Макрокосм и микрокосм

Литература по теме

Макроко́см и микроко́см

1) большой мир (от греч. μακρός — большой, долгий; и κόσμος — космос, вселенная, мир) и малый мир (от греч. μικρός — малый, незначительный; и κόσμος — космос, вселенная, мир);
2) пара понятий, употребляемая в философии и богословии при сопоставлении человека с окружающим миром; используется в рамках разделов учений, определяющих и раскрывающих место человека во вселенной, как одной из важнейших её частей.

Почему тогда как философия представляет человека малым миром в большом, святоотеческое богословие допускает обратное?

Разные направления философии, подходя к этому вопросу, обращали внимание на грандиозность вселенной, поражающую человеческий разум и чувства красотой и масштабами, тайнами, чёткой уравновешенностью, слаженным, гармоничным взаимодействием одних частей с другими. Человек же нередко рассматривался философией, как мельчайшая частичка этого мира, целиком зависящая от него. Физическая жизнь человека в сравнении с жизнью вселенной почиталась практически за ничто. Доходило до обоготворения тех или иных частей космоса, физических явлений, сил, предметов, стихий (см.: Идолопоклонство).

Православные богословы смотрели на человека прежде всего как на образ и подобие Творца, не забывая, что изначально человек хотя и зависел от условий среды своего обитания, но всё же, при этом был поставлен царём видимого мира, призван владеть и управлять им в той мере, в которой было угодно Богу (Быт.1:28). Утрата власти над природой произошла лишь вследствие грехопадения (Быт.3:17).

К тому же, после Сошествия в мир Сына Божия и совершения Им дела Искупления человек не только стал сродником Самому Господу Иисусу Христу (по человеческому естеству), но и был призван стать богом по благодати (2Пет.1:4). Это осуществимо через богообщение и обо́жение, в лоне Церкви. В данном отношении человек превосходит любые объекты мироздания и всю вселенную в целом.

Цитаты о макрокосме и микрокосме

«Человек – малый мир. Он сосредотачивает в себе все тварные силы».
свт. Феофан Затворник

«Произведя из ничтожества мир духовный и затем мир вещественный, Господь Бог, в заключение творения, произвел человека, который равно принадлежит и к миру духовному по своей душе, и к миру вещественному по своему телу, а потому есть как бы сокращение двух миров, и справедливо называется малым миром».
митр. Макарий (Булгаков)

«Человек же есть малый мир. Ибо он обладает душою и телом и стоит посреди ума и вещества – потому он есть связующее звено между видимым и невидимым, то есть чувственным и умопостигаемым творением».
прп. Иоанн Дамаскин

«Мир умопостигаемый находится в чувственном, как душа в теле, а чувственный мир соединен с умопостигаемым, как тело соединено с душой. И един мир, состоящий из них обоих, как один человек, состоящий из души и тела. Каждый из этих миров, сращенных в единении, не отвергает и не отрицает другого, по закону Творца, соединившего их».
прп. Максим Исповедник

«Человек был сотворен, чтобы (быть) великим миром в малом мире, видимом, и помещен Богом на землю».
прп. Никита Стифат

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки