Источник

V. Раскрытие в святом Евангелии ветхозаветных пророчеств, касающихся Иисуса Христа

Сам Талмуд признает, что только с пришествием Мессии на землю разрешатся все недоумения, все вопросы, которые никем из пророков, бывших до Него, не могли быть решены. А это не значить ли, что древний закон сам по себе, без учения Иисуса Христа, неполон и требует уяснения? Известно, что ветхозаветные пророчества нередко служили камнем преткновения даже для просвещенных и благочестивых израильтян. Так и христианская Церковь хранит предание, что праведный Симеон, переводя священные книги, когда дошел до пророчества Исаии: се Дева во чреве приимет и родит Сына.... (7. 14), так усомнился в истине этого пророчества, что взял нож и хотел выскоблить эти слова, и только тогда оставил свое намерение, когда Ангел удержал его руку и сказал ему, что он, Симеон, дотоле не умрет, пока не узрит Христа, имеющего родиться от Девы. Мы знаем и то, что и Сама Божья Матерь, от Которой имел родиться Избавитель Мира, недоумевала, когда Архангел возвестил Ей, что Она родит Божественного Младенца: како будет сие, вопрошала Она Ангела, идеже мужа не знаю? А что сказать о евреях, у которых, по уверению священного Писания, помрачены очи еже видети? Они, по истине сказать, нисколько не в состоянии уразуметь священное Писание свидетельствующее об Иисусе Христе. В самом деле, ведь никто из иудеев доселе не может сказать и определить: кто таков Мессия? Для чего он придет в мир? На подобные вопросы они всегда отвечают как-то сбивчиво и несогласно. Одни из них говорят, что Мессия будет сын Давидов – мушиах-бен-Дувед; другие говорят, что он будет сын Иосифов – мушиах–бен-Иосиф; некоторые же думают, что он будет Илия или какой ни будь великий Пророк, подобный Моисею; в молитвах своих евреи исповедуют, что разом явится и Мессия и Илия (см. кн. Сидер).

«Придет же Он, говорят они, для того, чтобы собрать со всех концов земли рассеянных израильтян и ввести их в землю обетованную и потом Мессия воцарится во Иерусалиме на престоле отца своего Давида и будет царствовать вечно над Израилем, как и сказано о Нем: на престоле Давидове, и на царстве его исправити, и заступите его в суде и правде от ныне и до века (Ис. 9, 7). Не забудем, что и древние иудеи, имея в виду многочисленные места Ветхого Завета, представляющие Мессию царем славы, не хотели иначе думать о Нем как о царе израильском, и что однажды иудеи хотели даже избрать Спасителя царем.

При таком неправильном, веками сложившемся, понятии евреев о лице Мессии, удивительно ли, что у нынешних иудеев составилось такое уродливое представление о Нем, что они блага христианства полагают только в благах земных? Так, они говорят, что Мессия, по пришествии своем, будет угощать их прекрасным мясом от шор-габор – быка, пасущегося от начала мира для Израиля, и что затем и в ган-эдеен – в раю будут их, как избранников Божиих, питать манною, которая мелется теперь на небе для того же Израиля. Кто не скажет, что это вздор, что такая нелепость могла влезть в голову лишь фантазерам раввинам? А между тем иудеи, как вы знаете, братия, верят всему этому. Верят и прочим талмудическим бредням, которыми раввины прикрыли прямой смысл священного Писания, свидетельствующего о Христе, как о Мессии. Поэтому-то собственно иудеи и доселе остаются в вековом заблуждении. И они, как мы выше говорили, не могут понять ни цели, для которой должен был придти и пришел Мессия, не знают и того, кто такой Он будет. Между тем, лишь откроешь Евангелие, уже ясно видишь, кто должен быть Мессия, от кого Он должен произойти по плоти и для чего придет в мир. Евангелист Матфей, повествуя о рождестве Иисуса Христа, прямо говорит, что он сын Давида: родословие Иисуса Христа, сына Давидова (Мф. 1:1). Не нужно долго искать в Евангелии, чтобы узнать и причину явления Мессии в мир. Евангелист Матфей говорит: Он (Мессия) спасет народ Свой от грехов их (Мф. 1:21). Тот же Евангелист раскрывает нам и таинство воплощения Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии и передает об этом так, как и возвещено было пророком за 800 лет до рождества Христова: родит же Сына и наречется Ему имя Иисус, ибо Он спасет народ от грехов их. Сие же все произошло, да сбудется реченное от Господа чрез пророка, который говорит: се дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил, что значить: с нами Бог (Мф. 1:21 – 24). Говоря о рождестве Спасителя, нельзя не обратить внимания и на все то, что произошло при этом. Святой Евангелист Матфей свидетельствует, что когда прошел во Иерусалиме слух о рождении Спасителя и когда об этом узнал Ирод, то он смутился так, что собрал книжников и фарисеев и старался выведать от них об этом. Казалось, бы, чего мог опасаться царь Ирод, узнавший о рождении младенца в Вифлееме? Но мы видим, что он боится. Зная, что в народе составилось общее мнение, что Мессия, знаменитая отрасль дома Давидова, должен явиться для восстановления политического могущества израильского народа, зная и то, что Иудеи предпочтут ему потомка Давидова и скорее пожелают сделать Его, со временем своим царем. Ирод ужасается и приказывает, подобно Фараону, убивать многочисленных младенцев мужского пола, чтобы в числе их убить и будущего царя израильского – Мессию. Однако, как ни старался Ирод умертвить рожденного Богомладенца Иисуса, но он не мог этого сделать. Господь послал Ангела своего, который, явясь Иосифу во сне, сказал ему, чтобы он с Младенцем и Матерью Его бежал во Египет; ибо Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф. 2, 18). Из Евангелия узнаем, что Мессия не простой человек, как думают иудеи, что Он ни Илия, ни Моисей, ни Давид, или кто ни будь из великих людей, а Сам Бог во плоти. Он есть истинный Сын Божий, как и назвал Его еще издревле Господь устами Давида: Сын мой еси Ты: Аз днесь родись Тя. (Псал. 2. 7). Именем Сына назвал Его и Бог – Отец при крещении: тогда отверзлось небо, и нисшел на Него Дух Святой в телесном виде, как голубь; и слышан был глас с небеси, глаголющий Сын Мой возлюбленный, в Тебе все мое благоволение (Луки 3:21–22).

Стоит заметить, как говорят евреи и особенно их прогрессисты относительно вышеприведенных слов Давида о Христе, как Сыне Божием. Вы знаете, братия, как стараются евреи перетолковывать слова: Сын Мой еси Ты: Аз днесь родих Тя; они говорят, что эти слова следует понимать не буквально, а иносказательно, именно: Бог как бы так сказал Давиду: ты (Давид) для меня все равно что сын; сказал же Он ему это в тот день, уверяют раввины, когда он избран был в цари.

Кто из вас, братия мои, не поймет теперь, отложив иудейское пристрастие к Талмуду, что это толкование ложно? Ложность его видна из следующих слов этого же псалма: проси от Мене, говорит Господь, и дам Ти языки достояние Твое, и одержите Твое концы земли (Псал. 2, 8); а в другом псалме сказано: и Аз первенца, положу Его высока паче царей земных. В век сохраню ему милость Мою, и завет Мой верен ему, и положу в век века семя Его, яко дни неба (Псал. 88:26–31). Возможно ли все это отнести к Давиду? Во первых, обладал ли Давид языками и простиралось ли царство его во все концы земли? Конечно, нет. А ведь тут прямо указывается на такого отличительного и высокопоставленного Царя, царству которого нет предела и конца, – Царя, который выше всех царей земных. Никто из обыкновенных потомков Давида не оставался в живых вечно; они все погребены с отцами своими. Что ж, подумает пожалуй другой из вас, слова Божии мимо идут? Нет, они истинны и непреложны. Сами иудеи признают, что Давид, или вернее кто-то из потомков его, должен жить вечно. При появлении полнолуния, они выбегают из домов, составляют кружки у того места где более видна луна, молятся и кричат: «Царь Давид живет во век века!!» Итак из приведенных псалмов ясно видно, что все то, что раввины навязывают Давиду, отнюдь не относится к нему лично: а к потомку его, именно Иисусу Христу, родившемуся по плоти от Давида.

Понятно и то, какая была цель у раввинов – искажать прямой смысл священного Писания. Этим они хотели отвести, так сказать, глаза своих собратов, чтобы они не могли признать Иисуса Христа Сыном Божиим. Но как они не ухитрялись, а истина осталась истиною. Теперь не только читавшие священное писание знают, что Иисус Христос есть Сын Божии, но знают это и те, которые не умеют читать Писания. Спросите любого христианина, даже малоученого: кто такой Иисус Христос? Он непременно ответить, что Христос – Сын Божий, и к этому добавит, что Он пришел спасти нас грешных. Но почему же, спросите, христиане знают это? Потому, что в их душах живет твердая вера во Иисуса Христа и в истину слова Божия; на них сбывается сказанное в священном Писании: дая законы Моя в мысли их и на сердцах их напишу я (Иерем. 31–37). По этому – то, повторяем: они знают то, чего не в силах познать и разуметь иудеи.

Но возвратимся к Евангелию. В проповеди Господа, кроме учения о блаженствах, находим многое в высшей степени поучительное для нас, например, о том, какова должна быть молитва Христианина? Каковы должны быть наши отношения к ближним и даже ко врагам? Мы, по слову Спасителя, должны быть снисходительны друг к другу и если кто чем ни будь обидел нас, мы не должны мстить ему; не должны памятозлобствовать, а должны, как можно скорее, прощать нанесенные нам обиды. Если ты, говорит Господь, принесешь дар твой к алтарю, и тут вспомнишь, что брат твой имеет нечто на тебя; оставь там дар твой пред алтарем, и поди, прежде примирись с братом твоим; и тогда приди и принеси дар твой. (Мф. 5:23 и 24).

Относительно же того, как мы должны молиться и главное – как мы должны держать себя на молитве, Господь учит нас так: когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на улицах становиться на молитву, чтобы видели их люди. Истинно говорю вам: они получили уже себе награду. Ты же, когда молишься, войди в комнату свою, и затворив за собою двери, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 16:5 – 6). Судя по тому, как молятся в синагогах и нередко на улице наши современные фарисеи, подражающие во всем древним фарисеям, как стараются они выказаться пламенно молящимися пред людьми, чтобы их видели и хвалили, не трудно догадаться, каково было моление древних фарисеев, и почему они были так обличаемы Господом. Всякий раз, как только мы вспомним говоренное иудеями против Иисуса Христа, будто бы Он уклонил людей от веры в Бога, мысленно повторяем те слова, которые произнесены были Господом на кресте: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят (Луки 28, 84).

Вот как учит Господь о благотворительности. Он повелевает оказывать помощь нуждающимся: просящему у тебя дай; и хотящего занять у тебя не убегай (Мф. 5, 44). При этом, когда подаем милостыню, мы, по слову Спасителя, не должны делать это гласно, как делали это древние фарисеи и как делают это же современные фарисеи, которые любят, чтобы везде о них говорили, что они (рахманым), т.е. милосерды.

Посмотрим далее. Известно, что древние фарисеи более всего обращали внимание на обрядность закона, пренебрегая в то же время сущностью его. Они однажды осмелились поставить на вид Господу, что ученики Его едят неумытыми руками и нарушают, предание старцев. Он же сказал им в ответ: для чего вы нарушаете заповеди Божии ради предания вашего? Ибо Бог заповедал, говоря; чти отца и мать, и злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: то, чем бы ты от меня пользовался, я отдаю в дар Богу; таковый может и не почтить отца своего или мать свою. Таким образом вы отвергли заповедь Божию ради предания вашего. Лицемеры! Справедливо предсказал о вас Исаия, говоря: приближаются ко мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но всуе чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим. И призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте. Не то, что входить в уста, оскверняет человека; но то, что из уст исходит, оскверняет человека (Мф. 15:1–11). Весьма ясно выразил Господь в этой краткой речи, каково было исполнение закона у книжников и фарисеев; оно выражалось более в омовении рук, чем в соблюдении заповеди Иеговы. Вы, говорит Господь мнимым блюстителям закона, преступаете заповедь Божии за предание ваше. Здесь как бы так сказал Господь: вы поставляете в деле спасения важным не то, что на самом деле может спасти человека; как например, соблюдение заповедей Божиих, а думаете спастись измышленными предписаниями старцев. Точно так поступают и нынешние фарисеи. Они скорее решатся нарушить заповедь Божью, скорее позволять себе обидеть человека, обмануть его, особенно гоя – иноверца, чем съесть кусок хлеба неумытыми руками. Есть ли тут разумное выполнение закона? Кому известны те многочисленный предписания, которые установили древние иудейские учители, книжники и фарисеи, обязав Израиля хранить все это свято, тот согласится, что они, фарисеи, бремя тяжкое наложили на сынов Израиля. Кроме многочисленных предписаний, узаконенных Моисеем, евреи обязаны знать и соблюдать и многочисленные правила Талмуда. Так например, необходимо соблюдать 177 правил при убиении скота, 255 при исследовании его внутренностей, 342 при трауре и 1279 при праздновании шабаша. Ничего нельзя представить пустее тех правил, которые предписывает евреям Талмуд, относительно соблюдения субботы; например, нельзя в субботу гасить самому свечу: а в случае надобности, Талмуд разрешает вынести ее на улицу, чтобы она была потушена ветром. Если ветра нет и еврей не желает, чтобы свеча горела понапрасну, то он со всего маха разбегается с нею и таким образом достигает своей цели. Нельзя в руки брать деньги в шабаш, но если была бы необходимость, то Талмуд разрешает брать монету только не голыми руками, а чрез платок, а золотую монету – можно взять и без платка. Нельзя прикасаться к плугу или другому какому – ни будь инструменту, которым иноверец работал в субботу. Нельзя в субботний день идти по полю, потому что можно раздавить зерна и против

воли посеять их, и проч. Подобно фарисеям, раввины, явясь в собрание или на вечер, непременно уже усядутся на первое место. И почему они требуют себе такого уважения и почтения? Потому, что они величаются именем тайрер-ид – святейшею израильскою душою.10 В чем же состоит святость их? В том лишь – что они дольше других сидят в синагогах, безгамедрашах (молитвенный дом) и расширяют свои хранилища, то есть, повязки со словами закона; кроме этого молятся долго в повязках, отличающихся от обыкновенных и называемых ребену-тамс–тфилим т. е. повязки, установленные в честь раввина Тамы. Вот за это-то и должно их уважать, скажет суеверный талмудист – еврей. И не только уважать, добавит он, но их следует любить как Бога (по понятию евреев учитель и наставники веры выше отца и равен Богу).

Мы позволим себе сделать здесь некоторое отступление от нашего предмета и передадим читателю, разумеется, не из иудеев, хоть что – ни будь из талмудической мудрости, которой раввины научают евреев, чем и заслуживают особую от них милость. Вот обращик, переданный нам одним знакомым ученым евреем в то самое время, когда мы писали эту беседу. Прочитав, по моему указанию, 23 главу Евангелия Матфея, он сказал: «теперь я понимаю, почему вы нередко выставляете мне на вид то, что я хосед – фарисей: ваше Евангелие, как видно, с дурной стороны изображает подобных людей. Но не забудьте, что фарисеи были законники и народные учителя, а не вы ли сами похвалили мне не раз Апостола Павла? А ведь он был законник и принадлежал к секте фарисеев. Как же после этого считать фарисеев хуже других, тем более, что вот тот же Евангелист говорит, что их следует слушать и не напрасно же они занимали почетное место на Моисеевом седалище!» Как вы понимаете эти слова? спросил я еврея. «Я понимаю их так, как они сказаны: на Моисеевом седалище сидели книжники и фарисеи. И почему не допускать буквального смысла этих слов? Ведь вы знаете, что у нас и теперь есть, так сказать, Моисеево седалище, ибо как иначе назвать то место, где книжники читают тору – книги закона, и на котором присутствует как бы сам Моисей, под видом священных книг его? Я могу вам доказать, и словами священного Писания и особенно учением знаменитых наших раввинов, что Моисей имел место для седалища в скинии во святая святых». – Последним, т.е. Талмудом, сказали мы своему собеседнику, можете что – ни будь доказать, но священным Писанием вы ровно ничего не докажете. Впрочем говорите, мы охотно послушаем.

Собеседник раскрыл лежащую у нас на столе Библию и начал читать следующее из книги Левит: воззва Господь Моисея, и рече ему из скинии свидания (Левит 1, 1) «Слышите, сказал он, слова эти прямо и ясно показывают, что Моисей в известное время находился в скинии свидения, иначе не зачем было Господу оттуда его звать. Раввин Мидраш в своем толковании на Пятикнижие Моисея, объясняя этот текст, и особенно слова, ваикро меойль моэд – воззва Господь Моисея из скинии – выводит из них, что Моисей очень часто должен был являться во святая святых; туда он ходил на молитву; туда же он приходил приносить жертву Господу и оттуда провещал, он волю Божию. Случалось, говорит Мидраш, что Моисей, по чувству благоговения к святыне: не позволял себе лишний раз входить во святая святых, но тогда Сам Господь призывал его к Себе, как и сказано: ваикро воззва его Господь. В момент явления Господа, скиния наполнилась благодатью Святого Духа.

Итак видите, говорил собеседник, и из священного Писания и из Талмуда, что Моисей часто пребывал во святая святых, и поэтому, конечно, он не мог не иметь там места седалища. Принимая во внимание то, что обыкновенные люди во время общественного Богослужения сидели, то почему же избранник Божий должен был стоять во все время нахождения в скинии? Если мы обратим внимание, продолжал еврей, еще на то, что говорит раввин Раша, объяснявший этот текст, то мы убедимся, что Моисей, если бы и хотел стоять в скинии, то не достало бы у него физических сил к тому. Ему очень часто и довольно подолгу приходилось бывать в скинии. Здесь он должен был принимать, божественные уроки, как руководить в вере и законе наш народ, тут в скинии он принимал из уст Божиих многие законы, которые он должен был немедленно передать нам, как и сказано: глаголя: глаголи сыном израилевым и речеши к ним: человек от вас аще принесет дары Господу... И проч. (Лев. 1, 2). Раввин Раша, объясняя эти слова, прибавляет, что Моисею в скинии передан был весь смысл закона до самой малейшей подробности; ему даже указано было, как разделять священные книги на отделы, главы и стихи, даже формы каждой буквы были показаны Моисею Господом. Наконец, многие даже из наших устных законов, как например, Талмуд, были также переданы Богом Моисею. Да, многому научил Господь Моисея в скинии и многое передал Моисей Аарону, а сей последний передал все старейшинам Израиля, которые в свою очередь передали все целому иудейскому сонму. Вот какая непрерывная цепь преданий связывает, наш закон! А знаете ли, продолжал собеседник, как передавал Господь Моисею свои речи? Голос Его, по уверению толкователя Пятикнижия Моисея, раввина Раши, раздавался из за завесы скинии, как бы из уст херувимов которые были изображены в скинии, протяжно шел густым шумом к тому месту, где стоял Моисей, и прямо касался его уха, дойдя до слуха Моисея, этот голос быстро, как бы ножем, пресекался, так что никто из посторонних ничего не мог слышать. Но не думайте, что голос был очень тихий и потому никто будто бы не мог слышать его. Нет, этого нельзя сказать; раввин Раша, напротив, уверяет, что он был довольно сильный, и в доказательство того, что он не мог быть тихий, приводит, следующее место священного Писания, глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии, Глас Господень сокрушающего кедры (Псал. 28, 4). Не доказывает, ли это, сказал еврей, что голос Божий был не тихий?

– А если он был сильный, сказали мы, то почему же никто не мог слышать его?

– Этому удивляться нисколько не следует, отвечал еврей. Раввин Медраш объясняет, нам и это; он говорить, что у Бога так: когда Он желает, сообщить что – либо только одному, а от прочих скрыть это, то хотя Он будет говорить громко, но слышать будет только тот, кому Бог хочет открыть волю Свою. Примером тому может служить явление Божие Самуилу. Голос Божии, как мы знаем из священного Писания, раздается в храме, но слышит, его только один Самуил; Или: же хотя и был тут, однако ничего не слышал, и опять – таки потому, что он ничего недолжен был знать об этом. Кто знает, сказал собеседник, если бы Израиль мог слышать голос Божии, то в силах ли был вместить его в себе? Нам известно, что было время, когда евреи изнемогали от присутствия Божия и молили Моисея, чтобы он говорил вместо них с Богом и чтобы чрез него Господь открывал им волю свою. – Итак вы верите, сказал я собеседнику, что Моисею было в скинии показано Богом, как писать священный книги, как разделять их на отделы, главы и стихи? Да, я вполне верю. Вы, как христианин, можете теперь и не признавать за истину то, что толкуют, наши раввины; но тем не менее не можете не согласиться, что их толкование весьма поучительно и что оно говорить много в пользу их обширного знания по части священного Писания. Они вникали в дух слова Божия и насквозь проникли таинственный смысл его. Кстати, позвольте еще вам сказать одно, в доказательство того, что каждое слово священного Писания, каждая буква действительно были поставлены Моисеем, по указанию Божию. Вот хоть бы в разбираемом нами тексте: почему в конце слова ваикро (воззва) поставлена буква алеф? (а) (буква алеф выговаривается за о, когда под ней стоить знак комец, который есть и в настоящем случае) Ведь и без алеф будет такое значение: воззва? И далее, зачем эта буква – алеф – меньше всех алефов? Заметьте, сказал он, что не только здесь в Библии она так мала, но даже в самой торе (Пятикнижии Моисея) нигде не встретите обыкновенного алефа, а все в уменьшенном виде!

– На первый ваш вопрос, сказал я собеседнику, могу ответить словами раввина же, хотя я вообще вовсе не верю раввинским толкованиям. Бог, говорит он, хотел отличить Моисея от всех людей, поэтому и сказано ваикро, а это выражение употребляется только на небе Ангелами, как сказано в священном Писании: и взывают они т. е. Ангелы, друг другу (ваикро зе – эль – зэ): свят, свят, свят, Господь Саваоф» Относительно же того, почему поставлен в слове ваикро маленький алеф, мы ничего не в состоянии сказать, так как об этом не упоминает ни раввин Раша, ни даже плодовитый толкователь священных книг раввин Балтырим.

– Ага, воскликнул видимо обрадованный собеседник мой, не напрасно же я хосед; не напрасно же я жую священное Писание (как бы питаюсь словом Божиим – любимое выражение евреев). От нашего брата ничего не скроется; если Раша об этом ничего не говорит, то вот у Медраша есть на это объяснение. Раввин Медраш ничего не пропускает без объяснения. Он своими толкованиями восполняет многое. Вот хоть бы то, что вы сейчас говорили, ведь неполно? Почему Бог именно в этот раз так возвеличил Моисея и поощрил его ласковым словом? Чтобы узнать это, нужно понять, для чего Господь призывает к себе Моисея? Медраш, относительно всего этого, говорит следующее: Бог зовет Моисея для того, чтобы передать народу израильскому волю Свою о том, каковы должны быть его жертвоприношения, при этом Моисей узнает, что жертвы будут приноситься чрез священников и что они особенно будут умилостивлять Господа. И вот Моисей начинает скорбеть: почему он не священник, отчего на него не выпала счастливая доля священнодействовать? Моисей готов был бы сейчас переменить почетное звание «вождя» на звание «священника». Ему, говорит, Медраш, сделалось очень тяжело и эта мысль так его потрясла, что ему стало даже холодно; и вот поэтому то собственно, уверяет, Медраш, Господь, желая утешить верного раба своего, зовет его, и зовет словами ваикро, подобно тому, как на небе взывают Ангелы друг к другу. Этим Господь дал Моисею понять еще и то, что он, Моисей, будет священнодействовать в эль-мо-ед – в небесном храме будущей жизни; что тогда он предстанет Богу, как верховный иерей. Моисей, услышав это, говорит Медраш, совершенно успокоился. А вот причина, почему в конце слова ваикро поставлено везде маленькое алеф. Господь, утешив Моисея вышеприведенными словами, велел ему внести это слово на первый же лист книги Левит. Но Моисей, по кротости и скромности своей, не хотел вовсе выставить себя на показ, что именно его Бог зовет словами ваикро; не исполнить же этого он также опасался, чтобы не быть нарушителем воли Божией; и вот он ставит маленькое алеф, в той надежде, что читавшие священное Писание и вникающие в таинственный смысл его поймут, почему стоит малое алеф.

Кажется, и без всякого опровержения, читатель – христианин поймет всю нелепость толкований раввинов на приведенный текст священного Писания. Но христианину из иудеев, благоговевшему прежде пред учением Талмуда, даже и подобные толкования могут казаться пожалуй, справедливыми. Поэтому мы нужным считаем кое-что сказать здесь против толкований Медраша и Раши. Священные книги, точно, писаны по воле Божией, по внушению Духа Святого, – в этом никто из христиан и не сомневается; но что в скинии показано было Моисею Богом, как писать священные книги, как разделять их на главы и стихи и где поставить, какой знак, этому никто знающий дело не поверит, да и верить нельзя. Мы видим, что и по сие время Тора – Пятикнижие в древних кодексах писано без всяких знаков и только позднее находим пунктуацию, которая изобретена после времени Рождества Христова. Всякий мало-мальски ученый еврей знает и то, что гаоны (класс древних ученых евреев) первые; так сказать, внесли науку в книги священного Писания – за ними ученые мазореты занимались уже исправлением священных книг11. – Они определяли точки, гласные и ударения, которые на еврейском языке имеют большую важность при изъяснения священного Писания. Они обратили внимание на разбор начальных, окончательных и промежуточных букв; сосчитали, что в книге Бытия находится двадцать тысяч семьсот тринадцать слов и семьдесят восемь тысяч сто букв. Все прочие тексты Библии разобраны таким же образом. Так вот, кто умудрился изъяснять в еврейском вкусе священное Писание, и представил его в том виде, как мы встречаем его в Талмуде! Это раввины времени христианства, но уже никак не Моисей. Все, что приписали раввины Моисею, по поводу приведенного текста из книги Левит, столько же верно, сколько справедливо то, будто бы Моисей имел седалище в скинии, – в святая святых.

Теперь снова возвращаемся к Евангелию. Из вышесказанного мы уже знаем, что книжники и фарисеи только других наставляли в законе, других руководили в вере; а сами от всего этого были далеки. Но Господь еще сильнее изобличает образ жизни и все неблаговидные поступки книжников и фарисеев: горе вам, книжники и фарисеи – лицемеры, говорит Он, что затворяете царствие небесное людям; ибо и сами не входите, и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдовиц, и лицемерно молитесь долго; за сие примите тягчайшее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи – лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного, и когда обратите, то делаете его сыном геенны вдвое худшим вас. (Мф. 23, 18 – 15). Кто из вас, братия мои, не знает, что и нынешние фарисеи не считают грехом, так сказать, съесть дом вдовицы, или вернее – разорить ее, для своей пользы? Так, например, хеврекдойше – святое общество погребальщиков – отнимает нередко последнюю копейку у бедной осиротевшей женщины, для погребения умершего ее мужа; а между тем, эти святоши воссылают пространные молитвы к Богу, желая этим как бы загладить свои нечестные поступки. Вы знаете также и то, как много заботятся наши фарисеи о том, чтобы какого – ни будь гамурца, т. е. несведущего в Талмуде и нерадивого к вере иудейской, поставить, как говорят они, «ал дерех гаешор» – на талмудический путь: ради этого они готовы, так сказать, проходить море и сушу. Но какой толк в том, что они сделают, из простого и прямого израильтянина, подобного себе фарисея хасида, сына геенны? Пользы от этого ровно ни какой нет, ни для души, ни для тела. Далее; как древние, так и нынешние фарисеи, соблюдают правило касательно десятины; и они дают десятину с тмина, с мяты и со всего того, что ими приобретено разными нечестными путями; иной даже и из незаконных лихвенных процентов, которые он взимает с христианина, отдает десятину подобным же себе тунеядцам. Удивительно и то, как современные фарисеи применяют к делу сказанное Спасителем относительно отцеживания комара. Мы знаем хорошо, что ни один фарисей не выпьет воды, не перецедив ее чрез холст. Другой, если ему под руки не попадется холст, чрез который бы он мог процедить воду, то постарается хоть подсунуть стакан под грязный рукав своей рубахи, а все – таки сначала процедит, а потом уже выпьет, боясь мнимых нечистот, находящихся в непроцеженной воде. Итак фарисеи, боясь пить неочищенную воду, смело можем сказать, нисколько не ужаснутся проглотить, если можно так выразиться, верблюда, или прямее сказать – погубить всякого из собратов своих, живущих не по правилам Талмуда. Вы читатель, не можете представить себе, до какой степени евреи строги в отношении пищи и пития. Если в каком – ни будь городе или местечке, обитаемом иудеями, сделается гласным, что какой – ни будь еврей поел трефного, т. е. пищи, запрещенной Талмудом, как то: свиного мяса, колбасы и т. п., то кагал почтет священным долгом прежде пожурить хорошенько мнимого преступника закона, а за тем восстановить против него и все общество, так что провинившемуся дорого приходится: поплатиться, даже нередко – боками, за нарушение правил Талмуда относительно пищи. Передам здесь то, что пришлось перенести мне от собратов своих, за нарушение правил Талмуда в отношении употребления пищи. Раз как – то я, будучи еще мальчиком, пришел в гости к одному польскому пану, с которым водил знакомство мой отец. Пан ел в то время раков, которых предложил и мне, приговаривая: «ешь, жидок, это хорошо». Я, по детской простоте, послушался, съел две – три штуки раков. Когда я пришел домой и рассказал об этом отцу, то он просто из себя вышел и громким голосом закричал «как ты, безбожник, мог решиться осквернить свои уста непозволительной пищей?» Я, разумеется, начал извиняться и в оправдание говорил отцу, что закон, сколько мне известно, воспрещает лишь употреблять свиное мясо, а о раках там ничего не сказано: Отец, оскорбленный таким ответом, вскрикнул: «так ты только знаешь, что одну свинину нельзя есть? Смотри же, что говорит наш закон относительно употребления и прочих животных»: при этом он открыл Библию и начал читать следующее: и сих да не снесте от отрыгающих жвание, и от делящих пазнокти на двое, но копыт не раздвояющих: велблюда, и заяца и хирогрилля: яко отрыгают жвание сии, но копыт не раздвояют, нечиста сия вам суть (Втор. 14:7–9).

Долго не мог примириться со мною отец за мое, как говорил, он мне страшное преступление; он даже возил меня к цадику12 чтобы он разрешил мой грех. Но и этим не искупилась моя вина; мне долго пришлось терпеть за нее. Поступок мой, как уже водится у евреев, сделался уже известным во всем местечке; и кому даже дела не было до меня, – и тот считал священным долгом напоминать мне о содеянном мною мнимом преступлении. Даже в бытность мою в военной службе, когда я, собратами моими – солдатами из евреев, был признан хазеном – уставщиком, или лицом, отправляющим еврейское богослужение, то некоторые из них, знавшие меня на родине, протестовали против выбора; они кричали, что хотя я и способен к должности хазена, но не должен быть допущен к этому святому делу, потому что осквернил себя еще дома трефною пищей – раками. Из вышеприведенного, т. е. изобличительной речи Господа, обращенной к фарисеям, видно что Иисус Христос не из числа тех иудейских учителей, которые любили льстить израильтянам, превозносить их в собственных их глазах и внушать им гордость тем, что они чада Авраама. Спаситель, напротив, желая, смирить надменность иудеев, говорил им, что происхождение от Авраама не спасет их; прямо говорил им в лице о их нечестии и называл чадами дьявола. Кто не знает, как поступили иудеи со своими пророками за то, что они обличали нечестие их? И Господь наш Иисус Христос, за свое сильное и правдивое слово, потерпел многое от книжников и фарисеев и по их проискам был доведен до крестной смерти. Но об этом будет речь впереди. Теперь перейдем к другим местам Евангелия, именно к тем из них, из которых видно, что Иисус Христос не только словом, но и делом доказал, что Он есть Бог во плоти и чаемый Мессия. Здесь мы имеем в виду многочисленные чудеса, совершенные Господом и свидетельствующие, в свою очередь, о Нем, как о Мессии, Сыне Божием. Знаю, что найдутся и такие из вас, особенно из некрещенных евреев, которые возразят, ведь и пророки творили чудеса, однако никого из них не признавали – ни Мессией, ни Сыном Божиим? Правда, творили чудеса и пророки; но сличая их чудеса с чудными делами Иисуса Христа, видишь, что первые были люди, а второй был Господь. Припомним, например, как Пророк Елисей воскресил мертвого отрока? Он, как передает, священное Писание, не мог воскресить его прикосновением жезла своего, который для сей цели и послал с Гиезием, а воскресил уже его при больших усилиях. Не так делал Спаситель. Он единым словом исцелял больных и воскрешал мертвых. Для Него достаточно было сказать расслабленному: «встань, возьми одр твой и иди» – и больной тотчас получал исцеление.

Так поступал Спаситель не только при исцелении больных, но и умерших воскрешал единым словом. Известно из Евангелия, что четырехдневного умершего Лазаря, от которого уже смердело, Господь воскресил одним словом: Лазаре! гряди вонь! (Иоан. 11, 44). Заметим и ту еще разность между чудесами пророков и чудными делами Спасителя: первые исцеляли только плоть страждущих, а Спаситель, исцеляя плоть, в то же время, исцелял и душевную немощь их, т. е. разрешал души от грехов. Так, Он говорит одному расслабленному: чадо, отпущаются тебе греси твои (Мф. 9, 2). Излишним считаю распространяться о чудных делах Господа, думая, что вы, братья, как уже христиане, и сами прочтете о них в святом Евангелии. Укажем теперь на другие места Евангелия, в которых также выражается Божественность Иисуса Христа, а именно на притчи Его. Указать на них мы считаем нужным и потому, что при беседах с евреями, нам случалось нередко слышать от них следующее: «Что такое ваше Евангелие? Оно наполнено какими – то загадочными сказками – притчами, употребленными Иисусом Христом неведомо для чего». Но иудеи, говорящие так, забыли, что говорено было пророками о Иисусе Христе, именно, – что будет преподавать учение Свое в притчах: и отверзу в притчах уста Моя, провещаю гананния исперва (Псал. 77, 2). Иисус Христос, согласно пророчеству, действительно много говорил в притчах. И все то, что Он говорил, было всегда так приспособлено к делу, что слышавшие могли извлекать из этого очень много назидательного Господь говорил то, что прямо шло к делу спасения и что могли вместить в себе слышащие Его. Чтобы видеть, как важны Евангельские притчи кажущиеся иудеям так малозначительными, а равно и то – насколько они согласны с многими изречениями ветхозаветных пророков, достаточно указать на две нижеследующие притчи.

У одного человека, говорит Спаситель, было два сына: и он, подошед к первому, сказал: сын! пойди сегодня, работай в винограднике моем. Но он сказал в ответь: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подошел к другому, отец сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? спросил Спаситель первосвященников. Они сказали Ему: первый, Иисус Христос говорить им, что мытари и блудницы вперед вас идут в царство Божие.

Понятно, на что указывал Господь иудеям этою притчею: Он дал им уразуметь, что они, будучи первые призваны ко спасению, должны бы первые уверовать в Него, как в обетованного Мессию; между тем, когда Он явился к ним, – они отвергли Его. Язычники же, не зная истинного Бога и не получив на Синае закона, чем особенно гордится Израиль, уверовали в Спасителя. Они – то по слову Спасителя, войдут в царство Божие прежде, чем иудеи. Можно сказать, что и по смыслу самого Талмуда, язычники, уверовавшие во Иисуса Христа, в настоящее время превосходят Израиля и имеют большее право на наследие царства Божия, чем иудеи. Припомните толкование раввина Раши на Пятикнижие Моисея. Он, объясняя слова, сказанные Ревекке Господом! два языка во утробе твоей суть, и двое людие от утробы твоея разлучатся: и людие людей превзыдут: и больший поработает меньшему, говорит, что под названием большего, священное Писание разумеет первого сына Исаака – Исава и происшедший от него народ идумеев, а под именем меньшего разумеет, второго сына Исаака – Иакова вместе с народом израильским. Первые, т. е. идумеи, должны были служить, по уверению раввина Раши, последним дотоле, пока Израиль не согрешит; и они, говорит Раша, действительно были некогда подвластны иудеям. Теперь же, продолжает Раша, видим противное: Израиль находится под властью этих идумеев – гоимов, – язычников, – и это, конечно, произошло от того, что Израиль согрешил пред Богом. Если принять талмудическое сказание за истину, то значит, что израильтяне совершили какое – ни будь тяжкое преступление, которое и служит единственною причиною тому, что они стали ниже других народов, а следовательно и в царстве Божием они должны стать ниже всякого мытаря. Здесь невольно является вопрос: что же за преступление сделал Израиль, за которое он несет на себе наказание Божие более 1800 лет, как еще никогда и никто не был наказываем? На такой вопрос Талмуд обыкновенно отвечает: «мало ли грешил Израиль? Он нарушал заповеди Божии, не слушался пророков и нередко убивал их». Конечно, Талмуд никогда не скажет, что Израиль наказывается Богом за отвержение Мессии; но зато очень ясно дает нам уразуметь это священное Писание, говорящее: «за три нечестия Израиля возвращуся к нему, а за четыре – лой-гашивено, – сказано в еврейском тексте, т. е. не возвращуся к нему, понеже продаша праведнаго (т. е. Христа невинного) на сребре (Амос 2, 6). Но что отвержение Израиля последовало именно за отвержение Мессии, – это еще яснее сказано в Евангельской притче о деятелях в винограднике. Был некоторый хозяин дома, говорит – Спаситель, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал к нем точило (тиски), построить башню и отдав его виноградарями, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к делателям винограда взять свои плоды. Виноградари схватили слуг, иного из них прибили, иного убили, а иного побили камнями, Опять послал он, других слуг, больше прежнего; и с ними поступили также. Наконец послал он своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник, пойдем и убьем его и завладеем наследством его. И схватили его, вывели вон, из виноградника и убили. И так, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Ему говорят: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. (Мф. 21, 33 – 42).

В этой притче Спаситель, как нельзя яснее, выразил поступки и судьбу наших предков. Известно, что Израиль избран был Господом в Его народ, ему вверена была ветхозаветная церковь, ему дан был закон, и Господь требовал от Израиля только, чтобы он был верен Ему. Но израильтяне постоянно уклонялись от заповедей Божиих и многократно искушали Господа. Милосердный Бог, желая спасения человеку, нередко посылал пророков для исправления его: но еврейский народ, вместо того, чтобы принести плоды достойные покаяния, не только не слушал пророков, но убивал их, как и виноградари убивали слуг, посылаемых к ним хозяином виноградника, и как наконец они, виноградари, поступили с наследником, – не так ли поступили и иудеи с Сыном Божиим, наследником Отца Небесного? Иудеи нисколько не устыдились и не ужаснулись дополнить меру злодеяний отцев своих: они пролили невинную кровь Единородного Сына Божия.

Каждый из нас, братия, знает из рассказов отцев наших, что Иисус Христос во время своей земной жизни испытал много страданий; но дело в том, что из рассказов их мы вынесли мнение, что эти страдания и самую смерть Иисус Христос принял собственно за свою вину. Между тем, из самого Талмуда узнаем, что Мессия будет мучен за грехи других людей, за грехи всего Мира. Хотя теперь для нас, как уже христиан, свидетельство Талмуда не может иметь особенного значения в деле назидания; но тем не менее место из него, относительно страданий Мессии, столь замечательно, что нельзя не упомянуть здесь о нем. «Какое имя Мессии? Спрашивает Талмуд. Сам же и отвечает: «болезненный», ибо написано Сей грехи наши носит и о нас болезнует (Исаия 53, 4). Раввин Мойша – Гершен, объясняя книгу Бытия, говорит о страдании Христовом так: Господь Святый и Благословенный вступил в следующий разговор с Мессией: «Мессия, праведник Мой, грехи людские наложат на Тебя тяжкое иго; очи Твои не увидят света, уши Твои услышат ужасное поругание, уста Твои вкусят горечь, язьк Твой прилипнет в гортани Твоей и душа Твоя изнеможет от горя и воздыханий. Согласен ли Ты на все это? Если Ты принимаешь все эти страдания на Себя, – хорошо; если же нет, то Я, в сию минуту истреблю людей грешников». На это Мессия отвечал «Владыко вселенной! Я с радостью приемлю все эти страдания, но только с тем условием, чтобы Ты в Мои дни воскресил мертвых, от первого человека Адама до ныне, и не только их одних спас, но и всех тех, которых предположил сотворить». На это Бог изъявил Свое согласие. В то мгновение Мессия с радостью принял на Себя все страдания, как написано: и Той зане озлоблен бысть, не отверзаешь уст своих: яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен (Исайя 53, 7).

Итак, по слову Пророка и по учению Талмуда, Господу Иисусу Христу, как Мессии, должно было пострадать, быть мученным, уязвленным, наконец понести и самую смерть, чтобы только спасти от греха, проклятия и смерти падшее человечество, в лице прародителя Адама! И действительно, Иисус Христос добровольно принес себя в жертву за грехи всего Мира, но никак не за свою вину: Христос, за ны умре, говорит Апостол Павел. Вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия. Оправда ми туне благодатью его избавлением, еже о Христе Иисусе (Рим. 5:8; 3:23–24).

Итак Иисус Христос пострадал и умер невинно, за грехи Мира. Пилат, предавший, в угодливость иудеям, Господа на распятие, говорил, что он с своей стороны не находит никакой вины в Нем. Все, совершавшееся при страдании Иисуса Христа, совершилось, как видели мы выше, по точному предсказанию Пророков. Так, например, царь и пророк Давид, задолго до пришествии Мессии предсказывал, что будут ругаться над Ним: вси видящие мя поругашамися, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит Его; да спасет Его; яко хощет Его (Псал. 21:8).

Далее Давид говорит, что дадут ему в пищу желчь и в жажде напоят Его уксусом (Псал. 68:22), что разделят ризы Христа и об одежде Его будут метать жребий (Псал. 21:19); наконец, руки и ноги Господа пригвоздят, ко кресту: ископаша руце Мои и нози Мои (Псал. 21:17). Все это в точности исполнилось над Иисусом Христом! Весьма замечательно, что при страдании и смерти Господа совершилось и много такого, что в свою очередь также показывает, что умерший на кресте был не простой человек, а Богочеловек. Вот что говорит Евангелист Матфей об этих событиях: и завеса во храме разодралась на двое сверху до низу, и земля потряслась, и камни расселись, и гробы отверзлись; и многия тела усопших святых воскресли (Мф. 27:51–52).

Скажем в заключение, о том, как повествует святое Евангелие о воскресении Господа: знать это для нас, братия, важно, потому что воскресение Иисуса Христа составляет основание христианского верования воскресению умерших. Апостол Павел говорит: аще Христос не воста, тщетно и верование наше (1Кор. 15 – 20). Заметим, что так говорил тот, кто почерпал эту веру не только из священного Писания, в котором он был весьма сведущ, как законник иудейский, но от самого Воскресшего Господа, призвавшего его быть избранным сосудом и истинным проповедником Евангелия. Но если в ком – ни будь из вас явилась бы нехристианская мысль и стала бы смущать, то братский совет вам – тотчас обратиться к Евангелию оно верно успокоит вас. Оно как нельзя лучше свидетельствует, что Иисус Христос истинно воскрес. Мы читаем у Евангелиста Матфея, что когда умер Иисус Христос и тело Его было положено во гроб, то архиереи и фарисеи на другой день просили Пилата поставить ко гробу стражу, чтобы ученики не могли похитить тело Господа. Пилат исполнил волю Иудеев: возьмите стражу, говорил он, и подите, охраняйте, как знаете (Мф. 27, 65), – и гроб Господа был окружен, стражей, завален камнем и запечатан. Словом со стороны иудеев сделано было все чтобы удержать Жизнодавца во гробе. Но все это было, как сказано у пророка Ионы, суетно и ложно. Господь воскрес в третий день. Он сначала явился Марии Магдалине, а потом – женам мироносицам. Воскресший не замедлил явиться и ученикам своим. Он являлся к ним неоднократно. Так, Он входит сквозь затворенную дверь и для большого убеждения, учеников в своем воскресении показывает им язвы свои, руки и ноги (Лук. 24:39). Заметить здесь достойно и событие, происшедшее с Апостолом Фомою. Известно, что во время первого явления Господа, по воскресении, не было Апостола Фомы. Поэтому, когда ученики начали передавать ему весть о воскресении Спасителя, то Фома не поверил и желал лично убедиться в этом. И вот милосердый Господь, Которому дорого наше спасение, удовлетворяет желанию маловерного Фомы, Он является Апостолам, показывает Фоме язвы от гвоздей на руках и ногах; но этого мало: Господь, для большего убеждения Фомы, говорить ему: принеси руку твою, и вложи в ребра Моя и не буди неверен, но верен. Да послужит и нашему маловерию, если в ком оно есть, этот Евангельский пример назидательным уроком на всю нашу жизнь; не будем же и мы маловерами, но будем верны вере Господа. А как чудно в глазах Апостолов совершилось и вознесение Господа! Из Евангелия узнаем об этом следующее: после сорокадневного пребывания Господа на земле, Он вывел учеников, говорит святой Евангелист Лука, из Иерусалима в Bифанию; здесь Он благословил их и в виду их стал отделяться от них и возноситься на небо (Лук. 24:50–51). В пятидесятый же день Он ниспослал на Апостолов Духа Святого, – и они, согласно пророчеству Иоиля, начали говорить разными языками. Этим Господь как бы довершает сказания всех пророков, говоривших о Нем. Заканчивая нашу беседу о важности и пользе чтения святого Евангелия, скажу вам, братия, что все то, что я до сих пор говорил вам, есть только капля той живой спасительной воды, которая течет от великого животворного источника – Христа и Его Евангелия; от него и вы в изобилии можете почерпать воду во спасение ваше, когда сами будете читать святое Евангелие и следовать ему.

* * *

10

Буквально – «дорогой жид».

11

Нельзя в точности определить, когда мазореты составляли свой ученый труд, известный под именем «мазора» потому что они занимались этим в разные времена. Однако достоверно предполагать, что он принадлежит по преимуществу первым ученым из тивериадской академии; за ними пошли дальше Гемаристы-составители «Гемары», – Талмуда. Многочисленные трактаты, сочиненные ими, обнимают всю и судебную и медицинскую часть Библии, а более всего этот Талмуд касается богословских предметов, – догматов веры иудейской и толкований на священное Писание.

12

Цадик есть высший окружной раввин, которому, по мнению иудеев, дана Богом власть вязать и разрешать всякие грехи людские, даже и такие, каково употребление раков


Источник: Беседы православного христианина из евреев с новообращенными из своих собратий об истинах святой веры и заблуждениях талмудических, с присовокуплением статьи о Талмуде / соч. А. Алексеева. - 3-е изд., доп. и испр. - Новгород : тип. М. Сухова, 1878. - 320 с.

Комментарии для сайта Cackle