Поучение о тропарях и о пьянстве

Источник

Знайте, братия, что за обеденною трапезою произносить две молитвы: одну в начале, а другую в конце, уставлено Самим Господом, потом апостолами и св. отцами. Уставлено также благословлять кутью в честь и похвалу святым, а не во оставление грехов: ибо никаким приношением не очищаются грехи, кроме приношения тела и крови Христовой. Уставлено также благословлять (кутью) за покой усопших; но обед и ужин за упокой усопших благословлять не установлено; приставлять кутье воду и класть яйца на кутью не повелено. В алтарь не до́лжно вносить никакой пищи, ни питья, кроме просфоры, ладана и свечи, – что нужно для службы. Во время пира не петь тропарей за чашами больше трех: по поставлении обеда, когда прославляется Христос Бог наш, прилично и незазорно – выпить; во время обеда не говорить пустых речей; когда же обед кончается, – в честь Пресвятой Девы Марии, третью чашу в честь князя, а больше не позволяем. Кто имеет разум, спроси, что сказала св. Богородица св. Василию. А сказано ему так: «если хочешь иметь меня заступницею во всех бедах твоих, послушайся меня, отвращайся всякаго питья и не молись пьян, потому что не только не будешь услышан, но даже Бога разгневаешь и будешь осужден на мучение»1. А это указание нужно знать из постановлений св. отцев: если кто упоит другого за любовь или заклиная святыми, пусть постится семь дней; если (упоенный) блюет, то 40 дней на хлебе и воде. Много об этом говорится в отеческих правилах. Но для умных довольно и этого указания, а не разумные, если бы им открыть указание всех книг, и тогда бы не поняли и не поверили. Если не верят писанию, то пусть уверятся по своим делам. Ибо кто много пьет с тропарями, тот начинает ползать на коленах, а на своих ногах не может отойти. Иные валяются в грязи, и, блюя, хотят издохнуть, сделав себя посмешищем и поруганием для всех людей и отогнав ангела Господня, хранителя души своей. Где найдешь много тропарей, приспособленных к чашам, чтобы они избавили от той беды их, беснующихся своею волею? Бесноватый страдает не по своей воле и получит жизнь вечную, а пьяный страдает по своей воле и подвергнется мучению вечному. Ибо к бесноватому придет священник, сотворит молитву и прогонит беса, а к пьяному, хотя бы к нему сошлись все священники со всего света и сотворили молитву, то не прогнали бы от него беса самовольного пьянства. Поэтому св. отцы запретили петь много тропарей. Петь на пиру много тропарей установили чревоугодники, желавшие пить много, как говорит апостол: те чреву работают, а не Богу, ихже бог чрево и слава пагуба им, но мы, братия, постараемся молиться Богу в трезвом уме, а не пьяны, да получим жизнь вечную о Христе Иисусе Господе нашем.

* * *

1

Это место, вероятно, взято из апокрифической книги.


Источник: Приводится по изданию: Историческая хрестоматия, для изучения истории русской церковной проповеди, с общей характеристикой периодов ея, с биографическими сведениями о замечательнейших проповедниках русских (с XI-XVIII в. включительно) и с указанием отличительных черт проповедничества каждаго из них. Сост. Свящ. М. А. Поторжинский, преподаватель Киевской духовной Семинарии. - Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкаго, 1879. - С. 65-66.

Комментарии для сайта Cackle