Array ( )

Присоединение к Православной Церкви

Литература по теме

Присоединение к Православной Церкви совершается в соответствии с решениями 1-го (8-е и 19-е правила) и II-го (7-е прав.) Вселенских Соборов, которые установили общие правила принятия в Церковь иноверных. В VII веке Шестой Вселенский Собор, подтвердив прежние церковные постановления, окончательно определил принципы присоединения к Православию (95-е правило).

Различают три способа присоединения к Православной Церкви:

  1. католиков, если они миропомазаны (конфирмованы), присоединяют к Православной Церкви по третьему чину — через Покаяние, если только будет достоверно известно, что они приняли конфирмацию в своей Церкви. Так же присоединяются, старокатолики и крещеные в Армяно-Григорианской Апостольской церкви.
  2. англикане, лютеране, реформаты, старообрядцы и современные раскольники (например, украинские филаретовцы1 принимаются по второму чину — через Миропомазание.
  3. неопятидесятники, адвентисты, Свидетели Иеговы, мормоны, муниты, адепты «Богородичного центра», последователи лжехриста Виссариона и т.п.2 присоединяются к Православной Церкви по первому чину — через Крещение.
    Следует помнить, что крестить необходимо и тех представителей протестантских конфессий, которые были крещены в одно погружение, что прямо запрещается 7-м правилом II Вселенского Собора, или которых крестили окроплением так, что ни одной капли воды не попадало на крещаемого.

Различие чиноприемов обусловлено степенью «сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни» (Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. I, 17).

Существуют формальные условия признания действительности Таинств, исходя из которых, выбирается тот или иной способ присоединения к Церкви.

Через Покаяние принимаются представители тех христианских сообществ, которые сохранили апостольское преемство и приняли действительные Таинства Крещения и Миропомазания.

Через Миропомазание принимаются представители тех христианских сообществ, которые сохранили веру в основные христианские догматы, но не имеют законного апостольского преемства и, соответственно, права освящать и преподавать святое миро. Церковь признает Крещение, совершенное во имя Святой Троицы (если крестящий православно верует в единого Триипостасного Бога)  с троекратным погружением (окроплением) в воду, даже если оно совершается лицом, не имеющим священного сана. По мнению некоторых богословов, дополнительным важным критерием признания Крещения должно служить правильное учение о нем (о том, что оно совершается во оставление грехов).

Через Крещение принимаются представители тех христианских сообществ, в которых кардинально искажены догматы христианской веры (прежде всего, православное учение о Святой Троице и о двух природах во Христе).

Схемы чинопоследований присоединения к Православию

Чин присоединения через Таинство Крещения (1-й чин)

  • Псалом 33: «Благословлю Господа на всякое время…»
  • Вопрошения и поучения, вопрошение, преклонение колен.
  • Молитва «Благословен еси, Господи, от всех языков…»
  • Оглашение первое: псалом 8: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое…»; наставление; вопрошения; отрицания; сочетавание Богу.
  • Оглашение второе: вопрошения, исповедание Православной веры; молитва «Боже Великий, первобытную тьму просветивый…»; молитва «Боже Великий и Дивный…»
    И далее совершается таинство Святого Крещения по чину Православной Церкви.

Чин присоединения через Таинство Миропомазания (2-й чин)

  • Исповедание грехов
  • Молитва «Господи Боже истины, призри на раба Твоего…»
  • Вопрошения о неправом учении и отрицания его
  • Символ веры
  • Вопрошания о Православной вере и исповедание её
  • Псалом 66: «Боже, ущедри ны…»
  • Молитва: «Господи Боже Вседержителю, согрешающим образы по¬каяния предлагаяй…»
  • Обещание хранить целой и невредимой Православную веру
  • Разрешительная молитва: «Господь наш Иисус Христос, ключи Царствия Небеснаго апостолом вручивый…»
  • «Благословенно Царство…»
  • «Царю Небесный…»
  • Великая ектения
  • Молитва: «Благословен еси Господи…»
  • Помазание присоединяемого миром с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго, аминь»
  • Возложение креста на миропомазанного
  • Молитва «Господи Боже наш…»
  • Отирание частей тела, помазанных миром
  • Тайная молитва: «Одеявыйся в Тя Христа и Бога нашего…»
  • Ектения: «Помилуй нас, Боже…»
  • Отпуст

Чин присоединения через Таинство Покаяния (3-й чин)

  • Исповедание грехов
  • Вопрошения об искренности отречения от прежних заблуждений и о желании
  • присоединиться к Православию
  • Молитва: «Господи Боже Вседержителю…»
  • Вопрошения об отрицании от заблуждений и сами отрицания
  • Исповедание Православной веры
  • Разрешительная молитва с благословением
  • Приобщение Святых Таин.

Какими церковными определениями надлежит руководствоваться при присоединении к Церкви римо-католиков, армян-нехалкидонитов, протестантов и старообрядцев?

Определения по данному вопросу несколько раз менялись в церковной истории. В настоящее время Русская Православная Церковь руководствуется следующими актуальными решениями.

Категорический запрет на повторное крещение римо-католиков основан на решении Большого Московского собора 1666–1667 гг. Согласно данному определению, совершающие повторное Крещение над таковыми, нарушают 47-е правило святых апостолов.

Принимать миропомазанных римо-католиков в Православие через Покаяние было решено Святейшим Синодом в 1757 году. Эта практика закреплена в изданной по благословению Святейшего Синода «Книге чинов присоединения к Православию» и применяется как к римо-католикам, так и к обращенным армянам-нехалкидонитам (из Армянской Апостольской Церкви).

Священнослужители римо-католического исповедания, желающие стать православными христианами, принимаются в сущем сане. «Устав Духовных Консисторий», действовавший в синодальный период, гласил: «Если духовное лицо римского исповедания желает и по присоединении к Православной Церкви оставаться в духовном звании: то епархиальный архиерей о признании его и о назначении ему должности и места служения представляет Святейшему Синоду с своим мнением и с документами о звании и церковной степени присоединяемого. Если же он не желает остаться в духовном звании, в сем случае он присоединяется к церкви по чину мирян» (ст. 30, примеч.). В 1867 году свт. Филарет Московский составил чин присоединения римо-католических священников в сущем сане.

В 1718 г. Русская Церковь отменила и существовавший в ней с 1620 года обычай перекрещивания лютеран, руководствуясь древней практикой Восточной и самой Русской Церкви (до 1620 г.), в соответствии с которой лютеране присоединялись к Православию без Крещения – через Миропомазание. В Книге чинов присоединения к Православию» содержатся чины присоединения к Православию через Миропомазание лютеран и реформатов.

В 2017 году Священный Синод Русской Церкви принял новую редакцию «Чина, како приимати от глаголемых старообрядцев, в соединение с Православной Церковию приходящих», где присоединяемый к Церкви должен отречься «от всех ересей и отступств», дать обещание быть послушным священноначалию, получить от епископа (священника) разрешение «от союза клятвенного и всякого отлучения», быть миропомазанным и допущенным к участию в Евхаристии. В случае присоединения к Церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он, по его желанию, признается состоящим в монашестве (согласно определению Священного Синода от 30 мая 2014 года).

Относительно способа принятия в Церковь бывших неопротестантов (баптистов, харизматов, пятидесятников и т. п.) до сих пор не существует единой практики. Среди актуальных вопросов церковной жизни, согласно докладу митрополита Филарета (Вахромеева), представленному на Архиерейском соборе 2000 года, содержится предложение «унифицировать чины приема в Православие из различных христианских деноминаций, а также определить формы присоединения к Церкви людей крещенных, а затем состоявших в оккультных, неоязыческих или сатанинских сектах и желающих вновь возвратится в Православие». В епархии г. Москвы по благословению Святейшего Патриарха присоединение неопротестантов совершается через Крещение.

Цитаты о присоединении к Православной Церкви

«Есть между священством такие невежды, которые и римлян, также лютеран и кальвинистов, приходящих к греко-восточной Церкви, хотят перекрещивать: а раскольники и своих от Церкви отпадающих и к заблуждению их приходящих, не стыдятся перекрещивать. Но второго Вселенского Собора седьмое правило, первых невежество, а последних слепоту, обличает достаточно: ибо упомянутый святой собор в названном правиле, не только таковых, каковы римляне, лютеране и кальвинисты, (которые все совершенно исповедуют Троицу Пресвятую, и принимают дело спасения нашего, вочеловечением Сына Божия устроенное): но и самих ариан, и македониан, духоборцев, с другими, в том же правиле обозначенными еретиками, не повелевает крестить, но только при отрицании и проклятии своей и других ересей, определяет миром святым помазывать».
О должностях пресвитеров приходских (книга одобрена Святейшим Синодом в 1776 г.)


Примечания:

1 Крещеных раскольниками должно принимать — (1-е правило Василия Великого).
2 Еретического крещения не должно принимать (46-е Апостольское правило и 47-е правило Василия Великого).

Различные аспекты присоединения:

История присоединения:

Богослужебные чины присоединения:

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka