Азбука веры Православная библиотека протоиерей Александр Горский Слово на воспоминание об избавлении Свято-Троицкой Сергиевой Лавры от осады


протоиерей Александр Горский

Слово на воспоминание об избавлении Свято-Троицкой Сергиевой Лавры от осады*

«В благословении правых возвысится град» (Притч. 11, 11.).

Дивились современники, дивятся и благоговейные потомки судьбам Божиим, совершившимся над обителью пр. Сергия, во дни смут самозванства, в отечестве нашем. Вблизи от столицы, непрестанно колеблемой изменою, слыша о покорении сподвижниками самозванца одного за другим ближайших городов, шестнадцать месяцев видя пред собою отважнейших из его предводителей с силами в десять крат превосходившими силы защитников обители, она не поколебалась, пребыла верною правому делу, и неприятель, уже простиравший руки к ее сокровищам, после многократных поражений, должен был оставить добычу, которую с презрением почитал слабою. Враг, умевший ценить всю важность обладания твердынею Троицкою, обольщал иноков обещаниями, устрашал угрозами, многократно приступал к стенам ее, потрясал стены ее, пресек все сообщения ее; к довершению бедствий, губительная болезнь истощала ряды воинов, заключившихся в стенах монастыря; измена прокрадывалась в среду остававшихся защитников: но все опасности и бедствия лавра Сергиева мужественно перенесла, и страждущее отечество увидело в ней пример твердости, какой не показали и города многолюднейшие.

Где же скрывается источник этой силы, которою обитель, лишенная достаточной человеческой помощи, не только защищена, но и прославлена, возвышена паче прежнего? – В благословении правых возвысится град, отвечает нам премудрый правитель народа Божия, имевший возможность опытно в сем увериться, вовремя своего правления. Вникнем в сию истину и постараемся раскрыть ее исполнение в обстоятельствах воспоминаемого события.

Благословение есть молитвенное призвание одним на другого милости Божией, как источника всех благ. Оно совершается не по одному только закону любви, или по одному чувству необходимости высшей помощи, как молитва о ближнем. Нужно, чтобы призывающий был уполномочен на сие законом или благодатью Того, Кто вверил одного попечению другого, одного поставил руководителем и хранителем другого. Человеческое благословение собственно есть не что иное, как призвание благословения Божия. По закону Творца природы отец семейства становится естественным раздаятелем благословения Божия для своего семейства. По установлению благодати, избранный служитель алтаря становится благодатным раздаятелем благословения Божия для своей паствы.

Тот же Дух благодати, разделяя властию дарования «коемуждо, якоже хощет» (1Кор. 12, 11), не отступая от своего обыкновенного порядка действования, а иногда по особенному, чрезвычайному порядку, избирает и поставляет для целых обществ, городов, государств, Церквей особых хранителей и раздаятелей Его временных и вечных благословений. Самый источник благословения недалече есть от коегождо нас. Над нами и окрест нас носится, и в нас вселяется Его всезиждущая и всеосвящающая сила. Но, соразмеряя сообщение даров своих с качествами людей и Своими премудрыми целями, Он изливает щедроты Свои во всем изобилии только там, где сего требуют нужды многих, и где обретает готовность и верность в приемлющем. Тогда благословением одного проливается благословение на многих; тогда от немногих лет земной жизни избранника Божия благословение разливается на многие столетия, не оскудевая и не истощаясь в своем действии, подобно тому, как капля воды, истекшая из первого исходища, все таже катится до вод океана. Так в мире невидимом, как и в видимом, есть свои потоки, веселящие град Божий, – свои распределения стран, орошаемых сими потоками, разливающими повсюду изобилие. Вот как и от чего в благословении правых возвышаются грады!

Благословением праведных преимущественно раздаются блага духовные, так как и высшие блага для человека суть блага духовные. Но поелику благочестие имеет обетование не только грядущего, но и настоящего века, поелику виновник всех благ, видимых и невидимых, естественных и благодатных, есть один и тот же, поелику и земное, по намерениям Творца и Промыслителя мира, должно служить небесному; то благословением праведников устрояется и земное благоденствие их собратий, в той мере, как этого требует общее мироправление божественное.

Вы знаете, слушатели, чьему благословению, чьим молитвам обязан своим возвышением и сей град подвижников и молитвенников. Припомните непроходимую пустыню, гору, покрытую лесом, и безводную дебрь – на том месте, где красуется теперь великолепная обитель Сергиева: двадцатилетний юноша, ищущий совершенного уединения для постоянного собеседования с Богом, приходит сюда и призывает первое благословение с небеси на землю, невидавшую человека, чтобы утвердить на ней свое жительство. Припомните, как это благословение, уже при жизни ангелоподобного подвижника принесшее обильные плоды духовные во многих других подвижниках, пред окончанием земного поприща Сергиева, по молитве Сергия, утверждено божественным обетованием Царицы небесной и на грядущие времена. Сих священных воспоминаний и утешения видеть пред собою нетленные останки почившего сном смерти, но не дремлющего хранителя обители, для нас уже достаточно, чтобы всегда с упованием верить в крепкую и неоскудевающую силу его благословения. В нем-то обрела обитель свое спасение и во дни озлобления от врагов. Как верный хранитель признанного им самим благословения Божия, пр. Сергий предусмотрительно приготовил своей обители защиту еще до наступления осады; многократными явлениями и наставлениями ободрял и руководствовал содержимых в осаде; и своим невидимым содействием творил благоуспешными обыкновенные средства защиты.

Смотрите, как благовременно ограждается обитель каменною стеною и получает вид укрепления, которого не имела еще за шестьдесят лет до тяжкой годины. Двести лет стояла обитель или вовсе не огражденная, или обнесенная только деревянною стеною, – и только один раз, еще до открытия мощей преподобного основателя лавры, она испытала плачевную участь беззащитности, от Едигея. Но кто же мог предвидеть нужду в новом укреплении для обители после того, как возвышение России и падение прежних врагов ее, по-видимому, обещали только мир и благоденствие? Кто мог знать, что спустя ровно двести лет после нашествия Едигеева снова явится под стенами лавры враг, от которого нужно будет искать защиты в лучшем укреплении? Кто кроме невидимого попечителя обители, бессменного ее начальника при переменяющихся настоятелях, мог тайно внушить, расположить и устроить дело, оказавшееся нужным для нее в последствии?

Когда же наступили для обители дни испытания, кто был первым ее хранителем и утешителем, как не богоносный Сергий? Нужно ли было предуведомить осажденных о тайных намерениях неприятеля, – он является избранным инокам и предызвещает об опасности. Нужно ли ободрить выходящих на брань со врагом, он то возбуждает к упованию, призывая к молитв собственною молитвою, то утешает заступлением Божией Матери, то является призывающим к молитве других друзей Божиих; то видят Его обходящим и ограждающим силою молитвы стены обители. Нужно ли остановить смятение, вразумить буйных, – он является грозным обличителем. Словом, обитель видела блаженного отца своего как бы живущим еще на земле. Как болело сердце его о язвах отечества, когда пребывал он на земле; как тогда преподавал он утешения защитникам земли русской и, в залог победы, посылал с ними на поле брани своих сподвижников; так теперь, сочувствуя скорби чад своих, сам поспешал к ним на помощь.

Вот почему оказывались благоуспешными и обыкновенные средства защиты обители. Как некогда царю Израилеву нужны были руки Пророка Божия Елиссея, чтобы стрелы пускаемые на Сирию были стрелами спасения Господня (1Цар. 13, 16. 17.): так вождей и защитников обители Сергиевой творила победоносными сила небесного их помощника Они чувствовали это, и каждое предприятие свое освящали молитвою к своему заступнику; при его мощах утверждали клятву в верности; от его мощей выходили на бой; его имя не отходило от уст сражающихся; к его мощам приходили благодарить за каждую победу. И сколько раз сии победы исхищаемы были из рук врага неопытными во брани оратаями, которые могли сказать врагу своему подобно Давиду: «ты идеши на мя с мечем и с копием и щитом, аз же иду на тя во имя Господа Бога Саваофа, Бога ополчения Израилева, Егоже ты уничижил ecи» (1Цар. 17, 45)!

Итак достойно ублажает тебя, преподобне отче Сергие, обитель твоя, как своего избавителя. Воистину твоими молитвами и содействием избавилась она от руки врагов. Ты изрек: не имать Господь предати святаго места сего и не будет услышано во вразех, яко пленихом обитель пресвятыя Троицы! – и исполнилось слово твое. Тяжки и продолжительны были дни испытания, не вдруг увидела обитель день избавления своего: но чрез это бедствующие научились крепче прилепляться к Богу всякия утехи и не изнемогать в уповании на Него; чрез это избранные стяжали и явили новые доблести духа, а косневшие в самозабвении многократными опасностями возбуждены к верному воинствованию пред Богом: так что обитель твоя не только прославилась своим избавлением, но вскоре и целому страждущему отечеству и Церкви могла подать помощь и подкрепление.

Блаженны и вы, доблестные подвижники, стяжавшие себе сугубую славу в борьбе со врагами невидимыми и видимыми. Да напишет Господь имена ваши на небесех с преподобными, избиенными некогда в Синае и Раифе.

Нам же стоящим на том священном помосте, который во дни скорби обильно орошаем был слезами молящихся, созерцающим пред собою доселе неизглажденные язвы обители, нанесенные врагом, да дарует Господь присно во благоволении воспевать славу Его всемогущества и благости во святом его, а ныне, по приглашении Давида, торжествовавшего прогнание врагов от Иерусалима, и обыти Сион наш и обнять его священным шествием, по стопам пр. Сергия1. Аминь.

* * *

1

В сей день, после литургии, в обители совершается крестный ход по стенам ее.

*

В Троицкой Сергиевой лавре 12 января ежегодно воспоминается освобождение от осады 1608–1610 г.


Источник: Слово на воспоминание об избавлении Свято-Троицкой Сергиевой Лавры от осады // Прибавления к Творениям св. Отцов 1860. Ч. 19. Кн. 4. С. 586-593 (1-я пагин.).

Вам может быть интересно:

1. Слово на 19-е февраля: [Произнесено в 1871 году в академической церкви] протоиерей Александр Горский

2. Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев, как профессор нравственного богословия в СПб. Духовной Академии Александр Александрович Бронзов

3. Новое сообщение из Афин по старокатолическому вопросу профессор Анатолий Алексеевич Спасский

4. Речь бывшего ректора Московской Семинарии, Заиконоспасского монастыря архимандрита Леонида, при наречении его во Епископа Дмитровского, Викария Московской Митрополии архиепископ Леонид (Краснопевков)

5. Поучение на день Преполовения протоиерей Василий Бандаков

6. Слово и речи, произнесенные при погребении профессора В. Ф. Кипарисова митрополит Арсений (Стадницкий)

7. Слово на четвертую пассию профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

8. Памяти прот. А. В. Горского профессор Николай Александрович Заозерский

9. Исходный пункт исторической или высшей критики профессор Фёдор Герасимович Елеонский

10. Рецензии на работы архим. Феодора (А. М. Бухарева) протоиерей Александр Иванцов-Платонов

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс