2-е послание к клиру и народу города Константинополя

Источник

Епископ Лев и святой собор, который составился в городе Риме, клиру, достопочтенным мужам и народу, находящемуся в Константинополе.

Хотя великая скорбь поражает нас, при воспоминании того, что́ сделано в Ефесе на соборе священников, потому что, как поведает единогласная молва и как подтверждает самое положение дел, там не было соблюдено ни правило справедливости, ни благочестие веры: впрочем мы радуемся за ревность вашего благочестия и в возгласах святого народа, образцы которых дошли до нас, похваляем общее усердие всех вас; ибо у добрых сынов пребывает и живет справедливая любовь к своему наилучшему отцу; и вы не допустите, чтобы с какой либо стороны было повреждено просвещение кафолического учения. Без всякого сомнения, как открыл вам Дух Святый, те приобщаются заблуждению манихеев, которые отрицают, что единородный Сын Божий воспринял истинного человека нашего естества и все Его телесные действия хотят принимать за призрак одного подобия. Дабы вы не имели сочувствия этому нечестию в ком бы то ни было, мы отправили уже к вашей любви, чрез сына моего Епифания и Дионисия – нотариусов римской церкви, увещательные послания, в которых мы охотно представили вам требуемое вами утверждение, дабы вы не сомневались, будто мы отказываем вам в нашей отеческой заботливости, и что мы всеми мерами стараемся о том, чтобы, при содействии милосердного Бога, низложить все соблазны, которые произведены людьми нечестивыми и безразсудными. И пусть не дерзает обольщать себя своею священническою почестию тот, кто побежден нечестием мысли, достойной проклятия. Ибо, ежели неведение едва терпимо в простых людях: то во сколько раз более оно является незаслуживающим ни извинения, ни снисхождения в тех, которые начальствуют, особенно же, когда они начинают защищать вымыслы превратных мнений и вовлекают в единомыслие с собою, или обманом, или ласковостию, некоторых неразсудительных? Такого рода люди отвергаются от святых членов тела Христова, и кафолическая свобода не должна допустить, чтобы на нее возложено было иго неверных. Ибо должны считаться вне дара благодати Божией и вне таинства спасения человеческого – те, которые, отрицая во Христе естество нашей плоти, и противоречат евангелию и противоборствуют символу. И не понимают они того, что по своему ослеплению впадают в ту опасность, что не стоя́т твердо в истинах ни страдания Господа, ни Его воскресения: потому что то и другое упраздняется в Спасителе, если не признается в Нем плоть нашего рода. И в какой тьме неведения, в каком закоснении нерадения находятся они, когда ни от слуха не научились, ни чрез чтение не вразумились относительно того, что́ в Церкви Божией так единогласно пребывает в устах всех, что, между прочими таинствами нашей веры, об истине плоти и крови во Христе не молчит даже и язык младенцев! Ибо в таинственном раздаянии духовной пищи преподается и приемлется то, что мы, получая существо небесного хлеба, и сами переходимь в плоть Того, кто сам стал нашею плотию. Поэтому и для утверждения любви вашей, которая похвальною верою противодействует врагам истины, пристойно и благовременно воспользуюсь и выражусь апостольским изречением и смыслом: «сего ради и аз, слышав вашу веру о Христе Иисусе, и любовь, яже ко всем святым, непрестаю благодаря о вас, поминание о вас творя в молитвах моих: да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам духа премудрости и откровения, в познание Его: просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование звания Его, и кое богатство славы достояния Его во святых, и кое преспеющее величество силы Его в нас верующих по действу державы крепости Его, юже содея о Христе, воскресив Его от мертвых, и посадив одесную Себе на небесных, превыше всякого начальства и власти и силы и господства, и всякого имене, именуемого не точию в веце сем, но и во грядущем. И вся покори под нозе Его: и Того даде главу выше всех Церкви, яже есть тело Его, исполнение исполняющего всяческая во всех» (Ефес. 1, 15–23).

Пусть скажут нам эти противники истины, когда всемогущий Отец, или по какой природе превознес Сына своего превыше всего, или какому существу покорил все! Ибо божество Слова во всем равно и сосущественно Отцу, и Рожденный довременно – от вечности одинаковое имеет могущество с Родившим. Подлинно Творец всех естеств, чрез которого все произошло и без которого ничто не состоялось (Иоан. 1, 3), выше всего, что́ Им сотворено, и сотворенное никогда не было неподчинено своему Творцу, которому от вечности принадлежит – быть не иначе, как от Отца, и не иным, как сам Отец. Если же Ему придана власть, если прославлено Его достоинство, если превознесена высота: то, значит, менее превозносящего был Тот, кто превознесен, и не обладал богатством того естества, в полноте которого имел нужду. Но думающего таким образом увлекает в сообщество с собою Арий, развращению которого много благоприятствует это нечестие, отрицающее естество человечестое в Боге Слове; потому что, когда таковый считает за постыдное признавать в величии Божием Его уничижение, то сим самым или признает ложным во Христе образ Его тела, или все Его действия и страдания телесные скорее отнесет к божеству, нежели к плоти. А если он дерзнет защищать что либо подобное, это будет совершенно безумно; потому что ни благочестие веры, ни смысл таинства не допускают, чтобы или божество потерпело нечто, или в чем нибудь солгала истина. Итак безстрастный Сын Божий есть Бог, у которого со Отцем и Святым Духом одна неизменяемая сущность Троицы, т. е. то, что́ Он есть по бытию, всегда есть; но по исполнении того времени, которое предназначено было в вечном совете и предсказано знаменованием пророческих слов и действий, соделавшись сыном человеческим, не чрез превращение своего существа, но чрез воспринятие нашей природы, пришел взыскать и спасти то, что́ погибало (Лук. 19, 10). Пришел же не местным приближением, ни чувственным движением, так как-бы сталь присутствовать там, где прежде не был, или отступил оттуда, откуда прибыл; но пришел чрез то самое, чем Он должен был показать Себя, и что́ в Нем было видимо и обще с видящими Его, т. е. восприняв во чреве Матери человеческую плоть и душу, так что Тот, кто был по образе Божием, соединил в Себе и образ раба и подобие плоти греха (Рим. 8, 3), чрез что божественное не умалил человеческим, но божественным возвеличил человеческое. Ибо такова была вина всех смертных, перешедшая от первыхь родителей, что, при сообщении первородного греха потомкам, никто не избежал бы осуждения наказания, если бы Слово не сделалось плотию и не вселилось в нас (Иоан. 1, 14), т. е. в том естестве, которое было одного с нами рода и одной крови. Поэтому апостол говорит: «якоже единого прегрешением во вся человеки вниде осуждение: такожде и Единого оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни. Якоже бо ослушанием единого человека грешни быша мнози, сице и послушанием Единого праведни будут мнози» (Рим. 5, 18–19). И опять: «понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых. Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут» (1Кор. 15, 21–22). Таким образом все те, которые родились от Адама, во Христе получили возрождение, имея свидетельство веры и об оправдании благодати и о сродств естества. Кто не признает этого естества, воспринятого единородным Сыном Божиим во чреве дщери Давидовой, тот отлучает себя от всякого таинства веры христианской, и не зная Жениха, не разумея и невесты, не может быть участником в брачном пиршестве. Ибо плоть Христа есть покров Слова, которым облекается всякий, кто истинно исповедует сие Слово. А кто стыдится Его и отвергает как-бы недостойное, тот не может получить от Него никакого украшения, и хотя бы такой приступил к царскому торжеству и присоединился нагло к священной вечери, впрочем, как безчестный собеседник, не может утаиться от разборчивости Царя; но, как засвидетельствовал сам Господь, будет взят, и связанный по рукам и ногам отошлется в кромешную тьму, где будет плачь и скрежет зубов (Матф. 22, 13). Поэтому, кто не исповедует во Христе человеческого тела, тот сам признал себя недостойным таинства воплощения и не может иметь участия в этом таинстве; о чем возвещает апостол, говоря: «зане уди есмы тела Его, от плоти Его и от костей Его: сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину», и изъясняя, что́ это означает, присовокупил: «тайна сие велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь» (Ефес. 5, 30–32). Итак от самого начала рода человеческого всем людямь возвещен Христос, имеющий придти по плоти, в которой, как написано, и будут два в одной плоти; – эти два суть: Бог и человек, Христос и Церковь, которая произошла от плоти Жениха в то время, когда она, при истечении из ребра Распятого крови и воды, получила таинство искупления и возрождения. В этом и заключается новое состояние твари, которая в крещении совлекается не одежды истинной плоти, но порчи осужденной ветхости, для того, чтобы человек сделался телом Христовым, так как и Христос есть тело человека. Почему мы называем Христа не Богом только, как еретики манихеи, – и не человеком только, как еретики фотиниане, – и человеком не в таком смысле, будто у Него чего нибудь недостает из того, что́ без всякого сомнения принадлежит человеческой природе, например, или души, или мысли разумной, или плоти, которая не была бы заимствована от жены, но которая составилась от Слова чрез превращение Его и изменение в плоть, каковые три ложные и пустые мысли высказаны тремя различными партиями еретиков аполлинаристов, – и не говорим, что блаженная Дева Мария зачала человека без божества, который, быв произведен Святым Духом, после был воспринят Словом, за что достойно и справедливо осудили мы Нестория, который проповедовал это; – но говорим, что Христос Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца без всякого начала времени, и что Он же есть истинный человек, рожденный от Матери человека, по истечении известной полноты времени, и что Его человечество, по отношению к которому Отец больше Его есть, ничем не умалило Его естества, которым Он равен Отцу; но то и другое вместе есть один Христос, который весьма истинно сказал – по божеству: «Аз и Отец едино есма» (Иоан. 10, 30), – и по человечеству: «Отец болий Мене есть» (Иоан. 14, 28).

Эту веру, возлюбленнейшие, истинную и несокрушимую, которая одна образует истинных христиан и которую, как мы понимаем и одобряем, вы защищаете благочестивым усердием и похвальною любовию, держи́те весьма твердо и всегда доказывайте. И так как после Божественной помощи вам должно снискать еще благосклонность христианских императоров: то со смирением и мудростию испросите, чтобы милостивейший император благоволил согласиться на наше прошение, – объявить полнейший собор, дабы таким образом, при помощи милосердного Бога, и здоровые получили бо́льшую силу, и больным доставлено было врачевство, если бы только они согласились врачеваться.

Дано в начале октября, в консульство славнейших мужей Астерия и Протогена.


Источник: Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии : [В 7-и том.] – Изд. 3-е. - Казань : Центр. тип., 1908-. / Том 3. - 1908. - 283 с. / Окружное или соборное послание, писанное к Флавиану, архиепископу Константинопольскому (против ереси Евтихия). 217-223 с.

Комментарии для сайта Cackle