Александр Алексеевич Алексеев

I. Нужно веровать во Иисуса Христа, как в истинного Мессию – избавителя рода человеческого

Казалось бы, излишне говорить вам, братья, как уже христианам, о том, что вы должны веровать во Иисуса Христа; но судя по маловерию некоторых из вас и тем опасностям, которым почти каждый из новообращенных может подвергнуться, особенно в первое время по обращении своем в Православие, нельзя не сказать об этом.

Прежде всего я считаю нужным напомнить вам, что вы, принимая святое крещение, отреклись всецело от иудейства и всех талмудических басней, и дали священный обет пред алтарем Господним быть истинными христианами. Теперь же, если нарушаем, все это, то становимся клятвопреступниками и следовательно добровольно навлекаем на себя гнев Божий. Вспомните, братья, за что навлек на себя народ израильский страшный гнев Божий: не за неверие ли свое в Господа, пред Которым он клялся быть верным и хранить Его святой закон? Вся елико рече Бог, говорил Израиль, сотворим и послушаем (Исход. 19, 8). Но Израиль вскоре нарушил обещание свое, за что и был строго наказан Господом. И далее: за что Израиль и доднесь бедствует и рассеян по всему лицу земли, как не за тоже неверие обетованию Божию о пришествии Мессии на землю? Боюсь, возлюбленные братия, чтобы все случившееся с отцами нашими за их неверие не случилось бы, помилуй Боже, и с вами за ваше маловерие. Подумайте же хорошенько об этом; согласитесь, что жить как – ни будь, жить без веры и добрых дел – положение самое опасное и несчастное! Не говоря уже о том, что такая жизнь неприятна Богу, – она неприятна и людям, как христианам, так и евреям. Еврейское общество не окажет вам уже никакого сочувствия; оно, как небезызвестно каждому из вас, не терпит крещеных евреев и смотрит на них как на отступников от своего закона. Спрашивается: какими глазами будут смотреть на вас и христиане, когда увидят, что вы только по названию христиане? А совесть? Не будет ли она упрекать вас за уклонение от веры Христовой? Без веры может ли человек, когда ни будь и где ни будь найти покой себе? Если к этому присовокупить еще то, что мы должны умереть и отдать ответь в делах своих в день суда пред Самим Богом, то какими явимся мы тогда? Горе нам, если явимся нераскаянными грешниками, маловерами, или еще хуже – вовсе неверными! Но вы, быть может, скажете, что причиной вашего маловерия служит то, что вы еще не успели ознакомиться вполне с догматами православной веры, – не знаете, как и чем можно угодить Господу Иисусу Христу и как сделаться истинными христианами. Это отчасти справедливо; но для того, чтобы сделаться истинными христианами, есть следующие спасительные средства – Божественное учение Иисуса Христа, изложенное в святом Евангелии писания святых Отцов Церкви, молитвы и посты. Руководить же во всем этом могут вас пастыри православной церкви. Относительно же многочисленных талмудических толков, касающихся жизни Иисуса Христа и современных лживых идей, распространяемых еврейскими прогрессистами относительно учения о Мессии, так много вредящих, вам в деле веры, я постараюсь разъяснить вам и указать на несостоятельность этих лживых толков; ибо я вполне убежден, что только путем раскрытия их и можно исцелить застарелый душевный недуг, которым страдают многие из новообращенных евреев.

Так как учение последних (прогрессистов) горше первых (талмудистов), ибо первые не хотят только узнать в пришедшем Иисусе Христе Мессию своего, а последние вовсе отвергают учение о Мессии, то нужным и считаем прежде обратить внимание на то, что говорят прогрессисты. Но что это за прогрессисты? спросит, пожалуй, еще иной из читателей, и откуда они взялись? Это, так сказать, еврейский передовой образованный люд, либералы, резвившиеся в начале XIX столетия за границей (теперь их не мало и на Руси, особенно в Петербурге и в Одессе). Наши польские евреи и преимущественно хасиды3 не терпят их и называют их не иначе, как апикорцами, что значить эпикуреец, вольнодумец, истребитель Божественных истин. Обзывая так прогрессистов, они прибавляют к этому слово берлин, как бы указывая этим, что прогрессисты получили свое начало за границей и распространились более всего в Берлине. Нам кажется это отчасти справедливым, особенно когда вспомним, как горячо хлопотали в начале XIX столетия заграничные, высокоумные либералы, каковы: Филипсон, Мендельсон, Фридланец и особенно Якобсон, с водворением которого в Берлине, около 1812 г., начали там вводить в иудейскую синагогу орга́н, немецкую проповедь, изменили на новый лад и самый порядок Богослужения, и даже изменили молитвослов, уничтожив в нем те молитвы, в которых говорится о Мессии.

Идея о Мессии, нужно сказать, послужила главным образом камнем преткновения для молодых реформаторов.

В основу преобразования, так сказать, новоиудейской религии положены были союзом реформы следующие три пункта:

1. Мы признаем, говорили они, в Моисеевой религии возможность безграничного совершенствования.

2. Обозначаемое обыкновенно именем «Талмуд», собрание рассуждении, толкований на стихи святого Писания и предписаний, не имеет для нас никакого авторитета как в догматическом, так и в практическом отношении.

3. Мессию, который бы опять отвел израильтян в Палестину, мы не ожидаем и не желаем, мы признаем своим отечеством только то государство, к которому принадлежим по рождению, или по гражданским отношениям; и обрезание подвергалось реформе, оно представлялось свободе воли каждого (см. ист. иуд. по Иосту, – стр. 259).

Указанные пункты были подписаны единомышленниками и разосланы, чтобы каждый мог изъявить свое согласие подписью. Было присоединено краткое историческое объяснение, чтобы оправдать этот шаг и предупредить всякий упрек. Синагогальная реформа со всеми ее нововведениями нашла сочувствие и в других еврейских общинах, обитающих в больших иностранных городах: в Лондоне, Нью-Йорке, в С. Франциско и прочих американских общинах.

Образовавшиеся везде союзы из молодых раввинов прогрессистов энергично защищали и поддерживали мысль касательно реформы синагоги, и в том же духе проводили идеи. Так, например, Авраам считал, глупым – бессмысленным упорством отстаивать древние религиозные обычаи. И. Адербах и И. А. Фридлендер требовали отмены формулы молитв, преграждающей «будто бы» путь сокровенных чувств молящегося. Другие раввины ставили во главе наружное преобразование синагоги; большинство же требовало скорейшего уничтожения в молитвеннике молитв, касающихся Мессии, и скорейшего изменения существовавшего порядка Богослужения. Против этих антирелигиозных идей и всех нововведений восставали старые раввины, особенно возвысила, свой голос Ц. Френкель; он защищал обычные формулы против новых выражений, созданных, как выразился он, своеволием, и во всяком случае лишенных святости. Поднялась буря и в Лондоне против нововведения. Обер-раввин немецких общин и португальский раввин Мельдала прислали к лондонским и другим общинам пастырское послание, в котором порицали все предпринимаемые прогрессистами реформы.

Гамбургские раввины также протестовали против нововведения. «Мужи прогресса! писали они, можно ли вводить немецкий язык в еврейское Богослужение, отправляемое доселе на нашем священном языке? Можно ли ввести в синагогу орга́н и своевольно изменить молитвенник и уничтожить молитву, касающуюся царства Мессии? И наконец, можно ли уничтожить обычные иудейские толкования священного Писания и заменить их своими философскими взглядами?» Прогрессисты пытались допустить новую форму благословения и даже хотели отменить этот обряд4. Из этого краткого очерка читатель может составить себе хоть некоторое понятие об еврейских прогрессистах, может уразуметь, каков дух их, каков их взгляд на дело веры в Мессию, и как вредно может отозваться их новое учение на неопытных сынах Израиля5.

Братия мои! Если кто из вас будет иметь случай беседовать с кем – либо из прогрессистов и услышит их обычные слова, что будто бы «учение о Мессии несовременно и вовсе не составляет, обязательного догмата для евреев и что оно совсем не имеет того значения, какое придают, ему христиане», то советуем, в защиту своего правого верования во Христа, вот чем и как отражать от себя лживые их речи. Достаточно, кажется, спросить только у еврейских прогрессистов: откуда взялась у христиан самая идея о Христе, Мессии, как не из Божественного Писания Ветхого Завета, в котором так часто и многообразно говорится о Нем? Стал ли бы еврейский народ, враждебный Христу, сохранять учение о Мессии, если бы оно не составляло коренного учения их верования? В самом деле, что составляет, сущность обетований Божиих, данных патриархам, а в лице их всему Израилю, как не Мессия, о котором возвещали более или менее Моисей и все пророки? Укажем на некоторые места святого Писания Ветхого Завета; ясно свидетельствующие о Иисусе Христе. В книге Бытия говорится прямо и утвердительно, что Мессия придет, прежде, нежели отнимется скипетр от Иуды т. е. до падения царства иудейского. Не оскудеет, князь от Иуды (лойюсир шебет миегуда) и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему и той чаяние языков (Быт. 49, 10), или, как сказано в еврейском тексте: (ад ки ювой шилой) доколе не приидет тот, который имеет обладать языками и на которого языки уповать будут. «Это именно царь – Мессия», говорит раввин Раша Мелех Гамушиах (см. по толков. его Пятикнижия Моисея) – Тоже и древний раввин Онкелос слово (Шило) объяснил: доколе придет Мессия – ад деес Мешиах (см. таргум на Пятикнижие Моисея).

О времени пришествия Мессии ясно предсказывал и пророк Даниил. Он говорил, что Христос придет под конец семидесяти седьмин, т. е. спустя 490 лет, считая от возобновления Иерусалима, запустевшего в продолжение пленения Вавилонского, придет и потребится, т. е. будет предан смерти (экурас гамушиах): после чего град и святое, (т. е. святилище, храм) рассыплются (Дан. 9. 24).

Святой пророк Аггей предвозвестил, что Мессия явится во втором храме: приидут избранные всех, языков и исполню храм сей славы, глаголет Господь Вседержитель: Bелия слава будет храма сего последняя, паче первыя. Согласно этому пророчеству Иисус Христос явился несколько прежде разрушения римлянами иерусалимского храма (Иоан. 12; 21; Мф. 21, 28; Агг. 2, 8 – 10).

Боговдохновенный пророк Исаия, более, прямее и яснее всех пророков предсказавший об Иисусе Христе, возвещал еще за 800 лет, что Мессия родится от девы: се Дева (гинэ алма) во чреве зачнет и родит сына и наречет ему имя Эммануил (Ис. 7, 14).

А пророк Михей ясно определил даже местность, где надлежало родиться Мессии. И ты Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси еже быти в тысящах иудиных; из тебе бо Мне изыдет старейшина, еже быти в князи во Израили; изходи же его из начала от дней века. (Мих. 5, 2).

Кроме того, пророк Исаия предсказал, что Мессия совершит, множество великих и благодетельных чудес, что тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат, тогда будет скакать хромой подобно оленю и воспоет язык немого (Ис. 85, 56). О смерти Иисуса Христа возвестил пророк Исаия с такой подробностью, как будто он изображал это, стоя у креста Господня. Так, он, говорил, что Мессия будет язвен и мучен за беззакония наши, что наказание мира нашего на Нем и язвою Его мы изцелеем, что Он, грехи наши понесет, что Он, со беззаконными вменится (и действительно вменен был будучи распят между двумя разбойниками) (Ис. 53).

Святой Боговдохновенный царь и пророк Давид возвещал, что возмутятся народы, восстанут цари земные и вельможи соберутся вместе против Господа и помазанника Его: что при распятии Мессии дадут, в пищу Ему желчь и в жажду его напоят, оцтом, что толпа злых, пронзив Ему руки и ноги, разделить ризы Его себе и об одежде будут метать жребии (Пс. 68, 22, 21, 17); что видящие его в таковом поношении поругаются над ним и покивая главами скажут: Он положился на Господа, пусть избавить его, – пусть спасет его, если благоволит о нем (Пс. 21, ст. 7 – 9). Все это с величайшей точностью исполнилось в лице Иисуса Христа.

Вот основания, на которых зиждется христианское верование в Мессию; этою верою жили и с нею умирали Ветхозаветные Патриархи. Так, святое Писание говорит, об Аврааме: и верова Авраам и вменися ему в правду. Сам еврейский народ, лишенный отечества, святого храма и жертвоприношений, рассеянный по лицу земли, но неизменно сохранивший веру в Мессию, служит непрестанным свидетельством истины Христовой, и как нельзя лучше своею жалкою скитальческою жизнью убеждает каждого, что отвержение израильтян воспоследовало именно за отвержение ими Мессии Христа, давно пришедшего.

Но нам могут, возразить, на основании вышеприведенного учения либералов, что догмат, верования в Мессию для современного израильтянина не имеет никакого значения. На подобное возражение ответим раз навсегда, что либералы ошибаются. Уверяем, что нынешние евреи живут, исключительно верою в Мессию и они, подобно древним израильтянам выражают ее в уповании, в обрядах Богослужения, в молитвах и при отправлении праздников. Что это так, достаточно обратить внимание на символ, веры евреев, читаемый при ежедневном Богослужении.

1. Я верую, говорит иудей, что Господь сотворил мир из ничего и всем управляет.

2. Верую, что Творец един, и нет подобного ему. Он был, есть и будет.

3. Верую, что Творец не имеет никакого внешнего образа и вида.

4. Верую, что Он, первый и последний.

5. Верую, что все предсказанное нашим, великим учителем пророком Моисеем, и другими пророками – свято.

6. Верую, что закон Моисеев, данный на Синае неизменен во веки.

7. Верую, что Творцу известны все наши тайные дела.

8. Верую, что Творец воздаст каждому по делам его.

9. Верую и исповедую, что Мессия явится (ани мамин бевиас гамушиах) и хотя замедлит, но уповаем день и ночь, что Он, придет.

Итак, время пришествия Мессии хотя по понятию еврея неизвестно, но надежда эта присуща Израилю и есть основание всего еврейского Богослужения. Евреи живут этой сладкой надеждой, они с ней засыпают и встают! «Тот не иудей, говорят они, кто не исповедует пришествия Мессии и сомневается в этом; но мы ждем Его день и ночь» (Килишиосхо кивини), восклицают они, т. е. «ко спасению твоему уповаем, Господи! уповаем Господи! уповаем, Господи!» Трудно вполне передать, с каким пламенным восторгом, с каким энтузиазмом просят, они Бога, чтобы он ускорил время пришествия Мессии! Во время субботнего Богослужения довольно протяжно и жалобно воспевают, они: (Мусай! Тимлойх – бецион!) т. е. «когда ты, Господи, воцаришься в Сионе? Царствуй там скорее, во дни наши, и воцарися на век века! Да возвеличится и да святится имя Твое во Иерусалиме, да сподобимся очами нашими узреть царство Твое, ибо написано в песнях Давида о Мессии – праведнике, царе израильском» (кн. Сидер 126 стр.).

Или еще вот так: (шелах тишбо леонохо) т. е. «пошли нам избавителя Мессию к утешению нашему. Да утешит Он наши рыдания и наши вздохи, да услышатся в доме Израиля глас спасения и глас радования. Пошли Искупителя возлюбленному твоему народу. Насыщай нас спасением и да утешимся. Да возвестят уста наши глас радования и веселия. Ты бо Господи, спаситель наш, ты, Господи, счастье наше! Да придет в Сион Искупитель наш, муж (Христос) – да процветет цвет сей; Илья пророк и царь Мессии да приидут, вместе и да возрадуются тогда сердца наши» (кн. Сидер). Еврей, молясь так часто и долго Господу о ниспослании Мессии и видя неуспех в своих молитвах, все – таки не хочет предаться отчаянию. Он, как бы в утешение своей скорбящей души, обращается с молитвою уже к самому Мессии, моля его принять на себя дело искупления Израиля. (Микдаш мелах ир мелихо), восклицает он: «святейший Царь царствующего града! Воскресни, встань, изыди от печального места своего, довольно тебе сидеть во тьме, ибо помиловал Тебя, Боже, Бог твой»!

Стряхни с себя пыль, оденься в одежду красоты Израиля, свойственной Тебе, как великому царю!

«Прииде бо свет Твой, слава бо Господня на Тебе возсия. Чрез сына Иессеева, рождаемого в Вифлееме, приближается наше спасение (ал – яд – бен – иша – бес – алахмо – корво – ел – нафти – геило) (кн. Сидер)».

Успокоив себя утешительными молитвами, иудеи как бы уже видят очами приближающегося Мессию и в радости восклицают.

«Вправо и влево раздайтесь; ибо грядет Спаситель наш»

«Гряди, возлюбленный, гряди (лехо дойди)»

«Израиль готов встретить тебя с радостью, как радостно встречает невеста жениха своего» (Сидр. 100 стр.)

Приведенные нами места из пророчества, и еврейские молитвы, составителями которых были раввины, уважаемые евреями, говорят, очень много против лживых идей, распространяемых еврейскими либералами, и как нельзя лучше, в свою очередь, убеждают, каждого, что ветхозаветное учение иудеев, о Мессии было всегда священно для Израиля.

Заметить достойно, что и Талмуд, хотя запрещает, исследовать время пришествия Мессии, но верование в Мессию считает, одними из самых важнейших догматов. Он даже указывает, на признаки, имеющие предшествовать и ознаменовать близкое явление Мессии в мир. Так, он говорит, (см. Сангедрин 97 стр.):

1) в людях заметно будет сильное равнодушие к вере и закону Талмуда;

2) когда потеряется всякая надежда на пришествие Мессии, и наконец

3) бедность и угнетение Израиля. Но все эти признаки Талмуд приписывает явлению того Мессии, которого еврей еще ждет, но никак не Христу – Спасителю, исповедуемому христианами.

Указав, по возможности, на лживые идеи еврейских либералов, направленные против учения о Мессии, нужным считаем обратить теперь внимание ваше, братья мои, и на талмудическое лжеучение, касающееся жизни Иисуса Христа, так как и оно весьма вредит верованию некоторых из новообращенных евреев, имеющих несчастье впадать в его гибельные сети.

* * *

3

Хасиды – самая строгая иудейская секта, соблюдающая букву закона, слывут, между евреями за благочестивых, людей.

4

Благословение у евреев совершается по примеру древних. Раввин возлагает крестообразно руки на главу благословляемого и произносит трижды следующее: «да благословит тя Господь, просветит лице твое и сотворит тебе мир.»

5

Отчасти уже и теперь замечается в русских евреях вреднось заграничного антирелигиозного прогрессивного направления. Многие из них нарушают святость дня субботнего, раскладыват огонь вопреки закону Моисея. Употребляют в пищу запрещенное законом! и даже обрезание считают необязательным.


Источник: Беседы православного христианина из евреев с новообращенными из своих собратий об истинах святой веры и заблуждениях талмудических, с присовокуплением статьи о Талмуде / соч. А. Алексеева. - 3-е изд., доп. и испр. - Новгород : тип. М. Сухова, 1878. - 320 с.

Комментарии для сайта Cackle