• Виртуальный диплом: как получить онлайн-образование в России

    08 июля 2016


    Обра­зо­ва­тель­ные онлайн-плат­фор­мы могут ради­каль­но повы­сить доступ­ность дипло­мов веду­щих вузов

    Вполне воз­мож­но, что лет через десять мы уже не уви­дим летом тра­ди­ци­он­ные тол­пы аби­ту­ри­ен­тов, штур­му­ю­щих при­ем­ные комис­сии. Кам­пу­сы уни­вер­си­те­тов опу­сте­ют, а пора поступ­ле­ния будет отме­че­на рез­ким ростом тра­фи­ка на обра­зо­ва­тель­ных онлайн-плат­фор­мах. Уже сего­дня мож­но полу­чить выс­шее обра­зо­ва­ние с дипло­мом госу­дар­ствен­но­го образ­ца в пре­стиж­ном вузе не выхо­дя из дома — прав­да, пока в режи­ме эксперимента.

    Миро­вая гон­ка уни­вер­си­те­тов в сфе­ре онлайн-обра­зо­ва­ния исхо­дит из гума­ни­сти­че­ской мак­си­мы: вне зави­си­мо­сти от места про­жи­ва­ния у чело­ве­ка долж­на быть воз­мож­ность полу­чить выс­шее обра­зо­ва­ние по инте­ре­су­ю­щей его спе­ци­аль­но­сти. И хотя при­ду­ма­ли это не у нас, идея осо­бен­но акту­аль­на для Рос­сии — с наши­ми, с одной сто­ро­ны, огром­ны­ми тер­ри­то­ри­я­ми, с дру­гой — с доста­точ­но глу­бо­ким про­ник­но­ве­ни­ем интер­не­та. Пра­виль­но орга­ни­зо­ван­ное онлайн-обу­че­ние может при­ве­сти к реаль­но­му интел­лек­ту­аль­но­му рыв­ку стра­ны, осо­бен­но если мы не поле­ним­ся и в бли­жай­шие годы все сде­ла­ем правильно.

    В дого­ня­ю­щих

    Лиди­ру­ю­щие миро­вые плат­фор­мы для мас­со­вых онлайн-кур­сов Coursera и EdX, кото­рые уже рабо­та­ют на мно­го­мил­ли­он­ную ауди­то­рию, стар­то­ва­ли все­го четы­ре года назад. Занят­но, что обе плат­фор­мы созда­ны по ини­ци­а­ти­ве уни­вер­си­те­тов: первую сде­ла­ли сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми Гар­вар­да и Мас­са­чу­сет­ско­го тех­но­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та, а вто­рую — сила­ми про­фес­со­ров Стэн­фор­да. Кро­ме гло­баль­ных (читай: аме­ри­кан­ских) игро­ков в круп­ных стра­нах есть свои, локаль­ные, в Рос­сии это, напри­мер, «Уни­вер­са­ри­ум», «Лек­то­ри­ум», «Сте­пик» и стар­то­вав­шая в про­шлом году (так­же по ини­ци­а­ти­ве уни­вер­си­те­тов) Наци­о­наль­ная плат­фор­ма откры­то­го обра­зо­ва­ния (НПОО). Сего­дня сот­ни уни­вер­си­те­тов мира вовле­че­ны в созда­ние онлайн-кур­сов и про­грамм, и рос­сий­ские вузы не исклю­че­ние — Спб­ГУ, НИУ ВШЭ, МФТИ, ИТМО, МИСиС, Поли­тех, МГУ, УрФУ ста­ли пио­не­ра­ми на ниве дистан­ци­он­но­го обра­зо­ва­ния в интернете.

    Рос­сий­ские плат­фор­мы откры­то­го обра­зо­ва­ния появи­лись не силь­но поз­же зару­беж­ных ана­ло­гов, одна­ко в США уже 10–15 лет успеш­но рабо­та­ет систе­ма не мас­со­во­го онлайн-обра­зо­ва­ния, когда учить­ся могут несколь­ко десят­ков чело­век или сот­ня, но не сот­ни тысяч. Напри­мер, в Уни­вер­си­те­те Южной Кали­фор­нии (USC) мно­гие ауди­то­рии обо­ру­до­ва­ны с уче­том инте­ре­сов тех, кто выбрал онлайн-обу­че­ние. С помо­щью таких про­грамм онлайн-маги­стра­ту­ры в США гото­вят даже кос­ми­че­ских инже­не­ров, а тех­но­ло­гии сопро­вож­да­ют­ся выстро­ен­ны­ми адми­ни­стра­тив­ны­ми про­це­ду­ра­ми, кото­рые поз­во­ля­ют гаран­ти­ро­вать, напри­мер, чест­ность сда­чи экзаменов.

    В Рос­сии все­гда счи­та­лось, что орга­ни­зо­вать такое обу­че­ние слиш­ком слож­но и доро­го, а эффект сла­бый. Зато тему онлайн-обра­зо­ва­ния быст­ро под­хва­ти­ли не очень доб­ро­со­вест­ные част­ные уни­вер­си­те­ты, кото­рые нача­ли бук­валь­но тор­го­вать дипло­ма­ми, делая вид, что чему-то учат через интер­нет. Репу­та­ция онлайн-обра­зо­ва­ния в Рос­сии от это­го силь­но пострадала.

    Тем вре­ме­нем у наших запад­ных кол­лег в тече­ние послед­не­го года появи­лись пер­вые маги­стер­ские про­грам­мы, где при­ме­ня­ет­ся инстру­мен­та­рий мас­со­во­го онлайн-обра­зо­ва­ния. Напри­мер, Тех­но­ло­ги­че­ский инсти­тут Джор­джии (Georgia Institute of Technology) с помо­щью такой про­грам­мы уже обу­ча­ет более 3 тыс. чело­век, каж­дый из кото­рых пла­тит не при­выч­ные $50 тыс., а око­ло $7 тыс. То есть исполь­зу­е­мые тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют учить на одном кур­се не 50 или 100 чело­век, а в десят­ки и сот­ни раз больше.

    Не все потеряно

    Несмот­ря на упо­мя­ну­тые фак­то­ры и даже вопре­ки им, в Рос­сии огром­ный потен­ци­ал раз­ви­тия онлайн-обра­зо­ва­ния. Кур­сы, сде­лан­ные рука­ми энту­зи­а­стов, пока­за­ли людям прин­ци­пи­аль­ную воз­мож­ность тако­го обу­че­ния. Поми­мо это­го в Рос­сии в целом хоро­ший, быст­рый и деше­вый интер­нет, чего нет в тех же США, стра­да­ю­щих от сво­ей зави­си­мо­сти от уста­рев­шей инфра­струк­ту­ры. Я недав­но вер­нул­ся из Стэн­фор­да, и если посмот­реть на интер­нет в домах мест­ных жите­лей, то сме­ло мож­но ска­зать, что у жите­ля при­го­ро­да Моск­вы он намно­го шуст­рее и дешевле.

    В послед­ние годы мно­го было сде­ла­но и для появ­ле­ния меха­низ­мов чест­ной сда­чи обя­за­тель­ных экза­ме­нов. Толь­ко лени­вый не руга­ет ЕГЭ, но все же была про­де­ла­на огром­ная рабо­та: создан инсти­тут обще­ствен­но­го наблю­де­ния, нала­же­на видео­фик­са­ция в мас­шта­бах стра­ны. Это зна­чит, что и для выс­ше­го обра­зо­ва­ния мы эти меха­низ­мы будем стро­ить не на пустом месте.

    Мы успе­ва­ем наго­нять кол­лег и в силу сло­жив­шей­ся в Рос­сии систе­мы обра­зо­ва­ния. У нас есть воз­мож­ность быст­ро про­во­дить мас­штаб­ные обра­зо­ва­тель­ные экс­пе­ри­мен­ты, моби­ли­зуя все ресур­сы вокруг еди­ной цели. В США, напри­мер, нель­зя внед­рить ника­кое нов­ше­ство одним при­ка­зом: во всех шта­тах свое зако­но­да­тель­ство, в том чис­ле в обра­зо­ва­тель­ной сфе­ре. В Рос­сии зако­но­да­тель­ство еди­но, а в послед­ние годы явно офор­ми­лась готов­ность Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и нау­ки при­ни­мать уча­стие в этом про­цес­се. Помо­га­ет и дея­тель­ность Росо­бр­над­зо­ра, кото­рый в послед­ние годы закрыл нема­ло плат­ных уни­вер­си­те­тов, тор­го­вав­ших дипло­ма­ми и дис­кре­ди­ти­ро­вав­ших онлайн-обра­зо­ва­ние как таковое.

    Диплом из интернета

    Сей­час госу­дар­ству понят­но, что онлайн-обра­зо­ва­ние нуж­но не толь­ко под­дер­жи­вать, но и делать мас­со­вым, встра­и­вать в струк­ту­ру систе­мы выс­ше­го обра­зо­ва­ния, а для это­го нуж­ны меха­низ­мы при­зна­ния резуль­та­тов учеб­ных дости­же­ний, полу­чен­ных онлайн. В Рос­сии ника­ких нор­ма­тив­ных актов об этом пока нет.

    Суще­ству­ет так­же про­бле­ма каче­ства онлайн-обра­зо­ва­ния, а что­бы осмыс­лен­но гово­рить о каче­стве, его нуж­но уметь изме­рять. Мето­дов оцен­ки в Рос­сии пока нет. Так что одна из клю­че­вых задач обла­сти — парал­лель­но с прак­ти­кой сти­му­ли­ро­вать про­ве­де­ние иссле­до­ва­ний и пуб­лич­ное обсуж­де­ние их результатов.

    В этом году мы пер­вы­ми из рос­сий­ских веду­щих вузов про­бу­ем запу­стить насто­я­щую пол­но­цен­ную онлайн-маги­стра­ту­ру с полу­че­ни­ем дипло­ма госу­дар­ствен­но­го образ­ца. Спе­ци­а­ли­за­ция назы­ва­ет­ся «Ком­би­на­то­ри­ка» и соот­вет­ству­ет ана­ло­гич­ной очной про­грам­ме. Как и вся­кая стан­дарт­ная маги­стра­ту­ра, она будет длить­ся два года. Маги­стер­ская про­грам­ма посвя­ще­на изу­че­нию совре­мен­ной дис­крет­ной мате­ма­ти­ки и ее при­ло­же­ний в инфор­ма­ти­ке и при ана­ли­зе слож­ных сетей — это сво­е­го рода мате­ма­ти­че­ский фун­да­мент, необ­хо­ди­мый как IT-спе­ци­а­ли­стам, так и буду­щим мате­ма­ти­кам. После маги­стра­ту­ры, полу­чив диплом, мож­но будет идти рабо­тать про­грам­ми­стом в IT-ком­па­нию или ана­ли­ти­ком в банк, най­ти себя в био­ин­фор­ма­ти­ке или эко­но­ми­ке слож­ных систем.

    Это вол­ни­тель­ный шаг. Для любо­го вуза онлайн-про­грам­ма — воз­мож­ность рас­ши­рить гра­ни­цы вовле­че­ния талант­ли­вых сту­ден­тов, но это и terra incognita. Посколь­ку рань­ше в Рос­сии тако­го не дела­ли, нам при­дет­ся самим насту­пить на все граб­ли, изу­чить все нюан­сы на прак­ти­ке и во мно­гом постро­ить про­грам­му вме­сте со студентами.

    Сего­дня глав­ная про­бле­ма пере­хо­да к онлайн-обра­зо­ва­нию (кро­ме тех­но­ло­ги­че­ско­го отста­ва­ния)  — это недо­ве­рие обще­ства. Но я верю, что нам удаст­ся его побо­роть. Если мы не поле­ним­ся поста­вить несколь­ко круп­ных экс­пе­ри­мен­тов, чест­но изу­чить их резуль­та­ты, понять, чем обу­че­ние в интер­не­те прин­ци­пи­аль­но отли­ча­ет­ся от очно­го, и ниве­ли­ро­вать эти раз­ли­чия, у стра­ны появит­ся небы­ва­лая преж­де воз­мож­ность — доступ­ное хоро­шее обра­зо­ва­ние в любой точ­ке, где есть интер­нет. А это зна­чит, что тер­ри­то­рии, стра­да­ю­щие от отто­ка насе­ле­ния, смо­гут остав­лять луч­шие кад­ры у себя, не лишая их карьер­ных пер­спек­тив. Семьям, кото­рые не могут себе поз­во­лить отпра­вить талант­ли­во­го ребен­ка в круп­ный город, доста­точ­но будет иметь ско­рост­ной доступ в интер­нет. Вме­сто утеч­ки моз­гов в круп­ные реги­о­наль­ные цен­тры интел­лек­ту­аль­ные кла­сте­ры смо­гут появ­лять­ся пря­мо на местах. Онлайн-обра­зо­ва­ние смо­жет до неузна­ва­е­мо­сти изме­нить куль­тур­ный и эко­но­ми­че­ский ланд­шафт нашей боль­шой и слож­ной страны.

    Источ­ник: РБК

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    Проект находится в стадии тестирования Скрыть объявление