Источник

Прибавление

Географическое положение Иерусалима; климат; долгота дня в Иерусалиме

Город Иерусалим занимает самый высокий пункт между морями средиземным и мертвым. Постепенное повышение грунта от берега средиземного моря до Иерусалима и потом ниспадение грунта от Иерусалима до берегов мертвого моря можно видеть из следующих цифр: уже город Яффа (базарная площадь около фонтана) имеет высоту 32 футов над уровнем средиземного моря; Яцур 85 футов; Лидда (на восточной стороне города) 164 фута; Имсу 452; Берфилея 6165 Бет-Сира 746; Аин-Сулейман 1400; ель-Джиб 2400; Шафат 2630; Елеон 2632; Вифания 2280; фонтан апостолов 1519; Наби-Муса 902; хан-Гаддур 870; в трех верстах за хан-Гаддур достигает 0, т. е. уровня соответствующего уровню средиземного моря; нынешний Иерихон лежит уже на 764 фута ниже уровня средиземного моря; уровень мертвого моря на 1298 футов ниже уровня средиземного. На этой поперечной линии, рассекающей Палестину от средиземного моря до мертвого, Иерусалим занимает место между Елеоном и Шафатом и лежит на высоте 2500 футов над уровнем средиземного моря и 3798 футов над уровнем мертвого моря. Это впрочем не доказывает, что склон грунта, к мертвому морю на восточной половине разрезной линии больше, чем на западной. Для точного определения склона грунта нужно брать, во внимание не поверхность морей, а дно их, т. е. к указанным цифрам прибавить глубину средиземного моря в ближайших к Палестине частях и глубину мертвого моря. По исследованием капитана Штретта, глубина средиземного моря, незначительная у берегов, постепенно и правильно увеличивается и около острова Кандии достигает 13,020 футов, между тем средняя глубина мертвого моря не превышает 1148 футов. Таким образом действительный скат грунта на западе от Иерусалима несравненно больше, чем скат восточный, хотя последний заметнее и круче первого. Это положение Иерусалима на высшем пункте Палестины имели в виду древние писатели, называвшие Иерусалим средоточием или пупом земли (ср. Иез.38:12).

Вследствие своего положения, Иерусалим с своими окрестностями имеет физиономию горных стран. Растительность его далеко не такая, какая свойственна занимаемому им градусу северной широты (47). Замечательно при этом что в ботаническом отношении Иерусалим представляет также средоточный пункт, разделяющий растительность западной Палестины от растительности восточной. Гораздо меньше разницы, говорит Boissier, между флорой Рима и Иерусалима, чем между этой последней и флорой Вифании, соседнего Иерусалиму селения, но лежащего уже на восточной стороне Елеонской возвышенности. Воздух Иерусалима обыкновенный горный, т. е. редкий, свежий и прозрачный. Средняя летняя температура его 20° по Реомюру (16°C), а зимняя 5° (4°C). Снег не редко выпадает в Декабре, Январе и Феврале. В Январе 1874 года в Иерусалиме выпал снег в 4 фута глубины и лежал более двух недель, то же повторилось и в Феврале и даже Марте. Хотя иерусалимские жители считали 1874-й год не в пример холодным, но с другой стороны его нельзя считать необыкновенным на местной возвышенности. Шварц рассказывает, что в одном году в Иерусалиме снег выпадал не в Марте только, но даже в июне, и притом такой глубокий, что в случившийся тогда праздник Пятидесятницы никто из евреев не мог явиться в синагогу. Такие ненормальные явления в палестинских горах замечали и древние путешественники. Известный еврейский путешественник из Ливорно от 1512 года говорит, что на своем пути в верхней Галилеи, недалеко от деревни Кефр-Берейм, он нашел в развалинах одного памятника камень со следующей еврейскою надписью: «Не удивляйтесь, если вы встретите в Палестине снег в Нисане (Апреле); мы видели его в Сиване (Июне)». В Апреле месяце необыкновенно глубокий снег выпадал в Иерусалиме в 1844, 1788, 1743 годах. Из евангельской истории известно, что в год страданий и смерти Иисуса Христа на кануне еврейской Пасхи в Иерусалиме стояла ещё зима (Ин.18:18). Зимний холод тем более ощутителен в Иерусалиме, что как устройство домов, так и господствующая арабская одежда на него вовсе не рассчитаны: камины и печки вовсе не известны в Иерусалиме, а местный костюм не далек от костюма юноши упомянутого Мк.14:51, 52. Оттого в Иерусалиме не редки случаи смерти от холода. В Феврале 1874 года в окрестности Иерусалима нашли в одну неделю шесть замерзших арабов. Осенние бури в Иерусалиме часто сопровождаются громовою молниею и градом, весьма опасными в Палестине вследствие обыкновенного положение её городов на горах. Особенным заклинательным орудием против града, и молнии у палестинских арабов считаются небольшие пирамидки, для этой цели ставящиеся на горах против селений, долженствующие, по мнению арабов, отвлекать от селения или делать безвредным град и молнию. Этот обычай строить пирамиды против грома кажется очень древен. Известный раввинский писатель XIV века Бехай, в своем комментарии на Библию (в отделе Noach), даже известную вавилонскую башню-великан относит к числу нынешних заклинательных пирамид. «Вавилонская башня, говорит он, имела целью отводить от города небесный огонь, посылаемый с неба Богом для истребление мира, как и в настоящее время мудрые люди знают способ отводить град в известные границы». Кроме пирамид древние евреи кажется знали другое, более действительное, средство против громовых ударов, именно железо. По крайней мере в Тосефте Sabbath 7 упоминается о каком-то громоотводящем железном аппарате, известном талмудистам: «есть обычай класть железо между молодых вылупившихся цыплят – это суеверие; есть обычай ставить железо от грома и молнии – это позволительно».

Открытое и высокое над уровнем моря положение Иерусалима делает весьма ощутительным в нем движение ветров, дующих здесь с такою силою, что не только отдельного человека или животное он может унести вихрем с горы, но часто разгоняет и разбивает целые стада овец и коз. Соответственно своему направлению иерусалимский ветер имеет различный характер: восточный ветер приносит прохладу и совершенное бездождие; западный ветер зимою приносит дождь, летом прохладу и туман по утрам; северный ветер, открывшийся во время дождей, прерывает их, но если он начинается не во время дождя, то приносит с собою массы облаков и разражается проливными и продолжительными дождями, которые может прекратить только переменившийся ветер; южный ветер приносит дождь и теплое время. Каждый из этих ветров имеет свое время в году: южный и юго-западный ветер дуют от Декабря до Марта; восточный ветер от Марта до Июля; северный ветер от Июля до Сентября; северо-западный от Сентября до Декабря. Что касается западного ветра, то его можно считать обыкновенным иерусалимским ветром, возможным во всякое время года (ср. Baba bathra 2, 9).

Самый длинный день (9 или 10 Июня) в Иерусалиме продолжается 14 часов и 10 минут от восхода солнца до заката. Если сюда прибавить 4 часа сумерек (2 часа сумерек вечерних и 2 часа утренних), то для ночи останется 5 часов 50 минут. Самый короткий день (9 или 10 Декабря) в Иерусалиме имеет 9 часов 50 минут; вечерние и утренние сумерки 3 часа; ночь 11 часов, 10 минут.

Вот показатель продолжительности иерусалимского дня в различные месяцы и дни, начиная от дней равноденствия.


продолжительность месяц число месяц число
12 часов 00 минут Март 9 Сентябрь 10
12 ч. 10 м. Март 14 Сентябрь 4
12 ч. 21 м. Март 19 Август 30
12 ч. 24 м. Март 20 Август 29
12 ч. 33 м. Март 24 Август 25
12 ч. 44 м. Март 29 Август 20
12 ч. 54 м. Апрель 3 Август 15
13 ч. 03 м. Апрель 8 Август 10
13 ч. 05 м. Апрель 9 Август 9
13 ч. 13 м. Апрель 13 Август 5
13 ч. 20 м. Апрель 18 Июль 31
13 ч. 22 м. Апрель 19 Июль 30
13 ч. 27 м. Апрель 23 Июль 26
13 ч. 34 м. Апрель 28 Июль 21
13 ч. 40 м. Май 3 Июль 16
13 ч. 46 м. Май 8 Июль 11
13 ч. 48 м. Май 9 Июль 10
13 ч. 51 м. Май 13 Июль 6
13 ч. 55 м. Май 18 Июль 1
13 ч. 56 м. Май 19 Июнь 30
13 ч. 57 м. Май 20 Июнь 29
14 ч. 00 м. Май 24 Июнь 25
14 ч. 03 м. Май 29 Июнь 20
14 ч. 06 м. Июнь 3 Июнь 15
14 ч. 09 м. Июнь 8 Июнь 10
14 ч. 10 м. Июнь 9


продолжительность месяц число месяц число
12 часов 00 минут Сентябрь 10 Март 9
11 ч. 53 м. Сентябрь 13 Март 6
11 ч. 42 м. Сентябрь 18 Март 1
11 ч. 32 м. Сентябрь 23 Февраль 24
11 ч. 22 м. Сентябрь 28 Февраль 19
11 ч. 12 м. Октябрь 3 Февраль 15
11 ч. 02 м. Октябрь 8 Февраль 10
10 ч. 55 м. Октябрь 11 Февраль 7
10 ч. 50 м. Октябрь 13 Февраль 5
10 ч. 42 м. Октябрь 18 Январь 31
10 ч. 40 м. Октябрь 19 Январь 30
10 ч. 33 м. Октябрь 24 Январь 25
10 ч. 27 м. Октябрь 29 Январь 20
10 ч.21 м. Ноябрь 3 Январь 15
10 ч. 15 м. Ноябрь 8 Январь 10
10 ч. 12 м. Ноябрь 11 Январь 7
10 ч. 09 м. Ноябрь 13 Январь 5
10 ч. 05 м. Ноябрь 18 Декабрь 31
10 ч. 01 м. Ноябрь 23 Декабрь 26
09 ч. 57 м. Ноябрь 28 Декабрь 21
09 ч. 54 м. Декабрь 3 Декабрь 16
09 ч. 51 м. Декабрь 8 Декабрь 11
09 ч. 50 м. Декабрь 9 Декабрь


Источник: Святая земля : Отчет по командировке в Палестину и прилегающие к ней страны : 1873-1874. / [Соч.] экстраорд. проф. Киев. духовной акад. Акима Олесницкого. - Киев, 1875-. / Т. 1: Иерусалим и его древние памятники. - Тип. С.Т. Еремеева, 1875. - 558 с., 1 л. план.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle