Протодиакон

Протодиа́кон (от греч. πρῶτος (протос) – первый, и διάκονος (диаконос) – слуга, служитель – перводиакон) –

1) правительственная степень диакона, принадлежащего к белому духовенству;
2) лицо, обладающее этой степенью.

protodiakon - Протодиакон

Степень протодиакона дают за личные заслуги перед Церковью или за долголетнюю безукоризненную службу.

Возведение в это звание совершается через церковный обряд – хиротесию, основными литургическими элементами которого являются благословение, руковозложение, молитва и наречение.

Знак отличия протодиакона – двойной орарь. Протодиакона принято отделять от архидиакона как перводиакона из монашествующих.

Схема хиротесии в чин протодиакона

  • Архиерейское благословение
  • Возложение руки архиерея на главу посвящаемого
  • Молитва
  • Архиерейское благословение
  • Молитва посвящения
  • Возглашение: «Аксиос».

С древнейших времен за выдающиеся личные заслуги перед Церковью или за многолетнюю безупречную службу некоторые священнослужители удостаивались особых почетных званий, дающих им право первенства и преимуществ среди других. Возведение в эти звания совершалось через церковный обряд – хиротесию, основными литургическими элементами которого были благословение, руковозложение, молитва и наречение.

Диаконы возводились в чин «протодиакона» – «перводиакона» – либо «архидиакона». По преданию, среди диаконов, рукоположенных апостолами, архидиаконом был наречен первомученик Стефан. Упоминание о звании перводиакона встречается во многих церковных памятниках. В III веке архидиаконом был святой Лаврентий. Об архидиаконах говорят блаженный Иероним, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и другие.

Возведение в чины протодиаконов, по объяснению святого Симеона Солунского, совершается не «просто и как случилось», но получая благодать Духа, дабы чрез благодать иметь и благословение иераршее, и освящение, и дарование, и силу для действования, потому что и это – от апостолов, как написано о Варнаве и Павле, что «апостолы, помолившись, возложили на них руки и послали на дело» (Деян.13:3)

Обряд возведения в эти церковные чины совершается вне алтаря, так как это «суть рукоположения в различные внешние служения» (Симеон Солунский), во время малого входа с Евангелием на Литургии.

Производимый в один из указанных чинов приводится с середины храма к престолу, где делает три земных поклона. Затем его подводят к архиерею, которому он также творит три земных поклона. Архиерей, сидя на кафедре, трижды благословляет его склоненную голову и, встав, возлагает на нее руку. Протодиакон возглашает: «Господу помолимся». Архиерей читает молитву, в которой при посвящении в архидиакона и протодиакона просит Бога: «Сам одей благодатию сею архидиаконства пресущего раба Твоего (имя рек) и украси его честностию Твоею, в начале стояти диаконов люда Твоего, и образ добр его быти сущим по сем».

протоиерей Геннадий Нефедов. «Таинства и обряды Православной Церкви»

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки