свящ. Николай Дубинин

Опасность с Библией в руках. О секте «Свидетелей Иеговы»

Источник

Содержание

Введение

Предисловие для книги священника Николая Дубинина: Опасность с Библией в руках: о секте «Свидетелей Иеговы» /Дубинин Николай. – Старый Оскол. Издание кафедрального собора Александра Невского, 2008.

Чтобы не попасть в капкан секты Попробуем понять обычного «Свидетеля Иеговы» О чем говорится в Священном Писании? Раздел 1. Общие понятия о секте и ее история Глава 1. Название секты Глава 2. Краткая история «Свидетелей Иеговы» Глава 3. Организация Иеговы – взгляд со стороны Глава 4. Основатель Чарльз Тейз Рассел 4.1. Моральный облик 4.2. Чарльз Рассел: «Я – вольный каменщик» Глава 5. Масонские корни секты «Свидетелей Иеговы» 5.1. «Великий Архитектор» в Сторожевой Башне Глава 6. Фашисты и «Свидетели Иеговы» Глава 7. Несбывшиеся пророчества Организации 7.2. Бывший «Свидетель Иеговы» о пророчествах 7.3. Поколение 1914 года Вывод Глава 8. Блуд Общества Сторожевой Башни с Багряным Зверем Откровения Глава 9. Трудные вопросы для «Свидетелей Иеговы» 9.1. Где Вы были? 9.2. Кто такие «помазанные»? 9.3. Еще одно противоречие 9.4. Класс Благоразумного раба 9.5. Отступники и отступническая литература 9.6. О ярлыках 9.7. Пристрастный Иегова? 9.8. За что Бог будет судить грешников? 9.9. Исполняют ли «Свидетели Иеговы» слово Иисуса Христа? 9.10. Обитала ли в Адаме «вся полнота Божества»? 9.12. Как объяснить произвол? Раздел 2. Учения «Свидетелей Иеговы» Глава 1. О Троице Глава 2. О Личности Святого Духа Глава 3. О Божестве Христа 3.1. Равенство Отцу 3.2. «Отец Мой более Меня» 3.3. «Незнание» Христа 3.4. «Никто не благ, как только Бог» 3.5. Рожден или сотворен Сын Божий? 3.6. Христос называет Себя Богом 3.7. Артикль 3.8. Кем считали Христа Его апостолы 3.9. Кому молились апостолы? 3.10. Эмфатическое «ego» (Я) Иисуса Христа 3.11. Другие свидетельства Писания 3.12. Сравнительная таблица пророчество Христе и Боге: 3.13. Опыт обращения к Истине Глава 4. Второе Пришествие Христа Глава 5. Воскресение Христа во плоти Глава 6. «Свидетели Иеговы»: Иисус – это Михаил! Глава 7. Понятие имени Бога 7.1. Библейские имена-титулы Бога: 7.2. Как спекулируют именем Божиим 7.3. Классический комментарий Торы об имени Бога 7.4. Что об этом говорит Новый Завет? Вывод Глава 8. О понимании Писания. Почему важно Предание 8.1. Что такое Священное Преданней зачем оно нужно? Глава 9. О душе человека Глава 10. О Кресте Христовом 10.1. О распятии 10.2. Археологические свидетельства о крестной казни Глава 11. О Преломлении Хлеба (Причастии) у «Свидетелей Иеговы Глава 12. «Свидетели Иеговы» о Деве Марии Глава 13. Об армии Глава 14. Икона Глава 15. О святых Глава 16. Молитва об умерших Глава 17. Крещение детей Глава 18. Об отношении к правителям и государству Глава 19. День рождения – праздник или нет? Глава 20. Несколько слов о православном Богослужении Глава 21. Не называйте никого отцами Глава 22. Как формируются учения секты Глава 23. Переводы Писания Свидетелями Иеговы 23.1. Казнить нельзя, помиловать! 23.3. В чем состоит Евангелие «Свидетелей Иеговы»? 23.4. В чем состоит Евангелие, согласно Писанию? 23.5. Другое Евангелие? Глава 24. О проповеди «Свидетелей Иеговы» Глава 25. Чьего Царствования так ждут «Свидетели Иеговы»? Глава 26. «Если правы «Свидетели Иеговы» Глава 27. Что общего у «Свидетелей Иеговы» и ... сатаны? Раздел 3. Секта и общество Глава 1. Дети «Свидетелей Иеговы» 1.1. Школа и воспитательный процесс 1. 2. Вовлечение детей в секту Глава 2. Судебные дела со «свидетелями» Глава 3. Запретна переливание крови 3.1. Решение Московского суда по «делам крови» Глава 4. Манипуляция сознанием в секте «Свидетелей Иеговы» 4.1. «Внушение как метод психологического воздействия в изданиях общества Сторожевой Башни» «Школа теократического служения» «Чему на самом деле учит Библия?» 4.2. Вербальные средства манипуляции Название тем и подача информации Подтасовка цитат и перевирание смысла 4.3. Невербальные способы манипуляции сознанием 4.4. Несколько примеров манипулятивных приемов Анонимный авторитет «Держи вора» Эффект ореола Эффект присутствия Классификаторы Комментарии Констатация факта Ложная аналогия Обход с фланга Глава 5. Двойные стандарты в учении секты Глава 6. Проамериканская секта? 6.1 Два документа, пришедших из Америки Глава 7. Контроль мышления в секте Глава 8. Христиане в глазах «Свидетелей Иеговы» Глава 9. Финансы «Свидетелей Иеговы» Заключение Приложение 1. В жертву учению Мемориал жертвам «Свидетелей Иеговы» Результаты деятельности секты в России Приложение 2. «Свидетелю Иеговы» для размышления Приложение 3. «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» «Информативность» Сторожевой Башни Приложение 4. Материал для листовок об истории и учении организации «Свидетели Иеговы» Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3  

 

пособие в помощь православным в беседе с сектантами

По благословлению высокопреосвященнейшего ИОАННА, архиепископа Белгородского и Старооскольского

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас»

(Матфея 23,15)

«Итак, прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, питайтесь одной христианской пищею, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Незнающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть».

Игнатий Антиохийский, Послание к Траллийцам,

глава VI. 104 г.н.э.

Введение

Дорогой читатель! В твоих руках не просто книга. Скорее, это результат реакции общественности на деятельность секты «Свидетели Иеговы» в нашей стране. В ее состав вошли как собственные статьи автора, которые в течение 2007 года публиковались в еженедельнике «Православное Осколье», так и самые различные материалы из интернет-ресурсов, включая сайты бывших «Свидетелей Иеговы», а также материалы из работ и очерков различных людей, которые попытались беспристрастно изучить историю и учение организации «Свидетели Иеговы». Мы надеемся, что эта книга поможет внести ясность и узнать правду об учении указанной религиозной организации. Ведь сегодня сложно найти человека, который бы еще не встретил на своем пути (или лестничной площадке) улыбающихся «голливудской улыбкой» проповедников и не услышал бы предложения бесплатно изучать Библию или узнавать о Боге. Получается, что в России – стране с тысячелетней христианской историей – нам уже объясняют и учат, как и в кого правильно верить. И объясняет это скандально известная во всем мире американская секта!

Конечно, закономерным будет вопрос, какие цели преследует автор при написании этой книги? В первую очередь, целью является защита наших соотечественников и их близких от вероятности попадания в секту. В беседах с родственниками сектантов самыми часто повторяющимися фразами бывают: «мы никогда не думали и не предполагали, что он (она) станет сектантом!», или: «муж стал таким замкнутым и необщительным; все наши интересы перестали волновать и заботить его. Все наше общение неизменно сводится к религиозным темам или беседам про жизнь «Свидетелей Иеговы». Его как подменили». А после следует горький плач. Еще одна семья на грани разрухи...

Более всего обидно от того, что опасность приходит с той стороны, где ее никто не ждет; и неизвестно, кто из наших близких может оказаться завтра в рядах тоталитарной секты. Отцы, матери и дети, дедушки и бабушки сегодня угрожающе часто заявляют своим домашним, что они отныне – «Свидетели Иеговы».

Но в чем опасность – спросит читатель? Например, даже в том, что уверовавшая мать вполне может завещать свою квартиру этой организации, оставив без жилья своих «не уверовавших» детей. Подобные случаи были, и не только с квартирами. Или другой пример, куда более страшный: при необходимости сделать операцию переливания крови (запрещенной их учением) ваш уверовавший близкий скорее предпочтет умереть, чем сотворит этот страшный, по мнению сектантов, грех (о котором в Библии фактически нет ни слова). А ведь в России зафиксировано уже более 1000 смертей отказавшихся от переливания крови по причине запрета этой операции учением «Свидетелей Иеговы». И были случаи детских смертей, как, например, в Санкт-Петербурге, где родители двухлетней малышки отказались в больнице от необходимой операции переливания крови по религиозным мотивам, вследствие чего их дочурка умерла...

Есть и другие опасности, более неприметные и завуалированные. Например, опасностью можно считать то, что в случае войны надеяться на «Свидетеля Иеговы» как на защитника Отечества не придется: даже служение в армии они резко отрицают, не говоря уже о ратном подвиге солдата. Кстати, в России, по одним данным, на конец 2007 года «Свидетелей Иеговы» около 500000, из которых определенный процент юношей принципиально не будет защищать свое Отечество. Вдумайтесь: если учение секты настроено против государственных норм (армия, выборы, почитание флага и прочие), то такое учение просто дестабилизирует и разрушает государство! И это уже опасность в государственном масштабе, подрывающая основы патриотизма и любовь к своему Отечеству. Потому-то секта и запрещена в ряде стран мира и называется деструктивной, то есть разрушительной...

Тем не менее самая большая опасность таится, собственно, в учении секты. Например, она учит, что Иисус Христос – не истинный Бог, а что это архангел Михаил (!). Или что после смерти умирает и душа человека. Самое поразительное, что секта пытается использовать Библию в качестве доказательства этих взглядов, причем они используют такую подборку цитат, что у слушателя создается иллюзия правдоподобности их слов! Их не смущают слова Христа, однажды рассказавшего про загробную участь праведника Лазаря и вовсе не отрицавшего жизнь души после смерти. Получается, они могут войти в противоречие даже со Христом, одновременно уверяя всех в истинности своих взглядов. Неубедительными для них стали восклицание апостола Фомы к Христу: «[Ты] Господь мой и Бог мой!» и слова фарисеев к Нему же: «Ты, будучи человеком, делаешь Себя равным Богу», что безусловно доказывает Божество Христа. Это лишь малое количество наиболее ярких примеров противоречия учения «Свидетелей Иеговы» Библии. Их, поверьте, гораздо больше.

Такие очевидные заблуждения опасны тем, что верящие в них отлучают себя от той истинной Церкви, которая основана Христом 2000 лет назад. Ведь наша Православная Церковь ведет свою историю от Него и апостолов, чего не может о себе сказать организация «Свидетели Иеговы», основанная в 1880-х годах на территории США, где даже не было ни одного апостола. Именно о последней опасности, исходящей при встрече со свидетелем Иеговы, – о духовной – хотелось бы поговорить подробнее.

Сразу оговоримся, что мы не ставим целью оскорбить или унизить чувства людей, так или иначе принадлежащих к организации «Свидетели Иеговы»; наши рассуждения о предмете учения и истории этой секты носят субъективный характер. Мы надеемся лишь разобрать их УЧЕНИЕ и ИСТОРИЮ в контексте Священного Писания и исторического пути христианской Церкви.

С уважением, священник Николай Дубинин.

Предисловие для книги священника Николая Дубинина: Опасность с Библией в руках: о секте «Свидетелей Иеговы» /Дубинин Николай. – Старый Оскол. Издание кафедрального собора Александра Невского, 2008.

Известно, что помимо традиционных созидательных религий в России действуют сотни таких религиозных объединений, которые выдумали собственные сомнительные варианты вероучений и духовных практик. Они имеют неодинаковые, но часто опасные, взгляды на право, государственность, власть, нравственность, ценность и статус человека. Приход к власти сторонников таких религиозных взглядов чреват конкретными последствиями (зачастую весьма неожиданными) для социальной жизни. Ведь правосознание, нравственность, да и вся культура в значительной степени зависят от того, какие вероучения влияют на общество и его институты, на отдельные личности. Поэтому, помимо абстрактных соображений о «свободе совести», необходимо оценивать религиозные объединения по их подлинному отношению к социальным и духовным ценностям.

Среди самочинных религиозных объединений, к каковым относится и так называемая организация «Свидетели Иеговы», встречаются весьма деструктивные культы (секты). Кстати, по поводу термина «секта» в обществе идут споры. Можно определять понятие «секта», используя разные научные направления: психологические, политологические, социологические, правовые, философские, культурологические, аксиологические, теологические и иные. В духовно-религиозном понимании к секте относится любое вероучительное объединение, отсекающее себя от полноты общения с первоначально выбранным объектом поклонения (например, в случае монотеистических религий, – с Богом), создавшее, развивающее и культивирующее свое самовольное толкование этих отношений, в том числе самовольное понимание священных книг и священной практики. Под деструктивным культом (сектой) обычно понимается разновидность религиозного культа, разрушительная по отношению к естественному гармоническому состоянию личности: духовному, психическому и физическому (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность).

Неизбежным следствием указанного разрушительного подхода становится искажение бытия секты и ее адептов в мире, захват этим искажением всех ее сторонников, проявление различных форм внешней и внутренней деструктивности, в том числе и явного экстремизма. А это означает, что на первое место выходит духовная безопасность личности, семьи, общества и государства. Поэтому во многих международных и российских правовых документах раскрывается значимость духовной безопасности. Например, ряд международных организаций уделяет большое внимание проблеме сект, что видно из приводимых далее официальных документов. Обращаем внимание читателя на систематическое использование в этих документах термина «секта».

В Европейских законах указанные темы можно найти в Резолюции Европейского парламента («Berliner Dialog», 1996, №3) и в официальном пресс-релизе Совета Европы от 22 июня 1999г. Что касается Российских законодательных документов то обращаем внимание на следующие:

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации пишется о необходимости нейтрализации «религиозного экстремизма», о снижении «духовно-нравственного потенциала общества», об «экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию». В ней указано, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения ... противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Военная доктрина Российской Федерации обращает внимание на религиозный экстремизм, на противоправную деятельность религиозных движений, организаций, структур, направленную на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации в разделе «В сфере духовной жизни» указывается на наиболее опасные угрозы информационной безопасности в этой сфере, в частности: на возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект. В качестве основных направлений обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни указываются, в частности:

– выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу;

– формирование правовых и организационных механизмов обеспечения конституционных прав и свобод граждан, повышение их правовой культуры в интересах противодействия сознательному или непреднамеренному нарушению этих конституционных прав и свобод в сфере духовной жизни.

Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Статья 14. Приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства.

1. Религиозные организации могут быть ликвидированы:

...по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);...

2. Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

– нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

– действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

– принуждение к разрушению семьи;

– посягательство на личность, права и свободы граждан;

– нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

– склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

– воспрепятствование получению обязательного образования;

– принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

– воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

– побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Конституционный суд Российской Федерации

Постановление от 23 ноября 1999 г. №16-п

По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь прославления»

Именем Российской Федерации...

4. ...В демократическом обществе с присущим ему религиозным плюрализмом, как следует из статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им положений статьи 18 (пункты 2 и 3) Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьи 9 (пункт 2) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подобного рода ограничения могут быть предусмотрены законом, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем, чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п. На это, в частности, обращается внимание в Постановлении Европейского парламента от 12 февраля 1996 года «О сектах в Европе» и в рекомендации Совета Европы №1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях», а также в Постановлениях Европейского суда по правам человека от 25 мая 1993 года (Series А №260-А) и от 26 сентября 1996 года (Reports of Judgments and Decisions, 1996-IV), разъяснивших характер и масштаб обязательств государства, вытекающих из статьи 9 названной Конвенции.

Мы уделили столь значительное внимание правовым нормам, направленным на укрепление духовной безопасности, по серьезной причине. Дело в том, что организация «Свидетели Иеговы» в своей борьбе против традиционных созидательных религий и российских патриотов часто использует сутяжничество. Под видом отстаивания «свободы совести» она пытается препятствовать объективному критическому разоблачению ее деятельности. Заметно не нравится им термин «секта». При этом данная организация в поисках средств нападения на своих противников обращается к структурам, которые она же причисляет к якобы пособникам сатаны, то есть сама прибегает к помощи того, кто в Библии называется «багряным зверем». Удивляет то, что секта называющая государственную власть сатанинской, не гнушается активно участвовать в судебных делах и прибегать к помощи этих органов государственной власти. Впрочем, ранее иеговисты искали дружбы и у Гитлера. В связи с этим вспомним народную поговорку: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты».

Кроме того, тревожит тот факт, что иеговисты регулярно, с нарушением государственного и областного законодательства, проводят свои международные конгрессы на территории Белгородской области. Это невозможно без скрытного содействия тех или иных областных властных, в том числе правоохранительных, структур. В связи с этим напоминаем, что в Конституции Российской Федерации (Статья 41, пункт 3), написано: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

Напоминаем также, что культ «Свидетели Иеговы» неоднократно классифицирован как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ) во многих официальных документах, в частности, в:

– Итоговом заявлении участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека», прошедшей в г. Санкт-Петербурге 11–12 января 1996 г., а также в официальных «Обращении к россиянам...» и «Обращении к средствам массовой информации...» участников этой конференции;

– Аналитическом вестнике Государственной думы Российской Федерации «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций», 1996 г.;

– Итоговом заявлении Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», прошедшего с 16 по 20 мая 1994 г. в Москве;

– Постановлении Государственной думы Российской Федерации «Об обращении Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 г.;

– Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г.

– Официальных материалах газеты «Российская газета» за 15 декабря 1999 г.

– Официальном списке религиозных объединений, которые, по мнению экспертов Национальной ассамблеи Франции, могут угрожать обществу. Список опубликован в 2000 году

Как деструктивная религиозная организация «Свидетели Иеговы» обозначены в Постановлении Государственной думы РФ «Об обращении Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 г.

Обращаем также внимание на то, что в книге священника Николая Дубинина используются иллюстрации и цитаты, взятые из публикаций организации «Свидетели Иеговы» на объективном и законном основании Гражданского Кодекса РФ ч. 4, глава 70: «Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных и культурных целях. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования...». А также на основании определения Верховного Суда РФ от 5 декабря 2003 года (дело №78-ГОЗ-77): «как цитату следует рассматривать графическое воспроизведение части произведения изобразительного искусства. К последним относятся произведения живописи, графики, дизайна».

Учитывая все вышеизложенное, мы уверены, что объективная критическая книга священника Николая Дубинина: «Опасность с Библией в руках: о секте «Свидетелей Иеговы» «весьма своевременна и полезна для всех наших сограждан не только при разоблачении указанной организации, но также в целом для обличения любых сект, укрепления духовной безопасности и духовного здоровья человека, семьи и общества.

Священник Андрей Хвыля-Олинтер,

кандидат юридических наук, доцент БелГУ,

проректор по научной работе

Белгородской духовной семинарии,

полковник внутренней службы в отставке,

ответственный секретарь

Комиссии по духовной безопасности

Экспертного совета

по национальной, миграционной политике

и взаимодействию с религиозными объединениями

при полномочном представителе

Президента Российской Федерации

в Центральном федеральном округе


Источник: Издание кафедрального собора Александра Невского. Старый Оскол, 2008.

Комментарии для сайта Cackle