Азбука верыПравославная библиотекасвятитель Афанасий ВеликийСлово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего


святитель Афанасий Великий

Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего.

Устремите взоры ума вашего и посмотрите на это новое чудо, совершившееся ныне. Взгляните на непостижимое чудо Божие и воздайте славу Богу. Размыслите о несказанном человеколюбии Его и о величии домостроительства Его и замените слезы радостию. Для Бога нет ничего невозможнаго. Будучи Богом, Он все может. Но то, что случилось в наши дни и среди нас, приводит в ужас сердце всякаго, кто бы ни услышал об этом. Поистине небо пришло в ужас от того, на что некоторые отважились. Снова пропасти ужаснулись; солнце, луна и звезды помрачились от того, что случилось; но снова же затем все небесныя силы возрадовались тому, что сделал Господь Своим домостроительством. Послушайте же и подивитесь тому, что́ случилось в наши дни. Разумея уразумейте; прежде внешняго слуха преклоните ухо сердца вашего и послушайте. Есть город Берит, который граничит с Тиромь и Сидоном и подвластен Антиохии. В этом городе Берите было весьма много иудеев. Неподалеку от их синагоги, которая была очень велика, один христианин нанял у кого то домик и в нем, против постели своей, прибил икону Господа нашего Иисуса Христа. Спустя немного времени этот христианин нашел себе более просторное помещение; так как он нуждался в нем. И это, как я убежден, случилось по благодати и домостроительству Господа нашего Иисуса Христа, Который хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины (1 Тим. 2, 4), и являет чудеса Свои чтущим Его и всем верующим в Него, в обличение нечестивых и в утверждение верующих. Итак этот христианин, как я сказал, искал себе более просторное помещение, нашел его в одном месте города и, переходя туда из дома, находившагося неподалеку от синагоги иудейской, перенес все свое имущество, но, но забвению (а вместе и по домостроительству Божию), забыл и оставил тут икону Господню, про которую я говорил. Какой то иудей нанял себе этот самый дом, где стояла икона Господня; неренесши все свое имущество, он стал жить в этом доме, ни чуть не замечая иконы Господней, которая стояла там, потому что он не обращал и внимания на то место. В один день этот иудей позваль на обед своего соплеменника. Но время обеда позванный иудей поднял глаза и видит икону Господа нашего Иисуса Христа. Тогда он сказал позвавшему его: каким образом ты имеешь эту икону, когда ты иудей? Затем он произнес весьма много неосновательных ругательств против Господа. Я не дерзаю описывать их, – да не будет! – хотя позванный гость произнес их против Спасителя нашего. Тогда позвавший, увидевши икону Господню, успокоил позваннаго им иудея, сказав, что до сих пор он не видал этой иконы; и позванный замолчал. Но потом он пошел к своим архиереям и обвинял иудея, живущаго в дому, где находилась икона Господня, говоря, что такой-то иудей имеет в дому своем икону Назорея. Выслушав его, они сказали: а можешь ли ты это доказать? Он утверждал, что докажет это в дому того иудея. Тогда они исполнились гнева, но на этот вечер успокоились. На следующее же утро иудейские архиереи и священники, взяв донесшаго иудея и собрав толпу своего народа, пошли к квартире иудея, где находилась икона Господня. Пришедши к указанному месту, архиереи и священники ворвались в дом вместе с донесшим и увидели, что икона Господня стоит. Тогда они очень разсвирепели и иудея, жившаго в этом дому, отлучили от синагоги и изгнали, а икону Господа нашего Иисуса Христа сняли и сказали: как некогда поругались над Ним отцы наши, так поругаемся над Ним и мы. Затем начали плевать в лицо святой иконы Господней и бичевали ее пред лицем собравшихся. Бичевали икону Господню с той и другой стороны и говорили: что сделали с Ним отцы наши, все это сделаем и мы с иконою Его. Затем говорят: мы слышали, что они поругались над Ним, – и мы сделаем тоже. Тогда они безчисленное изрыгнули множество ругательств против иконы Господней; мы не смеем и произнести их! Затем говорят: мы слышали, что отцы наши пригвоздили руки и ноги Его. Тоже самое сделаем Ему и мы. Тогда они вонзили гвозди в руки и ноги Господни, изображенныя на иконе. Потом беснуясь говорят: мы слышали, что они посредством губки напоили Его уксусом и желчию; сделаем это Ему и мы. И сделали, поднесши к устам Господним, изображенным на иконе, губку, наполненную уксусом. Онять говорят: мы знаем, что отцы наши тростию били Его по голове; тоже сделаем и мы. И взяз трость, били по голове Его на иконе. Затем наконец говорят: мы доподлинно знаем, что копием ребро Его прободоша. Ни в чем не отстанем от них, но сделаем и это. Тогда приказали принести копье и предложили кому-то взять его и кольнуть им в бок иконы Господней. И тотчас потекло из нее большое количество крови и воды.

Христе! слава Тебе! Непостижимый! слава Тебе! Кто, якоже Ты, Господи? Кто кроме Тебя Бог, творящий страшное и ужасное? О чудо, свидетельствующее о величии Спасителя нашего! Поистине и ныне, видя это, ужаснулись святыя высшия силы! О как Ты человеколюбив, Господи! О как Ты великодушен! О как Ты милостив! Ибо прежде ради нас и нашего ради спасения Ты, будучи безплотным, воплотился от девы Марии и был распят плотию, по божеству Своему будучи безстрастным. Ныне же, Господи, Ты снова распят в виде иконы, во обличение нечестивых и всех неверных, и в утверждение пребывающих в истине и верующих в Тебя. Но слава Тебе, Господи, единому Всемогущему, а также и преблагословенному Богу нашему и Отцу со Святым Духом. Аминь.

Вы же, дети, послушайте, что́ Господь соделал после этого, так как и остальное было делом Его благоволения. После того, как копьем прободен был бок иконы Господней и потекла кровь с водою, как это сказано выше, архиереи и священники иудейские говорят: так как почитатели Его разглашают, что Он многих исцелял; то возьмем теперь эту кровь с водою, отнесем в синагогу и, собрав всех одержимых недугами, помажем их; и тогда увидим, правду ли это про Него говорили. Тогда поднесли сосуд к боку иконы Господней, к тому месту ея, которое было проколото копьем, и откуда струилась кровь и вода, и наполнили сосуд из места прободеннаго копием. И пошли с насмешками чтобы, как они думали, при всех наругаться над Господом всего. Затем привели всех одержимых недугами, прежде же всех привели того, котораго знали как разслабленнаго от рождения, и помазали его. И человек этот тотчас вспрыгнул и встал совершенно здоровым. Потом привели слепых; и они также, быв помазаны, прозрели. Безчисленное множество одержимых демонами были тотчас избавлены от них. Великое и безпредельное смятение распространилось по всему городу; все стали стекаться ради безчисленных чудес. Все толпы иудеев взволновались. Жителей в городе было весьма много, и все они спешили сюда, неся всех, находящихся в их домах больных, разслабленных ли то, или хромых, или безруких, или сухих, или прокаженных; приносили всех, так что наконец синагога, хотя и была очень велика, не вмещала всех; потому что, по причине безчисленных чудесь, стекалось безчисленное множество народа. При этом все архиереи и священники и народ иудейский, и мужчины, и дети, и женщины уверовали в Господа нашего Иисуса Христа и громко взывали: Слава Тебе, Христе, Котораго распяли отцы наши, Котораго распяли также и мы в виде иконы Твоей. Слава Тебе, Сыне Божий, сотворивший столько чудес! Мы веруем в Тебя; будь милостив к нам и приими нас! Так вопияли все, – и вопли их возносились горе: и в то время, как архиереи помазывали, совершались чудеса – больные исцелялись и оживлялись. Потом, когда все были исцелены, тотчас толпы народа пошли к епископу тамошней церкви, который знал уже все, что случилось, и громко взывали: один Бог Отец, один Сын Единородный, один Христос, Котораго распяли отцы наши. Мы знаем, что Он есть Бог, и мы веруем в Него. Итак, прославив Бога многими славословиями, они показали эту икону епископу и разсказали ему все, что они сделали с иконою Господнею, а также показали кровь и воду, что вытекли из бока иконы, а равно разсказали о безчисленном множестве совершенных чудес. Затем все толпой просили удостоить их святаго крещения. Епископ, вместе с своим клиром, принял их, много дней оглашал и затем крестил, а синагогу освятил в церковь Спасителя нашего Христа. А по просьбе их обратил и прочия синагоги их в мученические храмы. И таким образом бысть велия радость в этом городе, не только от того, что так много людей было исцелено и оживотворено, но и от того, что столько душ перешло из (царства) мертвых в вечную жизнь.

Зная об этом, любезнейшие братия, я пожелал сообщить об этом и вам, на пользу душ ваших, чтобы вы, познав силу нашего Бога и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, более укрепились в вере в Него и возрадовались о великих делах, совершенных Им ныне. Итак воздайте Ему славу, с сокрушением и со слезами радуясь и принося благодарение, что Он удостоил нас уверовать в Него и познать Его. С Ним Отцу и Святому Духу слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Источник: Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Том седьмой. – Казань: В Университетской типографии, 1873. – С. 250-256.