Array ( [otrid] => S:6qGLCnHpleDv2GNi_LkETxx51nsWIF8Tzhzoe_aipuQ3dCEJlqEDl3FpxgnNkWM4xulSIiBu3vzxe_YrB-4ietqv89CTdq3Om62AO9UxTIJnh26peNm9--pPra-fm0pjg1AtyEpMV2RSvhHkcjb6NiXGnIgApcorKprD0LBrtm85LvzEGkTtiUZvBCf_fu7eRYzvDHF7ijZri0dPi2gaatv2hxbjM2vR8ls= [rmcookie] => S:G_9HhNeghJacycDg4irT85j4qA9V4qZm3WhTlTxqohAG8mxYJyiNFyBk5W95ZNahZJS9-lVxBmzZs61GSE-BxefyEc0NwBc7q1aoPffgkjpXjSWdd-7JEY0khiqMTTTXC_knWf9uRhlyXjsr6CdUMav4cfElo685jHYdRGw7F6xwmrXv_LAt66TAKmFz-r2RgIiNPa3W3tGKUtk53jIKxKUXRgL3Q3INMq92CpCGtC51vF7hcPwuyPl3G5ZGXs-NqyVYruLkuZBl8TW-ksGPlpn1Dh5FnEQOF7scWEEOkhom_AIHtwHXD4muDUCAAB6s-7JEG8puTCL79CpKFCc0bC4KzYp09QXFS_bL5TO12CclIIfTMlL-3mdCOhYBDbU4H_qydcfi77_KJH4knNDaWRb2H79nS5pSAEEc882kg0NopvOvS5RfdtDmSToRG_0u36Eqq_rBG9H8ok-J3_M9Hz4AWviRaFMjP3k38_N-VDDbE8rPqFY9onhoqYuIJf2PHQyDe4G0E4xnoNJg-SMxWxRUUWcU9Q9w0wp_8Xgs758Yfxm7CF0hQCjoOIXKZpqlj25wvYUbWqDqtmc52p74TfmYDmCUHTe5IhHsAQhh1AnYZOhrnFW-rsWd8T_zGLY2clB-I4TdADzWCQeSLzSBGn8jhHHRwv6pqRi1XjSKcG4= )

Месть

Литература по теме

Месть

1) намеренное справедливое воздаяние кому-либо, чему либо (коллективу, обществу, государству) за действия несправедливого (противозаконного) характера (Втор.32:35);
2) намеренно осуществляемое (осуществленное) воздаяние за действие, субъективно оцениваемое мстителем как несправедливое, достойное наказания;
3) способ удовлетворения уязвленной гордыни); причинение зла кому-либо, чему-либо за нанесенный ущерб, оскорбление и т. п.;
4) действие, направленное на удовлетворение уязвленной гордыни (в том числе формально прикрытое благой целью восстановления попранной справедливости).

mest - Месть
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Месть и смерть Самсона (Суд.16:23-30).

Была ли месть узаконена Богом во времена Ветхого Завета?

Во времена Ветхого Завета, как и во времена Нового, Бог не исключал возможности человека лично участвовать в восстановлении справедливости, хотя и настаивал через пророков, что право осуществления окончательного справедливого Суда принадлежит именно Ему: «У Меня отмщение и воздаяние» (Втор.32:35).

Однако, Господь никогда не предписывал людям проявлять в отношении ближних мстительность в грубом (богопротивном) значении этого слова, например, ради злорадства.

Ветхий Завет допускал адекватный ответ пострадавшего (или его близких) в адрес обидчика: «если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх.21:23-25).

В принципе, это законоположение можно интерпретировать как право пострадавшего на справедливое возмездие, но нельзя объяснять как поощрение Богом низменных, греховных человеческих стремлений (гордости, слепой лютой ненависти и пр.).

Уместно подчеркнуть, что названное правило было дано в строгом соответствии историческому контексту и тому уровню нравственного состояния, на котором стоял еврейский народ. Заповедь о любви к врагу, о прощении и даже благословении врагов, данная во Христе, едва ли бы бы встретила, в ту эпоху, широкое понимание и одобрения со стороны иудеев.

Между тем, хотя ветхозаветное положение «око за око…» формально и отличается от заповеди Христа, оно также основано на Божественном милосердии.

Вопреки мнению ряда мыслителей, правило «око за око…» не только не подстрекало к низменной мести (к мести в дурном понимании), но и напротив, оберегало как потенциального воздаятеля, так и того, на кого могло быть направлено возмездие от чрезмерного наказания, ограничивало пострадавшую сторону в праве мстить, умеряло желание «мстителя» воздать обидчику «по полной», с лихвой: глаз за глаз, но не два глаза за глаз; душу за душу, но не две души за одну (не истребление всей семьи или целого племени за убийство одного человека).

Несомненно, что существование этого правила во времена Ветхого Завета играло и важную профилактическую роль.

Из свидетельств Писания достоверно известно, что многие представители Израиля, вопреки Божьему запрету, поклонялись ложным богам, рукотворным идолам и кумирам. Знание о неизбежности наказания за грех со стороны Бога не оказывало на них решающего воздействия, ведь по сути они и не обладали искренней верой в Единого Бога, в Его Праведный Промысл. Бог представлялся им слишком далёким, а идол — близким. Чего могли стоить в их развращённом сознании Божьи слова: «У Меня отмщение и воздаяние» (Втор.32:35)?

Мысль же о неминуемом наказании со стороны человека, право на которое давал ему непререкаемый, общепризнанный закон, могла отрезвить даже и самого закоренелого идолопоклонника.

Цитаты о мести

«Бог Сам на Себя берет дело отмщения. Не вмешивайтесь в сие дело, говорит как бы Он, Я Сам воздам, Мое это дело. Вы не сумеете сделать это как должно. По-вашему, сейчас надо отмстить, а по лучшему порядку — лучше отложить отмщение, или на время, или совсем. Можно бывает обойтись и совсем без отмщения: обидевший сам придет в чувство и исправит свою неправду; а это гораздо лучше. — Или — сделай ему теперь отмщение, и он паче ожесточится; но покарай его чем-либо после, — и он умягчится сердцем и исправится. Как вы этого ничего не знаете, то и не беритесь лучше за сие дело. К тому же ты, обиженный, сам бывал неправ во многом. Я послал эту тебе напраслину, в воздаяние тебе за твои неправды и грехи, чтоб избавить тебя от будущего воздаяния. Если претерпишь, видишь, какую беду предотвратишь? А если отмстишь, сгубишь весь благой плод для тебя от напраслины. Грехи твои на тебе остаются, и жди вечного воздаяния, если в очищение тебе не выпадет на твою долю другая напраслина. Так не ищи отмщения. С тем, кто причинил тебе напраслину, Я лучше тебя знаю, как поступить по всей правде, а ты прими ее, как врачевство для тебя и как отвод большего и страшнейшего зла. У Меня все направляется к тому, чтобы из всего всем выходило благо, — не временное, а вечное, не земное, а небесное, не видимое, а духовное. Так и бывает, когда вы не вмешиваетесь со своими правдами; а когда вмешиваетесь, возмущаете Мои порядки и, вместо добра, размножаете и пожинаете зло».
свт. Феофан Затворник

«Многие верят, что Ветхий Завет одобряет мщение, а Христос его запретил. Ветхозаветное установление: око за око, зуб за зуб, изложенное в Исх.21:24, служило руководством для судей в официальных судах Израиля. Судьи были призваны выносить справедливый приговор, в котором наказание должно соответствовать преступлению. Во времена Христа считалось, что заповедь «око за око» означает Божие позволение мстить – если кто-то вам причинил зло, вы имеете право поступить с ним так же. Однако это правило не предназначалось для использования в личных отношениях. Христос опроверг это заблуждение и утвердил чистое ветхозаветное учение, которое призывает проявлять в отношениях с людьми доброту и милосердие. Ветхий Завет учит, что в отношениях между людьми нужно руководствоваться милосердием и добротой. В Лев.19:18 написано: Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего …Я Господь».
Д.Г. Добыкин, преподаватель кафедры библеистики СПбДА

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka