял своё богоподобное достоинство; напоминает, что вина за его беззаконие лежит исключительно на нём.

Другой причиной именования диавола «утренней звездой» служит его умение принимать, в целях обольщения людей, ложный вид ангелов света (2Кор. 11:14) и даже Самого Бога. Заметим, что Утренней Звездой, или Денницей, именуется и Господь: «Я, Иисус… Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя (в ц.-сл. варианте — денница)» (Откр. 22:16).

Цитаты о деннице

«Диавол пал по собственному своему произволению, потому что он имел свободную жизнь и ему дана была власть или пребывать с Богом, или удаляться от Благого. Гавриил – Ангел и всегда предстоит Богу. Сатана – ангел и совершенно ниспал из собственного своего чина. И первого сохранило в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасыщаемая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это отчуждение от Бога есть зло».
свт. Василий Великий

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки