Главная » Алфавитный раздел » Епитимия » О епитимиях
Распечатать Система Orphus

О епитимиях

( О епитимиях 1 голос: 5 из 5 )

протоиерей Геннадий Нефедов
Учебное пособие по литургике

 

Духовному отцу, назидающему, врачующему и молящемуся за каю щегося человека, от апостолов и епископов передана власть не только от пускать, но и связывать грехи и делать это не по своему произволу, а по воле Господа, сообразуясь тяжести содеянных грехов и степени раскаяния грешника. Священник должен избегать того, чтобы несправедливое разрешение или связывание совести кающегося обратилось во зло для души согрешившего человека. Разрешить душу недостойную вместо того, чтобы связать ее, – значит дать волю ее страстям, порокам, утвердить в грехе. Напротив, связать душу, достойную разрешения, значит подверг нуть ее незаслуженному наказанию, убивая ее духовно.

Принимая исповедь, духовный отец должен знать правило Древней Церкви, что в Таинстве Покаяния кающийся словесно, а не мысленно произносит перед священником свою исповедь. И тогда, услышав о гре хах, он прощает их или не прощает.

Таинство Покаяния несет врачевство больной душе христианина, предлагая особые духовные упражнения, назначаемые священником испо ведующемуся с целью искоренить в нем навык греха. Такие упражнения носят в Церкви название «епитимия». Ими могут быть пост, молитвенные коленопреклонения, Дела милосердия к ближним и т.д. Каждая из них дает возможность «упражняться в добрых делах» (Тит. 3:8). Неко торые епитимий, налагаемые Церковью за грехи смертные и тяжкие, свя заны с отлучением христианина от Таинства Евхаристии на какой-либо срок.

Прощая не открытые ему на исповеди грехи, священник не имеет возможности налагать епитимию, а следовательно, не может врачевать душу согрешившего человека, самочинно пренебрегая таким образом пра вилами Церкви и отказываясь от миссии церковного водительства.

Епитимия может быть назначена кающемуся даже и в том случае, если духовный отец разрешил его грехи. Ведь она представляет собой не средство наказания согрешившего за содеянные им грехи, а способ врачевания, в котором нуждается всякий кающийся грешник. Налагая епитимию, священник должен отличать грехи слабости, совершенные про тив воли и неосознанно, от грехов, совершаемых сознательно и свободно. Какими бы ни были соделанные грехи, если они не очищены истинным покаянием, то будут умножаться, делаясь укоренившейся привычкой и становясь смертоносными (Рим. б, 12, 16). К простительным грехам от носятся грехи, которые еще не стали господствующими в поведении человека и которые он с помощью Божией успешно победит.

Цель епитимий состоит в том, чтобы исправить жизнь грешника, сделать его способным к осознанию и прочувствованию тяжести соделан- ных грехов. В соответствии с этой целью иназначаются подвиги молитвы и добрых дел, которые должны быть прямо противоположны тому греху, за который назначены: например, сребролюбцу назначаются дела мило сердия, нецеломудренному пост, ослабевающему в вере – коленопрекло ненные молитвы и т.д. «Покаянием, – говорит св. Иоанн Златоуст, – я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но еще более то, чтобы делать добрые дела». «Сотворите, – говорит Иоанн, Предтеча Христов, – плоды достойные покаяния» (Лк. 3:8). Как же нам сотворить их? Поступая напротив. Например, ты похищал чужое? – Вперед давай и свое. Долгое время любодействовал? – Теперь воздер живайся от общения со своею женою в известные дни и привыкай к воз держанию. Оскорблял и даже бил кого? – Вперед благословляй оби жающих тебя и благодетельствуй биющим. Ибо для исцеления нашего не довольно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить ле карство к ране» (Беседа на Евангелие от Матфея).

Духовник, налагающий епитимию, должен принимать во внимание не только сущность греха и раскаяние грешника, но и личные свойства человека, его духовные силы, чтобы вместо хлеба, которого просит его духовный сын, не подать ему камня, налагая на него непосильную епити мию, либо такую епитимию, которая не только не искоренит грех, но бу дет способствовать развитию страсти и греховного навыка. Кающийся, смиренно выполнивший епитимию и очистившийся от греха, внутренним ощущением своим постигнет справедливость слов апостола: «Когда вы ос вободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а ко нец – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 22:23).

«Чем показывается,что прощены кому-либо грехи?» – спрашивает епископ Феофан Затворник и отвечает: «Тем, что он возненавидел грех…» В древних сказаниях читаем, что когда кто, нагрешив много, каялся и, исповедав грехи свои старцам, просил врачевания, то они отводи ли его в уединенную келлию и, преподав ему правила, запирали в ней. Проходил известный срок: епитимия совершала свое дело, и подъепити- мийный слышал гласно: «Господь принял покаяние твое, грехи твои про щены». То же самое внутренне совершается и у возненавидевшего грех и прилепившегося к знанию заповедей Божиих. И что грехи его прощены, он слышит тогда в совести своей, как некое удостоверение свыше, и из бежит стыда. «Как узда для коня, так и совершаемая епитимия для ду ши человека. Она не дает ей снова приниматься за порочные дела, от ко торых кающийся еще только очищается. Епитимия приучает его к трудам и терпению и помогает видеть, до конца ли он возненавидел грех».

Епископ Феофан. Псалом 118-й. М., 1880, с. 110.

Иеремия, патриарх Константинопольский. Ответ лютеранам о покаянии. Христианское чтение , 1842, ч.I, с. 244.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru