Азбука верыПравославная библиотекапротоиерей Александр ГорскийПодвижники веры на Востоке после падения империи греческой
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (djvu)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


протоиерей Александр Горский

Подвижники веры на Востоке после падения империи греческой

   С падением греческой империи под владычество турок, наступили тяжкие времена для христиан греческой Церкви. Уничижение пред поклонниками лжепророка, воспрещение воздвигать новые храмы и возобновлять прежние, стеснение в исполнении обязанностей веры и благочестия, прельщение выгодами житейскими, клеветы и насилия в неустроенном государстве, — все вооружалось против исповедников имени Христова.
   Но Церковь, страждущая в огне искушений, мужественно преодолевала и преодолевает все ухищрения духа злобы и лукавства. Между ее пастырями, иноками и мирянами, никогда не было недостатка в таких мужах, которые при встрече с затруднительными обстоятельствами, подобно древним мученикам, отвергая льстивые предложения и не страшась никаких лишений, скорее соглашались жертвовать своей жизнью, нежели изменить долгу христианина. В их страданиях и мужестве возобновлялись для Церкви славные подвиги исповедников веры в первые века христианства. Благодать Божия видимо укрепляла новых исповедников и мучеников. Некоторые из них еще при жизни удостаиваемы были дара чудотворений; а после мученической кончины, их святые мощи являлись источником чудес, для укрепления в вере еще оставшихся в подвиге братьев, и для вразумления неверных.
   Сведений о сих мучениках нового времени, в конце прошлого столетия, собрал и издал в свете известный многими своими трудами на пользу Церкви Святогорский инок Никодим, в книге: Новое собрание повествований о мучениках1. В сей книге предложены более или менее подробные сказания о жизни, страданиях и чудесах новых мучеников греческой Церкви, а некоторых указаны только имена. Из числа сих мучеников пятнадцать относятся к концу XV и к XVI столетию, двадцать восемь к XVII-му, и тридцать семь к XVIII-му. Между ними встречаются и греки, и сербы, и болгары, и валахи, и русские. Из русских сообщаются здесь сведения о мучениках, скончавшихся в земле греческой: Павле 1683 г., Пахомие 1730 г., и Константине 1743 г.
   Из числа сих новых подвижников веры, у нас есть известные имена и страдания Св. Иоанна Белоградского (2 июня) и Георгия Нового (26 мая)2. Но в «собрании синаксарей» или кратких житие святых, тем же святогорцем Никодимом переведенном на новогреческих язык, исправленном и дополненном включены имена всех новых мучеников3. В Минеях греческих, изданных в 1843 году, после тщательного рассмотрения особой Комиссией и по благословлению святейшего Патриарха Германа и его синода, также поставлены имена сих мучеников на ряду с именами древних подвижников веры и благочестия. Кроме того, как в собрании синаксарей, так и в Минеяхе, встречаются имена мучеников нынешнего столетия до 1818 года.
   Нет сомнения, что все сии собрания не объемлют сказаний о всех, запечатлевших кровию истину своей веры, в сии тяжкие для Восточной Церкви времена ига турецкого. Пр. Максим грек, в своих писаниях, оставил сведения о мученической кончине в Константинополе одного юноши, которой свидетелем был он сам4, следовательно до 1518 года. Но сего сказания не находим у Никодима. Блаженный Патриарх иерусалимский Нектарий (XVII в), огражая разные укоризны латинян на православие Восточной Церкви, писал: «нет города и места, где бы не пролилась кровь наших православных за благоческие; за несколько пред сим лет, мы видели и детей, беспрестанно подклоняющих выю свою под удар меча». Притом, собрание Никодимово ограничивается только пределами Патриархии константинопольской: сколько могла бы представить подобных опытом мужества веры многолетняя история тяжких времен прочих патриархов Востока! — Но и тех сказаний, какие сохранила благочестивая ревность боголюбивых мужей, достаточно для того, чтобы свидетельствовать о крепости и силе благодатной жизни в Церкви, столько веком томящейся под игом иноверным и всегда представляющей новых поборников веры, готовых стоять за нее до крове.
   Общение Церкви российской с Церквами Востока, составляющими вкупе с нею единую, святую, соборную и Апостольскую Церковью делает и нас причастниками славы мученичества, которою украшаются собратия наши с Востока.
   Намереваясь предложить благочестивым читателям некоторые сказания из вышеупомянутого «собрания повествований о мучениках», на первый раз представляем в переводе сказание о подвигах и страдании священномученика Космы.
   В «собрании синаксарей» и в Минее греческой имя его вспоминается 4-го августа, таким образом:
    В тот же день скончался святый новый священномученик и равноапостальский Косма, в Албании претерпев удавление, в 1779 году.*

Стихи:

    Прекрасное явился ты украшение, блаженный Косьма,
    Освятив мир своими словесами и кровьми.

1   Издана в Венеции на новогреческом языке, в 1799 г.
2   Сказания о том и другом у Никодима переведены со славянского языка
3   Издано в Венеции на новогреческом языке в 1819 г
4    Инока Максима грека повесть, самовидца бывша мучению некоего новоявленна мученика в греческой земле. В рк. собрании его сочинений, Троицкой Сергеевой Лавры, № 5, статья 96
*   Текст на греческом см. в оригинале — редакция Азбуки веры.


Источник: Подвижника веры на Востоке после падения империи Греческой// Прибавления к Творениям св. Отцов 1852. Ч.11. кН. 3. С. 466-470 (1-ая пагин.) (Начало.)