Методы изучения и классификации околоцерковных суеверий

диакон Кон­стан­тин Гор­бу­нов,
завуч вос­крес­ной школы для взрос­лых храма
св. про­рока Илии на Поро­хо­вых

Око­ло­цер­ков­ные суе­ве­рия чрез­вы­чайно вредны, так как они уводят людей от истин­ного бого­по­зна­ния, а также от бла­го­че­сти­вого образа жизни и пра­виль­ного уча­стия в Пра­во­слав­ном Бого­слу­же­нии. Сле­до­ва­тельно, с суе­ве­ри­ями необ­хо­димо вести бес­ком­про­мисс­ную борьбу. Для этого, в част­но­сти, необ­хо­димо изу­че­ние суще­ству­ю­щих суе­ве­рий. Всякое изу­че­ние группы явле­ний или фактов тре­бует их клас­си­фи­ка­ции. Таким обра­зом, перед нами встает нелег­кая задача найти мето­дику клас­си­фи­ка­ции суе­ве­рий при всей их мно­го­чис­лен­но­сти и при этом абсурд­но­сти, нело­гич­но­сти, бес­смыс­лен­но­сти.

Инфор­ма­цию о суе­ве­риях, рас­про­стра­нен­ных среди людей, можно полу­чать сле­ду­ю­щими спо­со­бами:

  1. На осно­ва­нии вопро­сов, кото­рые люди задают свя­щен­но­слу­жи­те­лям.
  2. Путем ана­лиза вопро­сов, зада­ва­е­мых сотруд­ни­кам службы кон­суль­тан­тов в храме (ведется журнал учета вопро­сов).
  3. Путем опроса обра­зо­ван­ных посто­ян­ных при­хо­жан храма об извест­ных им рас­про­стра­нен­ных в народе суе­ве­риях.
  4. Путем кри­ти­че­ского ана­лиза пуб­ли­ка­ций и выступ­ле­ний в око­ло­цер­ков­ных и псев­до­цер­ков­ных сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции, а также свет­ских СМИ на цер­ков­ные темы.

Воз­можны также и другие методы выяв­ле­ния суе­ве­рий.

Пред­ла­гаю сле­ду­ю­щую воз­мож­ную мето­дику клас­си­фи­ка­ции суе­ве­рий. В Пра­во­слав­ном бого­сло­вии суще­ствует поло­же­ние, согласно кото­рому зло не имеет своей соб­ствен­ной сущ­но­сти, а явля­ется извра­ще­нием добра. Суе­ве­рия, как част­ный случай зла пред­став­ляют собой иска­же­ния тех или иных поло­же­ний Пра­во­слав­ного учения и бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции. Таким обра­зом, можно клас­си­фи­ци­ро­вать суе­ве­рия в соот­вет­ствии с теми пунк­тами Пра­во­слав­ного учения, на кото­рых они пара­зи­ти­руют.

Суще­ствуют немно­го­чис­лен­ные суе­ве­рия, свя­зан­ные с веро­уче­нием. Их немно­го­чис­лен­ность объ­яс­ня­ется тем, что суе­вер­ные люди, как пра­вило, не знают Пра­во­слав­ного веро­уче­ния. Пример: “Троица – это Иисус Хри­стос, Божия Матерь и Свя­ти­тель Нико­лай”.

Суе­ве­рия, свя­зан­ные с осо­бен­но­стями годо­вого круга бого­слу­же­ний

  • Пасха: бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к скор­лупе от пас­халь­ных яиц; в случае пожара нужно пере­бра­сы­вать пас­халь­ное яйцо через горя­щий дом и др.
  • Роди­тель­ские суб­боты, Радо­ница: можно поми­нать само­убийц; на клад­бище нужно идти до 12:00 дня т.к. после этого вре­мени души усоп­ших уже не при­сут­ствуют на клад­бище; про­дукты, при­не­сен­ные на парас­тас, полу­чают усоп­шие и др.
  • Пяти­де­сят­ница: в этот день нужно ходить на клад­бище.
  • День св. про­рока Илии: нельзя купаться после этого дня.
  • Пре­об­ра­же­ние: гре­хо­па­де­ние Адама и Евы заклю­ча­лось в том, что они съели неосвя­щен­ное яблочко до Пре­об­ра­же­ния; весь смысл празд­ника люди видят только в освя­ще­нии плодов.
  • Покров Пре­свя­той Бого­ро­дицы: если не закле­ить окна до Покрова то в доме не будет тепла.
  • Воз­дви­же­ние: сдви­же­ние – осень к зиме сдви­га­ется.
  • Бого­яв­ле­ние: святая вода, освя­щен­ная нака­нуне празд­ника (в сочель­ник), “силь­нее”, чем освя­щен­ная в сам празд­ник (или наобо­рот).
  • Сре­те­ние: зима с летом встре­ча­ется.

Суе­ве­рия, свя­зан­ные с цер­ков­ными Таин­ствами

  • Кре­ще­ние. Суе­вер­ные побуж­де­ния к Таин­ству: “чтобы грыжа зажила; чтоб ребе­нок меньше плакал; чтобы не сгла­зили”. Просят назвать кре­ща­е­мого другим именем (тайным), чтобы не сгла­зили. Если воск с постри­жен­ными воло­сами утонет в купели, то это плохо.
  • Миро­по­ма­за­ние. Многие при­хо­жане думают, что елео­по­ма­за­ние на Все­нощ­ном Бдении это и есть миро­по­ма­за­ние.
  • Испо­ведь. Люди рас­ска­зы­вают не о грехах, а о про­бле­мах, считая, что про­блема должна раз­ре­шиться. Люди пере­чис­ляют грехи без пока­я­ния. Просят порвать листок со спис­ком грехов, вос­при­ни­мая это как свя­щен­но­дей­ствие. В про­даже появ­ля­ются неле­пые руко­вод­ства для под­го­товки к испо­веди, напри­мер, “1000 и один грех” или “10000 грехов”.
  • Евха­ри­стия. При­ча­щают детей, чтобы живо­тик не болел, взрос­лые при­ча­ща­ются для под­ня­тия гемо­гло­бина. Неко­то­рые пони­мают При­ча­ще­ние как “про­чи­ще­ние”, напри­мер, орга­низма. Счи­тают, что нельзя после При­ча­стия и запивки цело­вать никого и ничего, т.к. бла­го­дать перей­дет на целу­е­мый пред­мет.
  • Собо­ро­ва­ние. Люди вос­при­ни­мают собо­ро­ва­ние как послед­нее (пред­смерт­ное) пома­за­ние, если же чело­век не умер после Собо­ро­ва­ния, то ему нельзя есть мясо и всту­пать в брак, вести супру­же­скую жизнь. Имеет место суе­вер­ное отно­ше­ние к оста­ю­щимся после таин­ства рису и елею.
  • Вен­ча­ние. Просто кра­си­вый тор­же­ствен­ный обряд. Гаран­тия того, что муж не уйдет или жена не уйдет.
  • Свя­щен­ство. Многие люди уве­рены, что свя­щен­но­слу­жи­те­лем чело­век ста­но­вится в силу самого факта окон­ча­ния духов­ной семи­на­рии. Ввиду ред­ко­сти таин­ства хиро­то­нии особых суе­ве­рий, свя­зан­ных с самим совер­ше­нием таин­ства не выяв­лено, но имеет место суе­вер­ное отно­ше­ние к духо­вен­ству и мона­ше­ству. При­меры: люди обра­ща­ются с духов­ными вопро­сами к про­стым мона­хам, не име­ю­щим свя­щен­ного сана, и зача­стую неукос­ни­тельно сле­дуют их порой неле­пым сове­там; люди боятся обра­щаться к свя­щен­нику с какими-либо вопро­сами, вос­при­ни­мая его лишь как кол­дуна или мага, совер­ша­ю­щего риту­алы.

При­ме­ча­ние: ряд при­ме­ров для дан­ного раз­дела заим­ство­ван из доклада свя­щен­ника Алек­сандра Дяги­лева.

Суе­ве­рия, свя­зан­ные с обря­дами

  • Погре­бе­ние. Отпе­вать можно даже неве­ру­ю­щего, лишь бы был кре­ще­ным. Род­ствен­ни­кам нельзя нести гроб с телом усоп­шего. Кладут в гроб раз­лич­ные посто­рон­ние быто­вые пред­меты (деньги, мобиль­ные теле­фоны). На могиле устра­и­ва­ется язы­че­ская тризна.
  • Освя­ще­ние авто­мо­би­лей. Счи­та­ется, что дается гаран­тия без­опас­но­сти.

 Суе­ве­рия, свя­зан­ные со свя­ты­нями

  • Маги­че­ское отно­ше­ние к свя­ты­ням.
  • Исполь­зо­ва­ние свя­тынь для кол­дов­ства.
  • Непра­виль­ное почи­та­ние икон. (Какая икона лучше Казан­ская или Вла­ди­мир­ская?)
  • Непра­виль­ное отно­ше­ние к Св. Кресту. (Дарить кре­стик это не грех? Боязнь подо­брать най­ден­ный на улице кре­стик)
  • Мно­го­чис­лен­ные заблуж­де­ния свя­заны со све­чами и пра­ви­лами их поста­новки перед ико­нами. Люди, зага­дав жела­ние, ждут пока свеча дого­рит, для того чтобы оно испол­ни­лось.
  • Суе­вер­ное отно­ше­ние к святой воде (сме­ши­вают св. воду, взятую в разных храмах, считая, что смесь “силь­нее”, чем вода, взятая в одном храме)
  • Известны также мно­го­чис­лен­ные суе­ве­рия, свя­зан­ные с пас­халь­ным арт­осом и просфо­рами.

Суе­ве­рия, свя­зан­ные с поми­наль­ными запис­ками

  • Маги­че­ское отно­ше­ние к соро­ко­устам.
  • Вопросы: какая записка лучше (про­ско­ми­дий­ная, обе­ден­ная, заказ­ная, моле­бен?)
  • Ука­за­ние в запис­ках лиц, поми­но­ве­ние кото­рых запре­щено цер­ков­ными кано­нами, в полной уве­рен­но­сти, что данное поми­но­ве­ние помо­жет этим лицам.
  • Поми­но­ве­ние живых за упокой, с целью навре­дить этим лицам.

Вот далеко не полный пере­чень суе­ве­рий, рас­про­стра­нен­ных в цер­ков­ной и око­ло­цер­ков­ной среде. Можно заме­тить, что зна­чи­тель­ная часть суе­вер­ных мето­дик выра­жает стрем­ле­ние людей к дости­же­нию телес­ного здо­ро­вья и зем­ного бла­го­по­лу­чия. В стрем­ле­нии к чисто земным благам люди зача­стую обра­ща­ются к кол­ду­нам, экс­тра­сен­сам, цели­те­лям и от них полу­чают раз­лич­ные ука­за­ния суе­вер­ного харак­тера.

Важным мето­дом борьбы со вся­кими суе­ве­ри­ями явля­ется духов­ное про­све­ще­ние мирян через цер­ковно-при­ход­ские школы, раз­лич­ные бого­слов­ские курсы, через цер­ков­ные СМИ. Также необ­хо­дима кате­хи­за­ция людей, жела­ю­щих при­нять Таин­ство Свя­того Кре­ще­ния и лиц, гото­вя­щихся стать крест­ными.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки