Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах


В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.

В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.

1.

«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:») — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Внимание! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

2.

«Аллилуиа» (Трижды)Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

3.

«Трисвятое. По Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

4.

Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).

5.

Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Комментировать

Добавить комментарий для Кирилл Отменить ответ

15 комментариев

  • Александр, 01.02.2019

    Нет такого понятия “Трисвятое по Отче наш”. Хотя и постоянно так неграмотно друг у друга переписывают и говорят. В нормальных (богослужебных) книгах, например в часослове, если внимательно прочитать, это обозначается просто как “Трисвятое”. Там написано так: “Трисвятое. По Отче наш …”. То есть: читать Трисвятое (и подразумевается и все далее, в том числе до Отче наш), а когда Отче наш прочитаете (то есть после Отче наш, или по славянски “по Отче наш”), чиать то-то и то-то.

    Ответить »
    • Дмитрий, 02.03.2019

      Извините, пожалуйста. Так “Отче наш…” читать надо или нет?

      Ответить »
      • Кирилл, 04.03.2019
        • Александр, 02.12.2019

          Т.е. Трисвятое читается ПОСЛЕ Отче наш? Не смотря на то, что Трисвятое стоит впереди по тексту? Простите мне моё скудоумие, пытаюсь вникнуть и не искажать в будущем правильного молитвословия

          Ответить »
          • Кирилл, 03.12.2019

            До Отче наш. См. комментарий выше.

    • Кирилл, 25.02.2019

      Александр, благодарим за уточнение. Исправили.

      Ответить »
      • Максим, 26.04.2021

        что обозначает в молитвословах знак: /

        Ответить »
        • Кирилл, 28.04.2021

          Разделитель для пения или чтения. Пауза для того, чтобы логически выделить смысл.

          Ответить »
  • Татьяна, 04.01.2021

    Спасибо большое, помогли разобраться!
    Мне так стыдно, я этого совсем не знала и читала неправильно.благодарю

    Ответить »
  • Татьяна, 07.01.2022

    Благодарю. Всё понятно

    Ответить »
  • Иван, 16.02.2022

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, что надо читать там где написано “Ирмос”?

    Ответить »
    • Кирилл, 25.02.2022

      Читают сам ирмос.

      Ответить »
      • Ксения, 21.03.2024

        Простите, пожалуйста, за вопрос, возможно, и глупый – а можно ссылку на конкретный текст ирмоса? Я только воцерковляюсь, и очень многое для меня совершенно не понятно. Думаю, многие вместе со мной были бы Вам благодарны!
        По Вашей ссылке (что выше) я совсем запуталась 🤦‍♀️

        Ответить »
  • Кирилл, 02.03.2024

    НЕ СОГЛАСЕН!
    1. Человек молящийся не должен думать как это расшифровывается или что это обычное слово или ещё что-то. Отвлекает, вводит в заблуждение, блуд.
    2. Ни о какой экономии речи не должно быть. Читайте притчи Евангелия – этот блуд прямо противоречит словам Иисуса Христа!
    3. Вычитывание молитв приводит к обратному, гордости, это тоже противоречит словам Иисуса Христа – род прелюбодейный на устах балабольство, а в сердце мрак!
    4. Официальные письма никто не сокращает так, как это сделано в молитвословах! Поклоняться Всевышнему и сокращать Господи помилуй 3 раза. Почему не 8 раз написано? Правильно писать Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй! А если 40 раз так и писать столько раз в молитвослове! Зарплату никто себе не экономит не урезать, а так относиться к Богу считаю для христианства это позор.

    Ответить »
    • _Gennadiy_, 22.03.2024

      Кирилл, эта традиция сокращать перешла в современные электронные молитвы из печатных, а туда в свою очередь – из рукописных книг. Почему в старину сокращали?
      Во-первых, тогда книги были просто огромного формата (не то что сейчас карманные молитвословы) – а если представить, что там еще и сокращений нет, тогда это были бы вообще неподъемные и огромные книги, неудобные в совершении богослужений. Представьте себе богослужебный Апостол такого размера (в нем и сейчас, при сокращениях не всегда быстро не сориентируешься, а тем более если бы он был без этих сокращений и огромного веса и размера).
      А другая причина – берегли труд писцов, все-таки руки у них не железные. Да и при известных сокращениях можно было написать больше книг, а не корпеть по десять лет над одной. Вот, например, знаменитое Остромирово Евангелие на пергаменте было создано с октября 1056 по май 1057 года, всего (или за целых?) за 8 месяцев – считалось, что это очень быстро.
      А так да, меня, грешного, например, печалит, когда, допустим, открываешь тот или иной канон, а там припевы записаны только в первой песни (а то и вообще их нет). Когда я был новоначальным, я так и читал: первая песнь с припевами, а другие без них. А в молитвословах читал, как написано, – просто “Слава” (без “Отцу и Сыну и Святому Духу”) и просто “И ныне” (без “и присно и во веки веков…”).
      Вообще не вижу никакого смысла сокращать в электронных молитвословах. Что так экономить? Килобайты?

      Ответить »
«Азбука молитвы»
в Telegram.
t.me/azprayer