Самообольщение

Литература по теме

Самообольщение —

1) самообман;
2) погружение человека в состояние духовной прелести как результат его нерадения о спасении, отказа от действенных мер противления обольщающим его демонам или даже прямого содействия последним.

Как не подвергнуться самообольщению?

В принципе самообольщению может подвергнуться даже тот христианин, который стремится жить по заповедям Божьим. Однако, по большей части самообольщению бывают подвержены те, кто недостаточно внимательны к себе как к членам Церкви Христовой, кто ведут недостаточно трезвенную, в духовном отношении, жизнь.

К числу общих средств предотвращения самообольщения принадлежат общие средства борьбы с грехом: молитвенное делание, изучение основ веры, чтение назидательной литературы, участие в церковном богослужении, в Таинствах Церкви, аскетические упражнения и пр.

Среди особых мер, направленных на предотвращение самообольщения нужно выделить те, которые связаны с правильно осуществляемым самоконтролем (контролем человека за своими мыслямижеланиями, поступками, поведением, сверкой их с нормами христианской нравственности, с требованиями Божьего закона) и контролем со стороны духовных наставников.

***

святитель Николай Сербский

Покаяние есть боль от самообмана, которым грешный человек долго себя убаюкивал, долго-предолго, а именно – до того момента, пока не почувствовал боль от самообмана. Но сама эта боль ведет к отчаянию и самоубийству, если с нею не связан стыд и страх Божий. Лишь тогда эта боль от самообмана не гибельна, но целительна. Блаженный Августин сперва ощутил гибельную боль от самообмана, которая убила бы и душу его, и тело, если бы ее быстро не догнали стыд и страх Божий.

Покаяние есть неожиданное видение своей проказы и вопль о лекарстве и враче. Когда темноволосый человек долго не смотрит на себя в зеркало, затем неожиданно встанет перед ним – а он весь седой! Так и не покаявшийся грешник долго думает и утверждает, что его душа здорова и безгрешна, пока однажды у него неожиданно не прорежется духовное зрение и он не увидит, что душа его вся в проказе.

Но как увидеть свою душевную проказу, не смотря в зеркало? Христос является тем зеркалом, в котором каждый видит себя таким, каков он есть. Сие единственное зеркало и дано человечеству, чтобы все люди смотрели в него и видели, каковы они. Ибо во Христе как в наичистейшем зеркале каждый видит себя больным и уродливым, и еще видит свой прекрасный первоначальный образ, каким он был и каким опять должен бы стать.

свт. Николай Сербский. Неделя 16‑я по Пятидесятнице. Евангелие о талантах.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka