Канон гимнографический

Литература по теме

Кано́н (см.: Канон) гимнографический – песнопение, посвященное особому событию или прославлению святого, составленное по определенным правилам из нескольких песней (9‑ти, 8‑ми, 4‑х, 3‑х, 2‑х), связанных по содержанию общей тематикой, состоящих из ирмоса и тропарей. Канон сопоставляет ветхозаветные образы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета.

kanon gimnograficheskij - Канон гимнографический

Песнь состоит из ирмоса и следующих за ним тропарей.

В большинстве канонов 2‑я песнь отсутствует, т.к. по Типикону её положено стихословить только в Великом Посту (не каждый день). Она присутствует только в канонах Постной Триоди. Во всех других канонах (даже и покаянного содержания) она отсутствует

Ирмос – располагается в начале каждой песни, указывает на ветхозаветные прообразы и является образцом (по содержанию, стихотворной форме, ритму) для остальных тропарей данной песни.

Тропарь – краткая песнь, прославляющая дела Бога или Его святых. Последний тропарь каждой песни посвящён прославлению Богородицы. Троичный тропарь прославляет Пресвятую Троицу. Окончания тропарей каждой песни часто повторяются. Припев произносится перед тропарями, за исключением начинающихся со Слава…

Седален – краткое церковное песнопение во время которого молящиеся садились, для слушания следующего за ним чтения Священного Писания или Жития святого. Раньше это чтение следовало за 3‑ей песней.

Кондак – в прошлом, гимн состоящий из большого числа строк – икосов. Создан прп. Романом Сладкопевцем. Буквально означает валик, на который накручивался свиток; это значение перешло и на сам свиток. Нынешний кондак и икос после 6‑й песни канона – всё, что осталось от древнего кондака. Первым кондаком был кондак Рождества Христова – «Дева днесь Пресущественного раждает…».

Песни Священного Писания положенные в основу ирмосов

1‑я. Благодарственная песнь пророка Моисея, после перехода евреев через Чермное (Красное) море. Это событие – основа ветхозаветной Пасхи и прообраз новозаветной. Под царством фараона подразумевается царство диавола и греха, под Израилем – христиане, которых Господь Своим воскресением перевёл от смерти к жизни (Исх.14:21-15,21).

2‑я. Обычно отсутствует. Песнь эта побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста, в которые мы должны омывать душу слезами. Исполняется 2‑я песнь только в дни св. Четыредесятницы, например, в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского — самом большом из известных канонов.

3‑я. Благодарственная песнь св. Анны, матери пророка Самуила. Св. Анна дала обет Господу, отдать Ему сына своего, если у неё будет ребенок. Песнь является её молитвой, когда она отдала ребёнка служить Богу при священнике Илии. (1Цар.2:1-10). Символизирует нашу благодарность Господу, ибо без него мы бесплодны, как бесплодна была св. Анна.

4‑я. Пророческая песнь-молитва пророка Аввакума (Авв.3:1-19), в которой он воспевает величие Господа, Его спасение для нас.

5‑я. Молитва пророка Исайи (Ис.26:9-19), провидевшего пришествие Спасителя и всеобщее воскресение.

6‑я. Молитва пророка Ионы из чрева кита (Иона 2:2-10). Мы выражаем благодарность Господу за то, что Он спас нас, погрязших в грехах. Чрево кита – образ преисподней.

7 и 8‑я. Песнь трёх отроков, вверженных в раскалённую печь за отказ поклониться идолу и чудесно спасённых (Дан.3:19, 26-56; 3:57-90). Печь – символ прошедшей, грешной жизни, за что евреи были отданы под власть язычников.

9‑я. Песнь Богоматери при встрече со св. Елисаветою: «Величит душа моя Господа…» (Лк.1:46-55). Молитва Захарии, поражённого немотой и вновь обретшего дар речи «Благословен Господь Бог Израилев…» (Лк.1:68-79).

Каноны в греческом оригинале всегда имеют поэтическую форму

Эта стихотворная форма, выработанная в Византии, своеобразна: каждый стих (т. е. строка) тропаря какой-либо песни канона имеет собственный размер (количество слогов и расположение ударений), точно повторяющий размер соответствующего стиха в ирмосе этой песни. Таким образом, ирмос каждой песни является образцом (по аналогии со стихирами можно сказать – «самоподобном») для всех тропарей этой песни в отношении размера.

В этом имеется чисто практический смысл: поскольку по Уставу каноны полагается петь, такое ритмическое строение тропарей позволяет пропевать их на мелодию ирмоса без всяких изменений.

Встречаются и произведения, при написании которых авторы использовали метрику классической древнегреческой поэзии, где определяющим принципом является не расположение ударений в стихе, а чередование кратких и долгих слогов. Знаменитыми примерами таких произведений являются каноны на Рождество Христово, Богоявление и Пятидесятницу прп. Иоанна Дамаскина, написанные классическим ямбическим триметром (вдобавок, при соблюдении чередования ударений).

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки