Array ( [_ga] => GA1.2.11414470.1676238260 [_ym_uid] => 1660939825784799266 [__gsas] => ID=213578a3fb0a182c:T=1681944408:S=ALNI_MbEL_DHDrLPCrv-uTQdMH9pa12JeQ [wpglobus-language-old] => ru [wpglobus-language] => ru [_gcl_au] => 1.1.1323613137.1707769466 [_ym_d] => 1707970654 [rmcookie] => S:oXiVekSjacHnLwk2C0PtCya0SobUs-uGIULq1sdA85BQ4bgub7FqblyhrzxLQqxTgLeOct_81zS_n-dqLFswdMGMkLwYf-P1MuMnWgBj2c-nMxfUk8IlMpS8jTuK20jqCOaODl8XDPTSecylkSKdgCSOlLJInHKQ5-Xgy48PWuzoDRR4NtKjfRdsJxumS1xbc6c1NWPQVC1FOFIeqW9XdPzLZJez0sazYqVelLeOLIyt-FlzPo7WYfu8LieBb_4EM8uSH1s6Yn-MABVQf_HEXuPkN0QEQgTlfuoxC7HG5POWUxtns8OnYENtk4GK6AL-jq6vFZCN7pGI3m3jmONgeLTD5weNY6v7Lhe1yGdlHazFysZdsOq0RPW4xV-CBJLzMt8pBTvvsS6lkYl9HP2cE5j0YZtknDp9YbiXaVYuh0UiMLW2taIwifFnjWcMAQn9-yWyoawUT8SvHSgKqj9lXDwXilafYhXs_zXxRc_08aYp0V6YucohftgmfLKYYKhHlBnQYAhke7gAKhQb-2Nm-RZEdBg2Cups3fKC4_St-Lqd91V6cj8Vj-gUVVnIN59nKNyYTp_vSCqEaiCyJTz6Tk7zbkzUw80_p3lA5JWGHoGrfFCvpAVANDyt4SOQCx3wHQ== [otrid] => S:ErfRktCWOhLTagC9RgLtDXvNYVTCeR1frB0e2ucJrp21hr-9ERoJmfmYS4wcIMPnGhXcOTI6W4HfYC7DgzGO1cPIs4y2DU16ldgTtl3h5-n91ZJqAMwAG6ZSAgtPaDfGNAC1JQPEOA32NvrvNUA4aec1DtUg5NC06RhZ-qiTp3k_jIZUd7q4DmcB7hXzfmJjSJ8ypQ0Mt1AOkFbzsJKFZ3hGFmud2T1e0a0= [_langs] => r [_gid] => GA1.2.884597067.1713991385 [_ym_isad] => 2 [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 [_ym_visorc] => b )

Шестоднев

Литература по теме

Шестодне́в

1) библейское повествование (Быт.1:1) — (Быт.2:3); раздел вероучения, касающийся Причины, истории и целесообразности шестидневного Творения мира;
2) богословское понятие, обозначающее период создания и формирования мира, включавший шесть Дней Творения, начавшийся первым и завершившийся шестым (и последним) творческим Днём;
3) жанр византийской и древнерусской литературы; экзгетически-апологетическое сочинение, в котором излагаются основы христианских представлений о происхождении и устройстве мира и опровергаются естественнонаучные представления языческих философов, идущие вразрез с христианской космологией (подробнее);
4) богослужебная книга — сокращённый Октоих  – собрание воскресных служб всех гласов с присоединением на прочие дни недели службы только из одного какого-либо гласа Октоиха.

shestodnev - Шестоднев

Для чего понадобилось вводить в Православное богословие искусственное понятие «Шестоднев»?

Собственно говоря, термин «Шестоднев» не является плодом изобретательства отцов Церкви. В свое время его использовал ещё древний философ Филон Александрийский.

Удобство этого богословского понятия, воспринятого богословием, заключается в том, что оно кратко и ёмко фиксирует и воспроизводит идею о Творении как об особом едином Божественном действии, разворачивавшемся в соответствии с Его предвечными замыслами о мире и (в частности) человеке. Сам мир рассматривается в этой связи как единая цельная система, а человек — как венец видимого мира (Быт.1:28).

В чём состоит ошибочность некоторых точек зрения на Шестоднев?

Еврейское слово «иом», переведенное на русский как «день», допускает трактовку как в смысле суточного периода, так и периода вообще (см.: Дни творения). В этой связи некоторые святые отцы, например, преподобный Ефрем Сирин, полагали что время творения мира ограничивалось шестью сутками. Другие отцы, в их числе блаженный Августин, высказывались более осторожно: утверждали, что нам не дано знать, какого рода были те дни. Оба эти соображения рассматриваются в рамках Православной Догматики в качестве допустимых частных богословских мнений (см.: Теологумен).

Между тем, ряд современных исследователей стремятся истолковать Шестоднев в совершенно ином направлении. В русле этого направления изложенный в Священном Писании порядок Творения рассматривается как логическое, но не хронологическое действие: мир сотворен в одно мгновение, ибо для Бога это было не трудно; стало быть и творческие Дни не суть в собственном смысле дни или периоды, а некие отдельно обрисованные бытописателем задачи, совокупность которых Господь реализовал вне условий времени, разом и вдруг.

Что можно на это сказать? Пятикнижие Моисея — Писание, предназначенное для способствования единения человека и Бога, и следовательно, адресовано огромному количеству людей. Поэтому нет оснований считать, что будто бы Моисей зашифровал в слове «иом» (день) и нарочито скрыл от людей некий особенный, чуждый их восприятию смысл; что будто бы и повествование об обустройстве вселенной, явно представленное в Откровении как хронологический процесс, в действительности — вовсе не процесс. Для чего Моисею вводить людей в заблуждение?

azsaints 84 - Шестоднев

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka