Александр Алексеевич Алексеев

VII. Об обязанности христианина соблюдать все постановления православной Церкви

Святая православная Церковь заповедует нам совершать молитвы, почитать установленные ею праздники, соблюдать посты, приносить покаяние во грехах, воздавать достойное почитание святым иконам, святым угодникам, – все это мы обязаны чтить и соблюдать. Начнем с первого – о «необходимости молитв». Мы видели выше, как спасительна для христианина общественная молитва: тоже самое можем сказать и о частной, домашней молитве. Что молиться вообще спасительно, это можно видеть из священного Писания, как Ветхого гак и Нового Завета. Все святые мужи, всех времен, благоугождали Богу молитвою и постом. Силою молитвы они совершали все, даже творили чудеса.

Вам должно быть известно, что молитва Моисея споспешествовала Израилю побеждать врагов; молитвою Илия, в глазах многочисленного народа, который он желал убедить в могуществе Божием, низводить огонь и дождь. Давид, будучи обличаем пророком Нафаном в убийстве Урии, обращается с молитвою к Богу и получает прощение. В другой раз он же, испытывая видимое наказание Божие, обратился с молитвенно к Богу, прося помилования Израилю, – и молитва его умилостивила Господа. Соломон, желая снискать милость и благоволение Божие к вновь выстроенному им храму, употребляет молитву. Он повергается на колена, с распростертыми руками, молит Господа, чтобы Он благоволил принимать во вновь созданном храме не только молитвы евреев но и других народов, – и Бог так милостиво приемлет его молитвы, что в виду многочисленного народа, собравшегося в храме, ниспосылает огонь с неба на принесенную жертву, и затем, в ночном видении Сам является Соломону и уверяет, что его молитва о храме услышана, и обнадеживает упрочить его царство. Таковую же силу молитвы усматриваем и в жизни Самсона. Будучи лишен врагами зрения, он обращается с молитвою к Богу, прося его возвратить ему прежние силы, да воздам мщение за два ока моя, – и получил их в такой степени, что разрушил огромное здание.

Если Ветхий Завет представляет нам столь много чудесного относительно силы молитвы, то Новый Завет еще более поучителен в этом отношении. Он указывает нам на Самого Иисуса Христа, Который, несмотря на то, что был свят, совершенен и всемогущ, но часто молился Отцу Небесному, в продолжение всей своей земной жизни. По примеру Его, и святые Апостолы всегда молились Богу: бяху выну в церкви, говорит Евангелист Лука, хваляще и благословяще Бога (24. 53). Сознавая важность молитвы, Апостолы заповедовали и верующим молиться во всякое время и на всяком месте: всякою молитвою и молением молящеся, говорит святой Апостол Павел, молитесь на всяко время и о всех (Ефес. 6, 18). Первые христиане, следуя внушениям Апостолов, пребывали постоянно в молитве (Деян. 2, 26). Молились постоянно и первые христиане, и в церкви и в домах своих (Деян. 2, 42). Молитвы всегда и во все времена признавались самым необходимым, средством в деле спасения. Впрочем, я убежден, что вы, наученные с детства в домах родителей молиться и уважать молитвы, не станете отвергать важность и христианских молитв; но убежден также и в том, что многие из вас, несмотря на то, не очень то усердны к христианским молитвам: другой, встав от сна, не прочтет положенных молитв, а кое – как перекрестится и примется за еду; тоже и перед обедом и после оного, вечером, перед сном, не прочтет установленных молитв и не помолится, как следует. А ведь когда мы были иудеями, куда как горячо молились: ведь мы считали непременной обязанностью являться утром и вечером на молитву в синагогу; от чего же теперь мы сделались нерадивы к молитве? Иные из вас говорят, «не все ли равно, как ни молиться? Ведь и из природных христиан тоже делают; и они кой – как молятся и крестятся». А что, если бы вы сказали, будучи в иудействе, своему отцу или руководителю веры, что можно вам кой – как молиться и как ни будь возлагать на себя богомолие – тфилим? Ведь они крепко пожурили бы вас и заставили бы исполнять молитву так, как предписывает, синагога, например: шелрош – головное богомолие возложить непременно на средину лба; «пред глазами твоими, кричит отец сыну, пусть будет оно», а шел – яд – ручное богомолие – возложить на мышцу руки. Вы не посмели бы тогда не принять такого их внушения и стали бы усердно молиться.

Итак, если всякое отступление от правил иудейских молитв, к которым, как вы видели, не благоволит Господь, считалось для нас преступным делом, если несоблюдение правил относительно богомолий считалось нарушением законов; то согласитесь, братия, сколько погрешаем мы, когда молимся не так, как учить нас святая Церковь, когда возлагаем, на себя крестное знамение кое – как! Для чего возлагает на себя иудей богомолие? Для того чтоб этим напомнить себе плен египетский и избавление от оного. Что напоминает нам крестное знамение и для чего мы крестимся? Крест напоминает нам, что им совершено спасение наше и побежден диавол, во власти которого находились от века сыны Адама. Величайшее благо, которое принес нам крест Господа Иисуса Христа, приносит он и доселе христианину. Он не перестает быть оружием над диаволом, пред которым, по выражению Церкви, диавол «трепещет и трясется, не терпя взирати на силу его». Крест есть, по слову Апостола, сила Божия во спасение всякому верующему (Рим. 1, 16). Христиане употребляют знамение креста как печать Божественной благодати, освящающей не лоб только и мышцы руки, но и лице, и сердце, и оба рамена, – так что крестом христианин освящает и ограждает всего себя. Не напрасно святой Кирилл Иерусалимский, сознавая важность крестного знамения, убеждает христиан на всем изображать его: «да не стыдимся, говорить он, веровать в Распятого, со дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чаше, из которой пием; да изображаем его при входе и выходе, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем». Относительно же того возражения некоторых из вас, что и природные христиане молятся и крестятся кое – как, нужным считаем сказать вот что. Представьте себе, друзья, если б кто из вас за какую – либо вину подвергся бы тюремному заключению и, вошедши в тюрьму, увидел бы многих заключенных узников: лучше ли почувствовали бы он себя от этого? Конечно, нет. А ведь временное заключение, в сравнение с будущею участию грешников, коих ожидает геенна, далеко не то. И какая может быть польза для грешника, если он увидит и тьмы тем людей, гибнущих подобно ему в аде? Он скорее этим еще более будет терзаться. А не лучше ли нам смотреть на тех, которые могут служить добрым примером в деле молитвы и назидаться правилами их жизни? Я на опыте убедился, что это лучше. Со дня обращения моего в христианство, я всегда старался сближаться с такими христианами, которые могли бы служить не соблазном для меня, в деле веры, а добрым примером к сему, – и благодарение Богу, я их всегда находил между всеми сословиями. Я был крайне удивлен, когда нечаянно удалось увидеть православного христианина в уединении на молитве, с распростертыми руками, пред святыми иконами. Смотря на него и на многих других подобно молящихся, я, так сказать, невольно научался благоговейной молитве. Поступайте же и вы так! Берите с хороших пример, старайтесь иметь добрых руководителей в деле веры и молитвы, – и они научать вас молиться.

Поэтому – то и советую вам братия, ради собственного же вашего блага, быть усердными к молитве. Молитесь не только о себе, но и о других. Во-первых, необходимо молиться за Государя, покровителя Церкви и отца отечества: во вторых, молитесь за сродников и благодетелей и, наконец, не забывайте в молитвах и умерших братий, молитесь о спасении душ их. Молитвою можете все совершить и все испросить у Бога.


Источник: Беседы православного христианина из евреев с новообращенными из своих собратий об истинах святой веры и заблуждениях талмудических, с присовокуплением статьи о Талмуде / соч. А. Алексеева. - 3-е изд., доп. и испр. - Новгород : тип. М. Сухова, 1878. - 320 с.

Комментарии для сайта Cackle