Прогресс

Литература по теме

Прогре́сс – движение человечества к конечной цели мироздания, заключающейся в совершенном восстановлении падшей природы человека через веру в Иисуса Христа. Христианское понимание прогресса имеет своим основанием факт Воскресения Иисуса Христа, факт победы Богочеловека над смертью.

***

Иустин (Попович), преп.

Слово «прогресс» в буквальном смысле означает любое движение вперед. Посредством всевозможной деятельности своей – религиозной, философской, научной, технической, экономической – род человеческий очевидно движется вперед, идет вперед к чему? Нет сомнения, к смерти, как последней реальности. Рожденные в мельнице смерти и выросшие в ней люди, все люди, со всеми своими прогрессами оказываются в конце концов смолотыми смертью…

Христова победа над смертью своим Воскресением обеспечила безграничный прогресс человека и человечества к божественному совершенству. По сути: истинный прогресс состоит в победе над смертью, в обессмертивании и души, и тела, в спасении от смерти, а иными словами, в спасении от греха и зла, единственных творцов смерти…

Воскресение Христово – переворот, первый радикальный переворот и революция в истории человечества. Оно поделило историю на две части; в первой части царил девиз: «смерть является необходимостью»; в другой части начинает царить девиз: «воскресение является необходимостью, бессмертие является необходимостью». Воскресение Христово есть мельница истории человечества: до Него истинный прогресс был невозможен, с Него он стал возможен…

Из факта Воскресения Христова родилась философия воскресения, которая неоспоримо показывает и доказывает, что необходимость – это не смерть, а бессмертие, не победа смерти, а победа над смертью. В этом, единственно в этом, факте и в жизни, построенной на этом факте, Воскресения Христова, возможен истинный прогресс…

***

прот. Валентин Свенцицкий

По христианскому учению, конечная цель мироздания, как и отдельной человеческой жизни, заключается в совершенном восстановлении через веру в Иисуса Христа нарушенного в грехопадении единства с Богом. Ибо «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор.6:17). В это единство должны войти не отдельные, ничем не связанные между собой люди, а люди, объединенные в таинственное Тело Христово, в святую Церковь. Это должно быть единство в Боге не только человека, но и всей жизни. Ибо «и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим.8:21). Это должно быть единство не только всей жизни, но и всей вселенной, ибо «мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13). Словом, «да будет Бог все во всем» (1Кор.15:28). Вот что стоит в конце мировой жизни, вот что дает смысл историческому процессу, и вот приближение к какой цели дает основание этот процесс именовать прогрессом».

«О прогрессе в конце мировой истории»

Христианское понимание провиденциализма и прогресса

С.В. Посадский

Говоря о санкционированных Богом формах ограничения человеческой свободы в социальной жизни, мы говорим о Божественном промысле. Христианское представление о Божественном промысле  носит название провиденциализма (от лат. providentia – провидение). Суть провиденциализма можно выразить точными словами святителя Иоанна, митрополита Тобольского: «Что есть Провидение? Это одно из свойств Божиих – видеть все действующее, действовавшее и имеющее действовать в будущем, как настоящее, и иметь всемогущую и непрестанную заботу о Своем творении»1. Св. Иоанн Дамаскин о Провидении говорит так: «Провидение есть воля Божественная, которою все содержится и все разумно управляется»2. В Православном Исповедании провиденциализм раскрывается следующим образом: «от малого до великого Бог знает все в точности, и о всяком творении в особенности промышляет» (чл. 1, отв. на вопр. 29).

Провиденциализм неразрывно связан с познанием  Личного Бога. Очевидно, что Бог как Существо Личное есть не только Создатель мира, но и его Правитель.  Личный Бог не является безучастным зрителем мировых процессов, но имеет непрестанную заботу о Своем творении. Он активно участвует в мировой жизни, причем, участвует, не нарушая свободного самоопределения своих разумных созданий. Будучи всеблагим, Он все направляет ко благу и заботится как о мире в целом, так и каждом отдельном существе.

Православный богослов и философ В.Д. Кудрявцев-Платонов отмечает, что сама идея Промысла основываются на двух взаимосвязанных положениях. Во-первых, Бог предстает как Существо Личное и абсолютно совершенное. Во-вторых, мир предстает как совокупность существ ограниченных и несовершенных. Подчеркнем, что несовершенным мир предстает в двух аспектах. Прежде всего, он несовершенен в сравнении с абсолютным Божественным бытием, всесовершенным, нетварным и всецело самобытным. Далее, он стал несовершенным по причине грехопадения человека, повредившего свою природу и все подчиненное ему мироздание.

Понятие о Боге как Личном существе предполагает живое и деятельное обнаружение Его свойств в мире. Понятие же о Боге как всесовершенном Личном Существе предполагает всесовершенный характер этой деятельности. Ограниченный и несовершенный мир становится объектом деятельности неограниченного и всесовершеннного Бога, Который стремится усовершенствовать этот мир через соединение с Собой, через излияние на него Своего нетварного  совершенства. Таким образом, сущность Провидения не сводится лишь к сохранению и управлению, но предполагает и активное усовершенствование мира со стороны Бога. Так, через понимание провиденциализма мы приходим к христианскому пониманию  идеи прогресса.

Как отмечает русский религиозный философ, В. Эрн обычно думают, что идея прогресса явилась впервые только в XVIII веке, и ее открыли, «как Колумб Америку», представители Просвещения. Но такие взгляды держатся лишь незнанием истории христианства. Именно христианство, органически связанное с великими еврейскими пророками, утвердило в человечестве идею прогресса.

В. Эрн чрезвычайно точно замечает неизвестность  чувства прогресса дохристианской языческой древности. В греческом и римском мировосприятии золотой век оставался позади, история не могла двигаться вперед к наивысшей цели. «История не стремится к нему, как своему идеалу, а уходит от него, как от счастливого, но случайного прошлого», – констатирует мыслитель. Также и религиозные учения Индии буддизм, индуизм, джайнизм развивали лишь представления о вечных и бессмысленных природных круговоротах, где история человечества была лишь микроскопически малым и вполне повторимым отрывком природной жизни. «Впервые еврейские пророки внесли в мир идею поступательного развития человечества, – говорит В. Эрн. – Взор их устремлен в будущее. Когда наступит время, придет Мессия и утвердит во всей земле, по всему миру царство Всевышнего. Золотой век впереди, и вся история царств, созидаемых и разрушаемых по велению Иеговы, направляется к тому времени…»3.

С точки зрения православного богословия прогресс есть осуществление цели мироздания. «По учению христианскому, прогресс – это такой процесс изменения жизни, в котором достигается общая цель мироздания», – указывает известный православный богослов и философ протоиерей Валентин Свенцицкий4. Последняя же и окончательная цель мироздания – благодатное Царство Божие, осуществленное в творении.  Это Царство имеет своим средоточием обожение человека,  вселение в него нетварной Божественной благодати, пребывание Бога в человеке и человека в Боге. Конечная цель мироздания неразрывно связана именно с судьбой человека, с самой человеческой историей. Царство Божие означает, прежде всего, царствование Бога в человеке, и только через человека оно может распространиться во вне, на весь мир. Царство Божие становится достижимым во всей полноте, когда Сам Бог, воплощаясь, входит в историю, принимает человеческую природу, освобождает человеческий род от власти греха, распространяет на всех уверовавших благодать обожения. Царство Божие раскрывается через Богочеловека Иисуса Христа, в Котором соединены Божественная и человеческая природа. Потому и конечная цель мироздания, как и отдельной человеческой жизни, заключается «в совершенном восстановлении через веру в Иисуса Христа нарушенного в грехопадении единства с Богом».

Человеческая история являет  пространство прогресса в Богопознании и Богоединении. Субъектом прогресса в ней выступает стремящаяся к познанию Бога человеческая личность. Разумеется, цели христианского прогресса недостижимы человеку одними собственными  усилиями. Вопрос о Богопознании  есть вопрос о превосхождении тварного естества, о сопричастности естеству Божественному. Бог ждет от человека произволения,  самоопределения его воли. В ответ на человеческое волевое усилие Он нисходит к человеку Сам, раскрывается ему. В этом смысле христианский прогресс есть прогресс синергийный. В нем отражается согласование двух воль – Божественной и человеческой. Он представляет живое сотрудничество Бога и человека, направленное на познание Бога. И в этом живом сотрудничестве осуществляется поступательное, нарастающее преображение человека Божественной благодатью, присутствует восходящее, прогрессирующее Богопознание.

Христианский прогресс в истории представлен несколькими этапами. Среди них выделяют два крупных периода – ветхозаветный и новозаветный. Новозаветный период должен выйти за рамки исторического процесса. Он будет увенчан этапом надисторическим, эсхатологическим.

Ветхозаветный этап начинается с отрицательного момента, с утраты Царства Божьего, с грехопадения прародителей. После этой утраты Бог предстает преимущественно как Бог спасающий. И сам прогресс неразрывно связывается с икономией (oikonomia греч. – искусство управления домом, домоуправление, домостроительство; oikos, – дом, nomos – закон), то есть с домостроительством человеческого спасения. Ветхозаветный этап был подготовительным этапом. В нем человечество готовилось к осуществлению той высокой миссии обожения, которая не была им исполнена. Причем, готовилось в совершено неблагоприятных условиях. Большинство человечества отвернулось от Бога, встало на путь языческих, идолопоклоннических религий, где добро и зло потеряли четкую грань. Предвидя грядущее обращение к Себе, Бог  избрал израильский народ, чтобы удержать в нем монотеистическое знание, чтобы сохранить Откровение для грядущих поколений. Израильский народ становится носителем Божественной благодати, хранителем опытного Богопознания, средоточием нетварных Божественных действий. Благодатью Святого Духа пророчествуют пророки, предсказывая новый этап познания Бога, этап, решительно превосходящий предшествующий.

С течением времени жажда Богопознания просыпается среди язычников. Язычники ищущие Бога, это уже не отдельные люди, но народы и целые культурные миры. Вопрошание о Первопринципе бытия, несущим в Себе всю полноту нравственной жизни, начинает пронизывать культурные ареалы языческого мира. В духовный поиск вовлекается Греция, Рим, Египет, варварская Европа… Популярность идолопоклонства падает, скептицизм растет не только по отношению к богам, но и к философским системам, стремящимся объяснить мир на основании разума. Народы просыпаются и ищут Бога. На их поиск Бог отвечает иной  формой Откровения, превосходящей все мыслимые для человека возможности совершенства. Он Сам становится человеком, раскрывает для человечества всю возможную полноту Богопознания, всю возможную полноту соединения с Собой. Так рождается высший новозаветный, богочеловеческий прогресс, где «человек доведен до конца прогресса к Богу, человек усовершенствован Божественным совершенством, человек бессмертно и вечно соединен со всесовершенным Богом».

Христианство учит о прогрессе со всей ультимативностью. Оно доходит до последних пределов в учении о прогрессе и потому все остальные теории прогресса выглядят перед христианским учением неосновательно. Христианский прогресс есть прогресс нравственный, прогресс самоопределения в добре. Но его нравственность не означает абстрактный, внеонтологический морализм. Христианская нравственность соприкасается с высшей реальностью, с абсолютным бытием, с живым Богом.

Христианство не может принять учение о прогрессе как постепенном достижении материального благополучия, в чем бы это благополучие не выражалось. Ни улучшение социального строя, ни рост богатств с их последующим равномерным распределением не является прогрессом в точном смысле слова. Социально-экономический процесс не тождественен реальному прогрессу, потому что он имеет свои четкие пределы. И эти пределы связаны с преходящим характером исторического бытия человека, связаны с его смертью. Все блага и наслаждения, предлагаемые нехристианскими теориями прогресса – временные блага и наслаждения. Их получение повлечет за собой разочарование и неизбежную утрату, они даны человеку на ограниченный срок. Смерть – это враг всякого исключительно земного прогресса, враг, избежать которого невозможно. «Если человек без предрассудков всмотрится в историю этого странного мира, он должен признать, что мир сей – огромная мельница смерти, которая безостановочно смалывает необозримые вереницы людей, от первого человека вплоть до последнего, – говорит св. Иустин Попович.  – … Нет победы, кроме той, которая побеждает смерть; и нет прогресса, кроме той победы; и нет мощи, кроме той мощи; и нет силы, кроме той силы…»5.

Христос побеждает смерть. Его дело – реальность не только духовная, но и физическая, телесная, биологическая… «На кресте смерть поглощена жизнью. Во Христе смерть входит в Божество и в Нем испепеляется, ибо «не находит себе в Нем места”», – говорит В. Н. Лосский6. Искупление – это борьба жизни со смертью и совершенная победа жизни. Победа жизни во Христе распространяется на творение. С победой Христа начинается благодатное восстановление твари, восстановление, которое несет в себе потенции полного преображения мира, совершенного изгнания смерти.

Христос созидает Церковь как сообщество верующих в Него и приобщенных Его Жизни людей. В Церкви благодать обожения изливается на человека, преображая искаженное грехом естество, вновь соединяя человека с Богом.  Церковь уже не имеет одних земных и временных пределов. Ее бытие проецируется в конец истории, в вечность, где после воскресения всех, времени уже не будет (Апок.10:6). Церковь –   это реальность земная, небесная и эсхатологическая. Она живет ожиданием нового бытия, когда сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим.8:21), ожиданием нового и земли и неба, где обитает правда (2Пет.3:13), предощущением той меры единения творения с Богом, когда  Бог будет все во всем (1Кор.15:28).


Примечания:

1 Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский. Илиотропион или cообразование с Божественной волей.

2 Цит., по: митрополит Иоанн Максимович. Илиотропион или cообразование с Божественной волей.

3 Владимир Эрн. Идея катастрофического прогресса.

4 Протоиерей Валентин Свенцицкий. Диалоги. Диалог девятый: О прогрессе и конце мировой истории.

5 Преподобный Иустин (Попович). Прогресс в мельнице смерти.

6 Лосский В.Н. Догматическое богословие.

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки