Муки адовы

Литература по теме

Му́ки а́довы

1) мучения душ грешников как следствие Божьего воздаяния с одной стороны и их внутреннего состояния с другой стороны, длящиеся с момента завершения Частного Суда до времени всеобщего воскресения и последующего за ним Страшного Суда;
2) вечные мучения нераскаянных грешников и бесов после завершения Страшного Суда как результат определения этого Суда, вынесенного в соответствии с духовно-нравственным расположением каждого осужденного (см. подробнее: Зачем Богу мучить грешников вечным геенским огнем?).

Состояние грешников после смерти до Страшного Суда

Согласно церковному учению, в ад входят души тех грешников, которые, по определению Частного Суда, лишаются (как минимум временного) упокоения в Царстве Славы, тех, например,  «кто умирает, прогневав Бога и отчаявшись» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 68), также, к слову, тех христиан, кто при жизни совершал смертные грехи, покаялся до смерти, но не принес никаких плодов покаяния (Послание восточных патриархов, член 18). В аду они воспринимают воздаяние за грехи.

В чем же состоят мучения душ грешников в этот период?

Ряд православных богословов связывают формы мучения грешников в аду с определенной библейской символикой: с символикой горения в огне – муки совести, с символикой червя – проявления не уврачеванных греховных страстей, с символикой тьмы – чувство богооставленности.

А, например, свт. Марк Ефесский упоминая испытываемые грешниками страх, угрызение совести, неизвестность будущего, лишение созерцания Бога, в своих «Ответах на вопросы латинян» выражает мнение, что грешники «еще не терпят мучения в гееннском огне, но как бы пред очами его имеют; по причине же видения и ожидания впасть в него, несомненно, горько страдают». Относительно вопроса о том подвергаются ли пленники ада всем мучениям одновременно, он говорит, что «поскольку эти мучения различны и равняются соответственно человеческим грехам, то для некоторых соответствуют все таковыя мучения, для иных же – некоторые из них; и для одних более тяжкия, а для других – более легкия».

Основываясь на святоотеческом учении и видениях загробной участи из церковного предания, можно отметить следующее.

«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Рим.2:9), – говорит апостол Павел. Прп. Паисий Святогорец раскрывает этот духовный закон так: «Мы уже в этой жизни или будем в некоторой степени вкушать райскую сладость и отсюда отправимся в рай, или же будем отчасти переносить адские мучения и — избави нас от этого, Боже — попадем в ад. Добро — это есть рай, а зло — это адское мучение. Творя добро, человек радуется, греша — мучается. Чем больше добрых дел совершает человек, тем большую радость он чувствует, чем больше творит зла, тем сильнее томится душой». Осознание того, что жизнь была прожита и загублена пороками, непрестанные укоры совести за все совершенные грехи, тягостнейшее осознание невозможности что-либо немедленно изменить, – все это будет непрестанно терзать несчастных. Кроме того, невозможность удовлетворить своим греховным пожеланиям и страстям, приобретенным при жизни, и которые никуда не исчезнут, будут жечь этих бедных существ подобно пламени.

Души грешников пребывают «в состоянии мрака, скорби и страдания» (Простр. христ. катехизис). В аду присутствуют мрак, теснота, долетающие отовсюду звуки воплей, души лишены возможности видеть друг друга, однако видят духов злобы в их адском безобразии.

Состояние грешников после всеобщего воскресения и Страшного Суда

В отличие от описания состояния души, разлученной с телом, Священное Писание гораздо подробнее сообщает об участи грешников после Последнего Суда. Основное отличие от посмертной участи будет состоять в том, что люди получат совершенное воздаяние, где каждый получит соответственно тому, «что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). Приговор Судии на этот раз будет окончательным и неизменным, потому что придет «время жатвы» (см.: Мф.13:30). Многие грешники, и, конечно, умершие в покаянии (однако не принесшие достойных плодов покаяния) и вере, будут оправданы и освобождены еще до всеобщего воскресения и суда (см.: Послание восточных патриархов, член 18). Многие «будут наказаны нескончаемыми мучениями, одни более, другие менее» (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 63) «в озере, горящем огнем и серой» (Откр.21:8).

Слово Божие изображает различные формы мучения грешников после Страшного Суда:

1) Удаление грешников от Бога и их проклятие. «Идите от меня, проклятии» (Мф.25:41), «не знаю вас.. отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк.13:27), – эти слова будут сказаны Праведным Судией нераскаявшимся грешникам. И это удаление от Бога и проклятие будет для несчастных само по себе величайшим наказанием. Как говорит свт. Иоанн Златоуст, «нестерпима геенна и мучение в ней, впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться оной блаженной славы, возненавиденным быть от Христа и слышать от него: не видя вас, и обвинение, что мы, видя его алчущего, не напитали! Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око его, не могущее взирать на нас».

2) Грешники будут лишены благ Царствия Небесного, которых удостоятся праведники. Господь Иисус Христос засвидетельствовал, что, тогда «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф.8:11-12). «Многие безрассудные желают только избавиться геенны, но я считаю гораздо мучительнейшим; наказанием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, плакать должно не столько о геенских мучениях, сколько о лишении небесных благ; ибо это одно есть жесточайшее из всех наказание», – предостерегает свт. Иоанн Златоуст.

3) Грешники будут отправлены в место скорби и безнадежности, туда, где они будут обитать вместе со злыми демонами. Это место называется «бездной», которую боятся даже демоны (Лк.8:31), «адом» (Лк.16:23), или «страной мрака» (Иов.10:22), «геенной огненной» (Мф.5:22), «пещию огненною» (Мф.13:50) «озером огненным» (Откр. 19:20). И в таком месте грешники целую вечность не будут видеть вокруг себя никого, кроме духов злобы, погубивших их (Мф.25:41). «Кто на земле грешил, – говорит прп. Ефрем Сирин, – и оскорблял Бога, и скрывал дела свои, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света; кто таил в сердце своем лукавство, и в уме своем зависть, того скроет страшная глубина, полная огня и жупела; кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, далее до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение ангелам».

4) Внутренние мучения грешников. То, что касается мучений души без тела, отчасти справедливо и по отношению к участи людей с воскресшими телами.

5) Внешние (положительные) мучения грешников. То, что грешники страдают, будучи отлучены от Источника жизни и радости, лишены славы праведников, терзаются муками совести и раскаяния, испытывают ужас неудовлетворенности греховных страстей и пожеланий это действительно так, но это только половина правды. Муки гееннского огня, как замечает об этом свт. Филарет Черниговский, не означают «только внутренние мучения грешника – естественное следствие грехов. Положительного значения казней грешников никак нельзя исключить из Св. Писания. Так оно ясно и определенно выражено там: огонь, огонь геенский, озеро огня так часто представляются отдельно от мучений совести, что не допускать в Писании положительных мук означало бы только преступный произвол (Так Откр.20:15; Мф.25:41; 13:42; 5:22; 29:30. Мк.9:44; Ис.66:24; Евр.10:21). Учители Церкви никогда не ограничивали казней вечности одними естественными страданиями грешника, и, хотя принимали многие изображения состояния осужденных за несобственные, во огне гееннском видели положительное наказание правды вечной». Комментируя слова апостола Павла о том, что «праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,  а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,  которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2Фес.1:6-9), свт. Феофан Затворник пишет, что «будущие наказания утяжелятся тем, что грешные удалены будут от лица Божия, зрением Коего услаждаться будут праведники, но состоять будут не в этом одном. И внешнее их положение будет безотрадно не по причине только отсутствия благ, но и по причине положительных мучений». Свт. Василий Великий предостерегая от совершения грехов, рекомендует представлять себе «страшное и нестерпимое судилище Христово, где на высоком и превознесенном Престоле восседает Судия, вся же тварь с трепетом предстоит при славном Его явлении, и каждый из нас приводится на испытание соделанного им в жизни; потом к совершившему в жизни много худых дел приставляются страшные и угрюмые ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное — по жестокости их воли, и лица подобны ночи — по унылости и человеконенавидению; потом непроходимая пропасть, глубокая тьма, огонь несветлый, который во тьме содержит попаляющую силу, но лишен светозарности; потом какой-то ядоносный и плотоядный червь, пожирающий с жадностью, никогда не насыщаемый и своим пожиранием производящий невыносимые болезни; потом жесточайшее из всех мучений — вечный позор и вечный стыд». Таким образом, неправильно говорить, что муки ада есть лишь естественное следствие удаления грешников от Бога и их внутреннего терзания. Священное Писание и святые отцы вполне четко утверждают положительное наказание грешников со стороны Судьи.

Что является источником страданий грешников в аду?

Как было сказано выше, мучения грешников можно разделить на внутренние и внешние, душевные и физические. На основании Священного Писания и учения святых отцов можно выделить два источника мучений обитателей ада – действие правосудия Божия и их внутреннее субъективное состояние. При этом, строго говоря, оба источника являются различными формами одного и того же Божественного воздаяния. Как поясняет свт. Иннокентий Херсонский, Бог совершает Свои суды путем естественных (заложенных в самой природе вещей) и положительных наград и наказаний. То и другое устроено Богом, Который сделал так, «что добродетель сопровождается благом, а зло – злом… Мы противополагаем их (положительные наказания и награды — прим. ред.) естественным, между тем как они не противоположны им, ибо они должны быть в распорядке мира, хотя нам они неприметны, потому что глубоко в нем сокрыты. Например, будущее небо ново и земля нова – блага положительные, произойдут из сей натуры, следовательно, основание их положено в сотворении мира; равным образом и для наказаний основание лежит в природе; тот вечный огнь и теперь должен быть в природе, хотя мы его и не видим. Таким образом положительного – произвольного нет ничего, а все естественно. Положительное существует только для нас, не могущих обнять всего устройства мирового здания».

Будут ли сковородки в аду?

Несмотря на наличие в Священном Писании и Предании, и в частности в иконографии, символических изображений мучений нечестивцев в аду под образом телесных истязаний, мнение о том, что в аду человек будет жариться бесами на сковородках и вертелах, истязаться цепями и змеями, диавольскими колотушками, пилами, огненными колесами, обязано не столько ортодоксальным источникам, сколько воображению и народному фольклору (см.: Рай и ад: два места или два состояния?).

Состояние грешников в аду, как до Страшного Суда, так и после, конечно же, нельзя характеризовать иначе чем как мучительное. Только муки эти, представленные в Священном Предании в символах, не следует сводить к грубо физическому истязанию грешников демонами, которым, будто бы, определена вечная роль находиться в аду на привилегированном положении мучителей-палачей.

Что касается диавола и его ангелов, все они будут брошены в озеро огненное, где и будут мучиться и гореть (Откр.20:10–15). Какова будет степень их вечных мучений, знает Господь. Вероятно, что эти мучения будут превосходить те мучения, которые станут следствием праведного воздаяния грешникам (людям), каковые, понятно, грешили не без подстрекательства лукавых демонических сил.

Разве не жестоко считать, что любящий Бог подвергнет мучениям Свое непокорное творение?

Почему-то некоторым людям свойственно думать, что Бог обязан соответствовать их представлениям о Нем и поступать так, как они считают правильным. Однако Бог является Всемогущим Абсолютом, Который в принципе не обязан считаться с человеческим мнением о Нем. Претензии вроде того, что «Бог благой, а значит должен соответствовать лично моему понятию о добре и справедливости, а иначе я отказываюсь в Него верить или играть по Его правилам», выглядят довольно нелепо. «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?» (Рим.9:20).

Это недоумение было бы справедливо, если бы сами люди выдумали ад. Поскольку Сам Бог открыл в Своем Слове реальность Его существования, то Он Сам не считает его противоречащим Своей благости. Напомним, что учил о существовании ада Тот, Кто пришел в этот мир, чтобы пострадать и умереть за последнего грешника. Для разъяснения этого недоумения необходимо иметь в виду следующее.

Бог есть не только Любовь, но и Абсолютная Правда, воздающая по заслугам за добро и зло (Пс.24:8). Отрицание Божественного Правосудия влечет за собой неверие в благость Божию, поскольку превращается в попустительство и уравнивание добра и зла. В самом деле, если нет Суда и воздаяния, то и нет разницы между Гитлером и Янушом Корчаком. В таком случае наш нравственный выбор бы обесценился и справедливость, об отсутствии которой в нашем мире говорят даже неверующие, никогда бы не восторжествовала.

Атеистические аналогии с безжалостным садистом здесь неуместны, поскольку Бог не желает никому из своих созданий участи в геенне. Гнев и проклятие грешников со стороны Бога, о которых мы читаем в Библии, не следует воспринимать буквально и отождествлять с человеческими эмоциями. «Гнев Божий не есть волнение Духа Божия, но Суд, которым налагается наказание за грех», – объясняет блж. Августин (О Граде Божием, книга XV, гл. 25). Поэтому, определяя грешников в ад, Господь делает это не по злобе и мстительности в человеческом понимании, а совершая праведный суд над теми, кто не пожелал отделить себя от греха покаянием. По словам свт. Иоанна Златоуста, «для чего же Бог предупреждает об ужасах, которые намерен совершить? Для того, чтобы не пришлось Ему совершать то, о чем предупреждает.. И угрожает Бог геенной не для того, чтобы ввергнуть в геенну, но чтобы освободить от геенны, а если бы он хотел наказать, то не угрожал бы, побуждая тем быть осторожнее, чтобы нам избежать того, чем угрожается» (Слово 25, о будущем суде). (см.: Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?).

Цитаты об адовых муках

«Добровольно сочетавшиеся с грехами и пропитанные ими во время жизни на земле грешные души, не могут от них механически освободиться путем выхода из тела или вступления в загробный мир, а тем более в силу праведного приговора частного Божия суда, на котором ни одна грешная душа насильно не освобождается от любезных её грехов, которые во время жизни во плоти она претворила как бы в некий состав своего существа. Поэтому состояние грешных душ за гробом — сродни их бывшему состоянию на земле, с тем только различием, что они, лишенные тела, содержат в себе всю ужасную реальность своих грехов, переживают ее как нечто свое собственное, не могут никуда из нее выйти и не имеют вне себя никакого предмета, на который бы могли ее перенести. После частного суда грешные души немедленно отходят в место скорби и мучения, причем сила восприятия и осознания этой скорби и этого мучения соразмерна степени их греховности. Кроме того, это мучение неполно, так как полное наступит лишь после Страшного Суда. Эта печальная истина открыта Богом, а не выдумана человеком. О действительности существования мест мучения и самих мучений говорит Сама Истина — Господь Иисус Христос».
прп. Иустин (Попович)

«В отличие от многих других эта ересь очень живуча, поскольку по нраву тем, кто хотел бы продолжать грешить и при этом рассчитывать на спасение.
Впрочем, и кроме них есть люди, которые говорят: но ведь Бог есть любовь, а настоящая любовь должна всех помиловать и привести в рай. Те, кто думают так, представляют рай и ад как некие места, — комфортное и некомфортное. Но рай — это Сам Бог, наша жизнь с Ним и в Нём.
Представьте, что вы обнимете человека, который вас любит — для него это будет моментом счастья. А теперь представьте, что вы обнимете человека, который вас не любит и не хочет, чтобы вы его обнимали — для него это будет мучительным моментом, вызывающим раздражение. В обоих случаях вы — один и тот же, объятия — одни и те же, а действие, производимое ими — противоположное, в зависимости от разного отношения к вам. Так и те, кто относится ко Христу, как к чужому и не любят Его, не будут счастливы пребывать с Ним».
священник Георгий Максимов

«Грешник предпочел любви Божией какое-нибудь удовольствие и страсть, или человеческое ублажение и славу, или вообще что-нибудь временное. Ясно, что он предпочел это не как временное и скоро преходящее, но с намерением владеть тем всегда, если бы мог, и всегда презирать Бога. Потому, лишаясь, он болезнует о них и сильно стремится к ним во всякое время, а Бог для него — суетное и ничего не значащее имя. Итак, и по его собственному суду справедливо ему и навсегда быть отлученным от Бога, которого рассудил он пренебрегать постоянно, и лишиться того, что предпочел [Богу], так как [эти вещи] не могут пребывать вечно. А отлучение от Бога есть постоянная и окончательная мука. Она, сообразно видам преступлений, есть и “тьма глубокая и внешняя” (Мф.8:12; 22:13) для возлюбивших сердцем тьму неведения и не восхотевших устремлять взоры к лучам Божественного света (Ин.3:19); она есть “червь” (Мк.9:44) ядоносный для высоко ценивших плотское удовольствие и погрязших в тине страстей; она — и тартар для охладевших относительно любви к Богу и ближнему, и “огонь не угасающий” (Мк.9:45) для разгоряченных гневом, безумных нравом и звероподобных, и “скрежет зубов” (Мф.8:12) для говорящих постыдное и клеветливое, и произносящих устами все, что ни случится. Ибо, если “Бог будет все во всем” (1Кор.15:28), то для отпавших от Бога остается одно только зло. А зло, лишенное удовольствия, есть мучение для души, как болезнь — для тела».
свт. Марк Эфесский

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки