Патристическая литература

Литература по теме

Патристи́ческая (от греч. πατήρ [patér], лат. pater – отец) литерату́ра – совокупность текстов, принадлежащих Отцам Церкви и авторитетным церковным писателям, учителям Церкви, в которых раскрываются истины христианского вероучения. Патристическая литература – объект изучения патристики и патрологии.

Следуя Православной богословской традиции, патристическая литература начинается с первых веков христианства и не имеет четкого завершающего рубежа, поскольку она не мертвое и отжившее наследие, а живая часть непрерывно длящейся церковной истории. «Церковь Христова будет существовать до скончания мира, так до скончания мира будут являться в ней для нужд Церкви избранные орудия Духа Божия, – указывает  выдающийся знаток патристической литературы архиепископ Филарет (Гумилевский). — Таким образом, во всех веках могут быть мужи с качествами, необходимыми для Отцов Церкви». Согласно мнению архим. Киприана (Керна), установление предела истории христианской богословской мысли совершенно искусственно и даже противоречит пониманию Церкви как живого Тела Богочеловека. Такой же искусственностью отличается деление патристической литературы на периоды. Такие деления допустимы и необходимы ради плодотворного исследования материала, «для более успешного прохождения и усвоения предмета, но не должны быть понимаемы безусловно».

Архиепископ Филарет (Гумилевский) разделил историю христианской письменности на пять основных периодов:

  1. до 312 г.;
  2. от 312 г. до 620 г., период расцвета богословского просвещения в эпоху вселенских соборов;
  3. от 620 г. до 850 г., период борьбы с иконоборцами и магометанством;
  4. до 1453 г., т.е. до взятия Царьграда и конца Византийской империи;
  5. период после падения Византии.

Важно отметить, что в своем делении архиеп. Филарет не полагал завершающего  временного предела для изучения церковных богословских произведений. Следуя русским знатокам патристики архим. Киприану (Керну), В. Н. Лосскому и др. патристическая литература не приходит в «упадок» ко времени св. Иоанна Дамаскина. «Иоанн Дамаскин не печать и не предел отцов, – говорит архим. Киприан (Керн). –   И после него богословская мысль не перестала быть плодотворной. Это особенно ясно обнаружилось в эпоху исихастских споров XIV века».

Традиционно в патристической литературе выделяют:

  1. Творения мужей апостольских, видевших апостолов, общавшихся с ними, имевших «проповедь Апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими» (св. Ириней Лионский). К ним относятся  св. Климент Римский, св. Игнатий Богоносец, св. Поликарп Смирнский, Папий Иерапольский, апостол Варнава.
  2. Творения апологетов II века, к которым относятся Кодрат, Аристид, Аристон из Пеллы, св. Иустин философ, Татиан, Афинагор Афинянин, св. Феофил Антиохийский, св. Мелитон Сардийский и др.
  3. Творения представителей Александрийской богословской школы: Климента Александрийского, Оригена, св. Дионисия Александрийского, Феогноста, Пиерия, св. Петра Александрийского, св. Кирилла Иерусалимского, св. Афанасия Великого (Александрийского) и Дидима Слепца. Эту школу также можно назвать александрийско-кесарийской, поскольку виднейшие представители кесарийской богословской школы – св. Григорий Чудотворец, Евсевий, Евсевий Кесарийский — были учениками великих александрийцев.
  4. Творения представителей Антиохийской богословской школы: св. Лукиана, св. Евсевия Антиохийского, св. Иоанна Антиохийского, вышедшего из этой школы св. Иоанна Златоуста.
  5. Творения представителей каппадокийского богословия (великих каппадокийцев) – св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Григория Нисского.
  6. Творения аскетических писателей: св. Антония Великого, св. Пахомия Великого и его учеников, св. Макария Египетского, Евагрия Понтийского, св. Исидора Пелусиота, св. Нила Анкирского, св. Марка Подвижника, блж. Диадоха Фотикийского, св. Серапиона Тмуитского и др.

    Многие представители Александрийской (например, Климент Александрийский, св. Афанасий Александрийский), Антиохийской (например, св. Евсевий Антиохийский,  св. Иоанн Златоуст) школ, а также великие каппадокийцы и писатели-аскеты принадлежат к посленикейской патристике – эпохе вселенских соборов (начало IV – начало IX вв.). Они входят в так называемый «золотой век» святоотеческой письменности, условно датируемый 325–451 гг. К этому веку принадлежат и имена представителей западной патристической литературы: св. Амвросия Медиоланского, блж. Иеронима Стридонского, блаж. Августина Аврелия, св. Льва Великого, а также представителей сирийской патристики: св. Иакова Афраата, св. Ефрема Сирина, Кириллона, Иоанна Апамейского и др.

  7. Новый этап посленикейской патристики (вторая половина V – начало VIII вв.)  открывающийся «Ареопагитиками», имеющий преимущественно христологическое содержание. К нему относят Иоанна Скифопольского, Леонтия Византийского, Леонтия Иерусалимского, а также «зрелую патристику» в лице св. Софрония Иерусалимского, св. Максима Исповедника и св. Анастасия Синаита, аскетические сочинения  свв. Варсонофия Великого и Иоанна,  св. аввы Дорофея, св. Иоанна Лествичника, св. Филофея, св. Исихия Иерусалимского, св. Исаака Сирина, сочинения св. Григория Двоеслова.  
  8. Творения апологетов иконопочитания (начало VIII – начало IX вв.): св. Германа Константинопольского, св. Никифора Константинопольского, св. Феодора Студита, св. Иоанна Дамаскина, которыми завершается патристическая литература  эпохи вселенских соборов.
  9. Средневизантийскую патристику (начало IX – конец XIII века), представленную именами св. Фотия Константинопольского, св. Симеона Нового Богослова, св. Никиты Стифата, св. Петра Дамаскина, Никифора Влеммида,  Феодора II Ласкариса и др.
  10. Поздневизантийскую патристику (конец XIII – начало XV века),  представленную именами св. Феолипта Филадельфийского, св. Григория Синаита, св. Григория Паламы, Николая КавасилыИоанна Кантакузина,  свв. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, св. Каллиста Катафигиота, св. Марка Эфесского, Георгия Схолария, блж. Симеона Солунского и др.

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки