Особенности крещения в младенческом возрасте

свя­ти­тель Феофан Затвор­ник

Гос­подь подает бла­го­дать туне; но тре­бует, чтобы чело­век искал ее и жела­тельно вос­при­ни­мал ее, посвя­щая себя все­цело Богу. Испол­не­ние сего усло­вия в пока­я­нии и в кре­ще­нии взрос­лых оче­видно. Но как оно испол­ня­ется в кре­ще­нии мла­ден­цев? Мла­де­нец не имеет упо­треб­ле­ния разума и сво­боды, сле­до­ва­тельно, не может испол­нить усло­вия к началу хри­сти­ан­ской жизни со своей сто­роны, т. е. жела­ния посвя­тить себя Богу. Между тем, сие усло­вие непре­менно должно быть испол­нено. От спо­соба испол­не­ния сего усло­вия начало жизни, через кре­ще­ние мла­ден­цев, совер­ша­ется с неко­то­рою харак­те­ри­сти­че­скою осо­бен­но­стью. Именно.

Бла­го­дать нис­хо­дит на мла­ден­че­скую душу и про­из­во­дит в ней все одна так, как бы при сем участ­во­вала и сво­бода, на том един­ственно осно­ва­нии, что в буду­щем сей, не созна­ю­щий себя и не дей­ству­ю­щий лично, мла­де­нец, когда придет в созна­ние, сам охотно посвя­тит себя Богу, жела­тельно вос­при­и­мет бла­го­дать, нашедши в себе ее дей­ствия, рад будет, что она есть, воз­бла­го­да­рит, что так сде­лано для него, и испо­ве­дует, что, если бы в минуту кре­ще­ния даны были ему смысл и сво­бода, он не иначе посту­пил бы, как поступ­лено, и не захо­тел бы иного. Ради такого буду­щего сво­бод­ного посвя­ще­ния себя Богу и соче­та­ния сво­боды с бла­го­да­тию Боже­ствен­ная бла­го­дать вся пода­ется мла­денцу и без него все в нем про­из­во­дит, что про­из­во­дить ей свой­ственно, по одному уве­ре­нию, что тре­бу­е­мое жела­ние и пре­да­ние себя Богу будет несо­мненно, — уве­ре­нию, какое дают вос­при­ем­ники, пору­ча­ясь Богу перед Цер­ко­вию, что сей мла­де­нец, при­шедши в созна­ние, явит именно такое упо­треб­ле­ние сво­боды, какое тре­бу­ется для бла­го­дати, при­емля на себя обя­зан­ность самым делом довесть до того мла­денца вос­при­ем­ле­мого.

Таким обра­зом, через кре­ще­ние в мла­денце пола­га­ется семя жизни о Христе и есть в нем; но она еще как бы не его — дей­ствует, как обра­зу­ю­щая его сила. Жизнь духов­ная, зарож­ден­ная бла­го­да­тию кре­ще­ния в мла­денце, станет соб­ствен­ною чело­веку, явится в полном своем виде, сооб­раз­ною не только с бла­го­да­тию, но и со свой­ством разум­ной твари, с того вре­мени, когда он, воз­никши к созна­нию, сво­бод­ным про­из­во­ле­нием посвя­тит себя Богу и жела­тель­ным, радост­ным и бла­го­дар­ным вос­при­я­тием усвоит себе обре­тен­ную в себе бла­го­дат­ную силу. И до сего вре­мени в нем дей­ствует жизнь истинно хри­сти­ан­ская, но как бы без его ведома, дей­ствует в нем, а есть еще как бы не его; с минуты же созна­ния и избра­ния она ста­но­вится его соб­ствен­ною, не бла­го­дат­ною только, но и сво­бод­ною.

По при­чине этого более или менее про­дол­жи­тель­ного про­ме­жутка между кре­ще­нием и посвя­ще­нием себя Богу начало хри­сти­ан­ски нрав­ствен­ной жизни через бла­го­дать кре­ще­ния в мла­ден­цах рас­ши­ря­ется, так ска­зать, на неопре­де­лен­ное про­стран­ство вре­мени, в про­дол­же­ние коего мла­де­нец зреет и обра­зу­ется в хри­сти­а­нина в Святой Церкви среди хри­стиан, как прежде телесно обра­зо­вался в утробе матери.

Уста­но­ви­тесь, чита­тель, покрепче в сей мысли. Она нам крайне будет нужна при опре­де­ле­нии того, как роди­тели, вос­при­ем­ники и вос­пи­та­тели должны обхо­диться с кре­щен­ным мла­ден­цем, кото­рый вве­ря­ется им от Святой Церкви и Гос­пода.

Понятно само собою, что после кре­ще­ния мла­денца очень важное дело пред­ле­жит роди­те­лям и вос­при­ем­ни­кам: так вести кре­щен­ного, чтобы он, при­шедши в созна­ние, сознал в себе бла­го­дат­ные силы, с радост­ным жела­нием вос­при­нял их, равно как и сопря­жен­ные с ними обя­зан­но­сти и тре­бу­е­мый ими образ жизни. Это лицом к лицу постав­ляет с вопро­сом о хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии или о вос­пи­та­нии по тре­бо­ва­нию бла­го­дати кре­ще­ния, с целию сохра­не­ния сей бла­го­дати.

Чтобы яснее было, как должно обхо­диться с кре­щен­ным мла­ден­цем в пока­зан­ных целях, надо знать, что бла­го­дать осе­няет сердце и оби­тает в нем, когда в нем каче­ствует обра­ще­ние от греха и себя к Богу. Ради этого настро­е­ния, дея­тельно явля­е­мого, далее пода­ются и все другие дары бла­го­дати, и все пре­иму­ще­ства обла­го­дат­ство­ван­ных, бла­го­во­ле­ние Божие, сона­сле­дие Христу, постав­ле­ние вне обла­сти сатаны, вне опас­но­сти быть осуж­дену в ад. Коль же скоро сие настро­е­ние ума и сердца ума­ля­ется или теря­ется, тотчас грех снова начи­нает обла­дать серд­цем, а через грех нала­га­ются узы сатаны и отъ­ем­лются бла­го­во­ле­ние Божие и сона­след­ство Христу. Бла­го­дать в мла­денце укро­щает и заглу­шает грех; но он может снова ожить и вос­стать, если дать ему пищу и сво­боду.

Итак, все вни­ма­ние тех, на коих лежит обя­зан­ность блюсти в цело­сти при­ня­тое из купели дитя хри­сти­а­нина, должно быть обра­щено на то, чтобы никак не допу­стить опять воз­об­ла­дать над ним греху, вся­че­ски подав­лять сей послед­ний и обес­си­ли­вать, а направ­ле­ние к Богу воз­буж­дать и укреп­лять. Должно сде­лать, чтобы такое настро­е­ние в рас­ту­щем хри­сти­а­нине росло, хотя по чужому руко­вод­ству, но само­де­я­тельно, чтобы он более и более при­вы­кал пре­об­ла­дать над грехом и одо­ле­вать его ради бого­уго­жде­ния, при­вы­кал так упо­треб­лять силы духа и тела, чтобы это было не работа греху, а слу­же­ние Богу. Что это воз­можно, видно из того, что рож­ден­ный и кре­щен­ный есть весь — семя буду­щего или земля, испол­нен­ная семян. Влитое бла­го­да­тию кре­ще­ния новое настро­е­ние не есть мыс­лен­ное только или вме­ня­е­мое, а дей­стви­тель­ное, т. е. тоже есть семя жизни. Если вообще всякое семя раз­ви­ва­ется по роду своему, то может раз­ви­ваться и семя бла­го­дат­ной жизни в кре­щен­ном. Если в нем поло­жено семя пре­об­ла­да­ю­щего над грехом обра­ще­ния к Богу, то оно также может быть раз­вито и взра­щено, как и другие семена. Должно только упо­тре­бить на сие дей­ствен­ные сред­ства или опре­де­лить целе­со­об­раз­ный способ дей­ство­вать на кре­щен­ного мла­денца.

Цель, к какой все при этом должно быть направ­лено, состоит в том, чтобы сей новый чело­век, при­шедши в созна­ние, сознал себя не чело­ве­ком только, суще­ством разумно сво­бод­ным, но вместе лицом, всту­пив­шим, в обя­за­тель­ство с Гос­по­дом, с Коим соеди­нена нераз­рывно его вечная участь; и не только сознал себя таким, но и нахо­дил себя спо­соб­ным дей­ство­вать по сему обя­за­тель­ству и видел в себе пре­иму­ще­ствен­ное к тому тяго­те­ние. Спра­ши­ва­ется, как сего достиг­нуть? Как посту­пать с кре­щен­ным, чтобы, при­шедши в воз­раст, он ничего более не желал, как быть истин­ным хри­сти­а­ни­ном. Или — как вос­пи­ты­вать по- хри­сти­ан­ски?

В ответ на это не беремся рас­смат­ри­вать все подробно. Огра­ни­чимся одним общим обо­зре­нием всего дела хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния, имея в виду ука­зать, как в каком случае под­дер­жи­вать и укреп­лять добрую в детях сто­рону и как обес­си­ли­вать и подав­лять худую.

состав­лено по книге свя­ти­теля Фео­фана Затвор­ника «Путь ко спа­се­нию»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки