Александр Алексеевич Алексеев

О православном Богослужении

Православное Богослужение отправляется три раза в день – вечером, утром и в полдень. Первое называется вечерня, второе утреня, а третье литургия или обедня. Вообще православное Богослужение совершается не так как у нынешних евреев, где каждый может совершать Богослужение, как умеет; оно отправляется, как некогда у древних израильтян, непременно священниками, облаченными в священные одежды, и в освященном храме. При Богослужении помогают священниками иногда диаконы, и непременно бывают чтецы и певцы. Такой образ их священнослужения установлен по примеру ветхозаветной церкви, в которой диаконов заменяли левиты, помогавшие священникам при Богослужении. Не буду объяснять вам вечернего Богослужения отдельно, как оно совершается в будни, а укажу только на то, что совершается на всенощном праздничном бдении, в котором вечерня соединяется с утреней.

Всенощное Богослужение13 изображает прежде всего сотворение Мира, падение человека и вообще ветхозаветные времена, в которые люди подготовлялись к принятию Спасителя Мира; а потом воспоминаются и события новозаветные, как рождество Спасителя и воскресение Его. Во время воскресной всенощной воспоминается воскресение Господа нашего Иисуса Христа с его спасительными действиями для людей. Это воспоминается тогда, когда поют: «хвалите имя Господне и далее: «Благословен еси Господи», – когда читается воскресное утреннее Евангелие и когда выносят Евангелие для поклонения и лобзанья всему народу.

О подробностях этого Богослужения и таинственном значении их поговорим особо, в другое время, или прочитаем готовое сочинение. Я, как мирянин и малоученый, не беру на себя смелости много говорить с вами от себя о таком важном предмете; скажу вообще, что все, читаемое и воспеваемое во время всенощной, заимствовано из священных книг Ветхого и Нового Завета; и все это свидетельствует, о важности православного Богослужения. Слушая его в церкви, я особенно начал благоговеть, к молению христиан и убедился, что Богослужение христиан, которое так, унижают иудеи, священно и Богоприятно. Богодухновенный псалмопевец Давид предсказал, что те, которые были некогда язычниками, будут просвещены истинною верою, – верою Христовою. Вси язы́цы; восклицает он, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования (Псал. 46, 1). И в другом псалме пророк говорит: вси язьцы, елики, сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи и прославят имя Твое (Псал. 85, 9). По случаю освящения храма иерусалимского, Соломон, между прочим, так молился Господу: и чуждому, иже несть от людей Твоих, той аще приидет от земли издалеча ради имени Твоего, зане услышит имя Твое велико, и руку Твою крепкую и мышцу Твою высокую, и приидит и помолится на месте семь: и Ты услышиши с небеси от готового жилища Твоего, и сотвориши по всем великих аще призовет Тя чуждый, яко да уразумеют еси людие земные имя Твое, и убоятся Тебе (3 кн. Цар. 8, 41 – 44). Не нужно объяснять, кого должно разуметь здесь под словом «чуждый»: сами евреи говорят, что здесь разумеется язычники, – и этого никакой христианин не отрицает. Одно лишь странно: иудеи, величая себя сынами Божьими, считают и поныне все прочие народы, не исключая, конечно, и христиан, чуждыми в отношении к Богу. И вот от этих – то бывших язычников, а ныне христиан, по усыновлению через Иисуса Христа, сделавшихся истинными чадами Божиими, Бог приемлет ныне молитвы с несравненно большим благоволением, чем от иудеев, величающих себя народом Божиим. Богослужение христиан, точно, не только выше современного иудейского Богослужения, но превосходит даже самое Богослужение ветхозаветной церкви. В этом можно убедиться из следующего. Вы, братия, знаете хорошо, что сущность Богослужения древних евреев заключалась в жертвоприношениях, которые, как известно, уже давным-давно не существуют, и заметить нужно, что это не случайно произошло, а по определению Божию (Даниил. 9, 27). Сами евреи сознают, что они, лишенные своего отечества, вне его не имеют по закону права приносить жертвы и воскурять фимиам. Нет у них теперь законных священнослужителей, которые могли бы, согласно предписаниям Моисея, священнодействовать; нет ни скинии ни храма. А это не значить ли, что ветхозаветное Богослужение, бывшее только сению новозаветного служения, должно было прекратиться и прекратилось с появлением великого Архиерея – Иисуса Христа, установившего новозаветное великое служение? В самом деле, что такое теперь нынешнее Богослужение евреев, без храма, без священников и без жертвоприношении? Оно есть ничто иное, как жалобный вопль современного Израиля на свое рассеяние и бедственное состояние. Каждая молитва их более или менее направлена к тому, чтобы Господь скорее избавил их от тяготеющего над ними плена и прислал бы поскорее чаемого Мессию. Но какой смысл может иметь подобное моление теперь, когда обетованный Мессия уже 1800 лет тому назад явился в мир? Какой смысл, спрашиваем, может иметь, хоть бы например, молитва об обновлении святого дома Давидова, того самого, который уже давным давно не существует, а между тем, в так называемом начале иудейского Богослужения14, она занимает важное место. Молящийся еврей говорит: «Господи Боже наш, Боже отец наших, да будет пред Тобою мое моление; яви милость Твою святому дому Твоему; созижди его как можно скорее» Затем читают псалом 29 – й и песни об обновлении дома или царства Давидова, иерусалимского храма и явлении в нем Мессии. Молитвы о Мессии наполняют, многие страницы еврейского молитвенника. В числе их есть и такие, которые с, первого взгляда обнаруживают, что они довольно обветшали. Однако, чтобы не подумали, что я, как христианин, не даю теперь должного значения современному еврейскому служению и лишь голословно унижаю его, то не лишним считаю привести здесь хоть две – три молитвы из главной части вечернего и утреннего еврейского Богослужения. 1) «Скала Израиля! (цир – исруэль) восстань на помощь Израилю и избавь Иуду и Израиля, как обещался Ты. Святый Израилев, Избавитель наш, Бог Саваоф – имя Твое. Благословен Ты Господь, Избавитель Израиля (стр. 65 кн. Сидер).

2) О, воззри на нашу бедность, защити нас во время брани нашей и скоро избави нас, ради имени Твоего. Ибо Ты всесильный Избавитель. Благословен Ты, Бог, Избавитель Израиля (стр. 70).

3) Воструби в рог великий (тка бешойфор) в знак нашей свободы, и подыми знамя, чтобы собрались изгнанники наши, и собери всех нас вместе, со всех четырех концов земли. Благословен Ты, Бог, собирающий рассеянный народ свой Израиля (стр. 71).

4) Возрасти скоро отрасль Давида раба Твоего (эс цемах Довид авдехо) и благодатью Твоею возвыси рог его. Ибо ежедневно надеемся на помощь Твою. Благословен Ты, Бог, возвращающий рог спасения, (стр. 74). Молитвы эти сами по себе хороши но они совершенно утратили, и притом давным-давно, тот дух и смысл, который они носили в себе некогда. Сами евреи сознают, что приведенные молитвы принадлежат к давно минувшим временам; их сочинил, говорят они Эздра, во время Вавилонского пленения, с целью умилостивить Бога, – чтобы Он избавил от тяготевшего над ними плена, воздвиг святой храм и ниспослал Мессию. Все это имело тогда смысл Евреи, молившиеся так, были услышаны Господом; они были собраны отовсюду и введены в отечественный град, возобновили стены Иерусалима и воздвигли святой храм. Но ныне, спрашиваем, опять, какой могут иметь смысл эти молитвы? Положительно никакого. Разумно ли? Кстати – ли современными евреями молиться о споспешествовании им во время брани? С кем сражаются они ныне? Против кого должно быть поднято знамя Израиля? – И какое? Знамя Израиля пало с последним ударом святому граду Иерусалиму, или вернее сказать, с той минуты, когда они возвели на Голгофу Того, к Которому отныне взывают: ошано (осано) леманхо адоной – спаси нас, Искупитель, ради благости Твоей; избавь Израиля от плена! Слыша это, невольно подумаешь, кто пленил современного Израиля? Еврейский народ, лишившись за свои беззакония, своего отечества, большею частью сам рассеялся по всему лицу земли. Разумно ли сетовать ныне на свою судьбу и просить, как просят нередко иудеи, мщения Божия врагам, пленившим их? Кто не скажет, что эти и все им подобные прошения ничто иное, как обветшавшая буква древних молитвенников; Многие из современных образованных евреев стали сознавать, что настоящее их богослужение не имеет разумного значения. Нам известно, что еще в 1844 году во многих местах за границей: в Берлине, в Дрездене и в Ганновере ученые еврейские реформаторы стали доказывать необходимость реформ в синагоге. В Брауншвейге, в июне месяце 1844 года, составлен был собор раввинов из 25 человек, с целью, как они объявили, содействовать к совершенствованию иудейства оживотворить эту религию и исправить чин синагоги. Собор торжественно высказался, что он отрекается ныне от мертвых букв написанного слова: что иудеи должны, не молиться о царстве Мессии, не допускать также молитв которые не имеют духовного значения, и наконец оставить вообще устаревшую форму богослужения. Результатом этого собора было то, что вскоре освящена была новая еврейская молельня, с новыми порядком богослужения; введен орга́н при богослужении, словом изменился весь синагогальный порядок на новый лад. Но что от всего этого выиграло иудейство? Можно сказать, решительно ничего! Ведь главного не достигнуто собором: он объявил, что намерен оживотворить иудейскую религию; но сущность ветхозаветной религии составляло обетование Божие о Мессии и приготовление людей к принятию его, а сущностью древнего богослужения было жертвоприношение. Но ни того, ни другого не введено в новоустроенной синагоге; а без этого какой бы блеск ревнители иудейства ни придавали своей религии и богослужению, все это будет не более как пустая форма, которая ничем не лучше прежней, от которой желал отрешиться еврейский либеральный собор. Но сделать это было мудрено, скажем более, – совершенно невозможно; для израильского богослужения необходимо и жертвоприношение и курение фимиама; но кто станет теперь приносить Богу в жертву волов, козлов и голубей? Все эти жертвы, если бы Израиль и стали приносить их, теперь уже неугодны Богу (Ис. 1, 12 – 15). Напрасно же высоко мечтающий о себе иудей и гордится своим богослужением, что будто бы оно одно приятно Господу, что Ангелы, не зная иного языка, кроме еврейского, могут только их молитвы возносить к престолу Божию! Но нас может спросить еврей, а пожалуй кто и из вас: какая же жертва может спасти человека, если и ветхозаветные жертвы теперь недействительны? На подобный вопрос, отвечает нам ветхий закон так: жертва хвалы прославит Мя (Бога). Здесь как – бы так сказал Господь: не волов хочу я в жертву, а признательности человека, искренней молитвы. А Новый Завет и православная Церковь указывают нам еще прямее и яснее, какая жертва необходима для спасения человека. Это именно святейшая жертва христиан, приносимая ими в храме на престоле, во время Божественной литургии, Христианскую бескровную жертву установил Господь наш Иисус Христос. Вот жертва, заменившая все ветхозаветные жертвы! Здесь искупляются грехи людские не кровью животных, а бесконечною ценою крови непорочного Агнца – Сына Божия, пролитою на кресте Голгофском за грехи Мира. Какая же жертва может уподобиться этой жертве! Вспомним о древних жертвах, приносимых некогда евреями, припомним и самый способ, приготовления их, – и мы увидим на стороне христианской жертвы несравненное превосходство. Жрецы, как известно, обязаны были омывать мясо жертвенное и очищать внутренности животных, в жертву приносимых, и омывать место от крови и тука жертв, без чего гнусно было бы и приносить их. А жертва христианская, состоящая из хлеба и вина, требует ли этого? Всякий, даже иудей, согласится, что эти вещества сами по себе так чисты, что не требует ни очищения, ни омовения. Если христианская жертва и с внешней стороны имеет такое превосходство над ветхозаветными жертвами, то что сказать о внутренней, животворной, Божественной силе ее, которую она получает с того времени, когда молитвою священнослужителя, призывающего на дары благодать Святого Духа, они претворяются в истинную плоть и кровь Иисуса Христа.

Но каким образом, спросит пожалуй иной из вас маловер, видимые вещества – хлеб и вино могут претворяться в истинную плоть и кровь Иисуса Христа? Да, могут претворяться силою всесильного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, однажды навсегда изрекшего сие есть тело Мое и сия есть кровь Моя! И есть ли что у Бога невозможного? Разве историй Ветхого Завета не указывает нам на многое чудесное и сверхъестественное? И не чудеса ли более привлекали Израиль к вере в Иегову? Все сверхъестественное и чудесное не всегда и не сразу было понятно для людей и в Ветхом Завете. Так, Моисей зрит купину, а в ней кто оказывается? – Сам Бог, зовущий Моисея! Авраам видит трех странников, а в лице одного из них оказывается Сам Бог. Даже Талмуд говорит что эти (ганушим) – мужи были не простые странники, а Сам Бог. А манна, спадавшая для Израиля в пустыне, что такое была? Ведь ее нельзя же назвать обыкновенным хлебом: это был, так сказать, хлеб Ангельский, а для Израиля она служила существенным питательным хлебом. А если хотите знать, братия, то манна была именно прообразом христианской манны, насыщающей миллионы душ истинно верующих, христиан.

Беседа наша о церковном богослужении и таинствах окончена. Но есть много еще такого из предписаний Церкви Христовой, что нужно знать вам. Сказать же все сразу может быть обременительно для вашего внимания, а потому поговорим об этом в следующей беседе.

* * *

13

Название всенощной произошло от того, что первые христиане молились всю ночь. В святых монастырях на востоке, где ночи не бывают слишком длинны, и теперь христиане молятся всю ночь.

14

Начало еврейского Богослужения состоит из молитв, сочиненных раввинами и напоминающих о жертвах, приносимых древле евреями.


Источник: Беседы православного христианина из евреев с новообращенными из своих собратий об истинах святой веры и заблуждениях талмудических, с присовокуплением статьи о Талмуде / соч. А. Алексеева. - 3-е изд., доп. и испр. - Новгород : тип. М. Сухова, 1878. - 320 с.

Комментарии для сайта Cackle