Не мыслитель, а уставщик
Епископ Афанасий всегда подчеркивал, что он не мыслитель, не созерцатель, а уставщик. «По части всяких философий я совсем профан, – писал он. – Моя специальность главным образом (да и то с грехом пополам) – поклоны, каждения, когда надо прочитать «Господи помилуй» 40 раз, когда – 12, когда – 3»167. Именно богослужебный устав, его внутренняя логика и изысканность, были в центре книжных занятий владыки.
Еще в конце 1955 года он получил от патриархии предложение участвовать в подготовке церковного календаря на 1957 год и ежегодника «Богослужебные указания». Эти книги патриархия издавала ежегодно. В них содержалась информация об особенностях служб на каждый день года. Для епископа Афанасия такая работа была чрезвычайно интересным делом, и он с радостью согласился на предложение.
Но вскоре наступило разочарование. Стремясь приблизить богослужебную практику к требованиям церковного устава, епископ Афанасий предлагал вносить в готовящиеся издания такие изменения, которые казались неоправданными новшествами. Так, например, он предложил исключить из церковного календаря имена святых, сведения о канонизации которых казались малодостоверными168. Эти исправления, противоречащие установившейся практике, никому особенно не нравились. Положение Церкви было слишком нестабильным, и не хотелось, чтобы какая-нибудь атеистическая брошюра, со ссылкой на официальные издания Московской патриархии, сообщила бы читателям, что в течение долгого времени в храмах молились святому, которого церковь таковым не считает. Еще с меньше охотой принимались предложения епископа Афанасия по приближению богослужебной практики к предписаниям Типикона.
Поняв, что большая часть его предложений не принимается, владыка решил отказаться от этой работы. «Я с радостью принял сделанное мне в прошлом году предложение, – писал он, – но в процессе работы выяснилось, что некоторые мои уставно-богослужебные суждения оказались неприемлемыми. Поэтому я отклонил от себя как составление, так и редактирование «Богослужебных указаний». Я согласился сделать только некоторые указания и советы. Но и эти последние в большинстве своем не были приняты во внимание. Посему я ни в коей мере не считаю себя ответственным за содержание «Богослужебных указаний"»169. Отказавшись от поста редактора, епископ Афанасий сохранил за собой статус консультанта, что давало ему возможность сообщать свою позицию сотрудникам издательства.
Неожиданно для владыки патриарх подписывает указ о создании специальной календарно-богослужебной комиссии, задачей которой должен был стать анализ сложных проблем богослужебной практики. Еще Собор 1917–1918 года планировал создание постоянного учреждения, занимающегося исправлением богослужебных книг и решением проблем, касающихся богослужебной практики. Епископ Афанасий полагал, что создание календарной комиссии является продолжением работы Богослужебного отдела Поместного Собора. «Ныне, – говорил епископ Афанасий на первом заседании Комиссии, – <...> при Московской патриархии учреждена постоянная Богослужебно-календарная комиссия, чем полагается начало проведению в жизнь тех мероприятий по упорядочению богослужения, которые намечались на Соборе 1917–1918 годов. И я не могу считать случайным то обстоятельство, что Господь судил первым возглавить нашу Комиссию именно мне, бывшему членом Священного Собора 1918 года, принимавшему деятельное участие в работах Богослужебного отдела Собора. Эта некоторая связь нашей Комиссии с Собором 1918 года, я считаю, возлагает на нас обязанность в предстоящей нам работе по вопросам, касающимся богослужения, руководствоваться теми пожеланиями, которые по этим вопросам высказывались на Соборе, и которые, в частности, были зафиксированы в докладе «Об упорядочении богослужения»170.
Календарно-богослужебная комиссия просуществовала всего лишь один год. Непосредственные результаты ее работы были невелики. Однако благодаря Комиссии епископу Афанасию удалось ознакомим, современных ему литургистов и сотрудников Издательства Московской патриархии с идеями сформулированными Собором 1917–1918 годов. Реализованы эти идеи были позже, уже после смерти владыки.
Та же судьба постигла и «Службу всем святым в земле Российской просиявшим». Составленная в 1918 году краткая служба постепенно превратилась в сложное и красивое богослужебное последование, совершаемое в течение трех дней. Текст службы размножался при помощи пишущей машинки и распространялся среди священнослужителей. Оставаясь неизданной, служба тем не менее была довольно хорошо известна верующим. Полностью «Служба всем святым в земле Российской просиявшим» была опубликована лишь в 1995 году, а за семь лет до этого, когда в 1988 году составлялся специальный чин празднования тысячелетия крещения Руси, многие части этой службы вошли в чинопоследование праздника.
При жизни епископа Афанасия его литургические идеи оставались практически невостребованными. Однако сделанное им не пропало и реализовывалось после его смерти. Вошли в общецерковное употребление службы русским святым, повсеместно празднуется память всех русских святых, постоянно переиздается книга «О поминовении усопших», лишь к исправлению богослужебных книг пока не приступили, но всему свое время.
* * *
Примечания
Молитва... с. 489.
В православной церкви нет общепринятой процедуры канонизации святых, поэтому нередко возникают споры о том, был ли тот или иной подвижник канонизирован.
Молитва... с. 487–48.8
Цитируется по: А.Г. Кравецкий и А.А. Плетнева. История церковнославянского языка в России (Х1Х-ХХ вв.). Отв. Ред. А.М. Молдован. Москва, М., 2001, с. 255.
