О кре­ще­нии мла­ден­цев

свя­щен­ник Даниил Сысоев,
кан­ди­дат бого­сло­вия

Ярост­ное солнце мос­ков­ского июля нещадно палило изны­ва­ю­щий от жары Арбат. Легкие ветерки, вовсе не раз­го­няя духоты, лишь под­ни­мали на брус­чатке вихри пыли, напо­ми­нав­шие бла­го­че­сти­вому про­хо­жему о демо­нах пустынь. И срав­не­ние это ока­за­лось вовсе не пустым. Натре­ни­ро­ван­ные чув­ства раз­ли­чили невда­леке нечто похо­жее на кон­церт рок-музыки, кото­рые часто огла­шают страш­ными сте­на­ни­ями стены нашей мно­го­стра­даль­ной сто­лицы.

Уши хри­сти­а­нина были уже готовы при­вычно отклю­читься от вос­при­я­тия такого непо­треб­ства, как вдруг они с удив­ле­нием рас­слы­шали в завы­ва­ниях «мар­тов­ского кота» свя­тей­шее Имя Иису­сово.

«О, Иисус! Твой Новый Иеру­са­лим нас ждет!» – истошно кри­чали голоса, при­над­ле­жав­шие, как вскоре выяс­нил наш герой, пяти вполне при­лично одетым юношам и девуш­кам. Однако, по мере при­бли­же­ния пра­во­слав­ного к месту собы­тий песня закон­чи­лась, а один из певцов обра­тился к собрав­шимся с несколько исте­рич­ной про­по­ве­дью о вреде кон­до­вого Пра­во­сла­вия. Хри­сти­а­нину ничего не оста­ва­лось делать, как, помня страш­ные слова Христа Спа­си­теля: «кто посты­дится Меня и Моих слов в роде сем пре­лю­бо­дей­ном и греш­ном, того посты­дится и Сын чело­ве­че­ский, когда придет во славе Отца Своего со свя­тыми Анге­лами» (Мк. 8:38), отло­жить все свои дела и при­сту­пить к защите Тела Хри­стова.

Речь у про­по­вед­ника была о том, что истин­ной веры у пра­во­слав­ных нет, так как они под­ме­нили личную веру обря­дами, напри­мер, крестя мла­ден­цев. Вот на эту тему и повел свой раз­го­вор хри­сти­а­нин с собрав­ши­мися ере­ти­ками. Как часто бывает в споре один пере­би­вал дру­гого, и сек­танты по обычаю пыта­лись увести беседу в сто­рону от темы. Поэтому для удоб­ства вос­при­я­тия и во избе­жа­ние повто­ре­ний, сведем все выдви­ну­тые раз­лич­ными сто­ро­нами аргу­менты в диалог, где выступ­ле­ния всех ино­вер­цев при­ве­дены под одним наиме­но­ва­нием «про­те­станта».

ПРО­ТЕ­СТАНТ (далее П). Вы, пра­во­слав­ные, не сты­ди­тесь счи­тать себя хри­сти­а­нами, хотя прямо нару­ша­ете слова Христа тем, что кре­стите тех, кто еще не имеет веры. Удив­ля­юсь, как можно обра­щать людей без их ведома, насильно застав­ляя их делаться хри­сти­а­нами (хотя здесь вы заблуж­да­е­тесь)?

ХРИ­СТИ­А­НИН (далее Х). Поз­вольте поин­те­ре­со­ваться, где, по вашему мнению, Гос­подь учит, что нельзя кре­стить тех, кто еще не имеет личной веры? Прошу вас при­ве­сти соот­вет­ству­ю­щую цитату из Писа­ния, чтобы мы могли с вами убе­диться, насколько точно вы пере­да­ете смысл слова Божия.

П. Легко. «Кто будет веро­вать и кре­ститься, спасен будет». (Мк. 16:16)

Х. Ну давайте дочи­таем слова Гос­подни до конца, чтобы не иска­жать Откро­ве­ния: «а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет» (Мк. 16:16). Однако здесь я не вижу слов, кото­рые вы при­пи­сали Христу: «кре­стите только тех, кто достиг совер­шен­но­ле­тия и созна­тельно принял Меня, как лич­ного Спа­си­теля» (кстати, и этого люби­мого вами име­но­ва­ния Гос­пода мы не найдем в Писа­нии. Там, напро­тив ска­зано, что «Он же Спа­си­тель Тела» (Еф. 5:23), т.е. Церкви, а не лич­но­стей по отдель­но­сти. Но это к слову). Так что вы при­пи­сы­ва­ете Писа­нию соб­ствен­ные измыш­ле­ния. Здесь напи­сано только то, что напи­сано. – Что для спа­се­ния необ­хо­димы и вера, и кре­ще­ние. Конечно, ника­кой пра­во­слав­ный не скажет вам, что чело­век, кре­щен­ный в мла­ден­че­стве и не уве­ро­вав­ший в созна­тель­ном воз­расте, спа­сется. Если же пони­мать эти слова так, как их пони­ма­ете вы, то полу­чится, что мла­денцы обре­чены на гибель. Ведь они не имеют той созна­тель­ной веры, кото­рой от них тре­бу­ете вы.

П. Так что же, по-вашему, для кре­ще­ния мла­ден­цев вовсе не тре­бу­ется ника­кой веры? Так у вас полу­ча­ется насто­я­щая магия. Как же Писа­ние гово­рит, что «кре­ще­ние не плот­ской нечи­стоты омытие, но обе­ща­ние Богу доброй сове­сти, спа­сает вос­кре­се­нием Иисуса Христа» (1Петр. 3:21)? Какое обе­ща­ние может дать ново­рож­ден­ный?

Х. Конечно, и при кре­ще­нии мла­ден­цев тре­бу­ется вера их вос­при­ем­ни­ков и роди­те­лей. По пра­ви­лам Церкви дети неве­ру­ю­щих роди­те­лей не могут быть допу­щены до этого таин­ства, ибо они не могут пору­читься за то, что их ребе­нок будет вос­пи­тан в пра­во­сла­вии, а не укло­нится, напри­мер, в про­те­стант­скую ересь. (Кстати, свя­щен­ник все-таки покре­стив­ший такого мла­денца будет отве­чать за него на Страш­ном Суде, что он бросил свя­тыню псам (Мф. 7:6) и думаю, что ему лучше было бы не родиться!) Что же каса­ется этих слов апо­стола Петра, то я с сожа­ле­нием должен ска­зать, что здесь налицо ошибка пере­вода. Бук­вально под­лин­ник пере­да­ется сла­вян­ским тек­стом: «спа­сает кре­ще­ние, не плот­ския отло­же­ния скверны, но сове­сти благи ВОПРО­ШЕ­НИЕ у Бога, вос­кре­се­нием Иисус Хри­сто­вым» (1Петр. 3:21). И дей­стви­тельно. Если добрую совесть мы можем сами обе­щать Богу, тогда вовсе не нужен нам сам подвиг Хри­стов. Ведь, полу­ча­ется, мы сами можем стать пра­вед­ными! Но апо­стол Петр здесь как раз и гово­рит, что кре­ще­ние спа­сает нас. А раз спа­сает, то значит, мы нуж­да­емся в спа­се­нии и посему, конечно, ничего не можем обе­щать Богу. А если при­знать такой, более точный пере­вод, тогда ника­кого про­ти­во­ре­чия с хри­сти­ан­ской прак­ти­кой воз­ник­нуть не может. Ведь мы можем всегда про­сить Бога дать благую совесть ново­кре­щен­ному. Для Веч­ного воз­раст не помеха! Но впро­чем, наш диспут имеет несколько абстракт­ный харак­тер. Ведь мы с вами еще не усло­ви­лись о глав­ном. Мы не изло­жили каждый своего пони­ма­ния, что же такое кре­ще­ние. А ведь именно здесь и нахо­дится самый корень наших про­ти­во­ре­чий! Прошу вас, дайте ваше опре­де­ле­ние кре­ще­ния. Объ­яс­ните, зачем оно нужно.

П. Спа­се­ние дается чело­веку даром, лишь по одной его вере. Кре­ще­ние же нужно как знак того, что он уже принял Иисуса как лич­ного Спа­си­теля. Вода кре­ще­ния ничем не отли­ча­ется от любой другой воды и сама не может ничем помочь тому, кто еще не пове­рил (по какой бы то ни было при­чине это не про­изо­шло). Сам этот обряд необ­хо­дим лишь потому, что его уста­но­вил Иисус. Он явля­ется не более чем внеш­ним сви­де­тель­ством уже совер­шив­ше­гося внут­рен­него пере­рож­де­ния совер­шен­ного одной верой.

Х. Ну что ж, конечно, при таком под­ходе кре­ще­ние мла­ден­цев невоз­можно. Впро­чем, и сам этот обряд абсо­лютно бес­смыс­лен. Ведь вы честно при­зна­ете, что ваше купа­ние ничего вам не дает. Только не надо рас­про­стра­нять отсут­ствие опыта ощу­ще­ния силы Божией в водах Кре­ще­ния на то, что про­ис­хо­дит в Истин­ной Церкви. Исходя именно из этого опыта, под­твер­жда­е­мого и Откро­ве­нием, мы испо­ве­дуем, что «Кре­ще­ние есть Таин­ство, в кото­ром веру­ю­щий, при трое­крат­ном погру­же­нии тела в воду, с при­зы­ва­нием Бога Отца и Сына и Свя­того Духа, уми­рает для жизни плот­ской, гре­хов­ной и воз­рож­да­ется от Духа Свя­того в жизнь духов­ную, святую. «(Кате­хи­зис) Все это опре­де­ле­ние есть рас­кры­тие слов Гос­пода: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» (Ин.3,5 к этой запо­веди мы еще вер­немся) и слов Павла, уча­щего, «что все (а не только взрос­лые) мы, кре­стив­ши­еся во Христа Иисуса, в смерть Его кре­сти­лись. Итак, мы погреб­лись с Ним кре­ще­нием в смерть, дабы как Хри­стос вос­крес из мерт­вых славою Отца, так и нам ходить в обнов­лен­ной жизни. «(Рим. 6:3–4) Мы также знаем, что в Пра­во­слав­ном Кре­ще­нии чело­век ста­но­виться членом Тела Хри­стова (как об этом гово­рит апо­стол: «вы Одним Духом кре­сти­лись в одно Тело» (1Кор. 12:13)) и обле­ка­емся во Христа (Гал. 3:27). Бла­го­даря Кре­ще­нию с чело­века смы­ва­ются все грехи (Деян. 22:16), в том числе и тот грех, кото­рый все уна­сле­до­вали от Адама. Ведь Павел гово­рит: «как одним чело­ве­ком грех вошел в мир, и грехом смерть, так смерть пере­шла во ВСЕХ чело­ве­ков, потому что в нем ВСЕ согре­шили» (Рим. 5:12), а потому и все нуж­да­ются в очи­ще­нии и избав­ле­нии от закваски древ­ней смерти. И мла­денцы не состав­ляют здесь исклю­че­ния, ибо» кто родится чистым от нечи­стого? Ни один» (Иов. 14:1). А раз так, то и они должны облечься в Еди­ного Бес­смерт­ного и стать Его чле­нами чтобы спа­стись. Уди­ви­тельна ваша само­уве­рен­ность. Вы гово­рите, что чело­век ничего не может сде­лать для своего спа­се­ния, и одно­вре­менно пола­га­ете, что какое-то воле­вое реше­ние, как напри­мер при­зна­ние Иисуса личным Спа­си­те­лем тотчас обру­шит на вас небо.

П. Но ведь ска­зано: «Нас, мерт­вых по пре­ступ­ле­ниям, ожи­во­тво­рил со Хри­стом, – бла­го­да­тью вы спа­сены, – и вос­кре­сил с Ним, и поса­дил на небе­сах во Христе Иисусе, дабы явить в гря­ду­щих веках пре­и­зобиль­ное богат­ство бла­го­дати Своей в бла­го­сти к нам во Христе Иисусе. Ибо бла­го­да­тью вы спа­сены ЧЕРЕЗ ВЕРУ, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хва­лился» (Еф. 2:5–9). То есть доста­точно одной веры, чтобы полу­чить все эти блага. А вы утвер­жда­ете, что нужны какие-то чело­ве­че­ские дей­ствия.

Х. Про­стите, но утвер­жда­ете необ­хо­ди­мость чело­ве­че­ских, и только чело­ве­че­ских дей­ствий, именно вы. Ведь вы счи­та­ете, что при кре­ще­нии все совер­шает только чело­век. Он обе­щает. Он зна­ме­нует свою веру. А для Бога у вас не оста­ется места. Но ведь апо­стол Петр сказал, что кре­ще­ние спа­сает вос­кре­се­нием Христа. А если так, тогда полу­ча­ется, что все-таки здесь не дар Бога, а какие-то свои дела кото­рыми вы хва­ли­тесь якобы спа­сают вас. Нет спа­сает нас именно бла­го­дать Бога, то есть Его нетвар­ная сила, дей­ству­ю­щая чрез пра­во­слав­ные Таин­ства, начи­ная с Кре­ще­ния. Именно Гос­подь совер­шает воз­рож­де­ние водою и Духом, свя­щен­ник же только слу­жи­тель Его, а не само­власт­ный теург. Здесь чело­век только вос­при­ни­мает бла­го­дать Творца, а раз так, то нет ника­кой при­чины не допус­кать до этого Таин­ства мла­ден­цев. Ведь Сам Хри­стос пове­лел: «пустите детей при­хо­дить ко Мне, и не пре­пят­ствуйте им; ибо тако­вых есть Цар­ство Божие» (Мк. 10:14), и как же дер­зают про­те­станты отго­нять от Бога тех, кого Он Сам при­звал. Если в том тексте апо­стола Павла, кото­рый вы при­вели ска­зано, что мы вос­кре­шены со Хри­стом, будучи мерт­выми по пре­ступ­ле­ниям; то как можно гово­рить, что для кре­ще­ния необ­хо­димо пони­ма­ние и созна­тель­ное реше­ние. Как мерт­вец может понять про­цесс своего вос­кре­ше­ния? Да и вы попы­тай­тесь мне объ­яс­нить меха­низм, при помощи кото­рого мы вос­се­даем со Хри­стом на небе­сах. Как Бог вос­крес из гроба? Как мы воз­рож­да­емся от воды и Духа? А если вы не можете ска­зать, как это про­изо­шло, (да и не смо­жете, ведь Бог Непо­сти­жим во всех делах Своих), то по вашей логике вы нико­гда не смо­жете достиг­нуть кре­ще­ния.

П. Но если Гос­подь сказал, что детей и так есть Цар­ство Божие, то зачем и кре­стить их?

Х. Бог не гово­рил, что детей есть Цар­ство, но тако­вых как дети, то есть таких же незло­би­вых и чистых. Если при­знать пра­виль­ным ваше тол­ко­ва­ние, то выхо­дит, что кре­ще­ние не нужно никому. Ведь Хри­стос гово­рил взрос­лым, чтобы они под­ра­жали детям. А если они могут спа­стись без Кре­ще­ния, то тоже могут сде­лать и все другие. Но это же чушь! О необ­хо­ди­мо­сти Кре­ще­ния для спа­се­ния ясно гово­рил Гос­подь. Но надо ска­зать, что хри­сти­ан­скую прак­тику кре­ще­ния мла­ден­цев можно оправ­дать и другим спо­со­бом. Апо­стол Павел гово­рит, что в Христе мы «обре­заны обре­за­нием неру­ко­тво­рен­ным, совле­че­нием гре­хов­ного тела плоти, обре­за­нием Хри­сто­вым; быв погре­бены с Ним в кре­ще­нии» (Кол. 2:11–12). Если же Кре­ще­ние-это неру­ко­твор­ное обре­за­ние Хри­стово, то как мы можем устра­нять от него мла­ден­цев, тогда когда и в Ветхом Завете чело­век всту­пал в завет с Богом чрез обре­за­ние в вось­мой день своей жизни (Быт. 17:12). Почему во дни Авра­ама можно было войти в завет с Созда­те­лем в мла­ден­че­стве по вере его роди­те­лей, а после при­ше­ствия Спа­си­теля такая воз­мож­ность была поте­рянна?

П. Ну ведь ска­зано, что обре­за­ние было отме­нено и не имеет силы. Раз так, то и кре­ще­ние мла­ден­цев не нужно.

Х. Если сле­до­вать вашей логике, нам не нужно Кре­ще­ние и для взрос­лых. Ведь мы минуту назад цити­ро­вали слова апо­стола, что Кре­ще­ние – неру­ко­твор­ное обре­за­ние. Ваш аргу­мент построен на извест­ном постро­е­нии – в ого­роде бузина, сле­до­ва­тельно, в Киеве дядька. Так ска­жите, если всту­пить в союз с Богом в Новом Завете стало труд­нее чем в Ветхом, тогда, во-первых, зачем при­хо­дил Иисус, а во-вторых, где в Писа­нии такое без­жа­лост­ное реше­ние Бога нам пере­дано.

П. Нет вы ответьте, где в Писа­нии ска­зано, что надо Кре­стить детей?

Х. А вы ука­жите, где ска­зано, что надо кре­стить инва­ли­дов, ста­ри­ков и прочее. Если нет запрета, и спе­ци­ально не ска­зано, что нужно из всех наро­дов (Мф. 28:19) выде­лять и лишать бла­го­дати именно мла­ден­цев, то все эти ваши постро­е­ния – не более чем извра­ще­ние Откро­ве­ния по дово­дам вашего гре­хов­ного и пад­шего разума, кото­рый вы пыта­е­тесь сде­лать совет­ни­ком Богу. А ведь пророк гово­рит: «Кто ура­зу­мел Дух Гос­пода, и был совет­ни­ком у Него и учил Его?» (Ис. 40:13) Но нужно заме­тить, что вни­ма­тель­ный чита­тель увидит много прямых сви­де­тельств, что апо­столы кре­стили детей. Так апо­стол Павел кре­стил весь дом Лидии (Деян. 16:15), тем­нич­ного стража (Деян. 16:33), а в Коринфе – дом Криспа (Деян. 18:8). В первом посла­нии к тем же корин­фя­нам он гово­рил, что у веру­ю­щей жены дети были нечи­сты, а теперь святы (7,14), а освя­ще­ние, как гово­рится в том же посла­нии, полу­чает чело­век через Кре­ще­ние (6,11). Апо­стол Иоанн пишет детям, «потому что про­щены вам грехи ради имени Его «(1Ин. 2:12), а это про­ис­хо­дит только при Кре­ще­нии и сле­ду­ю­щей за ним Литур­гии, когда Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очи­щает нас от вся­кого греха (1Ин.1,7; ср.Деян. 22,16). «Я весьма обра­до­вался, – гово­рит святой Иоанн о кре­ще­ных детях, – что нашел из детей твоих, ходя­щих в истине, как мы полу­чили запо­ведь от Отца» (2Ин. 4). То есть пра­во­слав­ная прак­тика вве­де­ния мла­ден­цев в обще­ние с Исти­ной (т.е. Хри­стом) посред­ством Кре­ще­ния (ведь, все во Христа Иисуса кре­стив­ши­еся во Христа облек­лись (Гал. 3:27)) есть прямая запо­ведь Отца. Так как же вы, про­те­станты, дер­за­ете отго­нять от этого таин­ства тех, кого при­звал Сам Отец. Ведь если Он почел детей достой­ными этой бла­го­дати, то оче­видно и мы должны сле­до­вать Его воле. Но напо­сле­док я должен заме­тить, что Писа­ние прямо гово­рит, что дети достойны кре­ще­ния. В день Пяти­де­сят­ницы апо­стол Петр ясно гово­рит: «Покай­тесь (заме­тим, что не доба­вил «все», ибо дети не могут пока­яться), и да кре­стится КАЖДЫЙ (т.е. без исклю­че­ния) из вас во имя Иисуса Христа для про­ще­ния грехов; и полу­чите дар Свя­того Духа. Ибо вам при­над­ле­жит обе­то­ва­ние И ДЕТЯМ ВАШИМ (яснее нельзя засви­де­тель­ство­вать пра­во­слав­ное учение) и всем даль­ним, кого не при­зо­вет Гос­подь Бог наш» (Деян. 2:38–39). Итак, Бог, несо­мненно, пове­ле­вает кре­стить мла­ден­цев, по вере их вос­при­ем­ни­ков с тем, чтобы, выросши, они под дей­ствием охра­ня­ю­щей их бла­го­дати и сами усво­или то, что дано им по чистому мило­сер­дию Созда­теля. К вам же я обра­ща­юсь с сло­вами апо­стола Петра: «спа­сай­тесь от рода сего раз­вра­щен­ного» (Деян. 2:40) иначе Бог осудит вас в День Суда. Ведь про­тив­ле­ние слову Гос­пода и отпа­де­ние от Его Церкви, в кото­ром вы сейчас нахо­ди­тесь есть грех ереси, о кото­ром апо­стол Павел засви­де­тель­ство­вал, что тво­ря­щий его Цар­ства Божия не насле­дуют (Гал. 5:20–21).

Сово­прос­ники не смогли ничего отве­тить хри­сти­а­нину и, подобно иудеям, «ушли, много споря между собою» (Деян. 28:29). А наш герой напра­вил свои стопы в арбат­ские пере­улки, где уже раз­да­вался звон коло­ко­лов храма апо­стола Филиппа, чтобы воз­не­сти за вечер­ней бла­го­да­ре­ние Гос­поду, мужу брани (Исх. 15:3): «Дес­ница Твоя, Гос­поди, про­сла­ви­лась силою; дес­ница Твоя, Гос­поди, сра­зила врага. Вели­чием славы Твоей Ты низ­ло­жил вос­став­ших против Тебя… Введи его и насади его на горе досто­я­ния Твоего». (Исх. 15:6–7,17).

Глава из книги: «Про­гулка про­те­станта по пра­во­слав­ному храму»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки