Иконостас

Литература по теме

Иконоста́с (от греч. εἰκονοστάσιον (иконостасион) (от εἰκών — образ, изображение, и στάσις — место стояния)) — перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Представляет собой стенку с расположенными по ярусам иконами, отображающими историю попечения Бога о человеке. Обычно число ярусов бывает от трех до пяти. Их можно рассматривать, начиная от верхнего яруса к нижнему, ибо такая схема последовательности указывает на историческую последовательность обозначаемых этими иконами событий.

ikonostas 2 - Иконостас

  • Пятый, верхний ярус содержит икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.).
  • Четвертый снизу – икону Богородицы «Знамение» и иконы предстоящих пророков.
  • Третий ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников.
  • Второй ярус – иконы Деисиса.

– В середине нижнего яруса находятся Царские врата, справа (на южной стороне) от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которому посвящен храм. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

Иконостас непременно венчается Крестом, как вершиной Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.

ikonostas 1 - Иконостас

Цитаты об иконостасе

«Самые ранние русские храмы имели единое пространство, не разделённое иконостасом. Впоследствии, на Руси иконостас развивался в двух направлениях; по горизонтали и вертикали. Часто алтарь был отделен от основного пространства храма просто оштукатуренной стеной, на которой были написаны иконы фрески — таким был, к примеру, древнейший иконостас Успенского собора Московского Кремля. На рубеже XV века в связи с изменениями в богослужении — перенесением жертвенника из средней части храма в алтарь — иконостас стал закрывать не только центральную апсиду, но и боковые. Кутейник (место, в которое приносили кутью для поминания усопших и совершали панихиды) был перенесен в притвор, где сейчас обычно находится канун — поминальный стол, а в южной апсиде стали устраивать ризницу или диаконник. Начиная с XV–XVI века иконостас стал расти в высоту; сверху к праздничным иконам стали добавлять ещё несколько рядов. Так сформировался привычный нам многоярусный иконостас».
священник Виктор Гавриш

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки