Обновленчество и государственная политика, направленная на разложение церкви
Слово «обновленцы» впервые появляется в церковной публицистике начала века и обозначает сторонников тех пли иных преобразований – «обновлений» – в церковной жизни. Однако само движение обновленчества, возникшее в 20-е годы, напрямую не связано с общественными дискуссиями о церковных реформах. Непосредственным предшественником обновленчества был возникший сразу после революции церковный большевизм. Представители этого церковного течения ориентировались на симбиоз Церкви и государства и надеялись, что в коммунистическом государстве церковь займет такое же положение, какое она занимала в Российской империи. Такие взгляды были характерны не только для низших клириков, но и для некоторых архиереев. Так, например, в Пензе архиепископ Владимир (Путяга) объявил о создании стоящей на большевистских позициях Народной церкви.
Революция дала движению церковного большевизма шанс создать альтернативное высшее церковное управление. И тут же появились желающие участвовать в этом процессе. Так, например, в архиве ВЦИК хранится докладная записка, направленная сюда летом 1918 года тремя верующими (среди них был один монах и один бывший послушник). Авторы этого документа предлагают новой власти проект создания революционной церкви. Для создания альтернативных органов церковного управления они считают необходимым начать переговоры с Константинопольским патриархом и добиться от него признания новой революционной церкви. Авторы этого документа считали, что «церковь должна своими проповедями вести народ по пути истинного учения Христа, отбросив все буржуазное, запугивающее темные массы, и должна служить пробудителем к этому учению, что послужит облегчением внедрения социализма в трудящихся». Они предлагали «свергнуть буржуазное духовенство и заменить их теми лицами, кои. находясь в опале, заточении и ссылке за свои убеждения и работу на благо республики», всячески способствовать рукоположению рабочих и крестьян37 и т. д.
В силу своей утопичности этот документ не оказал никакого влияния на церковную политику большевиков, однако имелись и другие, более рациональные проекты. Так, летом 1918 года петроградский протоиерей Владимир Красницкий38 (в будущем – один из обновленческих лидеров) направил в Совнарком записку, озаглавленную «О направлении политики Советской власти в отношении к Православной Российской Церкви». Автор этого документа сообщал властям, что среди духовенства и мирян имеются люди, которые сочувствуют большевикам, и предлагал государству оказать поддержку этому церковному течению. На практике государство могло опираться на Декрет об отделении церкви от государства, согласно которому церковное имущество является собственностью государства и лишь передается в пользование группе верующих. Таким образом, государство имеет возможность решить, какой именно общине передать церковное здание. Власти прислушались к рекомендациям протоиерея Красницкого, и вскоре Петроградский отдел юстиции выпустил обращение, в котором верующим беднейших классов рекомендовалось объединяться в общины для получения церковного имущества.
В первые послереволюционные годы авторы такого рода проектов действовали на свой страх и риск. Результатом их выступлений стало то, что среди священников и мирян постепенно выделилась группа лиц, стремящихся активно сотрудничать с большевиками. Они составляли для нового правительства различные документы, содержавшие программу подчинения Церкви государству. Однако реализовать эти программы могло лишь государство.
Человеком, разработавшим государственную программу взаимоотношений с пробольшевистски настроенными церковными деятелями, оказался Лев Троцкий. В марте 1922 года он подготовил секретную записку, в которой предлагал оказать поддержку сочувствующей большевикам части духовенства, а затем в борьбе государства против Церкви воспользоваться противоборством церковных группировок. Троцкий не испытывал особенных симпатий к «прогрессивному» духовенству и считал, что оно представляет даже большую опасность, чем консервативное крыло Церкви. Однако государство хотело использовать «прогрессивную» часть духовенства как силу, при помощи которой церковную организацию можно взорвать изнутри.
Церковный раскол произошел через полтора месяца после того, как Троцкий составил программу мероприятий по развалу Церкви изнутри. 12 мая 1922 года группа петроградских обновленцев была пропущена к содержащемуся под домашним арестом патриарху Тихону. Заявляя о необходимости немедленного созыва нового Поместного Собора, они просили арестованного первоиерарха отказаться от своей власти. Лишенный возможности исполнять свои обязанности, патриарх передал полномочия по управлению церковью митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому), официально сообщив об этом гражданским властям. Арестованный патриарх не знал о том, что власти не пустят митрополита Агафангела в Москву.
Через несколько дней те же лица вновь навестили патриарха и получили у него разрешение на временное открытие церковной канцелярии. Патриарх разрешил открыть канцелярию только до приезда Ярославского митрополита, по обновленцы объявили, что этим актом созданному ими Высшему церковному управлению передаются функции управления Русской Православной Церковью.
* * *
ГАРФ ф. 130 оп. 2 № 154, л. 9–14
Владимир Красницкий (1880–1856) – протоиерей, до революции сотрудничал с крайне правым Союзом русского народа, а затем – с советской властью. Был одним из лидеров обновленческого раскола.