Информация

Литература по теме

Информа́ция — сведения о предметах, процессах, явлениях, силах.

Чем религиозное информирование отличается от подлинно-религиозной проповеди?

Религиозное информирования, осуществляемое в рамках преподавания таких дисциплин как Религиоведение, Основы религиозной культуры, подразумевают ознакомление человека с главными положениями верований, религиозных правил и обрядов.

Одно из важнейших отличий религиозного информирования от христианской проповеди связано с разностью основополагающих целей. Целям религиозного информирования могут соответствовать самые разные задачи. Следовательно, результаты тоже могут быть совершенно различными.

Положим, представители инославных конфессий могут знакомиться с Православием не для дальнейшего приобщения к Вселенской Церкви, а для того, чтобы со знанием дела, лучше и эффективнее привлекать на свою сторону колеблющихся, не стойких в вере христиан (см.: Конфессия).

Сторонники философии, например, могут стяжать информацию о Православии для общей эрудиции, с целью расширения своего философского горизонта. При этом могут и не испытывать тех душевных волнений, которые испытывает христианин, но относиться к христианству как к всего лишь одному из направлений философской мысли, как к гуманитарной доктрине.

Скажем, во время строительства коммунизма в СССР последователи научного атеизма изучали основы христианства исключительно с тем, чтобы успешней использовать свои знания в деле борьбы против Христа и Его Церкви. Некоторые атеисты неплохо ориентировались не только в текстах Писания, но и в святоотеческих произведениях, однако не обратились, не изменили вере в материю.

По большому счёту принцип отношения к религиозному знанию как не более чем к информации используется и в Православных образовательных школах, например, с целью лучшего осмысления своей веры, с целью приобретения теоретических навыков для борьбы с заблуждениями.

Совсем другое дело — подлинно-религиозная, христианская проповедь. Основное предназначение проповеди — приобщение или утверждение человека в вере, способствование его духовно-нравственному преображению, избавлению от греха, соединению с Богом.

С точки зрения содержания христианская проповедь отличается от простой информированности чистотой изложения, точной интерпретацией фактов и догматов (тогда как в формате религиозного информирования преподаватель может позволить себе и весьма субъективные, далёкие от безупречности толкования преподаваемых истин).

С внешней стороны, формально, христианская проповедь отличается от религиозного информирования тем, что не ограничивается рамками теоретически преподаваемых знаний. Достойный проповедник доказывает правильность положений христианства и своей жизнью, и своим внутренним согласием с тем, о чём говорит.

***

свящ. Георгий Максимов

Мы живем во время переизбытка информации, и в этом смысле современным христианам труднее, чем было нашим предкам. В старые времена не было такого обилия информации, которая, подобно мутному потоку захлестнула сейчас человечество. Он изливается на нас в интернете, по телевизору, по радио, из книг, из телефонных чатов и даже с рекламных баннеров, мимо которых мы идем по улице. Многое из этого потока способно засорять, осквернять и соблазнять наш ум. Как на уровне образов, так и не уровне идей и эмоций. Эти вещи не проходят бесследно. Иногда образы, которые случайно попадаются на глаза, застревают в уме на многие годы, и потом дьявол использует их для того, чтобы человека смутить.

Более того, даже если не брать в расчет греховный контент, то переизбыток и нравственно нейтральной информации приводит к большим проблемам. Для них существует специальный термин: “синдром информационной усталости”. Доказано, что из-за информационной перегрузки внимание человека рассеивается, происходят резкие перепады настроения, нередко охватывает тревога, снижается способность принимать обдуманные решения и способность адекватно оценивать полученные сведения, в некоторых случаях это приводит к бессоннице.

Так что христианину очень важно соблюдать гигиену ума: ставить границы того, что и сколько он читает, смотрит, слушает. Ещё в Писании говорится, что “много читать — утомительно для тела” (Еккл.12:12). Понятно, что полностью закрыться от этого информационного потока мы не можем, но, по крайней мере, научиться фильтровать его крайне важно.

Цитаты об информации

«Свобода выражения мыслей и чувств, предполагающая возможность распространения информации, является естественным продолжением свободы мировоззренческого выбора. Слово служит основным средством общения людей с Богом и между собой. Содержание общения серьезно влияет на благополучие человека и межличностные отношения в обществе. Человек несет особую ответственность за свои слова. От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься, — говорится в Священном Писании (Мф.12:37).
Публичные выступления и заявления не должны содействовать распространению греха, порождать распри и нестроения в обществе. Слово должно созидать и поддерживать добро. Особенно опасно оскорблять религиозные и национальные чувства, искажать информацию о жизни тех или иных религиозных общин, народов, социальных групп, личностей. Ответственность за слово многократно возрастает в современном мире, переживающем бурное развитие технологий хранения и распространения информации».
Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека

«Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. В случаях, когда того требуют защита Отечества, сохранение нравственности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности. Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею».
Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки