О епи­ти­мии

архи­епи­скоп Платон (Фивей­ский) «Напо­ми­на­ние свя­щен­нику об обя­зан­но­стях его при совер­ше­нии таин­ства пока­я­ния» часть 1, СПб, Вос­кре­се­ние, 2004 

В при­ве­ден­ном тексте частично сохра­нены осо­бен­но­сти орфо­гра­фии и пунк­ту­а­ции ори­ги­нала.

 

Епи­ти­мия вообще озна­чает поне­се­ние каких либо особых трудов и подви­гов и совер­ше­ние какого либо доб­рого дела, угод­ного Богу, для исправ­ле­ния жизни и загла­жде­ния неправды греха.

В епи­ти­мию назна­ча­ются пост, молитва и мило­стыня. Под молит­вою, кроме молитвы в соб­ствен­ном смысле, разу­ме­ются все дела бла­го­че­стия и бого­по­чте­ния, под постом – не только пост в соб­ствен­ном смысле, но и все подвиги само­умерщ­вле­ния и само­от­вер­же­ния, под мило­сты­нею – все дела мило­сер­дия духов­ного и телес­ного.

В руко­пис­ном треб­нике XIV. Сино­даль­ной Биб­лио­теки под № 378, вот что ска­зано: тако­вые деяния подо­бают каю­ще­муся: а) воз­дер­жа­ние о греха; б) слезы; в) мило­стыня; г) отпу­ще­ние долж­ни­кам; д) любовь ко всем; е) сми­ре­ние; ж) неосуж­де­ние никого (См. Опи­са­ние Невостру­ева. М. 1869г., стр. 231).

Свя­тей­ший пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Иере­мия в ответ люте­ра­нам пишет: «отпу­ще­ние грехов мы сопро­вож­даем епи­ти­ми­ями по многим ува­жи­тель­ным при­чи­нам. Во 1ых для того, чтобы чрез доб­ро­воль­ное зло­стра­да­ние здесь, греш­нику осво­бо­диться от тяж­кого неволь­ного нака­за­ния там, в другой жизни; ибо Гос­подь ничем столько не уми­ло­стив­ля­ется, как стра­да­нием и тем более стра­да­нием доб­ро­воль­ным. Потому и св. Гри­го­рий гово­рит, что за слезы воз­да­ется чело­ве­ко­лю­бием; во 2ых для того, чтобы истре­бить в греш­нике те страст­ные вожде­ле­ния плоти, кото­рые порож­дают грех; ибо мы знаем, что про­тив­ное вра­чу­ется про­тив­ным; в 3их для того, чтобы епи­ти­мия слу­жила как бы узами  или уздою для души и не давала ей снова при­ни­маться за те же пороч­ные дела, от кото­рых она еще только очи­ща­ется; в 4ых для того чтобы при­учить к трудам и тер­пе­нию, ибо доб­ро­де­тель есть дело трудов; в 5ых для того, чтобы нам видеть и знать, совер­шенно ли каю­щийся воз­не­на­ви­дел грех» (Хр. Чт. 1842г. Т.I, стр. 244).

«Преж­ние грехи, гово­рит св. Зла­то­уст, все очи­щены бла­го­да­тию и чело­ве­ко­лю­бием рас­пя­того Христа; но те кото­рые сде­ланы после кре­ще­ния, мно­гого тре­буют труда для изгла­жде­ния их, они тре­буют слез наших и испо­веди, мило­стыни, молитв и всех родов бла­го­че­стия. Так и после кре­ще­ния загла­жда­ются грехи, но с вели­ким трудом и уси­лием» (36 слово о пока­я­нии).

При­рода наша, сколько ни слаба, ни бес­сильна для добрых дел, однако мило­серд­ный Бог, Кото­рый даро­вал нам Своего Сына в цену избав­ле­ния, дарует досто­ин­ство заслуги вся­кому добру нами сде­лан­ному, всякой скорби нами поне­сен­ной, и при­ни­мает их в очи­ще­ние наших грехов, когда при сем воз­ла­гаем наше упо­ва­ние на заслуги Гос­пода нашего Иисуса Христа. Епи­ти­мия тесно соеди­нена с сокру­ше­нием и реши­мо­стью уда­ляться о греха и есть есте­ствен­ное след­ствие их; она есть суще­ствен­ная при­над­леж­ность таин­ства пока­я­ния. Не должно пре­по­да­вать раз­ре­ше­ние тому, кто не хочет поне­сти епи­ти­мии сооб­раз­ной с грехом. Хотя епи­ти­мия и не счи­та­ется без­условно необ­хо­ди­мою для полу­че­ния про­ще­ния во грехах, но раз­ре­шать каю­ще­гося без епи­ти­мии может духов­ник только по осо­бому рас­смот­ре­нию; свя­ти­тель Петр мит­ро­по­лит Мос­ков­ский в своем поуче­нии иереям пишет: «Без епи­ти­мии детей своих не дер­жите, но подайте запо­ведь про­тиву греху комуждо по своей силе: во время во время подобно свя­зати, во время раз­ре­шати» (см. Исто­рию Рус­ской Церкви. А. Мака­рия. Том 5. Спб. 1866г., стр.413).

Цель епи­ти­мии

Из ска­зан­ного откры­ва­ется, что епи­ти­мия есть лучшее сред­ство к предо­хра­не­нию чело­века от грехов и к пре­успе­я­нию в духов­ной жизни и служит более или менее к истреб­ле­нию худых навы­ков, к избе­жа­нию слу­чаев ко греху, к предо­хра­не­нию сердца от земных при­стра­стий; в этом отно­ше­нии епи­ти­мия есть и вра­че­ство против грехов. Она иногда тре­бу­ется сове­стью каю­ще­гося как необ­хо­ди­мость неиз­беж­ная. Так, в руко­вод­стве для сель­ских пас­ты­рей 1860г. стр 449 ска­зано, что обра­тив­шийся к пра­во­сла­вию из рас­коль­ни­ков снова укло­нился в раскол, потому что свя­щен­ник не назна­чал ему епи­ти­мии.

Сред­ства к испол­не­нию епи­ти­мии

Из самого поня­тия епи­ти­мии оче­видно, что она должна состо­ять в поне­се­нии особых трудов и подви­гов, в совер­ше­нии добрых дел. Три рода подви­гов могут слу­жить к увра­че­ва­нию грехов, именно: а) тер­пе­ли­вое пере­не­се­ние того, что про­ис­хо­дит от Боже­ствен­ного Про­ви­де­ния или от людей или от при­роды, б) пре­тер­пе­ние того, что мы сами изби­раем, нако­нец: в) пере­не­се­ние того, что нала­гает отец духов­ный. Так бес­пре­дельна к нам бла­гость Гос­пода, что не только нака­за­ние за грехи, доб­ро­вольно нами при­ня­тое или воз­ло­жен­ное свя­щен­ни­ком, но даже самые вре­мен­ные нака­за­ния, кото­рыми Он посе­щает нас, если мы тер­пе­ливо пере­но­сим их, могут исхо­да­тай­ство­вать нам милость Его. Посему, тем людям, кото­рые при­нуж­дены тяжким трудом снис­ки­вать себе еже­днев­ное про­пи­та­ние, кото­рые нахо­дятся в край­ней бед­но­сти, в тяжкой про­дол­жи­тель­ной болезни, полезно пред­пи­сы­вать, чтобы они еже­дневно по утру и по вечеру и, если могут, чаще воз­об­нов­ляли в сердце своем сокру­ше­ние о грехах и при­но­сили Богу в жертву молит­венно все труды, тяго­сти и скорби, кото­рые по воле Боже­ствен­ного Про­ви­де­ния опре­де­лено им тер­петь в сей жизни.

Каче­ства епи­ти­мии

Духов­ник при нало­же­нии епи­ти­мии должен иметь в виду и грехи, за кото­рые должно нало­жить епи­ти­мию, и каю­щихся, на кото­рых нала­гает, т.е. должен сохра­нять соот­вет­ствен­ность между свой­ством и важ­но­стью нака­за­ния и грехов, сооб­разно каче­ству и состо­я­нию каю­ще­гося. Посему, епи­ти­мии тогда могут быть спа­си­тельны каю­щимся, когда они будут сооб­разны: а) со свой­ством; б) с каче­ством грехов; в) с душев­ным состо­я­нием каю­ще­гося; г) с внеш­ними отно­ше­ни­ями; д) с доброю славою и дру­гими обя­зан­но­стями его.

а) Сораз­мер­ность епи­ти­мии со свой­ством грехов.

Епи­ти­мии должны быть совер­шенно про­ти­во­по­ложны свой­ству грехов и гос­под­ству­ю­щей в греш­нике стра­сти, кото­рая есть глав­ный источ­ник оных. Епи­ти­мия для того и уста­нов­лена, чтобы откло­нить греш­ника от греха и, по выра­же­нию свя­того Дмит­рия, как бы уздою вос­с­тяг­нуть его, чтобы истре­бить пороч­ные навыки, при­об­ре­тен­ные в худой жизни. Так, святой Васи­лий пишет:«Ты зло­сло­вил? Бла­го­слови. Ты лихо­им­ство­вал? Отдай. Ты упи­вался? Постись. Ты гор­дился? Сми­рися. Ты зави­до­вал? Утешь» (на 32 Пс. Стр. 265). Также св. Зла­то­уст гово­рит «пока­я­нием я назы­ваю не то, чтобы только отстать от преж­них худых дел, но еще более то, чтобы делать добрые дела. Сотво­рите, гово­рит Иоанн (Пред­теча Хри­стов), плоды достойны пока­я­ния. Как же нам сотво­рить их? Посту­пая напро­тив. Напри­мер, ты похи­щал чужое? – Вперед давай и свое. Долгое время любо­дей­ство­вал? – Теперь воз­дер­жи­вайся от обще­ния со своей женою в извест­ные дни и при­вы­кай к воз­дер­жа­нию. Окорб­лял и даже бил кого? – Вперед бла­го­слов­ляй оби­жа­ю­щих тебя и бла­го­де­тель­ствуй бьющим. Ибо для исце­ле­ния нашего недо­вольно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно при­ло­жить лекар­ство к ране. Ты прежде пре­да­вался сла­сто­лю­бию и пьян­ству? – Теперь постись и пей одну воду. Прежде на чужую кра­соту ты смот­рел сла­до­страст­ными очами? – Вперед совсем не смотри на женщин, ибо ска­зано: укло­нися от зла и сотвори благо» (Злат. Бесед. Х на Матф. Стр. 189, 190). Но когда гово­рим, что духов­ник при нало­же­нии епи­ти­мии должен смот­реть на свой­ство грехов, то не должно думать, что каждый осо­бен­ный грех тре­бует осо­бен­ной епи­ти­мии. Это для каю­ще­гося будет крайне тягостно; даже по при­чине мно­же­ства дел, на него воз­ло­жен­ных, он может быть не сде­лает ни одного. Надобно изби­рать только такие дела, кото­рые могут осла­бить и почти совсем уни­что­жить гос­под­ству­ю­щую в душе страсть, от кото­рой про­ис­хо­дит боль­шая часть грехов его. Нельзя вычер­пать воду из про­то­ков, когда не загра­дится источ­ник и нельзя изле­чить болезни, когда не уни­что­жено ее начало (Так, люди про­стые очень часто обви­няют себя во внеш­них грехах, напри­мер, я во время работы бра­нился, клялся, говорил6 забыл меня Бог, или почему смерть долго не при­хо­дит ко мне? Неопыт­ные свя­щен­ники по окон­ча­нии испо­веди гово­рят таким греш­ни­кам: ты не должен гово­рить сего, в нака­за­ние положи 18 или 20 покло­нов. Но такая епи­ти­мия не исце­лит душев­ной язвы, ибо ясно, что: а) каю­щийся не смот­рит на источ­ник слов своих, кото­рый нахо­дится в сердце; б) он не знает как загра­дить сей источ­ник; в) не знает истин­ного духа хри­сти­ан­ства. Итак, свя­щен­ник должен узнать начало сих внеш­них грехов и, узнав, против него пред­ло­жить вра­че­ство, кото­рое и будет епи­ти­мия. Здесь кстати заме­тить, что неопыт­ные духов­ники боль­шей частью нала­гают такую епи­ти­мью, кото­рая служит только нака­за­нием, а не вра­че­ством для каю­ще­гося; но епи­ти­мия должна быть не столько нака­за­нием, сколько вра­че­ством против греха.)

Кроме сего, чтобы епи­ти­мия не была без плода, при нало­же­нии оной должно обра­щать вни­ма­ние на внеш­ние случаи грехов и при­чины их; ибо то, что служит уда­ле­нию причин и слу­чаев ко грехам, весьма спа­си­тельно для греш­ника и вместе состав­ляет весьма тяжкое нака­за­ние. Так, чело­веку, кото­рый вовле­кался во грехи худым сооб­ще­ством, должно пред­пи­сать как епи­ти­мию, уда­ле­ние худых сооб­ществ; кто в уеди­не­нии пре­да­ется греху, тому должно пред­пи­сать, как епи­ти­мию, сооб­раз­ную со свой­ством греха до тех пор каю­щийся должен испол­нять, пока имеет в ней нужду та гре­хов­ная болезнь, для изле­че­ния кото­рой она упо­треб­ля­ется; она должна про­дол­жаться до тех пор, пока пере­ста­нут обна­ру­жи­ваться гибель­ные при­знаки греха, как боль­ному телом дают лекар­ство до тех пор, пока вос­ста­но­виться его здо­ро­вье. Не должно думать, чтобы сло­вами, ска­зан­ными свя­щен­ни­ком: «прощаю и раз­ре­шаю», совер­ши­лось увра­че­ва­ние рас­слаб­лен­ной души, и, будто, после сего чело­век без всяких усилий может идти по пути доб­ро­де­тели и сво­бодно течь по стезям запо­ве­дей Гос­под­них. Бла­го­дать, пре­по­да­ва­е­мая через таин­ство пока­я­ния, конечно помо­гает каю­ще­муся в совер­ше­нии Боже­ствен­ного закона, но необ­хо­димо должно содей­ство­вать бла­го­дати через соб­ствен­ный подвиг в доб­ро­де­те­лях, про­ти­во­по­лож­ных преж­ним поро­кам, и через непре­стан­ное сопро­тив­ле­ние стра­сти, гос­под­ство­вав­шей в чело­веке. А сей цели служит епи­ти­мия. Про­дол­жи­тель­ные епи­ти­мии должно одоб­рить по двум при­чи­нам. Вопер­вых потому, что повто­ре­нием добрых дей­ствий удоб­нее иско­ре­ня­ются худые навыки, так, напри­мер, назна­чен­ную мило­стыню раз­де­лить лучше на несколько раз, нежели всю отдать зараз; вовто­рых, через сие повто­ре­ние добрых дей­ствий вос­пи­та­ется отвра­ще­ние ко грехам, кото­рый после раз­ре­ше­ния легко забы­ва­ются.

б) Каче­ство грехов

Епи­ти­мия должна быть сораз­мерна с каче­ством грехов. Глу­бо­кая язва имеет нужду и в силь­ном вра­че­стве, тяжкое пре­ступ­ле­ние тре­бует нелег­кой епи­ти­мии. Чрез­мер­ная лег­кость и послаб­ле­ние в этом делают много вреда: греш­ник при­вы­кает думать, что грех, им сде­лан­ный, не так тяжек и тре­бо­ва­ния таин­ства пока­я­ния не так строги, когда для полу­че­ния про­ще­ния в тяжких грехах довольно только про­чи­тать немного молитв. Посему, как пове­ле­вают соборы и отцы церкви, свя­щен­ник при нало­же­нии епи­ти­мии должен обра­щать вни­ма­ние на тяжесть грехов, имея в виду число их и время, в пре­одо­ле­ние кото­рого греш­ник оста­вался в грехе. Так, первый Все­лен­ский собор поста­но­вил: «кото­рые рав­но­душно понесли свое гре­хо­па­де­ние и вид вхож­де­ния в цер­ковь возо­мнили для себя доволь­ным ко обра­ще­нию, те все­цело да испол­няют время пока­я­ния» (пр. 12). Шестой Все­лен­ский собор: «у Бога и у при­яв­шего пас­тыр­ское води­тель­ство, все попе­че­ние о том, чтобы овцу заблуд­шую воз­вра­тить, и уяз­вен­ную змием увра­че­вати, недолжно ниже гнати по стрем­ни­нам отча­я­ния, ниже спус­кати бразды к рас­слаб­ле­нию жизни и небре­же­нию, но должно непре­менно, кото­рым либо обра­зом – или посред­ством суро­вых и вяжу­щих, или посред­ством более мягких и легких вра­чеб­ных средств, про­ти­во­дей­ство­вати недугу и к зажив­ле­нию раны под­ви­за­тися. Подо­бает убо нам то и другое ведати и при­лич­ное рев­но­сти каю­ща­гося и тре­бу­е­мое обы­чаем: для непри­ем­лю­щих же совер­шен­ства пока­я­ния сле­до­вати пре­дан­ному образу, т.е вполне соблю­дать пред­пи­сан­ное пра­ви­лами» (пр. 102 сн. Вас. Вели­кий 3). Но при назна­че­нии епи­ти­мии сооб­разно тяже­сти, числу и про­дол­жи­тель­но­сти грехов, не должно нала­гать на греш­ни­ков бре­мена неудо­бо­но­си­мые или очень труд­ные по себе, или по тем обсто­я­тель­ствам, в каких нахо­дится каю­щийся. От нера­зум­ной стро­го­сти люди легко могут прийти в отча­я­ние и будут уда­ляться от частой испо­веди. Лучше нало­жить епи­ти­мию мень­шую над­ле­жа­щего, нежели боль­шую. Где отец щедр там раз­да­я­тель не должен быть чрез­мерно скуп. Ежели Бог мило­серд, то для чего быть чрез­мерно стро­гим свя­щен­нику. Ежели свя­щен­ник хочет быть святым, то пусть будет строг к себе, а к другим более снис­хо­ди­те­лен. Легкая епи­ти­мия часто испол­ня­ется с боль­шей скор­бью о грехах, нежели труд­ная кото­рая нередко испол­ня­ется неохотно и со скукою. Как бла­го­ра­зум­ный врач иногда не дает боль­ному силь­ного лекар­ства, нуж­ного для изле­че­ния его болезни, чтобы не под­верг­нуть сла­бого боль­шей опас­но­сти; так и свя­щен­ник дви­жи­мый Духом Божиим, не всегда нала­гает все нака­за­ние вполне соот­вет­ству­ю­щее тяже­сти греха, чтобы какой­ни­будь немощ­ный не пришел в отча­я­ние от тяже­сти нака­за­ния и совсем не уда­лился от пока­я­ния. Как испо­ве­да­ю­щему, так и испо­в­да­ю­ще­муся полезно знать те нака­за­ния, какие древ­няя цер­ковь опре­де­ляла греш­ни­кам: послед­нему для того, чтобы он более почув­ство­вал сокру­ше­ние о грехах и охот­нее понес легкую епи­ти­мию, назна­чен­ную ему духов­ни­ком; а духов­нику для того, чтобы, видя стро­гость древ­ней церкви, не впа­дать в чрез­мер­ную сла­бость, кото­рая не отво­дит греш­ни­ков от греха, но часто бывает при­чи­ною того, что чело­век, наде­ясь полу­чить про­ще­ние, сво­бодно пре­да­ется грехам.

в) С душев­ным состо­я­нием каю­ще­гося.

Епи­ти­мия должна быть при­спо­соб­лена к душев­ному состо­я­нию каю­щихся. «Не только сооб­разно с свой­ством пре­ступ­ле­ний, но и сооб­разно с каче­ствами самых греш­ни­ков должно нала­гать епи­ти­мию, как Павел посту­пил с Корин­фя­ни­ном; он боялся немощи его и потому пове­ле­вал про­сить и уте­шить его, чтобы он не был погло­щен чрез­мер­ною скор­бью» (Зла­то­уст. Бесед. 1 на 1 гл. 2 Кор.). Итак, при нало­же­нии епи­ти­мии, должно смот­реть на душев­ное состо­я­ние каю­ще­гося, на каче­ство ума, воли и сердца его, и сколько имеет твер­до­сти и сла­бо­сти, какой у него тем­пе­ра­мент и проч. Осо­бенно должно обра­щать вни­ма­ние на рас­по­ло­же­ние каю­ще­гося. Ибо если каю­щийся обна­ру­жит несо­мнен­ные при­знаки пере­мены духа, т.е. будет уда­ляться слу­чаев ко греху, обра­тив­ше­муся уже для него в при­вычку, примет меры к вос­ста­нов­ле­нию чести дру­гого лица им оскорб­лен­ного; воз­вра­тит имение похи­щен­ное; если имеет глу­бо­кое сокру­ше­ние и готов делать все, что необ­хо­димо для его исправ­ле­ния, забо­тится о бла­го­уго­жде­нии Богу, на сего чело­века надобно нало­жить епи­ти­мию более легкую, нежели на того, кото­рый ничего не сделал для очи­ще­ния своего греха, оста­ется рав­но­душ­ным к своему гре­хов­ному состо­я­нию, не обна­ру­жи­вает рас­ка­я­ния и исправ­ле­ния и, не удер­жи­ва­ясь от грехов, пре­да­ется рас­се­ян­ной и нера­ди­вой жизни. «Во всяком роде пре­ступ­ле­ния» гово­рит св. Гри­го­рий Нис­ский, «прежде всего смот­реть должно, каково рас­по­ло­же­ние вра­чу­е­мого и ко увра­че­ва­нию доста­точ­ным почи­тати не время, ибо какое исце­ле­ние может быть от вре­мени? Но про­из­во­ле­ние того кото­рый вра­чует себя пока­я­нием» (прав. 8). 

г) С внеш­ним состо­я­нием каю­ще­гося.

При нало­же­нии епи­ти­мии должно иметь в виду и внеш­нее состо­я­ние каю­ще­гося, его воз­раст и пол. Не должно нала­гать на каю­ще­гося такой епи­ти­мии, какой не может испол­нить, напр., не должно пред­пи­сы­вать мило­стыню такому чело­веку, кото­рый не имеет ника­кой соб­ствен­но­сти, или назна­чать такую епи­ти­мию, кото­рая может рас­стро­ить здо­ро­вье каю­ще­гося, напр. Пост ста­ри­кам, детям, бере­мен­ным жен­щи­нам, кор­ми­ли­цам. Гораздо выше умерщ­вле­ний телес­ных умерщ­вле­ния духов­ные, внут­рен­ние, через кото­рые ни здо­ро­вье, ни другое что не под­вер­га­ется опас­но­сти. Таковы, напр., отвер­же­ние соб­ствен­ной воли, обуз­да­ние языка, глаз и других чувств.

Равным обра­зом, нельзя пред­пи­сы­вать про­дол­жи­тель­ных молитв или раз­мыш­ле­ний, уто­ми­тель­ных для ума, лежа­щему на одре болезни, и тер­пя­щему боль­шие нужды и скорби, но гораздо более полезно будет, если такой каю­щийся решится пере­но­сить болезнь или другие лише­ния и бед­ствия в духе сми­ре­ния и сокру­ше­ния сердца, как самые при­лич­ные вра­че­ства для исправ­ле­ния его, будет удер­жи­ваться от вся­кого, даже малей­шего, него­до­ва­ния или ропота против свя­тей­шей воли Божией, но будет пре­да­ваться Боже­ствен­ному Про­мыслу и таким обра­зом воз­на­гра­дить дела епи­ти­мии, к кото­рым не спо­со­бен, тер­пе­нием, пре­дан­но­стью и послу­ша­нием. Также должно осте­ре­гаться, чтобы и на здо­ро­вых телом, но про­мыш­ля­ю­щими тру­дами рук своих, не нала­гать в буд­ниш­ние дни про­дол­жи­тель­ных молитв или мило­стыни, кото­рых они не могут испол­нить. Лучше вну­шить им, чтобы они в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни не остав­ляли бого­слу­же­ния и во храме, и вне храма сохра­няли сми­ре­ние и кро­тость; чтобы рев­ност­нее забо­ти­лись о бла­го­го­ве­нии и молитве к Богу и чаще в семей­стве гово­рили о Боге с бла­го­го­ве­нием, чтобы не остав­ляли нико­гда утрен­них и вечер­них молитв, чтобы пред­став­ляли Гос­поду Богу в очи­ще­ние грехов своих свою труд­ную жизнь, все нужды и скорби свои, а в про­дол­же­ние работы чаще в сердце своем гово­рили, подобно мытарю: Боже, мило­стив буди мне греш­ному и т.п., а осо­бенно – Иису­сову молитву. Впро­чем, это полезно и тем, кото­рые изоби­луют бла­гами зем­ными и, про­водя свою жизнь в удо­воль­ствиях, в радо­стях земных, при­ла­гают грехи ко грехам.

д) С доброю славою и дру­гими отно­ше­ни­ями каю­ще­гося.

Епи­ти­мия нала­га­е­мая свя­щен­ни­ком на каю­ще­гося, не должна вре­дить доброй славе его и обя­зан­но­стям, лежа­щим на нем. Отец духов­ный должен осте­ре­гаться нала­гать такую епи­ти­мию, кото­рая могла бы и нане­сти ему бес­че­стие. Каю­щийся испо­ве­ду­ется в уве­рен­но­сти, что никто не узнает грехов его. Васи­лий Вели­кий дает такое пра­вило отно­си­тельно сего: «жен пре­лю­бо­дей­ство­вав­ших и испо­ве­ды­ва­ю­щихся в том по бла­го­че­стию, или каким бы то ни было обра­зом обли­чив­шихся, отцы нам запре­тили явными тво­рити, да не пре­да­дим при­чины смерти обли­чен­ных» (прав. 34). Не должен нала­гать свя­щен­ник и такой епи­ти­мии, кото­рая может вести каю­ще­гося к нару­ше­нию других обя­зан­но­стей. А сие слу­чи­лось бы, если бы, напри­мер, духов­ник пред­пи­сал слуге, чтобы он каждый день был при Боже­ствен­ной службе или пода­вал боль­шую мило­стыню, и если бы потре­бо­вал от каю­ще­гося, чтобы уда­лился от таких лиц, с кото­рыми вместе он обязан жить.

Посему духов­ник должен спра­ши­вать каю­ще­гося, может ли он испол­нять воз­ла­га­е­мую на него епи­ти­мию или нет; если не может, то или изме­нить, или умень­шить ее.

За тайные грехи, хотя бы они были тяжкие, не должно нала­гать явной епи­ти­мии. Но если встре­тится случай, в кото­ром, по мнению духов­ника, должно нало­жить на каю­ще­гося пуб­лич­ную епи­ти­мию, то свя­щен­ник должен попро­сить о сем раз­ре­ше­ния у своего Архи­ерея.

О древ­них цер­ков­ных пра­ви­лах каса­тельно епи­ти­мии.

Поло­жи­тель­ные пра­вила об епи­ти­миях, назна­чен­ные собо­рами и отцами церкви, самым лучшим обра­зом ука­зы­вают духов­нику, какие он должен нала­гать епи­ти­мии; отступ­ле­ние от сих правил, по одному только свое­мыс­лию пока­зы­вало бы дер­зость бого­про­тив­ную, ибо суд церкви есть суд Божий. Впро­чем сии пра­вила не суть непри­ме­ня­е­мые дог­маты, ибо 1) в самих сих пра­ви­лах гово­рится, что надобно смот­реть более всего на при­чины греха и на обра­ще­ние каю­ще­гося и, сооб­разно тому, нала­гать епи­ти­мию. Так гово­рит 102 пра­вило 6 Все­лен­ского собора. Так рас­суж­дает Зла­то­уст: «не просто по мере грехов нака­за­ния пола­гати подо­бает, но смот­рети на про­из­во­ле­ние согре­шив­ших, да не больше раз­де­рем, когда разо­дран­ное сошити хощем, и да не в тяг­чай­шее паде­ние при­ве­дем, когда лежа­щего воз­двиг­нути желаем. Ибо немощ­ные и необуз­дан­ные и вла­сте­лину мира сего по боль­шей части вдав­ши­еся чело­вецы ище и бла­го­ро­дием и пре­вос­ход­ством хва­ли­ти­сти могу­щие, не скоро и помалу к исправ­ле­нию обра­ща­ю­щи­еся могут еще и не совер­шенно, обаче поне от части, от обдер­жа­щих себе зол сво­бо­ди­тися: жестоко бо упо­треб­ля­ю­щий нака­за­ния; и малою жесто­ко­стью отвра­тит оных от исправ­ле­ния; ибо душа стыд погу­бив­шая, в отча­я­ние впадет и уже к тому ни тихому настав­ле­нию пови­ну­ется, ни про­щен­ными устра­ша­ется, ниже бла­го­де­я­нии умяг­ча­ется, но бывают горшая града онаго, его же обли­чая Пророк гла­го­лет: лицо пре­лю­бо­дейцы сотво­рися тебе, не сты­ди­шися пред всеми. Того ради многое рас­суж­де­ние пас­тырь имети должен и очи бес­чис­лен­ные, дабы отвсюду рас­смот­рети возмог души состо­я­ние; яко бо многие отвер­гают надежду исправ­ле­ния своего и в отча­я­ние спа­се­ния впа­дают, понеже вра­че­ства жесто­кого пре­тер­пети не могут: нака­за­ния нена­ви­дя­щие, в пре­з­ор­ство и нера­де­ние вдают себе, злей­шие нежели прежде бывают и вящще к греху устрем­ля­ются, подо­бает убо ничтоже не испы­тан­ное остав­ляти, но вся при­лежно рас­смат­ри­вая, при­стой­ное при­хо­дя­щему лицу пода­вати вра­че­ство, да нен сует­ное воз­мнить бытии тщание свое» (слов. 2 о Свящ.). Он же в первом слове к Фео­дору пад­шему гово­рит: «нико­гда же Бог, пре­зи­рает пока­я­ние, верно и про­стым серд­цем тво­ри­мое, аще бы кто и в край­ние без­за­ко­ния достиг, но воз­вра­ти­тися оттуда на путь доб­ро­де­тель­ный желает, при­ем­лет его и объ­ем­лет мило­стивне, не вре­мени бо дол­го­тою, но обра­ще­ния истин­ною пока­я­ние совер­ша­ется». (См. Васи­лия Вели­кого пр. 84). Посему: 2) Соборы и отцы Церкви согре­шив­шим в одних и тех же грехах назна­чают раз­лич­ное нака­за­ние, смотря по раз­ли­чию душев­ных их рас­по­ло­же­ний, напри­мер, обли­чен­ному блуд­нику назна­ча­ется тяг­чай­шее нака­за­ние, нежели доб­ро­вольно испо­ве­дав­шему свой грех (см. Григ. Нис­ского в посл. Лит. Пр.). Нако­нец: 3) корм­чая книга прямо гово­рит о пра­ви­лах каса­тельно епи­ти­мии: «вязать и решить власть при­е­мый неду­гу­ю­щих грехи, велико сокру­ше­ние видя едино от прежде речен­ных умалит время», т.е. поз­во­ляет отсту­пать о правил в извест­ных слу­чаях (74 пр. Вас. В.). Сле­до­ва­тельно, неспра­вед­ливо посту­пают те духов­ники, кото­рые, слепо дер­жась треб­ника, нала­гают без вся­кого рас­суж­де­ния только те нака­за­ния, какие пока­заны в треб­нике (Духов. Регла­мент. О пр. и диак. 14 пр.).

Способ нала­гать епи­ти­мию на каю­ще­гося

Епи­ти­мия не только должна быть сооб­разна с каче­ством грехов, пре­ступ­ле­ний и с свой­ством каю­ще­гося, но должна быть нала­га­ема над­ле­жа­щим обра­зом.

1. Епи­ти­мия должна быть пред­ло­жена в опре­де­лен­ных и ясных словах; в пред­пи­са­нии духов­ника не должно быть ничего сомни­тель­ного и неточ­ного. Духов­ник должен всегда в точ­но­сти опре­де­лить способ, время и место испол­не­ния епи­ти­мии, ска­зать каю­ще­муся, когда ему испол­нять епи­ти­мию, когда начать, назна­чив с точ­но­стью время. Как скоро епи­ти­мия будет ясно и опре­де­ленно выра­жена, то каю­ще­муся трудно будет забыть ее. Притом, епи­ти­мия опре­де­лен­ная гораздо охот­нее и вни­ма­тель­нее испол­ня­ется нежели пред­пи­сан­ная в общих выра­же­ниях. Когда точно не опре­де­лено время, на какое назна­ча­ется епи­ти­мия, то каю­щи­еся оста­ются боль­шей частью в бес­по­кой­стве и сму­ще­нии.

2. Но осо­бенно духов­ник должен сохра­нять всю кро­тость, всю любовь, помня слова апо­стола: «Аще и впадет чело­век в некое пре­гре­ше­ние, вы, духов­нии, исправ­ляйте тако­вого духом кро­то­сти» (Галл. 6,1). Свя­щен­ник при таин­стве пока­я­ния есть намест­ник Иисуса Христа, и таин­ство пока­я­ния есть таин­ство не гнева, но мило­сер­дия. Боль­ных телом можно лечить и против их воли если они про­ти­вятся, то их свя­зы­вают и делают им нужные при­жи­га­ния и сече­ния, но греш­ник, если не хочет быть исце­лен, то и не может. Тре­бу­ется осо­бен­ное бла­го­ра­зу­мие со сто­роны духов­ника, чтобы он, при помощи бла­го­дати Божией, воз­бу­дил во греш­нике жела­ние исце­ле­ния, чего не достиг­нет, если кро­то­стью не при­об­ре­тет дове­рен­но­сти его. А в сокру­ше­ние может при­ве­сти греш­ника скорее кро­тость и снис­хож­де­ние, нежели излиш­няя стро­гость.

3. Духов­ник, дей­ствуя всегда с хри­сти­ан­ской кро­то­стью и любо­вью должен дове­сти каю­ще­гося до того, чтобы сей охотно принял епи­ти­мию и испол­нил ее во всей точ­но­сти.

Как это сде­лать? Кроме того, что духов­ник должен воз­дер­жаться от резких и жесто­ких слов, от сухого и холод­ного обра­ще­ния, кото­рое оттал­ки­вает сердце, и упо­треб­лять всю кро­тость и снис­хож­де­ние, осо­бенно от него тре­бу­ется: а) чтобы он при нало­же­нии епи­ти­мии дей­ство­вал посте­пенно, т.е сна­чала назна­чал в епи­ти­мию такие дела, кото­рые могут вос­пи­тать в греш­нике дух сокру­ше­ния и рас­ка­я­ния, сове­то­вал частую испо­ведь и при частой испо­веди убеж­дать греш­ника мало по малу при­но­сить плоды пока­я­ния. Пре­красно гово­рит о сем св. Зла­то­уст: «как добрые врачи вос­ста­нов­ляют к здо­ро­вью одер­жи­мых труд­ною и про­дол­жи­тель­ною болез­нию не всегда одним только искус­ством, но давая дей­ство­вать при­роде; так Бог влечет греш­ни­ков к доб­ро­де­тели не насильно, но движет тихо и мало помалу» (посл. 5 к Федору пад­шему); б) чтобы рас­по­ло­жить каю­ще­гося, духов­ник должен объ­яс­нить ему, что епи­ти­мия нало­жена не по про­из­волу, но по необ­хо­ди­мо­сти, ибо она нахо­дится в необ­хо­ди­мой связи с гре­хами и должен вну­шить ему, что насто­я­щее бес­по­кой­ное и тре­вож­ное состо­я­ние духа послано ему за грехи, и вместе объ­яс­нить, какое весе­лье и спо­кой­ствие будет в сердце его по совер­ше­нии епи­ти­мии, когда он воз­ник­нет из бездны греха; в) также вну­шить каю­ще­муся, что греш­ник обязан с тер­пе­нием, как необ­хо­ди­мое и долж­ное, пере­не­сти все, что есть горь­кого в лекар­стве, тяж­кого в нака­за­нии. Если же греш­ник будет стра­шиться тяже­сти епи­ти­мии, то духов­ный отец должен напом­нить ему, что Бог не отка­жет никому в своей бла­го­дати, как скоро кто просит Его о сем. Сила Его в немощи совер­ша­ется. Он вос­ста­нов­ляет низ­ло­жен­ных, воз­вы­шает сми­рен­ных; г) если, несмотря на все сие, каю­щийся будет недо­во­лен пред­пи­сан­ною ему епи­ти­мию, то духов­ник должен спро­сить о при­чи­нах сего и, рас­смот­ревши их, облег­чить епи­ти­мию, если каю­щийся из того бед­ствен­ного состо­я­ния, в кото­ром нахо­дится может воз­ник­нуть другим более легким путем. Даже духов­ник может спро­сить его самого: каким обра­зом, ты дума­ешь можно испра­вить в тебе тот или другой порок? Какие сред­ства нужны для того, чтобы истре­бить в тебе навык к этому греху? Если каю­щи­еся пред­ло­жат какие либо сред­ства, то духов­ник должен иссле­до­вать оные. Если же каю­щийся ничего не пред­ло­жит, то духов­ник должен дока­зать ему необ­хо­ди­мость охотно при­нять нала­га­е­мую епи­ти­мию, как бы она не каза­лась ему тяжкою и непри­ят­ною; д)наконец небес­по­лезно будет ука­зать ему на епи­ти­мии, какие пола­га­лись в тот или другой грех в древ­ней церкви, чтобы он охот­нее испол­нял ляг­чай­шую, когда увидит какую бы епи­ти­мию он должен был поне­сти за грехи свои, если бы жил во вре­мена пер­вен­ству­ю­щей церкви.

Кро­тость и снис­хож­де­ние духов­ника, конечно, не должны быть сла­бо­стью, побла­жа­ю­щею безум­ным и необуз­дан­ным жела­ниям греш­ни­ков, но бла­го­ра­зу­мием рас­по­ла­га­ю­щим греш­ника испол­нять то, что необ­хо­димо для испол­не­ния его. Свя­щен­ник, подобно мило­серд­ному Сама­ря­нину, с елеем мило­сер­дия и вином Боже­ствен­ной рев­но­сти должен при­сту­пить к увра­че­ва­нию душев­ных ран. Как мы состра­даем брату, так должны рев­но­вать о Боже­ствен­ном пра­во­су­дии, пре­не­бре­жен­ном и оскорб­лен­ном. Тем лицам о кото­рых духов­ник не ожи­дает точ­ного испол­не­ния епи­ти­мии, должен строго при­ка­зать, чтобы они в сле­ду­ю­щую испо­ведь дали ему или дру­гому духов­нику отчет в испол­не­нии нало­жен­ной на них епи­ти­мии. Это весьма много может послу­жить к побуж­де­нию каю­ще­гося испол­нить епи­ти­мию.

Пере­мена епи­ти­мии.

Каса­тельно лиц, нахо­дя­щихся под епи­ти­миею или запре­ще­нием, пра­вила церкви уза­ко­нили, что свя­зан­ный одним не может быть раз­ре­шен другим лицом равной иерар­хи­че­ской сте­пени (Апост. 12, 32. 1 Всел. 5, Антиох. 6) Даже в том случае, когда запре­ще­ние нало­жено по мало­ду­шию или распре, или какому-либо подоб­ному неудо­воль­ствию епи­скопа, снятие сего запре­ще­ния может после­до­вать только по суду собора епи­ско­пов.

 Исклю­че­ния из сего допус­ка­ются пра­ви­лами: а) в случае смерти отлу­чив­шего (Апост. 32); б) в случае смерт­ной опас­но­сти (1 Всел. 13 Карф. 52 Григ Ниск. 5), какой под­вер­га­ется нахо­дя­щийся под запре­ще­нием. В послед­нем случае свя­щен­ник может раз­ре­шить от запре­ще­ния, нало­жен­ного не только свя­щен­ни­ком, но даже и епи­ско­пом (Карф. 52.7.1 Всел. 13), но под усло­вием, в случае выздо­ров­ле­ния, испол­нить воз­ло­жен­ную епи­ти­мию (Григ. Нисск. 5).

На осно­ва­нии сих правил, духов­ник может:

а) Совсем снять или изме­нить епи­ти­мию нало­жен­ную другим духов­ни­ком, только в случае смерти послед­него. И в сем случае, если близко архи­ерей, пра­виль­нее посту­пит свя­щен­ник, когда ото­шлет каю­ще­гося к архи­ерею.

б) в случае отсут­ствия или отда­лен­но­сти духов­ника, нало­жив­шего епи­ти­мию, испо­ве­ду­ю­щий свя­щен­ник не должен доз­во­лять себе про­из­вольно изме­нять нало­жен­ную епи­ти­мию, но если она еще не выпол­нена,  при­ка­зать испол­нить ее.

в) Точно также не может свя­щен­ник изме­нить епи­ти­мии, хотя бы каю­щийся жало­вался на тягость епи­ти­мии, нало­жен­ной другим свя­щен­ни­ком, или сето­вал на ее неспра­вед­ли­вость. В сем случае свя­щен­ник может только ото­слать каю­ще­гося к архи­ерею на его усмот­ре­ние (1Всел. 5.).

г) Если бы свя­щен­ник узнал, что каю­щийся пере­шел к нему от преж­него духов­ника за тем, чтобы избе­жать выпол­не­ния нало­жен­ной на него епи­ти­мии, он должен не только удер­жать преж­нюю епи­ти­мию, но даже уси­лить ее «яко солгав­шему и обма­нув­шему цер­ковь Божию», как гово­рит апо­столь­ское пра­вило (13).

д) Бывают иногда обсто­я­тель­ства, кото­рые совер­шенно изме­няют образ жизни каю­ще­гося (напр. Вне­зап­ное обни­ща­ние, пере­мена службы и заня­тия), и делают невоз­мож­ным испол­не­ние воз­ло­жен­ной епи­ти­мии. В таком случае, при отда­лен­но­сти или дол­го­во­ре­мен­ном отсут­ствии нало­жив­шего епи­ти­мию, может изме­нить ее и другой духов­ник (Карф. 52), но не иначе, как при совер­ше­нии таин­ства испо­веди, и после подроб­ного иссле­до­ва­ния каче­ства, сте­пени и силы грехов, за кото­рые нало­жена епи­ти­мия, и оче­вид­ного убеж­де­ния в невоз­мож­но­сти испол­нить ее при пере­мене образа жизни каю­ще­гося.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки