Обновленцы во Владимирской епархии
Когда формировалось обновленческое движение епископ Афанасий, в связи с арестом митр. Сергия, фактически возглавлял Владимирскую епархию. Викарному епископу Афанасию пришлось самостоятельно определять свою позицию по отношению к обновленцам. Он не был церковным политиком, не желал выстраивать многоходовые комбинации, а потому не видел никакого смысла в поисках компромиссов. Пределы сотрудничества с обновленцами он сформулировал следующим образом: «Как христианин, я, согласно слову Божию, повинуюсь предержащей советской власти и осуждаю вообще всякую политику в Церкви, контрреволюционную в частности. Как гражданин Советской России, где одним из основных законов является закон об отделении церкви от государства и о свободе совести, я, согласно этому закону, считаю обязательным для себя в вопросах веры и религиозной жизни подчиняться указаниям своей совести. Этими основными положениями определяется и мое отношение к нынешнему ВЦУ. Если советская власть рассматривает ВЦУ как свой орган для надзора за политической благонадежностью церковных деятелей, я признаю его как таковой»40.
Само собой разумеется, государство не могло открыто объявить о том, что оно поддерживает ВЦУ. поэтому такая позиция архиерея фактически означала отказ от какого бы то ни было сотрудничества с обновленцами. Конфликт возник после того, как владимирский протоиерей Михаил Тихонравов по собственной инициативе отправился в Москву для установления контактов с новым церковным руководством. Епископ Афанасий резко осудил его действия и стал выступать с антиобновленческими проповедями. Он объяснял народу, что обновленцы – раскольники, группа духовенства, восставшая против законного канонического епископата, возглавляемого Патриархом Тихоном, что в силу этого они не имеют права совершать таинства и нельзя ходить в обновленческие храмы.
На первых порах епископ Афанасий мог ссылаться на авторитет митрополита Сергия, однако тот не поддерживал непримиримой позиции своего викария. «Лбом стену не прошибешь», – говорил он. 16 июня 1922 года митрополит Сергий признал обновленческое церковное управление. Блестящий политик, митрополит Сергий рассчитывал переиграть обновленческих лидеров и в конце концов возглавить это движение. Как известно, этот план не удался и менее чем через год митрополит Сергий принес Патриарху покаяние.
Митрополит Сергий был одним из наиболее авторитетных архиереев, и его присоединение к обновленчеству смутило многих. Многие архиереи и священнослужители думали, что если такой мудрый и дальновидный политик, как Сергий, присоединился к обновленчеству, то это движение следует признать. За Сергием последовали многие, но епископ Афанасий этого не сделал. «Может быть, быть прямолинейным и искренним и неблагоразумно, – писал он митрополиту Сергию. – но я не думаю, чтобы неискренность и лукавство могли быть полезны Церкви Божией»41.
О позиции епископа Афанасия по отношению к обновленцам свидетельствует эпизод, относящийся к несколько более позднему времени. В 1925 году во Владимире заседал обновленческий епархиальный съезд. На съезд пригласили и епископа Ковровского. Он хоть и отказался участвовать в съезде, но все же пришел на заседание для того, чтобы выразить свое отношение к этому мероприятию. Свою речь владыка закончил словами: «А теперь я еду к митрополиту Петру с покаянием, что без его благословения присутствовал на вашем беззаконном собрании!»
Непримиримая позиция епископа Афанасия вызывала раздражение у обновленцев, и они обратились за помощью к властям. В ноябре 1922 года протоиерей М. Тихонравов, один из лидеров обновленческого движения во Владимире, написал заявление в ГПУ, где указывалось, что проповеди епископа провоцируют конфликты на религиозной почве. Протоиерей Тихонравов просил ГПУ «принять меры к тому, чтобы епископ Афанасий прекратил свою агитацию против идей церковно-обновленческого движения и членов группы «Живая церковь"»42. Епископ Афанасий был арестован, однако осуждать архиерея по обвинению в сопротивлении обновленцам властям очень не хотелось. Проведя в тюрьме два дня, он был выпущен па свободу, для того чтобы всего через 12 дней вновь попасть за решетку. На этот раз он обвинялся в противодействии изъятию церковных ценностей. Через полтора месяца его освободили по амнистии, а затем снова арестовали. Постоянные аресты фактически лишали его возможности полноценно управлять епархией, что, по всей видимости, и требовалось инициаторам этих арестов.
* * *
Молитва... с. 169.
Молитва... с. 167.
Заявление во Владимирский ОГПУ уполномоченного обновленческого Высшего церковного управления по Владимирской епархии протоиерея М. Тихонравова. – Молитва... с 166.