О каббале

архи­манд­рит Рафаил (Каре­лин)
Каб­бала – это иудей­ская мистика оккульт­ного харак­тера, кото­рая ока­зала силь­ное вли­я­ние на алхи­мию и магию сред­них веков, а также на оккульт­ные секты и тайные союзы в Европе и Аме­рике (иллю­ми­наты, мар­ти­ни­сты, розен­крей­церы и т.д.). Пра­во­слав­ная Цер­ковь отно­сится к каб­бале резко отри­ца­тельно.

Юрий Мак­си­мов, рели­гио­вед, пре­по­да­ва­тель МДА
В любой рели­гии всегда нахо­дятся люди, кото­рым эли­тар­ность рели­ги­оз­ного знания, сопря­жен­ная с легким обре­те­нием духов­ного опыта и отхо­дом от обще­при­ня­тых нрав­ствен­ных норм, кажется заман­чи­вее, чем послуш­ное сле­до­ва­ние уста­нов­лен­ным пра­ви­лам. Фор­мально выда­вая себя за при­вер­жен­цев рели­гии их отцов, такие люди дают столь свое­об­раз­ную эзо­те­ри­че­скую интер­пре­та­цию ее, что тра­ди­ци­он­ные веру­ю­щие отка­зы­ва­ются при­знать их еди­но­вер­цами. Дви­же­нием таких эзо­те­ри­ков был гно­сти­цизм в хри­сти­ан­стве – один из пред­ста­ви­те­лей кото­рого через пол­тора века после вос­кре­се­ния Хри­стова выду­мал и напи­сал так назы­ва­е­мое «Еван­ге­лие от Иуды». Такими были суфии в исламе, а в иуда­изме такими стали каб­ба­ли­сты.
Хотя свое учение они пред­став­ляли как тол­ко­ва­ние свя­щен­ных вет­хо­за­вет­ных книг, это по сути совер­шенно иное учение. Творец, кото­рого про­по­ве­дует каб­бала, – это не тот Бог, кото­рого опи­сы­вает Библия, это не Бог Авра­ама. И магия, кото­рая прямо запре­щена в Ветхом Завете, в каб­бале нахо­дит оправ­да­ние и при­ме­не­ние. Любой эзо­те­ризм – это сур­ро­гат духов­ной жизни, это обман, это напы­щен­ная пустота, это мнимая эли­тар­ность, чер­па­ю­щая истоки в болез­нен­ном отно­ше­нии к себе и к другим. Предо­сте­ре­гая от этого, апо­стол Павел писал: храни пере­дан­ное тебе, отвра­ща­ясь негод­ного пусто­сло­вия и пре­ко­сло­вий лже­имен­ного знания, кото­рому пре­дав­шись, неко­то­рые укло­ни­лись от веры (1Тим. 6:20–21). Истина не скрыта в замкну­том кружке посвя­щен­ных, она доступна каж­дому, как обещал Хри­стос: позна­ете истину, и истина сде­лает вас сво­бод­ными (Ин. 8:32).

cвя­щен­ник Михаил Воро­бьев,
насто­я­тель храма в честь Воз­дви­же­ния Чест­ного Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня г. Воль­ска
Каб­бала – сред­не­ве­ко­вое мисти­че­ское учение с эле­мен­тами магии и теур­гии, воз­ник­шее в среде евреев. Источ­ни­ками каб­балы явля­ются трак­таты мисти­че­ского содер­жа­ния, напи­сан­ные в среде пале­стин­ских и вави­лон­ских евреев в I-III веках нашей эры. Осно­во­по­ла­га­ю­щие идеи каб­балы оформ­ля­ются док­три­нально в VI-VIII сто­ле­тиях. Содер­жа­ние каб­балы мно­го­об­разно и син­кре­тично. В нее входит чис­ло­вая мистика пифа­го­рей­цев, дуа­лизм гно­сти­ков, неко­то­рые идеи об эма­на­ции Боже­ства, при­су­щие нео­пла­то­низму. В сред­не­ве­ко­вой Европе каб­бала впи­тала в себя идеи мани­хеев и ката­ров, сфор­ми­ро­вав­шись окон­ча­тельно к XIII сто­ле­тию. В этот период напи­сано наи­бо­лее важное каб­ба­ли­сти­че­ское про­из­ве­де­ние «Сефер ха-зохар» («Книга сияния»), сокра­щенно Зохар, став­шее для каб­ба­ли­стов одной из свя­щен­ных книг иуда­изма наряду с Биб­лией и Тал­му­дом.
Одной из глав­ных идей каб­балы явля­ется поло­же­ние, что высший и низший миры могут влиять друг на друга, и поэтому чело­век при помощи опре­де­лен­ного маги­че­ского дей­ствия, осно­ван­ного на эзо­те­ри­че­ском знании, может влиять на судьбу миро­зда­ния. На этом осно­вы­ва­ется прак­ти­че­ская каб­бала, пред­став­ля­ю­щая собой род магии, целью кото­рой явля­ется воз­дей­ствие на высшие миры с помо­щью особых молитв, сло­вес­ных и бук­вен­ных формул и аму­ле­тов. Орто­док­саль­ный иуда­изм отно­сился к тео­ре­ти­че­ской и прак­ти­че­ской каб­бале в целом отри­ца­тельно.
Пра­во­слав­ная Цер­ковь оце­ни­вает каб­балу как чуждое и враж­деб­ное хри­сти­ан­ству оккульт­ное учение. Хри­сти­ан­ство явля­ется прин­ци­пи­ально не эзо­те­ри­че­ской рели­гией. Все содер­жа­ние Боже­ствен­ного Откро­ве­ния содер­жится в Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии Церкви, кото­рое открыто всем. В Церкви нет сек­ре­тов, доступ­ных только посвя­щен­ным, нет ника­кого тай­ного знания. В Библии нет ника­ких зашиф­ро­ван­ных смыс­лов; понять Боже­ствен­ное Откро­ве­ние можно не на основе интел­лек­ту­аль­ной или маги­че­ской дешиф­ровки, как утвер­ждают кабал­ли­сты, но жизнью в бла­го­дати Свя­того Духа. Как пишет апо­стол Павел: «Бог хочет, чтобы все люди спас­лись и достигли позна­ния истины» (1Тим. 2:4).

***

иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров)

Каб­бала (евр. qabbalah – при­ня­тие, пре­да­ние) – мисти­че­ское учение и мисти­че­ская прак­тика в иуда­изме. Это эзо­те­ри­че­ское тео­соф­ское учение по духу совер­шенно чуждо Свя­щен­ному Писа­нию, ибо Боже­ствен­ная истина, содер­жа­ща­яся в святой Библии, имеет целью спа­се­ние всего чело­ве­че­ства. Поэтому о каком-то тайном знании речи быть не может. Не тайно Я гово­рил, не в темном месте земли; не гово­рил Я пле­мени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Гос­подь, изре­ка­ю­щий правду, откры­ва­ю­щий истину (Ис. 45:19). Слово Божие есть Откро­ве­ние о путях нашего спа­се­ния. Свя­щен­ное Писа­ние оста­ется для нас сокро­вен­ным в той мере, в какой мы при­сту­паем к чтению его, не очи­стив от грехов совесть, не осво­бо­див­шись от пред­рас­суд­ков, ложных идей и предубеж­де­ний. Только по мере духов­ного совер­шен­ство­ва­ния чело­век ока­зы­ва­ется спо­соб­ным вме­стить высо­кое духов­ное содер­жа­ние Писа­ния. Тайна Гос­подня – боя­щимся Его, и завет Свой Он откры­вает им (Пс. 24:14).

Изло­же­нию каб­балы посвя­щены две книги: Сефер Иецира (Книга созда­ния) и Зогар (Блеск). Первая напи­сана, веро­ятно, в 6–7 веках по Р.Х. Утвер­жде­ние самих каб­ба­ли­стов о суще­ство­ва­нии Сефер Иецира уже во время пат­ри­арха Авра­ама абсо­лютно мифично и не имеет ника­ких дока­за­тельств. Напро­тив, при­сут­ствие в этих книгах фило­соф­ских идей позд­ней антич­но­сти (гно­сти­цизма, неопло­та­низма и др.) пол­но­стью опро­вер­гают это мнение. Авто­ром Зогар счи­та­ется испан­ский каб­ба­лист Моше (Моисей) да-Леон. Время напи­са­ния – около 1300 год. Жела­ние совре­мен­ных каб­ба­ли­стов (М.Лайтман. Книга Зогар, М., 2003, с. 185) сде­лать авто­ром Зогар уче­ника раби Акибы Шимона бар Йохая, жив­шего во 2‑м веке по Р.Х., про­ти­во­ре­чит мнению спе­ци­а­ли­стов: «Ара­мей­ский язык во всех этих восем­на­дцати раз­де­лах один и тот же, и во всех них он обна­ру­жи­вает одни и те же инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти. Это тем более важно, что ни в каком смысле не тот живой язык, на кото­ром могли гово­рить Шимон бар Йохай и его друзья в первой поло­вине II в. н.э. в Эрец-Исра­эль. Ара­мей­ский язык Зогара – чисто искус­ствен­ное созда­ние. Это лите­ра­тур­ный язык автора, кото­рый почерп­нул знание его исклю­чи­тельно из доку­мен­тов еврей­ской лите­ра­туры и кото­рый выра­бо­тал свой соб­ствен­ный стиль, руко­вод­ству­ясь опре­де­лен­ными субъ­ек­тив­ными кри­те­ри­ями. Выска­зан­ное неко­то­рыми уче­ными пред­по­ло­же­ние о том, что линг­ви­сти­че­ский анализ обна­ру­жил в Зогаре ранние пласты, не было под­твер­ждено совре­мен­ным иссле­до­ва­нием. Во всех этих сочи­не­ниях дух сред­не­ве­ко­вого иврита (а именно иврита XIII века) про­сту­пает сквозь ара­мей­ский фасад» (Г. Шолем. Основ­ные тече­ния в еврей­ской мистике. М.-Иерусалим, 2004, с. 216).

Каб­бала раз­де­ля­ется на умо­зри­тель­ную (каб­бала июнит) и при­клад­ную (каб­бала маасит). Цен­траль­ной кате­го­рией каб­балы июнит явля­ется Эн соф (Не-нечто или Бес­ко­неч­ное). В отли­чии Бога Свя­щен­ного Писа­ния Эн Соф не имеет имени, потому что без­ли­чен, непо­зна­ваем, нево­об­ра­зим. Ему не может быть при­пи­сано какое-либо свой­ство. Эн Соф откры­ва­ется в своих про­яв­ле­ниях (не всем, а еврей­ским мисти­кам). Основ­ным про­яв­ле­нием Эн-Соф явля­ется пер­во­че­ло­век Адам Кадмон. Через него путем эма­на­ции про­ис­хо­дят 10 сефи­рот, кото­рые явля­ются атри­бу­тами Бога. Десять сефи­рот пред­став­ляют собой мисти­че­ское тело Адама Кад­мона (Небес­ного Адама). Он появ­ля­ется в резуль­тате эма­на­ции и не имеет образа и подо­бия. Земной Адам созда­ется по образу Небес­ного Адама. Деся­тая сефи­рота назы­ва­ется Цар­ство (Маль­хут). Она объ­еди­няет все девять сефи­рот. «Маль­хут (Цар­ство)обо­зна­чено в Зохаре как кнесет Исра­эль, мисти­че­ский про­то­тип общины Изра­иля – Шхина. А.Ф.Лосев в Диа­лек­тике мифа пишет: «Так, сущ­ность всей Каб­балы, как сооб­щил мне один ученый еврей, боль­шой знаток каб­ба­ли­сти­че­ской и тал­му­ди­че­ской лите­ра­туры (у кото­рого я, по сквер­ной при­вычке евро­пей­ского наблю­да­теля, доис­ки­вался точно узнать о нео­пла­то­ни­че­ских вли­я­ниях в Каб­бале), заклю­ча­ется вовсе не в пан­те­изме, как это думают либе­раль­ные ученые, сопо­став­ля­ю­щие учение об Эн Софе и Зефи­ро­тах с нео­пла­то­низ­мом, а скорее – в паниз­ра­элизме: каб­ба­ли­сти­че­ский Бог нуж­да­ется в Изра­иле для своего спа­се­ния, вопло­ща­ется в него иста­но­вится им, почему миф о миро­вом вла­ды­че­стве обо­жен­ного Изра­иля, от веч­но­сти содер­жа­ще­гося в самом Боге» (XIV.3).

Каб­ба­ли­сты уста­но­вили соот­вет­ствие отдель­ных сефи­рот с частями чело­ве­че­ского тела. Зна­ко­мясь с этой при­ми­тив­ной мифо­ло­ги­че­ской схемой струк­туры кос­моса, трудно отде­латься от вопроса, кото­рый сами каб­ба­ли­сты не ставят: каков источ­ник этого «знания»? Как уда­лось узнать, что сефи­рот Корона (Кетэр) – чело; Тиф­э­рет – грудь; Тор­же­ство (Нэцах) и Вели­чие (Ход) – бедра чело­века?

Эзо­те­ри­че­ское учение Сефер Иецира и Зогар прин­ци­пи­ально несов­ме­стимо с биб­лей­ским уче­нием о Боге, мире, чело­веке и путях спа­се­ния чело­ве­че­ства. Умо­зри­тель­ная каб­бала пред­став­ляет собой соеди­не­ние эле­мен­тов гно­сти­цизма IIIII веков по Р.Х. и нео­пла­то­низма. У гно­сти­ков заим­ство­вано учение о 10 эонах, кото­рые состав­ляют пле­рому (все­лен­скую пол­ноту). Гно­сти­ков и каб­ба­ли­стов роднит дуа­лизм, идея извеч­ной вражды начал добра (света) и зла (тьмы). Дуа­ли­сти­че­ское миро­воз­зре­ние в каб­бале имеет прямое выра­же­ние в Сефер Иецира: «Мишна 4: Также одно против дру­гого создал Творец: добро против зла, зло против добра, добро из добра, зло из зла, добро раз­ли­чает зло и зло раз­ли­чает добро, доб­рота хра­нится для хоро­ших и зло для злых» (часть 10). Оче­видно, что учение, кото­рое при­пи­сы­вает злу онто­ло­ги­че­ский статус, ведет к оправ­да­нию зла. Напро­тив, по Свя­щен­ному Писа­нию, зло не было сотво­рено Богом, а воз­никло как резуль­тат зло­упо­треб­ле­ния даром сво­боды, данной Богом Своим тво­ре­ниям – анге­лам и людям.

Иссле­до­ва­тели ука­зы­вают еще один язы­че­ский источ­ник каб­балы. По мнению В.С. Соло­вьева, спе­ци­ально изу­чав­шего в 1875 году в Бри­тан­ском музее сред­не­ве­ко­вую каб­балу: «Анге­ло­ло­гия каб­балы, заим­ство­ван­ная глав­ным обра­зом у персов, состоит из фор­маль­ных клас­си­фи­ка­ций; заме­ча­тельна только идея сол­неч­ного ангела Мита­трона (веро­ятно, элли­ни­за­ция пер­сид­ского Митры), выс­шего посред­ника между Богом и все­лен­ной; иногда он ото­жеств­ля­ется с арх. Миха­и­лом, а иногда с Мес­сией. Наш мате­ри­аль­ный мир не есть еще самая низшая сте­пень в эма­на­ции боже­ствен­ного света; в том край­нем пре­деле, где этот свет совсем теря­ется в полном мраке, обра­зу­ется так наз. шелуха бытия, или скор­лупы (клип­пот), – это нечи­стые духи или бесы, столь же мно­го­чис­лен­ные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скор­лупа. Эта нечи­стая шелуха не имеет соб­ствен­ной сущ­но­сти: она может исчез­нуть, но не может очи­ститься. Чело­ве­че­ские души, напро­тив, при­званы к очи­ще­нию и совер­шен­ству. Глав­ное сред­ство для этого – пере­во­пло­ще­ние; оно двух родов: «кру­го­во­рот» (гиль­гуль) и «при­вивка» (иббур), первый состоит в посте­пен­ном про­хож­де­нии всех сфер бытия все в новых телах до пол­ного очи­ще­ния, иббур же озна­чает особое соеди­не­ние отжив­шей души с живым чело­ве­ком, на 7 или даже на 14 году воз­раста» (Каб­бала. – Собр. соч., Брюс­сель, 1966, т. X, с. 342–43).

Каб­ба­ли­сти­че­ское учение пред­став­ляет собой ярко выра­жен­ный пан­те­изм: Бог и мир пони­ма­ются как одно целое. Мир явля­ется лишь обна­ру­же­нием, про­яв­ле­нием Бога. Пан­те­изм таит в себе внут­рен­нее про­ти­во­ре­чие. Логи­че­ским след­ствием его неиз­бежно явля­ется сна­чала ума­ле­ние Бога, а потом – отри­ца­ние, потому что Ему при­пи­сы­ва­ются все несо­вер­шен­ства мира. «Судя по фран­цуз­ским и немец­ким пере­во­дам каб­балы, в тече­ние сто­ле­тий воз­ник­шей из отдель­ных трак­та­тов и коди­фи­ци­ро­ван­ной в XIII в., можно с уве­рен­но­стью ска­зать, что это – самый насто­я­щий нео­пла­то­низм, но только не антич­ный, где про­блема чело­века не ста­ви­лась, а сред­не­ве­ко­вый иудей­ский к кото­ром дей­стви­тельно все сту­пени эма­на­ции про­ни­заны идеей чело­века… В каб­бале чув­ству­ется весьма напря­жен­ная сек­су­аль­ная атмо­сфера, так что это – какой-то мистико-сек­су­аль­ный соци­а­лизм.» (А. Лосев. Вла­ди­мир Соло­вьев и его время, М.,1990, с.251–52). Все­лен­ную каб­ба­ли­сты раз­де­ляют на муж­ское и жен­ское начала. Правые и левые сферы явля­ются соот­вет­ственно муж­скими и жен­скими. Все­лен­ная пред­став­ля­ется как любов­ный союз, как еди­не­ние муж­ского и жен­ского начал. Отно­ше­ния между сфе­рами интер­пре­ти­ру­ется с помо­щью сим­во­лики пола. «При­рода этой мисти­че­ской сим­во­лики пред­став­ляет собой одно из глав­ных пре­пят­ствий для пра­виль­ного пони­ма­ния такого труда мисти­че­ской экзе­гезы, как Зохар; и все же эта тща­тельно раз­ра­бо­тан­ная и подчас при­чуд­ли­вая сим­во­лика служит ключом к его осо­бому рели­ги­оз­ному миру. Даже такой выда­ю­щийся ученый, как Р. Хер­форд, дока­зав­ший свое пони­ма­ние сущ­но­сти иуда­изма, пишет о «сим­во­лике, кото­рая часто кажется совер­шенно неле­пой, а иногда грубой и оттал­ки­ва­ю­щей» (Г. Шолем. Основ­ные тече­ния… с. 270).

При­клад­ная каб­бала (каб­бала маасит) явля­ется раз­но­вид­но­стью магии. Она широко исполь­зует аму­леты и меди­та­цию. Для гада­ния исполь­зу­ются карты Таро. Каб­ба­ли­сты при­пи­сы­ваю мисти­че­ский смысл буквам и числам. Сим­во­ли­че­ский каб­ба­ли­сти­че­ский язык состоит из 10 цифр и 22 букв еврей­ского алфа­вита. Вместе они состав­ляют 32 «пути пре­муд­ро­сти». По мнению самих каб­ба­ли­стов с помо­щью 10 цифр можно все исчис­лить, а посред­ством 22 букв напи­сать все­воз­мож­ные книги. Каб­ба­ли­сти­че­ская нуме­ро­ло­гия пыта­ется  вычис­лить сакраль­ное зна­че­ние каж­дого слова, сум­ми­руя чис­ло­вые зна­че­ния букв еврей­ского алфа­вита (гемат­рий). Путем пере­ста­новки букв в опре­де­лен­ном порядке каб­ба­ли­сты полу­чают из одного слова другое с совер­шенно иным смыс­лом (темура). Исполь­зу­ется еще один метод в двух вари­ан­тах (нота­ри­кон): А. Буква слова при­ни­ма­ется за началь­ную букву дру­гого слова. Полу­ча­ется из одного слова целое пред­ло­же­ние. Б. Из первых, послед­них или сред­них букв пред­ло­же­ния состав­ляют новое слово или пред­ло­же­ние. Эта оккульт­ная чис­ло­вая и бук­вен­ная магия ничего общего не имеет со смыс­лом Свя­щен­ного Писа­ния. Биб­лей­ские тексты не содер­жат ника­кого кода или шифра. Притчи, образы и сим­волы – лишь сред­ства, кото­рыми рас­кры­ва­ются трудно выра­зи­мые чело­ве­че­ским языком глу­бо­кие бого­слов­ские истины нашего спа­се­ния.

Заня­тие любыми видами оккуль­тизма (в том числе каб­ба­лой) вводит чело­века в обще­ние с пад­шими духами. Зара­жен­ный неду­гом тще­сла­вия и, не имея духов­ного зрения, чтобы уви­деть впе­реди зия­ю­щую бездну, такой чело­век ока­зы­ва­ется пора­бо­щен­ным демо­нами. Все заня­тия магией и оккуль­тиз­мом кон­ча­ются духов­ной смер­тью. Доста­точно вспом­нить страш­ную исто­рию гибели мага и чаро­дея Иоган­неса Фауста (ок. 1480 – ок. 1540). Он заклю­чил дого­вор с диа­во­лом, кото­рый предо­ста­вил ему все «блага» мира. Фауст согла­сился отдать за это душу. Когда срок согла­ше­ния истек, диавол точно в ука­зан­ную ночь взял эту душу в ад. До нас дошли сви­де­тель­ства совре­мен­ни­ков о нем. Вот рас­сказ одного из дея­те­лей Рефор­ма­ции Филиппа Меланх­тона (1497–1560): «Знавал я чело­века по имени Фауст, из Кунд­линга, малень­кого городка по сосед­ству с местом моего рож­де­ния. В быт­ность свою сту­ден­том в Кра­кове он изучил магию, кото­рой там прежде усердно зани­ма­лись и о кото­рой пуб­лично читали лекции. Он много стран­ство­вал по свету и всюду раз­гла­голь­ство­вал о тайных науках. При­е­хав в Вене­цию и желая пора­зить людей неви­дан­ным зре­ли­щем, он объ­явил, что взле­тит в небо. Ста­ра­ни­ями дья­вола он под­нялся в воздух, но столь стре­ми­тельно низ­вергся на землю, что едва не испу­стил дух, однако остался жив. Послед­ний день своей жизни, а было это несколько лет тому назад, этот Иоган­нес Фауст провел в одной дере­вушке кня­же­ства Вюр­темб­ерг­ского, погру­жен­ный в печаль­ные думы. Хозяин спро­сил о при­чине такой печали, столь про­тив­ной его нравам и при­выч­кам… В ответ он сказал: «Не пугайся нынче ночью». Ровно в пол­ночь дом зака­чался. Заме­тив на сле­ду­ю­щее утро, что Фауст не выхо­дит из отве­ден­ной ему ком­наты, и подо­ждав до полу­дня, хозяин собрал людей и отва­жился войти к гостю. Он нашел его лежа­щим на полу ничком около постели; так умерт­вил его дьявол» (Легенда о док­торе Фаусте. Ред. В.М. Жир­мун­ский. М., изд. «Наука», 1978).

Тра­ге­дия нача­лась две тысячи лет назад по при­чине отвер­дев­шей невос­при­им­чи­во­сти фари­сеев и книж­ни­ков к ново­за­вет­ной бла­го­дати, о кото­рой пред­воз­ве­щали Бого­дух­но­вен­ные про­роки. Отпа­де­ние от живого источ­ника Истины неиз­бежно ведет к омерт­ве­нию и бес­пло­дию.

Сухие листья октября,
Глухие вскорм­лен­ники мрака,
Куда летите вы? Зачем
От древа жизни вы отпали?
Вам чужд и стра­нен Виф­леем,
И яслей вы не уви­дали.
                О. Ман­дель­штам. Где ночь бро­сает якоря. 1920

Каб­бала, пред­став­ляет собой фан­та­сти­че­скую смесь эзо­те­ри­че­ского оккуль­тизма, заме­шан­ную на язы­че­ских рели­ги­озно-фило­соф­ских идеях. Она сви­де­тель­ствует о полном отпа­де­нии от вели­кого и спа­си­тель­ного биб­лей­ского учения. Люди, кото­рые по своей сле­поте начи­нают зани­маться каб­ба­лой, не созна­вая того, заклю­чают дого­вор с адом.

pravoslavie.ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки