Азбука веры Православная библиотека Гордий Семёнович Саблуков Сличение исламского учения о именах Божиих с христианским

Сличение исламского учения о именах Божиих с христианским

Источник

Настоящее электронное издание было подготовлено редакцией интернет-портала «Азбука веры» с отсканированного оригинала. Не набирались тексты на арабском и еврейском языках. Слова «моххамеданский», «мохаммеданин» заменены на современные «исламский» и «мусульманин».

Содержание

Предисловие

О именах Божьих в исламском вероучении О прекрасных именах Божьих 1. О девяносто девяти именах Божиих 1. Сочинения, в которых передается список имен Божиих: 2. Формы, в каких излагаются имена Божии у мусульман, и список имен Божиих 3. Мнения мусульман о значении имен Божиих в их вероучении и об отношении знания имен к Богопознанию христиан О именах Божиих в христианской вере 1. Имена Божии в Священном Писании Имена Божии в Законе, или в книгах ветхозаветного Писания Имена Божии в Евангелии, или в книгах новозаветного Писания Познание имен Божиих из Свящ. Писания 2. Имена Божии в науке богословия 1. Отношение имен Божиих к нашему разуму и к существу Бога 2. Методически-научный способ объяснения имен Божиих в христианском Богословии 3. Изъяснение смысла имен Божиих в систематических книгах христианского Богословия 3. Имена Божии в христианском богослужении Имена Божии в Богослужебных молитвах 4. Правила, какие христианское Богословие выводит из познания имен Божиих для жизни христианина Имена Божии в коране 1) Отношение списка 99 имен Божиих к Корану 2) Степень ясности в передаче имен Божиих Кораном 3) Нелегко мусульманину узнать имена Божии по Корану 2. Имена Божии в системах исламского богословия 1) Понимание мусульманами отношения имен Божиих к нашему разуму и к существу самого Бога 2) Недостаток методически-научного способа в уяснении имен Божиих у мусульман 3) Неправильное учение исламского Богословия об отношении некоторых имен Божиих к существу Бога 3. Имена Божии в молитвословиях мусульман 4. Правила, какие из познания имен Божиих выводит христианское богословие для жизни христианина, мусульманское – для мусульманина 2. О тысяче и одном имени Божием Тысяча и одно имя Бога Всевышнего, и сила их В какой мере тысяча и одно имя увеличивают исламские понятия о Боге? Приспособление познания тысячи имен Божиих мусульманами к своей жизни 3. О четырех тысячах имен Божиих Книга, в которой передаются четыре тысячи имен Божиих 1) Сколько тверда уверенность мусульман в том, что им известны четыре тысячи имен Божиих? 2) Основательны ли рассуждения некоторых мусульман в доказательство своего знания четырех тысяч имен Божиих? 3) Четыре тысячи имен Богу, в какой мере расширили круг исламских понятий о Боге? II. О великом имени Божием Таинственность великого имени Божия Изыскания великого имени Божия мусульманами 4) Более определенное указание встречаем в словах: Указание Бога на свое великое имя Этимологический и теологический смысл в именах Богу Неодинаковость количества и качества имен Божиих в различных религиях Значение и употребление имен Божиих при историческом развитии вероучений Употребление имени Божия в Ветхом Завете Верность произношения Великого имени христианами Употребление имени Иегова в сокращенном выговоре Нет основания удерживаться христианам от произношения Великого имени Божия Великое имя Божие в Евангелии, или в книгах Новозаветного Писания Употребление Великого имени Божия христианскою Церковию Есть ли Великое имя Божие в Коране? Основательны ли указания исламских ученых на слова, заключающие в себе, по их предположениям, великое имя Божие? Понятие мусульман о великом имени Бога как выказалось в их науке и жизни? Качество исламского знания имен Божиих, обнаружившееся при сличении его с христианским знанием их Приложения к сличению исламского учения о именах Божиих c христианским о них учением Приложение к предисловию Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Молитва по прочтении прекрасных имен Бога Всевышнего Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26 Приложение 27 Приложение 28 Приложение 29 Приложение 30 Приложение 31 Приложение 32 Приложение 33 Приложение 34 Приложение 35 Прибавление  

 
Предисловие

Мусульмане смело проповедуют, что их религия есть последнее, заключительное Откровение Божие; что их религия, как высшее и совершеннейшее Откровение Божие, одна ныне на земле учит истинному Богопознанию и Богоугодной деятельности, и потому, отменяя собою предшествования ей откровенных учении – Закон Моисея и Евангелия Иисуса Христа, – одна должна быть всемирною верою. Эта проповедь мусульман, которую приводилось мне много раз слышать в разговорах с ними и читать в их книгах, возбудила во мне желание основательно узнать вероучения их, как в его источниках – Коране и исламском Предании ‑ так и в систематических изложениях этого вероучения, для того чтобы иметь твердое основание судить о качестве доказательств, на какие опираются мнения мусульман о своей религии. Изучая законоположительные источники исламского вероучения, я искал в них ответа на вопрос: Коран и исламское Предание дают ли основание верованию мусульман, что учение, в них заключающееся, есть откровенное учение Бога? Рассмотрением источников с этой стороны определилось истинное место исламскому вероучению в среде других религий. Рассматривая исламское вероучение в систематическом изложении его, я поставил для себя задачей сличить его догматические вероположения, богослужебные уставы и правоучительные правила с учением христианским, чтобы ясно видеть несостоятельность похвал, воздаваемые мусульманами своему вероучению. В связи с этими главными задачами рассматривались и все другие второстепенные вероположения исламской религии. Так составлялся мой обзор исламской религии под названием «Сборник сведений о исламском вероучении, пригодных христианину для беседы с мусульманином об истинах веры». В составляемом мною Сборнике сведений, излагая мой суд и приговор каком – либо вероположении исламской религии, я приводил значительные отрывки из исламских вероучительных книг, как основания для суждения о качестве вероположения: этим я хотел доставить читателю сборника, особенно тому, кому требуется основательно знать исламское вероучение, материал для познания его. Выписки же из исламских книг, а иногда и целые сочинения, которые по величине не могли входить в текст Сборника, но которые нужно было знать, употребить в дело, и для того иметь под рукой, я поместил в «Приложениях к Сборнику», в которые вошли также и некоторые мои пояснения, замечания, ответы на возражения. В начале Сборника сведений о исламском вероучении сделан краткий обзор статистического быта татар-мусульман в России, исламской богословской науки вообще у мусульман и в частности у татар-мохамедан в России, учебной и полемической против христианской веры литературы у мусульман, апологетических и полемических против ислама сочинений у христиан; далее указана несостоятельность исламского мнения, что окончательный приговор об истине каждого вероположении мусульманин должен искать в одном только Коране, не обращаясь к книгам Откровения Божьи,– к Закону, Писаниям пророков, Евангелию; напоследок, это введение к Сборнику закончено указанием, что при рассмотрении исламского вероучения принять метод преимущественно аналитический. Некоторые отделы моего Сборника довольно полны, а другие только очерчены в главных вопросах, и требуют с моей стороны обработки.

Образчиком моего разбора исламских вероположений, вошедших в Сборник сведений об исламе, может служить изданное здесь «Сличение исламского учения об именах Божьих с христианским о них учением». Где оно должно стоять в Сборнике, это увидит читатель из начального отделения. Сличение, составляя часть Сборника, имеет вид отдельной монографии: подобным образом и другие некоторые части Сборника, как более обработанные и полные, могут издаваться отдельными выпусками.

Поставляю долгом с искреннейшей благодарностью заявить, что мой скромный труд издан на сумму, дарованною мне Святейшим Синодом, по предложению Обер-прокурора, Его Сиятельства Графа Димитрия Андреевича Толстого.

Г. С.

22 Августа

1872 года.

Казань.


Источник: Сличение мохаммеданского учения о именах божиих с христианским о них учением / Сост. Г. Саблуков. - Казань : Унив. тип., 1872. - IV, 220, IV, 197, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle