Азбука веры Православная библиотека протоиерей Александр Горский Подвижники веры на Востоке после падения империи греческой


протоиерей Александр Горский

Подвижники веры на Востоке после падения империи греческой

С падением греческой империи под владычество турок, наступили тяжкие времена для христиан греческой Церкви. Уничижение пред поклонниками лжепророка, воспрещение воздвигать новые храмы и возобновлять прежние, стеснение в исполнении обязанностей веры и благочестия, прельщение выгодами житейскими, клеветы и насилия в неустроенном государстве, – все вооружалось против исповедников имени Христова.

Но Церковь, страждущая в огне искушений, мужественно преодолевала и преодолевает все ухищрения духа злобы и лукавства. Между ее пастырями, иноками и мирянами, никогда не было недостатка в таких мужах, которые при встрече с затруднительными обстоятельствами, подобно древним мученикам, отвергая льстивые предложения и не страшась никаких лишений, скорее соглашались жертвовать своей жизнью, нежели изменить долгу христианина. В их страданиях и мужестве возобновлялись для Церкви славные подвиги исповедников веры в первые века христианства. Благодать Божия видимо укрепляла новых исповедников и мучеников. Некоторые из них еще при жизни удостаиваемы были дара чудотворений; а после мученической кончины, их святые мощи являлись источником чудес, для укрепления в вере еще оставшихся в подвиге братьев, и для вразумления неверных.

Сведений о сих мучениках нового времени, в конце прошлого столетия, собрал и издал в свете известный многими своими трудами на пользу Церкви Святогорский инок Никодим, в книге: Новое собрание повествований о мучениках1. В сей книге предложены более или менее подробные сказания о жизни, страданиях и чудесах новых мучеников греческой Церкви, а некоторых указаны только имена. Из числа сих мучеников пятнадцать относятся к концу XV и к XVI столетию, двадцать восемь к XVII-му, и тридцать семь к XVIII-му. Между ними встречаются и греки, и сербы, и болгары, и валахи, и русские. Из русских сообщаются здесь сведения о мучениках, скончавшихся в земле греческой: Павле 1683 г., Пахомие 1730 г., и Константине 1743 г.

Из числа сих новых подвижников веры, у нас есть известные имена и страдания Св. Иоанна Белоградского (2 июня) и Георгия Нового (26 мая)2. Но в «собрании синаксарей» или кратких житие святых, тем же святогорцем Никодимом переведенном на новогреческих язык, исправленном и дополненном включены имена всех новых мучеников3. В Минеях греческих, изданных в 1843 году, после тщательного рассмотрения особой Комиссией и по благословлению святейшего Патриарха Германа и его синода, также поставлены имена сих мучеников на ряду с именами древних подвижников веры и благочестия. Кроме того, как в собрании синаксарей, так и в Минеяхе, встречаются имена мучеников нынешнего столетия до 1818 года.

Нет сомнения, что все сии собрания не объемлют сказаний о всех, запечатлевших кровию истину своей веры, в сии тяжкие для Восточной Церкви времена ига турецкого. Пр. Максим грек, в своих писаниях, оставил сведения о мученической кончине в Константинополе одного юноши, которой свидетелем был он сам4, следовательно до 1518 года. Но сего сказания не находим у Никодима. Блаженный Патриарх иерусалимский Нектарий (XVII в), огражая разные укоризны латинян на православие Восточной Церкви, писал: «нет города и места, где бы не пролилась кровь наших православных за благоческие; за несколько пред сим лет, мы видели и детей, беспрестанно подклоняющих выю свою под удар меча». Притом, собрание Никодимово ограничивается только пределами Патриархии константинопольской: сколько могла бы представить подобных опытом мужества веры многолетняя история тяжких времен прочих патриархов Востока! – Но и тех сказаний, какие сохранила благочестивая ревность боголюбивых мужей, достаточно для того, чтобы свидетельствовать о крепости и силе благодатной жизни в Церкви, столько веком томящейся под игом иноверным и всегда представляющей новых поборников веры, готовых стоять за нее до крове.

Общение Церкви российской с Церквами Востока, составляющими вкупе с нею единую, святую, соборную и Апостольскую Церковью делает и нас причастниками славы мученичества, которою украшаются собратия наши с Востока.

Намереваясь предложить благочестивым читателям некоторые сказания из вышеупомянутого «собрания повествований о мучениках», на первый раз представляем в переводе сказание о подвигах и страдании священномученика Космы.

В «собрании синаксарей» и в Минее греческой имя его вспоминается 4-го августа, таким образом:

В тот же день скончался святый новый священномученик и равноапостальский Косма, в Албании претерпев удавление, в 1779 году.*

Стихи:

Прекрасное явился ты украшение, блаженный Косьма,

Освятив мир своими словесами и кровьми.

* * *

1

Издана в Венеции на новогреческом языке, в 1799 г.

2

Сказания о том и другом у Никодима переведены со славянского языка

3

Издано в Венеции на новогреческом языке в 1819 г

4

Инока Максима грека повесть, самовидца бывша мучению некоего новоявленна мученика в греческой земле. В рк. собрании его сочинений, Троицкой Сергеевой Лавры, № 5, статья 96

*

Текст на греческом см. в оригинале – редакция Азбуки веры.


Источник: Подвижника веры на Востоке после падения империи Греческой// Прибавления к Творениям св. Отцов 1852. Ч.11. кН. 3. С. 466-470 (1-ая пагин.) (Начало.)

Вам может быть интересно:

1. Митрополия Киевская в начале своего отделения от Московской протоиерей Александр Горский

2. Пастырь-мученик Александр Александрович Бронзов

3. О русском церковном управлении протоиерей Александр Иванцов-Платонов

4. Заметка на статью: "Русское народно-религиозное миросозерцание в школьной характеристике академического богослово-магистранта" А. Пономарёва профессор Алексей Васильевич Попов

5. Рецензия на книгу Н. Ф. Красносельцева "Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоуста" профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

6. Памяти прот. А. В. Горского профессор Николай Александрович Заозерский

7. Родное слово в наших духовно-учебных заведениях: наблюдения и заметки профессор Александр Иванович Пономарёв

8. Критические замечания по поводу книги протоиерея и профессора Иванцова-Платонова: «Религиозные движения на христианском востоке в IV и V веках» профессор Алексей Петрович Лебедев

9. Охранительная деятельность православных братств в последние годы царствования короля Сигизмунда III (1620–1632) Александр Александрович Папков

10. Филоксен Иерапольский: по поводу издания некоторых его сочинений профессор Анатолий Алексеевич Спасский

Комментарии для сайта Cackle