Александр Алексеевич Алексеев

VI. О необходимости посещать святой храм и внимательно присутствовать при богослужении

Говорить вам, братия, о том, что нужно посещать церковь православную, по моему убеждении, совсем не то, что говорить об этом природному православному христианину. Последний, услышав, например, из уст православного пастыря поучительное слово о необходимости посещать церковь Божию, более или менее воспользуется этим. Если же иной и не последует внушению пастыря, то причину этого можно приписать не чему иному, как житейским суетам, нередко препятствующим ему бывать в церкви, или же просто нерадению и лености. Но не то нужно сказать о наших братиях: в нас большею частью проявляется это нерадение все от тех же прежних предубеждений, внушенных нам в доме родителей, против церкви; потому, сколько бы другому крещеному еврею не говорили, что нужно ходить в церковь и свято чтить ее, а он все как – то недоверчиво будет слушать это; все будет иначе думать о ней; ему не очень – то легко сразу отрешиться от иудейских предрассудков, внушенных ему против церкви Христовой. Вот почему мы и здесь, как и в предыдущих беседах, считаем, нужным прежде всего беспристрастно рассмотреть с вами то, что натолковали нам против церкви Христовой враги ее – иудеи. Страшно вспомнить все то, что нам наговорено было. Так, нам говорили, будто бы в церкви Христовой совершается авойдезора, т. е. служение чуждому Богу, что христиане молятся в своей церкви не Иегове – Господу, а бильдерам – идолам. Поэтому советовали нам как можно стараться избегать церкви, чуждаться ее так, как чуждался ее, будучи еще во чреве матери, патриарх Иаков, который всегда отворачивался от нее, когда матери его случалось проходить мимо христианского храма. Незнакомым с талмудическими сказаниями нужно здесь передать что говорит раввин Медраш в толковании своем на книгу Бытия о том, как отворачивался будто бы патриарх Иаков от христианской (?!) церкви. Что значат, спрашивает раввин Медраш, слова писания «ваи – сройцицы, – играста младенцы» (Иков и Исав) в ней, т. е. во утробе матери? А это вот что значит, отвечает сам же Медраш. «Они вовсе не играли там, им было не до игры, а просто боролись и даже бранились друг с другом (!), и борьба их производила такую боль, что Ревекка сожалела о том, что муж ее просил у Бога детей. Что боль Ревекки была несносна, это видно из того, продолжает Медраш, что она обратилась к Богу и сказала: аще тако ми хощет быти, почто ми сие; и иде вопрошати Господа. И рече ей Господь: два языки во утробе твоей суть, и проч. Так как имевшие произойти от Ревекки два сына должны соделаться будущими родоначальниками двух великих племен (израильтян и идумеев) и так как каждый из них имеет быть главою своей церкви, первый Исав – главою Церкви Христовой, а второй Иаков главою синагоги; то ясно, говорит Медраш, они не могли быть еще и во чреве матери равнодушны друг другу. Поэтому, когда удавалось матери их проходить мимо Христовой церкви, то Исав хотел выскочить и поскорее войти в нее; а когда Ревекка проходила мимо синагоги, то Иаков со своей стороны спешил в дом Божий. Если бы раввин Медраш был на лице, то мы прямо бы сказали ему: «ври, ври, да знай меру!» Не смекнул жалкий толковник священного Писания – раввин Медраш, что Ревекка не могла проходить ни мимо синагоги, ни мимо церкви Христовой, так как тогда ни того, ни другого не было. Следовательно будущим родоначальникам не из – за чего было поднимать тревогу во утробе матери. Однако, как ни нелепо все это, а плодами таких гибельных внушений было то, что мы не могли пройти мимо церкви христианской без отвращения и считали непременною обязанностью плевать (!) на нее (еврей отплевывается, идя мимо христианского храма, впрочем тогда, когда не видит вокруг себя христиан), произнося слова: «шакец-тешак-цену», т. е. да будет это место, т. е. церковь, попрано, уничтожено, ибо оно нечисто. Да, слово клойстер, или иначе – тифле – церковь была для нас, по милости внушения отцев наших, каким – то ужасным словом, какою – то отталкивающею силою. Признаюсь, я сам грешный будучи в иудеистве, не мог без душевного смущения и отвращения проходить мимо церкви, полагая, что она в действительности есть, по выражению иудеев, вместилище бильдеров – идолов, которым служат и молятся христиане. Долго думал я так, пока Господь не вразумил меня в истине чрез одного православного достопочтенного пастыря. Слова этого пастыря оказали мне и многим другими из собратов моих, такую душевную пользу и так расположили к церкви, что я считаю нужным; передать их здесь, в надежде, что они дадут вам, братия, должное понятие о православной церкви. Пастырское наставление, о котором будет сейчас речь, произошло так. В 1845 году, в один из воскресных дней, добрый протоирей, отец Петр Бибиков, имея в виду совершить в вольском соборе таинство святого крещения над несколькими еврейскими кантонистами, наставленными им в вере Христовой, просил нашего командира, полковника С., предложить и прочим кантонистам: не пожелают ли и они присутствовать при совершении сего таинства, а если пожелают, то просил прислать их в церковь. Командир, передав нам об этом, как истинный христианин, посоветовал нам с своей стороны сходить в церковь, – и мы согласились. Но, когда подошли к церкви и увидели в часовне, стоящей близь ее в рост человека, какие то изображения с выпуклыми лицами, то от этого мы как бы остолбенели; нам припомнилось внушение наших отцов, что христиане поклоняются идолам, – и это самое произвело на нас такое ужасное впечатление, что мы никак не решались войти в церковь, а остановились у входа. Священник, узнав об этом от приведшего нас офицера, вышел к нам и кротко сказал: «дети! отчего вы не входите в церковь?» – Нам нельзя этого сделать, ответили мы в один голос, так как там поклоняются идолам – изваянным образам, – а подобное поклонение запрещается нашим законом, и потому мы никак не можем быть в церкви. – «Что вы это говорите, дети? Избави нас Господь от идолопоклонства», сказал отец Петр. Мы молимся истинному Богу, Тому, Которому в духе веры кланялись ваши знаменитые предки, израильские цари и патриархи. Войдите же в наш храм, – и вы сами убедитесь в истине слов моих». Мы послушались приветливой речи пастыря – вошли в церковь. Он повел нас к иконе, на которой изображен был чтимый Израилем пророк Моисей, и сказал: «посмотрите, израильтяне, не ваш ли это законодатель Моисей? Вот и первосвященник, Аарон с прозябшим жезлом. Вот и все ваши патриархи и пророки: Авраам, Исаак, Иаков, Исаия, Иеремия, Иезекиль, Даниил и прочие. Неужели же эти священные изображения, которые должны быть вам так близки и которыми украшается наш православный храм, можно считать и называть идолами, и нас православных христиан считать идолопоклонниками, за то, что мы воздаем им подобающую честь? Вспомните, дети, разве древние израильтяне не поставили в своем храме священный кивот? Разве они не украшали его изображениями херувимов? Я убежден, что никто из вас не станет, отвергать, что они делали это по повелению Божию. Припомните, что сказано Богом Моисею: и да сотвориши дщицу злату, чисту и изобразиши на ней образ печати и святыни Господни (Исход 28, 26). И не два ли золотых херувима изваяны были, также по повелению Божию, и поставлены с обеих сторон над святилищем (Исх. 25, 18)? Вам известно должно быть и то, что и Моисей и древние священники преклоняли колена и молились Господу пред ковчегом, воскуряли пред ним фимиам и возжигали огонь (Левит, 6). Древние израильтяне поклонялись Богу также в столпе огненном, явившемся им (Исх. 2, 3). Но дерзнете ли называть предков своих идолопоклонниками? Конечно, нет; поэтому нельзя и грешно считать идолопоклонниками и христиан, поклоняющихся истинному Богу и святым Его, изображенным на иконах, пред которыми христиане возжигают, свечи и воскуряют фимиам. Я думаю, вы знаете, что такое идол? Идол есть истукан, которого язычники почитают за Бога. Православные же христиане, верующие в истинного Бога, сотворившего небо и землю, украшая свой храм святыми иконами, не боготворят, их; они почитают, иконы не ради вещества, из которого они, составлены, и не ради художества; молятся не дереву, но молясь пред святыми образами, возводят, ум и сердце к тому, кто изображен на них».

Умная и назидательная речь отца протоирея привела нас к тому, что мы все в один голос начали извиняться пред ним в своем неведении и оправдывали свое нерасположение к: Церкви Христовой тем, что иудеи не так представляли ее нам. «Ну, вот вы теперь сами убеждаетесь, сказал отец Петр, что все сказанное вам родичами – евреями ложно; да и можно ли верить всякому слуху? Знайте, что все существующее в нашей Церкви свято; все установления ее со вседневным ее служением: чтением, пением, таинствами, свидетельствуют, что православная Церковь есть место селения истинного Триединого Бога. Если бы Господь просветил вас верою Христовою, сказал отец Петр, то вы, бывая в нашей Церкви, могли бы сами убедиться в святости ее; а я, с своей стороны, постарался бы познакомить вас как с нашей православной церковью, так и с Богослужением, совершающимся в ней. Впрочем, уповаю, что Господь, не хотящий смерти грешника, когда ни будь обратит вас к Себе, подобно тому, как обращал многих из сынов Израиля, которые и были мною, в этом самом храме, просвещены святым крещением»; при этом он стал набожно креститься. Слова отца Петра, в которых выражалось видимое желание нам добра и спасения души, очень нам понравились; с особенным вниманием слушал его я и ловил каждое назидательное слово, исходящее из уст его. Идя рядом с ним, я заглянул как – то в алтарь и спросил: а это что такое у вас? «Это, – сказал отец Петр, алтарь, на подобие того, что было у вас вдревле – святая святых (кодше-кадышом). Сюда миряне не входят, а только служители Церкви молятся здесь за народ. Ведь вы, дети, наверно знаете, что и в скинии и в храме Соломоновом было святилище. – место для служителей Божиих, отделявшееся от места общего собрания; так и в нашей православной Церкви есть 3 части: 1 – я часть называется притвором или папертью, 2 – я часть, – вот где мы теперь стоим, – называется храмом в тесном смысле и есть место для всех молящихся, наконец, 3 – я самая важная часть храма – алтарь, о котором я сейчас говорил, назначается для священнослужителей, а это вот жертвенник, на котором приготовляется вещество для бескровной Жертвы».

Итак, братия, из переданного нами рассказа вы видите, что такое церковь православная, что она совсем не то, что говорили о ней враги ее, иудеи. Не знаю, какое впечатление произвела на вас, братии, православная церковь, когда вы сделались членами ее. Что касается до меня, то всегда благодарю Господа, что могу наименоваться членом ее: верьте искренности моих слов, – меня так восхищает она, что нередко от радости льются слезы, когда бываю в храме, когда слышу и вижу, как совершается здесь много такого, что совершалось некогда в древнем Иерусалимском храме, как например:      курение фимиама, чтение псалмов, даже и жертвоприношение, только в другом роде, – чего давным-давно нет уже у евреев, о чем так скорбят они. После сего, не должны ли мы, братия, радоваться и торжествовать духом, что сделались членами Церкви Христовой и пользуемся в ней всеми благами, утраченными церковью ветхозаветною? Да, братия, мы должны чтить православную Церковь, должны охотно и постоянно посещать святой храм, и если уже не ежедневно, то по крайней мере в праздничные дни обязаны непременно приходить к службам Божиим. Но нам могут сказать, как и удавалось слышать от некоторых крещеных евреев: почему так необходимо бывать в церкви? Разве дома нельзя молиться? – Можно и должно и дома молиться. Конечно, и домашнюю молитву приемлет Господь; на всяком месте, где бы мы не вспомнили о Боге и где бы мы Ему ни молились, будем услышаны Им. Но более Господу приятно, когда мы приходим на молитву в Его святой дом и молимся там совокупно. Это можно заключить даже и из того, что и в Ветхом Завете Сам Господь повелел Моисею для общественного богослужения создать скинию, в которой Он обещал являть особенное свое присутствие: и да сотвориши Ми освящение, и явлюся в вас, и сотвориши Ми по всему, елика Аз заповедаю тебе на горе, образ скинии, и образ всех сосудов ея: сице да сотвориши (Исх. – 25, 9). А самый храм Соломонов, в котором Господь обещал пребывать всегда, не доказывает ли необходимость храма для общественных молитв и важность этих молитв? В третьей книге Царств говорится, что после благодарственной молитвы, принесенной Соломоном Богу, за то, что Он сподобил его окончить храм, Господь явился ему с следующими утешительными словами: услышах глас молитвы твоея, говорил Господь, и моления твоего, им же молился еси предо Мною: сотворих ти по всей молитве твоей и освятих храм сей, его же создал еси, еже положити имя Мое тамо во веки (3 кн. Царств 9, 3 – 5).

Вот как важен храм и как важна молитва, совершаемая в нем! Не без причины же питал такое глубокое уважение к храму Божию еще до Соломона царь Давид. Вот его слова, выражающие любовь его ко храму и желание быть в нем лучше день един во дворех Твоих, восклицает он, паче тысящ (Пс. 83, 11). Блажени живущии в дому Твоем, Господи, в веки веков восхвалят Тя (Псал. 83, 5). Кроме всех ветхозаветных указаний на важность храма и на необходимость общественного Богослужения, тоже самое внушает православному христианину и Новый Завет. Из Евангелия, как мы уже упоминали в предыдущей беседе, видно, что великий учредитель новозаветной Церкви, Господь наш Иисус Христос, во время земной жизни своей, Сам оказывал уважение к храму Божию: Он нередко посещал его и поучал в нем народ. Известно также, что и святые Апостолы собирались в одно определенное место для молитвы и для совершения таинства святой Евхаристии. На важность общественной молитвы указал Спаситель и в следующих словах: идиже еста два или три собрани во имя Мое, – ту, есмь посреди их (Мф. 18, 20). В храме особенно важно молиться и потому, что мы в нем друг друга побуждаем к молитве. Здесь мы слышим поучения Апостолов, слышим, как бы от самого Иисуса Христа, учение Евангельское. Наконец, в храме особенно важно молиться потому, что в нем совершается бескровная жертва. И где можно более научиться правилам христианской жизни, как не в святом храме? Святая Церковь, это истинная и добрая учительница, раскрывает нам те высшая истины, которые необходимы для нашего спасения. Отсюда понятно, как много теряют в религиозном отношении те из нас, которые не бывают в церкви. Можно сказать, что это собственно и бывает причиною того, что многие из вас, братия, до сих пор плохие христиане. Это же самое служит причиною того, что многие из вас не знают и не понимают, что читают и поют в церкви, и в чем даже состоит само Богослужение. Правда, можно и в церкви бывать и ничего не знать, но это тогда только может быть, когда будем стоять там рассеянно и не будем внимательны ко всему тому, что совершается воочию нашею, во время Богослужения. А ведь со многими из вас и это бывает; другой, пришедши в церковь, забыл и думать, что он стоить в храме Божием. Поэтому нельзя не сказать здесь хоть слово о том, как должны вы вести себя, стоя в храме. Вошедши в церковь вы должны помнить, что здесь место свято. Став на место, вы должны отложить всякое житейское попечение, не должны ничем посторонним рассеиваться, не должны оглядываться по сторонам, а тем более разговаривать, но должны с благоговением и страхом Божиим возносить ум свой горе, к Всевышнему Богу, со вниманием слушать все, что читают и поют в церкви, и усердно, со смирением молиться, чаще ограждать себя крестным знамением и преклонять свои колена к умилостивлению Господа. Крестное знамение и коленопреклонение составляют принадлежность молящегося православного христианина. Первое (т. е. крестное знамение) ограждает нас от вражьей силы и напоминает нам, что наше спасение совершилось на кресте; 2 – е, коленопреклонение, необходимо при молитве, как выражение особенного благоговения к Господу. Но эти принадлежности истинной молитвы для иного из нас, братия, к сожалению, служат камнем претыкания. Тяжело нам было слышать, как высказался раз относительно этого один знакомый наш крещенный еврей, И. В – ев. Когда ему заметили о его нерадении к церкви, он вот что сказал: «признаться вам, что я не прочь ходить в церковь и нередко бываю в ней; но, право, скучно выстоять там час – другой, смотря на одно и то же, как беспрестанно крестятся большею частью мужички, падая ниц лицом, да как дьячки бегло читают не совсем понятно для всякого, и лишь только изредка раздается возглас священнослужителя: поневоле тут будешь зевать. Вот, например, у евреев, продолжал В – ев, молящимся некогда зевать: у каждого в руках имеется молитвенник, с обязательными молитвами для каждого Богослужения: пришедший в синагогу должен поневоле углубляться в богослужение, вычитывая все, что установлено раввинами». Зная, какую важную роль играет вообще у нашего брата молитвенник, имея в виду и то, как другой крещеный еврей любить иногда выставлять на вид неграмотность крестьян, не умеющих читать и молиться по молитвеннику, стоя в храме, нужным считаю сказать следующее: известно, что пророк Моисей, ходатайствуя на горе за народа, израильский, молился без молитвенника; но, подняв руки крестообразно к небу, сердцем взывал к Богу, и был услышан от Него. Также и Анна – пророчица молилась мысленно, – и Бог исполнил прошение ее. Есть очень много примеров и в святом Евангелии, что люди краткой молитвой умилостивляли Господа. Так, например, молился в храме мытарь: Боже, милостив, буди мне, грешному! И эта краткая, но чистосердечная молитва так оправдала мытаря пред Богом, что он вышел из храма более угодным Ему, чем надменный фарисей, гордившийся своими добрыми делами, постом и многословною молитвою. Немного слов употребил для своего спасения и разбойник, распятый со Христом: Помяни мя, Господи, сказал он, егда приидеши во царствии Твоем. Братия! и вы не полагайте свое спасение во многоглаголании. Знайте, что и краткая, но искренняя молитва может принести несравненно большую пользу для души, чем продолжительное, но нечистосердечное моление. Однако, не подумайте, что приведенными примерами я будто бы хочу убедить вас, что христианин может обойтись без церковной молитвы; нет; я уже выше говорил, что христианину предписана частая, даже непрестанная молитва, и знайте, что истинный христианин исполняет, это гораздо лучше, чем иудей, который думает, что стоит только ему пробормотать длинный ряд раввинских молитв, и довольно. Вменяя себе это в великую заслугу пред Богом, иудей рассчитывает, что Бог обязан ему воздать за этот молитвенный подвиг (схарьойлом габу) – наградой в будущем мире. Не то думает истинно молящийся христианин, он надеется не на свой собственный подвиг, а на милосердие Божие, могущее споспешествовать его молитве. Да, нам право, иной раз можно поучиться молитве у иного даже неграмотного христианина, который, по-видимому, не силен в слове молитвы, но за то силен в деле молитвы. Видя его в церкви молящимся и изливающим душу пред Богом, право, позавидуешь ему и подумаешь: вот не мудрствующая, не фарисейская душа молящегося; из его уст слышится всегда усердное прошение и моление ко Господу в роде следующего; «Господи! Иисусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешного! Царица небесная, Пресвятая Богородица, помилуй и спаси меня; угодники Божии, заступитесь за меня грешного.» Вот слова, которые более всего и чаще всего можно услышать от истинно молящегося простолюдина! О важности таких молитв и свойствах молящегося судите, как хотите, братия, а я скажу: «блаженны молящиеся так; они не будут постыжены во веки!» Но мы уже слишком удалились от нашего предмета. Мы имели в виду, кроме ознакомления вас с церковью, показать вам и то, что христианское Богослужение не есть (авойдезора) – служение чуждое Божеству и состоит, не из того только, что молящийся ограждает себя крестным знамением, но заключает в себе много молитв, псалмов, чтение Евангелия и много другого истинно священного и спасительного. Скажем же об этом хотя кратко, хоть то, что мы можем упомнить из бесед отца Петра, объяснявшая нам православное Богослужение, а также из того, что удалось нам читать в христианских поучительных книгах об этом примете.


Источник: Беседы православного христианина из евреев с новообращенными из своих собратий об истинах святой веры и заблуждениях талмудических, с присовокуплением статьи о Талмуде / соч. А. Алексеева. - 3-е изд., доп. и испр. - Новгород : тип. М. Сухова, 1878. - 320 с.

Комментарии для сайта Cackle