О самоубийстве и молитве за некрещеных

свя­щен­ник Вален­тин Уляхин

Эта исто­рия про­изо­шла в XIII веке, когда в 1235 году Батый напал на Русь и, захва­тив Киев, пошел на Рязань. Неда­леко от Рязани нахо­ди­лась вот­чина князя Юрия – Крас­ное село, в нем был острог и терем, в кото­ром жила семья князя: кра­са­вица супруга Евпрак­сия и мало­лет­ний сынок Иоанн, кото­рому не было еще и годика. Батый, подойдя к Крас­ному селу, оста­но­вился в дере­вушке, кото­рая до сих пор суще­ствует в Под­мос­ко­вье и назы­ва­ется Про­ню­х­лово. И в этой дере­вушке он узнал (про­ню­хал), что жена Рязан­ского князя заклю­чи­лась в остроге, в тереме с неболь­шим отря­дом воинов.

Батый, будучи сла­сто­люб­цем, пре­да­вав­шимся стра­сти блуда, решил взять в налож­ницы жену рязан­ского князя и отря­дил воинов, кото­рые подо­шли к селу, про­били врата, ворва­лись на тер­ри­то­рию острога и стали выби­вать дверь терема. Евпрак­сия, увидев, что поло­же­ние без­на­дежно, с минуты на минуту татары ворвутся в терем, кото­рый кстати был очень высо­кий, и, зная, что замыш­ляют татары против нее, взле­тела по лест­нице терема на крышу. Татары устре­ми­лись за ней. Когда на крыше терема она уви­дела, как татары уже тянут руку, чтобы схва­тить ее, Евпрак­сия бро­си­лась с крыши терема вниз и раз­би­лась. По-древне­сла­вян­ски раз­биться – зара­зиться, от этого Крас­ное село стало назы­ваться в послед­ствии Заразск, а с тече­нием вре­мени назва­ние моди­фи­ци­ру­ется в Зарайск. И вот до рево­лю­ции в Зарай­ске нахо­ди­лись почи­та­е­мые мощи Евпрак­сии, ее мало­лет­него сына и ее мужа.

Князь Юрий на пред­ло­же­ние Батыя отдать ему доб­ро­вольно жену отве­тил: «Сна­чала победи нас, а потом бери наших жен». С малым отря­дом он высту­пил против Батыя и конечно был разбит. Изра­нен­ный он попал в плен к тата­рам, и Батый при­ка­зал с живого содрать с него кожу. Жена же его Евпрак­сия пред­по­чла само­убий­ство налож­ни­че­ству, при этом убила она не только себя, но и мла­денца. Но несмотря на то, что это было само­убий­ство с точки зрения фор­маль­ной, народ принял Евпрак­сию, Иоанна и Юрия в собор мест­но­чти­мых святых. В Зарай­ском кремле есть храм, в кото­ром перед алта­рем поме­ща­лись останки этой семьи, кото­рые почи­та­лись как святые, несмотря на то, что Евпрак­сия покон­чила жизнь само­убий­ством. Это гово­рит о том, что рус­ский народ всегда входил в серд­це­вину того поступка, кото­рый совер­шали выда­ю­щи­еся люди. Народ увидел в этом поступке не просто смерть в резуль­тате само­убий­ства, а спа­се­ние души от греха нару­ше­ния супру­же­ской вер­но­сти и раб­ства для дитя, кото­рое попало бы в плен к тата­рам. Сво­бода во Христе была ей дороже, чем раб­ство в татар­ском плену.

Само­убий­ство надо реши­тельно отли­чать от само­по­жерт­во­ва­ния!

В России мы знаем много слу­чаев, когда сол­даты шли на смерть для спа­се­ния жизней своих друзей. Это под­твер­ждает исто­рия всех войн. Прак­ти­че­ски все войны, кото­рые вела Россия, в своих лето­пи­сях имеют повест­во­ва­ния и сви­де­тель­ства само­по­жерт­во­ва­ния ради спа­се­ния оте­че­ства и своих друзей. Не только когда воины постав­ляли свою грудь, что бы спасти офи­цера, в кото­рого целился непри­я­тель. Подвиг Мат­ро­сова в Вели­кую Оте­че­ствен­ную войну не был еди­нич­ным, есть много слу­чаев, когда сол­даты бро­са­лись на амбра­зуру непри­я­тель­ского пуле­мета или с гра­на­той в руках взры­вали танки, жерт­вуя своей жизнью. Или направ­ляли свои само­леты в колонны вра­же­ских войск, когда знали что из-за повре­жде­ния само­лета им не вер­нуться с зада­ния. И даже когда можно было спа­стись, выпрыг­нув с пара­шю­том, шли на этот шаг, если видели, что того тре­буют обсто­я­тель­ства битвы с врагом.

Тра­ге­дия непо­силь­ного подвига

Недавно был такой случай: мне позво­нила раба Божия Свет­лана, и ска­зала, что хочет покон­чить с собой. Она рас­ска­зала о своей жизни. Она была глу­боко веру­ю­щей и при­няла на себя непо­силь­ные подвиги: пости­лась по 40 дней и больше, изну­ряла себя молит­вен­ными подви­гами. Но мы живем в XXI веке, а не в те века, когда такие подвиги про­слав­ля­лись в мона­сты­рях Египта и других стра­нах востока. Да Симеон Столп­ник, Анто­ний Вели­кий, Мака­рий Вели­кий пости­лись и дости­гали жизни рав­но­ан­гель­ной, но у нас другие усло­вия, другое вос­пи­та­ние, другие обсто­я­тель­ства нашей жизни.

Свет­лана решила быть подвиж­ни­цей и повре­дила свое здо­ро­вье, причем так, что все тело горело у нее бук­вально огнем, все суставы, все кле­точки и косточки изны­вали от тяже­сти этой болезни. Она не смогла поне­сти остроту постиг­шей ее болезни и стала искать смерти. Она позво­нила мне и спро­сила «Как вы отне­се­тесь к само­убий­ству?». Конечно, я отве­тил, как напи­сано в учеб­ни­ках, кате­хи­зи­сах и законе Божием, что жизнь это дар Божий и один Гос­подь вправе рас­по­ря­жаться нашей жизнью. Что мы не вправе нашу волю про­ти­во­по­став­лять воле Творца и обя­заны до конца сохра­нять этот дар, как бы тяжко нам ни было, потому что это дар Божий и мы, как чада Божии, должны вве­рить эту жизнь со всеми иску­ше­ни­ями в руки Творца. И вот эта Свет­лана ска­зала, что хочет найти врачей, кото­рые согла­сятся пойти на эвта­на­зию.

Я ее вся­че­ски отго­ва­ри­вал и убеж­дал, что эти врачи ста­но­вятся соучаст­ни­ком убий­ства. Но раз­го­вор этот кон­чился ничем, она не вняла, все время заяв­ляя о своих тяжких болях. Я пред­ла­гал обра­титься к зна­ко­мым врачам, но она гово­рила, что ей ничто не помо­гает, и что ко всем уже врачам обра­ща­лась и лежала во многих боль­ни­цах. На пред­ло­же­ние испо­ве­даться и при­ча­ститься она отве­чала, что испо­ве­ду­ется, при­ча­ща­ется и имеет своего духов­ника. На этом наш раз­го­вор закон­чился. Через неко­то­рое время мы свя­за­лись с род­ствен­ни­ками Свет­ланы и узнали, что она совер­шила суицид, но без помощи наем­ных врачей-убийц, а сама выпила огром­ное коли­че­ство лекарств.

Таин­ство смерти

Цер­ковь против суи­цида и даже мыслей о суи­циде, но чело­век может очу­титься в таких ситу­а­циях, когда Сам Гос­подь посе­щает его в этот момент. Суще­ствуют такие моменты жизни, о кото­рых мы и гово­рить не можем, потому что они таин­ственны, когда Сам Гос­подь ведет чело­века как жертву для дости­же­ния цели спа­се­ния. Доб­ро­вольно Гос­подь идет на смерть, доб­ро­вольно пре­дает себя в руки пала­чей, и доб­ро­вольно уми­рает, хотя мог бы спасти себя как все­мо­гу­щий Бог. Но Он доб­ро­вольно идет на крест. Поэтому Сам Гос­подь ведет чело­века в той ситу­а­ции, когда тре­бу­ется жертва его жизни. Поэтому что бы мы ни гово­рили, это будет схо­ла­сти­че­ская схема, а жизнь настолько мно­го­гранна и про­ти­во­ре­чива, что мы можем только при­об­щиться, при­от­крыть какую то часть, но ни в коем случае не войти и не углу­биться в эту жизнь, поэтому это таин­ство.

Общее поло­же­ние – само­убий­ство запре­щено, само­убий­ство кате­го­ри­че­ски осуж­да­ется и даже не отпе­ва­ется в церкви. А то, что про­сти­ра­ется дальше с учетом жизни и смерти души, жизни и смерти това­ри­щей, жизни и смерти всего мира, все это в руце Божией, и это тайна. И мы должны просто скло­нить свои головы перед теми, кто жерт­во­вал своей жизнью ради спа­се­ния мира и своих това­ри­щей.

В Свято-Тро­иц­ком храме на улице Пят­ниц­кой в Москве есть икона муче­ника Уара, где каждую суб­боту молятся об облег­че­нии участи умер­ших некре­ще­ных, при­ез­жают люди изда­лека, с окраин необъ­ят­ной России, потому что это един­ствен­ный храм в Москве, где совер­ша­ется по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха моле­бен муче­нику Уару. Суще­ствует канон муче­нику Уару, суще­ствуют молитвы, кото­рые имеют свою исто­рию. Есть люди, кото­рые сомне­ва­ются в воз­мож­но­сти молиться о некре­ще­ных. Более того, иногда можно встре­тить в прессе мнение, что нельзя ни в коем случае молиться за некре­ще­ных. С фор­маль­ной точки зрения мы не можем и не должны молиться за некре­ще­ных, нельзя ни отпе­вать, ни поми­нать на пани­хи­дах, ни в коем случае не поми­нать на про­ско­ми­дии. Но вот уди­ви­тельно, в Свя­щен­ном Пре­да­нии житие муче­ника Уара дает, тем не менее, такую воз­мож­ность, молиться Уару о некре­ще­ных.

Мощи Уара были обре­тены некоей гос­по­жой Клео­патрой, кото­рая постро­ила храм над его мощами и моли­лась о своем некре­ще­ном погиб­шем сыне и Сам Гос­подь пришел к ней вместе с Уаром, таким обра­зом на мисти­че­ском уровне было удо­сто­ве­рено, что ее молитва дошла до Гос­пода, и Гос­подь облег­чил участь ее некре­ще­ного сына.

В начале XVII века в соборе архан­гела Миха­ила в Кремле строят придел и посвя­щают его муче­нику Уару. Тому есть две при­чины. В Смут­ное время уми­рали некре­ще­ными мно­же­ство детей. Шляхта, поляки, шведы, литовцы, окку­панты несли на Русь не только раз­ру­ше­ние храмов и мона­сты­рей, но и голод, холод, эпи­де­мии, и в этих бедах поги­бало мно­же­ство детей, кото­рые не при­няли кре­ще­ния в силу обсто­я­тельств, и в том числе из-за раз­ру­ше­ния поля­ками храмов и мона­сты­рей.

Свя­тей­ший Пат­ри­арх Гер­мо­ген бла­го­сло­вил поми­но­ве­ние, бла­го­сло­вил молитву муче­нику Уару об облег­че­нии участи некре­ще­ных детей. Именно с того вре­мени берет начало канон муче­нику Уару. Неко­то­рые гово­рят, что канон появился недавно и даже назы­вают автора, но это конечно фан­та­зии, потому что канон этот древ­ний, он пере­ве­ден с гре­че­ского и при­сут­ствует в бого­слу­жеб­ных книгах помест­ных восточ­ных церк­вей. И вот в этом каноне собраны все жем­чу­жины Свя­щен­ного Пре­да­ния, кото­рые дают нам воз­мож­ность молиться об участи некре­ще­ных. Свя­тей­ший пат­ри­арх Гер­мо­ген бла­го­сло­вил созда­ние пре­дела муче­нику Уару еще и по такой при­чине. Царе­вич Дмит­рий послед­ний сын Ивана Гроз­ного, кото­рый погиб в конце 16 века имел два имени. Дмит­рий – это имя кре­стиль­ное, а было еще имя родиль­ное, каждый чело­век имел тогда два имени. Второе имя царе­вича Дмит­рия было Уар. И вот когда его почи­та­ние рас­про­стра­ни­лось среди моск­ви­чей, то был соору­жен придел, посвя­щен­ный муче­нику Уару, и обра­ще­ние к Уару стало вхо­дить в обиход веру­ю­щих на Руси.

В молебне муче­нику Уару мы встре­чаем упо­ми­на­ние о Мака­рии – подвиж­нике 5‑ого века, нахо­дим упо­ми­на­ние об Иоанне Зла­то­усте, о Васи­лии Вели­ком и других святых, кото­рые в своих писа­ниях допус­кали такую воз­мож­ность. В житии пре­по­доб­ного Мака­рия Вели­кого (Еги­пет­ского) мы встре­чаем опи­са­ние случая, когда одна­жды в пустыне он увидел череп язы­че­ского жреца и спро­сил о его загроб­ной судьбе. Жрец, конечно, с сожа­ле­нием гово­рил о том, что ему при­хо­диться пре­тер­пе­вать, но он так же сказал Мака­рию, что есть кре­щен­ные души, кото­рым еще хуже чем нам языч­ни­кам и некре­ще­ным. Так что пути спа­се­ния неис­по­ве­димы.

Часто при­хо­дят в Тро­иц­кий храм молиться о некре­ще­ных, и молятся со сле­зами. Иногда спра­ши­ва­ешь «Вы с такой рев­но­стью моли­тесь, есть ли у Вас какое-то уте­ше­ние после этой молитвы?». И многие мне рас­ска­зы­ва­ются, что в тонком легком сне при­хо­дят души некре­ще­ных, обща­ются со своими род­ствен­ни­ками, просят их помо­литься и гово­рят, что молитва услы­шана Богом, что им ста­но­вится легче. И именно об этом канон муче­нику Уару, в том, что есть воз­мож­ность облег­чить участь некре­ще­ных и это под­твер­жда­ется прак­ти­кой. Бывали случаи, что не знали – кре­ще­ный чело­век или нет, и тогда душа при­хо­дила и сооб­щала о том, что кре­ще­ние было и можно по уставу отпеть. Это каса­лось в част­но­сти многих воинов, кото­рые погибли, и о кото­рых думали, что они некре­ще­ные. Но они были кре­щены до войны мона­хами, кото­рые втайне жили в те годы в Совет­ской России. И когда допы­ты­ва­лись у даль­них-даль­них род­ствен­ни­ков, то дей­стви­тельно ока­зы­ва­лось, что чело­век был крещен. Такие случаи тоже бывают и неод­но­кратно.

Когда соби­ра­ются люди раз­ного сосло­вия, раз­ного звания, то они все как бы равны в одном – в своей любви к тем, кто дал им жизнь. И обра­ща­ясь ко Христу, при­ни­мая таин­ство Церкви, гото­вясь к этому таин­ству, а неко­то­рые впер­вые пере­сту­пают порог храма, чтобы помо­литься о своих некре­ще­ных род­ствен­ни­ках, они может быть и нико­гда бы не пришли, если бы Гос­подь через своего муче­ника Уара не при­звал бы их. И вот они про­хо­дят в храм и в молитве Уару откры­вают свою душу, познают любовь Божию, им ста­но­вится легче. И они уже дальше совер­шают свой мно­го­труд­ный путь к Богу, они воцер­ков­ля­ются. И вот приход Тро­иц­кого храма на улице Пят­ниц­кой состоит из тех людей, кото­рые начи­нали свое воцер­ко­в­ле­ние молит­вой муче­нику Уару о некре­щен­ных. Это под­твер­ждает, что Сам Гос­подь бла­го­слов­ляет. Дей­стви­тельно, кано­ни­че­ски мы не можем молиться, но Свя­щен­ное пре­да­ние это поз­во­лило. А Свя­щен­ное Пре­да­ние имеет не мень­шее, а даже боль­шее зна­че­ние, чем Свя­щен­ное Писа­ние. Пра­во­слав­ные при­ни­мают Свя­щен­ное Пре­да­ние как источ­ник Свя­щен­ного Писа­ния. И прак­тика молеб­нов муче­нику Уару под­твер­ждает, что эта молитва спа­си­тельна, спа­си­тельна, прежде всего, для живых и тех, кто пере­сту­пает порог храма. А ведет их любовь, любовь к своим род­ствен­ни­кам. А ведь Бог есть любовь, значит, ведет их Бог, значит сам Гос­подь бла­го­слов­ляет.

Говоря о некре­ще­ных мы не можем упо­мя­нуть одно­вре­менно и о кре­ще­ных потому что сопо­став­ляя жизнь кре­щен­ных и некре­ще­ных мы можем найти те места нашей жизни, кото­рые нам нужно исправ­лять. Те люди, кото­рые при­хо­дят часто рас­ска­зы­вают о своих пред­ках, роди­те­лях и детях, кото­рые погибли или умерли некре­ще­ными, но кото­рые были очень достой­ными людьми, кото­рые совер­шали добро в своей жизни не по фор­маль­ной необ­хо­ди­мо­сти, а по рас­по­ло­же­нию сердца. Всю жизнь тру­ди­лись и само­по­жерт­венно слу­жили своим ближ­ним и уми­рали ради их жизни и спа­се­ния и таким обра­зом испол­няли закон Хри­стов: воз­люби ближ­него своего; положи душу свою за други своя.

И мы знаем из Свя­щен­ного Писа­ния, что Гос­подь при­ни­мал тех, кто был очень далек от веры народа изра­иль­ского: рим­ских воинов, леги­о­не­ров, кото­рые испо­ве­до­вали культ импе­ра­тора, мно­го­бо­жие и покло­ня­лись импе­ра­тору как Богу. И Гос­подь не отвер­гал и при­ни­мал. Яркий пример это сотник, кото­рый, просив изле­чить своего сына, посчи­тал себя недо­стой­ным при­нять Христа в своем доме и просил изле­чить его словом. И Гос­подь гово­рит, что и в Изра­иле не видел такой веры, какая была у этого языч­ника. Гос­подь уди­вился. Един­ствен­ный раз в Еван­ге­лии гово­рится, что Гос­подь уди­вился, и это именно когда повест­ву­ется о вере языч­ника, рим­ского сот­ника, цен­ту­ри­она.

Так же поучи­те­лен опыт хана­не­янки, тоже языч­ницы, кото­рая при­хо­дит к Гос­поду, умоляя изле­чить свою бес­но­ва­тую дочь. Гос­подь долго не слышит ее, потому что она языч­ница, но она умо­ляет его, кричит ему, кричит уче­ни­кам, она стучит в двери сердца, она неот­ступна от Гос­пода, и нако­нец сами апо­столы гово­рят, ну вот сделай что-нибудь, потому что она надо­ела нам, все время при­стает к нам с одной и той же прось­бой об исце­ле­нии своей дочки.

Гос­подь обра­ща­ется к ней и гово­рит страш­ные слова – нельзя пищу, кото­рая пред­на­зна­чена чадам Божиим, отда­вать псам, т.е. языч­ни­кам. Нельзя молиться о некре­ще­ных, мы так бы ска­зали. А вот языч­ница гово­рит, что и псы едят крохи с тра­пезы господ своих. То есть и собачки поль­зу­ются мило­стью Божией. И так Гос­подь был удив­лен, что сказал – Дерзай дщерь, вера твоя спасла тебя, иди с миром. И в тот час исце­ли­лась дочь этой языч­ницы. И вот неот­ступ­ность молитвы, по Его же словам: ищите и обря­щете, сту­чите и отвер­зется вам, посто­ян­ное пре­бы­ва­ние с Гос­по­дом, посто­ян­ная неот­ступ­ная борьба, когда Гос­подь вроде бы не слышит нас, когда небеса молчат и не отве­чают на нашу мольбу, – не остав­лять своей надежды. И когда Гос­подь гово­рит – ты недо­стоин, и вот когда чело­век, тем не менее, не сму­ща­ется и не отча­и­ва­ется и гово­рит – Гос­поди, ведь и псы едят крохи, кото­рые падают с твоего стола, тогда Гос­подь дей­стви­тельно удив­ля­ется нашей вере и тер­пе­нию и дарует про­си­мое. И невоз­мож­ное чело­веку ста­но­вится воз­мож­ным Богу. И вот по этой при­чине в Тро­иц­ком храме на улице Пят­ниц­кой молятся за некре­ще­ных, кото­рых кано­ни­че­ски в бого­слу­же­нии мы не можем поми­нать.

***

Свя­щен­ник Вален­тин Уляхин, доктор эко­но­ми­че­ских наук, вот уже много лет служит в храме Святой Троицы на Пят­ниц­кой. Этот храм при­ме­ча­те­лен еще и тем, что каждую неделю здесь слу­жится моле­бен св. мч. Уару – воз­но­сятся молитвы ко Гос­поду о самых доро­гих, умер­ших некре­ще­ными. Трудно пред­ста­вить, как тяжел груз люд­ского горя, ложа­щийся на плечи свя­щен­ника. Но для каж­дого есть у о.Валентина лас­ко­вое, обод­ря­ю­щее слово.

запи­сала Ната­лья Смир­нова

Прав­мир

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки