Array ( [_gcl_au] => 1.1.1640127797.1707270972 [_ga] => GA1.2.647335660.1707270972 [_ym_uid] => 1707270972270156920 [_ym_d] => 1707270972 [en4_language] => ru_RU [en4_locale] => ru_RU [_gid] => GA1.2.1554459898.1713490884 [_langs] => utfcs~r [_ym_isad] => 2 [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [rmcookie] => S:afcTpye7bLU4chrqQP8i2FNIVEzCnszofuqCb5Ts957CHYGIg1izZ_ncMi0xGnx2JCN2d7fTRlZSHYUqniy_RCFrBfpBfdhc4OcJ4pNMGIJuzYWKv3L0dJL_YpPHsUaPskqny0uONdGkWpgc669P7ja6QlWCCTPcbaEPYWGi9j0v8n3XdbNMlAqREbAhVqijfyoepgKoikWDqB66GZbnTMu-_wzwR0FFByZ4ZHaXkK2jzRpN6jlV5t7OIfdfRTQh8Ja-ZNJ9WJuYrduYolOa2o-143H7zpWRX413m7XaKaCAdGGPXBJDGEE6c3aLeL-XH8BPWOw7YOOcleTZm5tB4zaA57bLUiGRB5gUSQHiaj2NQL_6iK4JjPssp3k5euFDLILQyq17XyGl7_KA_fEJ1yo1U6UwDZcCf7URMlYzkQbuSuS4mM9dNgJSD0hpJvmuwFDjUIGd_bGFMhW0Y3_x3Gp7I_67cBVVOKLZTZcZxYS7bf42XFLqAqXcwXgak1pYT_ZSE8HQjX6S529NVuCu0BIUOYgi6kV9YLGN3ibU2aWCuU-TXZPo0wv3BLWaRW5mW8CNKnIN_6TBJJdm6QnszA-Un-qMtCw6Q6_-cX0IMD-WKC7N28IikR_pKWUyO9ZO_w== [otrid] => S:tdGJlRHmoIqSHirWmZdRahSHHoTLt3oC4Qr6iIcyOuyq7HUnQ3e4S5byEL9qV5h5-CTJ1wSZDEVDnNJgWZxFxGsSQgOQ5Zsc-y6nZE9NqOXIS0bx4lxw7FxkWkC_x2KDZIrSmD7qi2idosykT-EmWP9wCtAajkZSc6zBmHLqvsWhcaJL6rK1cBgr2OEXjRHApLnu2JciM7HNANOjn16wjg7m7RfQGif-kIM= )

Эгоизм

Литература по теме

Эгои́зм (от лат. ego — я) —

1) резкое предпочтение собственных интересов интересам прочих людей;
2) образ мыслей, стремлений и поведения, определяемый предпочтением личной выгоды или пользы перед выгодой или пользой других людей;
3) себялюбие, самолюбие.

В христианстве же заповедуется не «себе угождать» (Рим.15:1), не «своего искать» (Фил.2:4). Лекарство от эгоизма – покаяние.

Насколько эгоизм согласуется с содержанием проповеди Христа?

Согласно евангельскому учению, в основе взаимоотношений христианина с Богом и ближними должна поставляться любовь). Причем под любовью в данном случае понимается не стихийно зарождающееся чувство: заповедь о любви к Богу и своим ближним прозвучала из уст Господа Иисуса Христа как непререкаемое требование Божьего закона: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк.12:30); «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк.12:31).

Любить Бога — значит иметь желание и готовность отказаться от многого из того, что диктуется эгоистическими интересами. Любить ближних — значит иметь желание и готовность соображать свои интересы с интересами других людей, которые, понятное дело, могут идти вразрез с личными эгоистичными интересами. Так, начальник мытарей, Закхей, вразумлённый словами Христа, пообещал раздать нищим половину своего имения, а обиженым воздать вчетверо (Лк.19:8).

Любовь подразумевает жертвенность, чего не скажешь об эгоизме. Примером жертвенности служит Сам Спаситель, претерпевший ради нашего блага унижения, страдания и позорную, лютую смерть. Высшим проявлением любви (обычного) человека к ближнему также является жертвенность: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

Кроме того эгоизм, как личностное качество, формирующееся на основе гордости (см.: Гордость), противоречит понятию о христианской кротости и смирении: «За смирением следует страх Господень» (Притч.22:4). Быть смиренным — значит смиренно принимать волю Божью даже тогда, когда это не сводится к реализации эгоистичных побуждений, иметь смиренное мнение о себе. Но разве так мыслит и действует эгоист?

Стало быть, эгоизм, как качество личности, не согласуется ни с высоким званием христианина, ни с высокими требованиями новозаветного нравственного закона, ни с самой целью христианской жизни, направленной на достижение духовно-нравственного совершенства, обожения, достижения Царства Славы.

Цитаты об эгоизме

«Эгоизм — непослушный сын гордости. Эгоист всегда стоит на своём. Но как деревья, которые, не сгибаясь под напором ветра, в конце концов ломаются, так и эгоист расшибает себе лоб, потому что не уступает. Эгоизм — великое зло! Хотя эгоист и не находит покоя, всё равно стоит на своём!»
преп. Паисий Афонский

«Если и в делах житейских никто для себя одного не живет, но всякий, и художник, и воин, и земледелец, и купец, посвящают себя занятиям для пользы и выгоды общественной, то, тем более, должно быть это исполняемо в делах духовных. В этом преимущественно и состоит жизнь; напротив, кто живет только для самого себя, а обо всех прочих нерадит, тот лишний, тот не человек, а изверг рода человеческого».
свт. Иоанн Златоуст

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka