• Жизнь замечательных детей

    22 октября 2013


    На Пер­вом кана­ле пока­зы­ва­ют сери­ал «Сын отца наро­дов» — исто­рию сына Ста­ли­на Васи­лия, кото­рый стал гене­ра­лом, так и не послу­жив солдатом.

    Самое нача­ло 30‑х годов про­шло­го века. Вокруг снеж­ной гор­ки игра­ют два маль­чи­ка лет 10, пяти­лет­няя девоч­ка и их мама. Отец ходит вокруг, суро­во выго­ва­ри­ва­ет жене за ее ребя­че­ство, но и сам не выдер­жи­ва­ет и вклю­ча­ет­ся в весе­лье. Это их послед­няя без­за­бот­ная зима. Надеж­да Алли­лу­е­ва застре­лит­ся в нояб­ре 1932-го, Иосиф Ста­лин все после­ду­ю­щие годы будет слиш­ком занят для бегот­ни воз­ле гор­ки, оба сына ста­нут воен­ны­ми — при­ем­ный Артем Сер­ге­ев артил­ле­ри­стом, а Васи­лий — лет­чи­ком. И хулиганом.

    Пер­вый канал начал показ мно­го­се­рий­но­го филь­ма «Сын отца наро­дов» — еще одно­го бай­о­пи­ка зна­ме­ни­то­стей совет­ско­го вре­ме­ни. Начи­нал его делать Сер­гей Гин­збург («Любовь-мор­ковь 3», сери­ал «Жизнь и при­клю­че­ния Миш­ки Япон­чи­ка»), но потом пере­дал Сер­гею Щер­би­ну. Щер­бин начал ста­вить в кон­це нуле­вых, начал с деше­вых, но доб­рот­ных бое­ви­ков («Оди­ноч­ка»), но вот в 2012 году зачем-то снял ужас­ный сери­ал «Стра­сти по Чапаю» по сце­на­рию Эду­ар­да Воло­дар­ско­го — наве­ян­ное непо­нят­но чем жиз­не­опи­са­ние леген­дар­но­го ком­ди­ва. Опыт этот впрок не пошел — «Сына отца наро­дов», фильм о Васи­лии Ста­лине, Щер­бин сно­ва сде­лал по сце­на­рию Воло­дар­ско­го. Прав­да, на этот раз полу­чи­лось мно­го лучше.

    Тему сери­аль­ной вер­сии «ЖЗЛ», «Жиз­ни заме­ча­тель­ных людей», теле­ви­де­ние оку­чи­ва­ет со всей старательностью.

    Име­на обыч­но выби­ра­ют­ся погром­че, такие, что­бы сами себя рекла­ми­ро­ва­ли. Сре­ди бай­о­пи­ков были несо­мнен­ные уда­чи — «Гали­на» о доче­ри Бреж­не­ва или «Фур­це­ва» о един­ствен­ной жен­щине — мини­стре куль­ту­ры. Были и вполне достой­ные образ­чи­ки жан­ра — «Чка­лов», раз­вер­ну­тый, но не лишен­ный неко­то­рых огрех, ремейк одно­имен­но­го совет­ско­го филь­ма, и «Жуков», в кото­ром вели­кие сра­же­ния бла­го­ра­зум­но остав­ле­ны в про­шлом, а речь шла в основ­ном о том, кого и как любил вели­кий совет­ский пол­ко­во­дец. Была и откро­вен­ная хал­ту­ра — вро­де выше­упо­мя­ну­то­го «Чапая». Нара­бо­ток в общем и целом в деле кино­био­гра­фий име­ет­ся мно­же­ство — бери любую, на выбор, и делай по образ­цу и подобию.

    Созда­те­ли «Сына отца наро­дов» созда­вать что-то уни­каль­ное не ста­ли — види­мо, это выхо­ди­ло за рам­ки бюд­же­та, а вот с образ­цом для под­ра­жа­ния откро­вен­но промахнулись.

    Напра­ши­ва­лась та же «Гали­на». Судь­бы у этих детей пер­вых лиц госу­дар­ства под назва­ни­ем СССР весь­ма и весь­ма схо­жи, при­чем у Васи­лия Ста­ли­на жизнь сло­жи­лась даже тра­гич­ней, ибо когда он упал с вер­ши­ны, при­шед­шие на сме­ну его отцу о гума­низ­ме и чело­ве­ко­лю­бии толь­ко-толь­ко начи­на­ли узнавать.

    Но нет — образ­цом был выбран в меру ней­траль­ный «Чка­лов», авто­ры кото­ро­го от гре­ха подаль­ше отре­за­ли послед­ний отре­зок жиз­ни леген­дар­но­го лет­чи­ка, оста­вив в сюже­те толь­ко без­злоб­ное воз­душ­ное хули­ган­ство ради люб­ви да вели­кие подви­ги во сла­ву Стра­ны Сове­тов. Это сра­бо­та­ло — сери­ал ока­зал­ся не силь­но хуже совет­ско­го ори­ги­на­ла, а по неко­то­рым пози­ци­ям (хотя бы по спе­ц­эф­фек­там) даже обо­гнал его.

    Но то, что хоро­шо сра­бо­та­ло для Вале­рия Чка­ло­ва, не сра­бо­та­ло и не мог­ло сра­бо­тать в слу­чае Васи­лия Ста­ли­на — умель­цы масте­рить геро­ев в кра­си­вой упа­ков­ке оста­лись в СССР, сей­час таких не делают.

    Ведь тра­ге­дия сына того само­го Ста­ли­на совсем не в том, что он класс­ный пилот, кото­ро­му вра­ги наро­да не дают летать, а в том, что он сын того само­го Ста­ли­на. И мож­но сколь­ко угод­но пока­зы­вать на экране иска­жен­ное лицо героя, выво­дя­ще­го само­лет из што­по­ра — к пони­ма­нию сути тра­ге­дии эти кад­ры зри­те­ля не при­бли­зят ни на шаг. А вот то, что мог­ло бы при­бли­зить, в «Сыне вождя наро­дов» авто­ры пока­зать забыли.

    У сери­а­ла было почти все, что нуж­но. Заслу­жен­ный сце­на­рист, моло­дой, пода­ю­щий надеж­ды режис­сер (ну если не вспо­ми­нать его гром­кий про­вал со «Стра­стя­ми по Чапаю»), хоро­шая исто­рия жиз­ни глав­но­го героя, кото­рая начи­на­ет­ся как сказ­ка и закан­чи­ва­ет­ся гром­кой тра­ге­ди­ей. Даже раз­бро­сан­ные там и сям ана­хро­низ­мы мож­но про­стить — за пра­виль­но про­из­не­сен­ное зва­ние Власика.

    Авто­ры даже про­ве­ли хоро­ший кастинг — хотя извест­ных акте­ров немно­го (заслу­жен­ный «ста­лин» наше­го вре­ме­ни Ана­то­лий Дзи­ва­ев да Надеж­да Михал­ко­ва в роли сест­ры Васи­лия Свет­ла­ны), но и нович­ки при­шлись кстати:

    испол­ни­тель глав­ной роли Гела Мес­хи вполне впи­сал­ся в нуж­ный образ — меша­ла лишь его уди­ви­тель­ная похо­жесть в неко­то­рых момен­тах на одно­го акте­ра, извест­но­го тем, что он может сыг­рать кого угодно.

    Впро­чем, и тут мож­но най­ти свои плю­сы: если Сер­гей Без­ру­ков может сыг­рать кого угод­но, то теперь есть актер, кото­рый в состо­я­нии сыг­рать само­го Безрукова.

    Не сло­жи­лось толь­ко с кон­тек­стом собы­тий — кажет­ся, авто­ры про­сто пона­де­я­лись на то, что в све­те раз­вер­нув­ших­ся в обще­стве мно­го­чис­лен­ных дис­кус­сий основ­ные при­ме­ты того вре­ме­ни всем извест­ны и исклю­чи­ли лиш­ние подроб­но­сти как класс.

    В резуль­та­те фильм пре­вра­тил­ся в игру-уга­дай­ку: вот это­го пер­со­на­жа, как и в «Жуко­ве», игра­ет Дзи­ва­ев, он сидит в каби­не­те, курит труб­ку, гово­рит с акцен­том и вызы­ва­ет Поскре­бы­ше­ва — как его фами­лия? Впро­чем, это лег­кая задач­ка — кто ж не зна­ет ста­ри­ка Крупского?

    Но сто­ит толь­ко забыть про­чи­тан­ное об этих дея­те­лях когда-то в «Огонь­ке» или недав­но в вики­пе­дии — и все дей­ствия пер­со­на­жей сери­а­ла, сам сюжет ста­но­вят­ся как мини­мум стран­ны­ми. Мало­лет­ний отмо­ро­зок откро­вен­но глу­мит­ся над окру­жа­ю­щи­ми, дово­дит их до бело­го кале­ния, затем про­сто назы­ва­ет свою фами­лию и избе­га­ет заслу­жен­но­го нака­за­ния. Услы­шав, с кем их све­ла нелег­кая, заслу­жен­ные учи­те­ля и бое­вые офи­це­ры дро­жат, заи­ка­ют­ся и гото­вы, кажет­ся, наде­лать в шта­ны, а здо­ро­вен­ный стар­ши­на-укра­и­нец и отваж­ный май­ор-мили­ци­о­нер идут на долж­ност­ные пре­ступ­ле­ния. Чем же так страш­на эта фами­лия — пред­ставь­те, что вы впер­вые услы­ша­ли ее имен­но в этом сери­а­ле и попро­буй­те разум­но объ­яс­нить дей­ствия тех, кто окру­жа­ет Васи­лия. Сре­ди них, на мину­точ­ку, есть и целый Герой Совет­ско­го Сою­за — а ведь в то вре­мя что­бы заслу­жить «Золо­тую звез­ду», нуж­но было дей­стви­тель­но быть геро­ем: к лету 39-го года эту награ­ду полу­чи­ли две­сти чело­век на всю страну.

    Не полу­чит­ся разумно.

    Впро­чем, спра­вед­ли­во­сти ради — забыть, кто такой Ста­лин и чем он сла­вен, тоже не полу­чит­ся. Но так уж сло­жи­лись звез­ды — и это нагляд­но пока­зы­ва­ют раз­лич­ные опро­сы — Ста­лин у каж­до­го свой. Ну и «Сын вождя наро­дов», соот­вет­ствен­но, тоже будет у каж­до­го свой: то ли про­сто баб­ник, мажор и нахал, наг­ло при­кры­ва­ю­щий­ся име­нем отца, то ли моло­дой Вер­тер, ищу­щий люб­ви, друж­бы, пони­ма­ния и не нахо­дя­щий их нигде, то ли что-то тре­тье, неве­до­мое. За что боролись.

     Газета.Ru.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    Проект находится в стадии тестирования Скрыть объявление