Азбука верыПравославная библиотекапротоиерей Александр ГорскийСлово в день празднования памяти свят. Кирилла и Мефодия, первоучителей Славянских
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (djvu)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


протоиерей Александр Горский

Слово в день празднования памяти свят. Кирилла и Мефодия, первоучителей Славянских

По поводу греко-болгарского церковного спора.

Произнесено в 1872 г. в академической церкви.

    «Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас» (Лук. 9:49-50).
   Ученики Христовы, вероятно, во время своей проповеди, для которой они нарочито были посланы своим Божественным Наставником, и для подкрепления которой получили от Него дар исцеления всякого рода болезней, и также изгнания духов, встретили человека, который вместе с ними не ходил за Иисусом Христом в Его путешествиях, от Него не получал повеления проповедать Царствие Божие, но движимый человеколюбием, сам действовал именем Иисусовым в изгнании духов, и, как видно, не без успеха. Ибо если бы это была безуспеш­ная попытка, то дело это не заслуживало бы объяснения со стороны учеников, и не было бы замечено в истории Евангельской. И Господь такого самовольного деятеля, в устах которого имя Его хотя и обносилось, но не оказы­вало никакого действия, не признал бы нисколько полезным для своего дела. — Как же заклинатель мог дей­ствовать именем Иисуса, не принадлежа к Его обще­ству? — Надобно думать, что, хотя он и не ходил вместе с учениками, но был, хотя некоторое время, слушателем наставлений Господа Иисуса, вынес из них убеждение в Его Божественной силе, как посланника Божия, Христа Господня, почему и решился употреблять Его имя против злых духов. Конечно, он мог примечать чудодейственную силу этого имени и в действиях Апостолов, но если бы сам он в душе не питал веры в Него, то с ним не лучше бы могло случиться, чем с сынами Скевы, которым злой дух отвечал на их заклинания: Иисуса знаю, и Павел мне известен; а вы кто? — и бросился на них (Деян. 19:15-16). — Итак нет сомнения, что заклинатель, о котором говорил Иоанн, был хотя несколько времени учеником Господним, может быть еще ранее избрания Апостолов, или не находился постоянно при Иисусе Христе подобно им. Были же у Спасителя потаенные ученики, как Иосиф и Никодим (Иоан. 19:38-39). К числу таких потаенных чтителей Господа Иисуса принадлежал и заклинатель: он не принадлежал к обществу Апостолов, но в духе своем был недалеко от Него.
   Это видимое отчуждение его от общества Апостолов и было причиною того, что один из самых горячих ревнителей дела Христова, Иоанн решился воспретить ему продолжать такие заклинания. Однако же необычайное явление такого чудотворца глубоко заняло мысль возлюбленного ученика Христова. И он, воспользовавшись случаем, когда Господь говорил о силе Своего имени, искренно сам собою, без посторонних побуждений, раскрыл пред Господом свой поступок. Господь говорил: если кто примет дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня (Лук. 9:48). Услышав это, Иоанн поверг на суд Своего Наставника самого себя. Мы видели, говорит он, человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили, — не уважили в нем силы Твоего великого имени. Детски искренняя душа невольно высказалась в этом самообличении! — Может быть располагало Апостола к такому запрещению — опасение за чистоту побуждений этого особо-действующего чудотворца или оскорбление за некоторое неуважение к Лицу Иисуса Христа, Которого он оставил, или ревнование о своих как бы исключительных правах на чудотворение. Как бы то ни было, только примешивалось здесь чувство и рассуждение человеческое, которое не сходилось с высшею волею Самого Божественного Наставника.
    Не запрещайте, отвечал Господь Иоанну: ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня (Марк. 9:39). Ваше суждение преждевременно, поспешно, основано на обстоятельствах, для вас еще не ясных. Дело еще в начале. — Совершающий чудеса именем Моим не может не видеть силы этого имени в его действии, — и потому не может в то же время отрицаться от Него, относиться к Нему с неверием, злословить Его, подобно другим неверующим. Тем самым, что он употребляет это имя, он уже доказывает, что уважает Его, как святыню. — Ваше общество не вмещает всего, что должно еще принадлежать и отчасти теперь уже принадлежит к Церкви, хотя невидимо. И этот, видимо не ходящий вместе с вами, невидимо может принадлежать к Нему. Он с вами не ходит, но со Мною, с мыслию о Мне, с верою в Меня он ходит и действует. И доколе он действует в этом духе, и с таким успехом, нет причины опасаться, что он будет действовать во вред вам. — Церковь образуется, но еще не пришла в полное свое устройство; да и при полном ее устройстве, одни внешние формы не в состоянии сдержать всего ее обильного содержания; они неизбежно будут прорываться. Дух приходит и уходит, и не знаешь, откуда и куда он идет. Божественная сила проявляет сама себя в чудодействии: кто может остановить ее?
    И заключая свое наставление, Господь присовокупил: кто не против вас, тот за вас.
   Нетерпимость неуместна. Умейте пользоваться не только всяким изъявлением расположения к проповедникам веры, но и простым отсутствием враждебных предубеждений против них. Для чего почитать врагом того, кто не идет открыто против вас, против вашего дела, против имени, для которого вы трудитесь? — Напротив, самое малое заявление участия в вашем положении, в ваших нуждах, ради имени Христова, хотя бы даже утоление жажды холодною водою во имя Христово, и то не будет забыто Отцом Небесным, следовательно должно быть принимаемо учеником Христовым, как выражение сочувствия, с любовию.
    «Не ходит с нами, — и запретили ему, потому что он не ходит с нами»: не слышится ли этот укорительный отзыв, не повторяется ли это стеснительное распоряжение и ныне в споре между иерархиею греческою и церковию болгарскою? — Единомысленные в вере, ничем не могущие упрекнуть друг друга в повреждении догматов, не соглашаются между собою, разгораются враждою друг против друга только из-за вопроса о самостоятельности, и это разногласие обращают в угрозу отлучения. Угрожают не одному какому-либо лицу, обществу, городу, но многомиллионному народу, — в среде и без того оскудевшей православной Церкви. — Есть там древние престолы патриаршие, пользующиеся самостоятельностию управления, но в течение веков от ересей, от лжеверия магометанского, утратившие множество городов и церквей, и ныне гораздо более скудные числом своих членов, чем этот один народ, снова выступающий на чреду духовной деятельности, — и ему отказывают в той самостоятельности, которою сами на деле не могут пользоваться, которою этот народ некогда пользовался, но не по своей вине лишился, — которою и ныне пользуются народы ему соплеменные, некогда несшие одно с ним иго, менее людные, но более счастливые. За иерархиею древнейшею, более развитою и просвещенною, обладающею обильными сокровищами православия в писаниях великих Отцов и учителей Церкви, могло оставаться, и с разрушением связи иерархической, или единства управления, могло оставаться плодотворное влияние духовное посредством учения, просвещения страны новой: нет, сего недостаточно; привычка управления требует власти в прежних размерах, и не находя себе удовлетворения, считает себя в праве говорить и действовать в духе тех, которых не одобрил Господь, которые говорили: запретили ему, потому что он не ходит с нами. — Пример народностей, ранее освободившихся от прежней зависимости иерархической, не показывает, чтобы они вследствие сего упали в своем духовном развитии. Пример нашей русской церкви, скоро почувствовавшей потребность в самоуправлении, и давно им пользующейся, свидетельствует также не в пользу продолжения прежнего порядка управления.
    Но не судить церкви собрались мы в церкви, а молиться о мире и единении всех церквей. Наш долг молить Главу Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви, да умирит Он враждующих, да успокоит преимущих во власти, своим словом: не возбраняйте. Кто не против вас, тот за вас. — В виду религии лжепророка, ваше единодушное, и при разделении, действование более даст торжества истине, чем нынешнее соблазнительное разъединенье в духе. Церковь болгарская уже многие сотни тысяч своих чад потеряла при вашем слабом действовании: нынешнее восстановление ее прежних прав может сильнее подвигнуть отпадших к возвращению в недра православия. Кто не против вас, тот за вас.
   Святые апостолы и первоучители славянские! Вы сами некогда боролись с ложными, своекорыстными началами треязычников, которые не хотели дать языку славянскому равного значения в деле религиозного служения с древними языками Церкви: еврейским, еллинским и римским. Вы, забыв все национальные предрассудки, своими трудами — единственно во славу достопокланяемого имени Христова, вынесли на свет полудня правду Церкви Божией и поставили народы славянские, с самого начала их обращения, в равностепенное значение, по вере во Христа, с другими! — Вашими молитвами и ходатайством укротите и настоящую бурю, готовящуюся разразиться над Церковию, вами основанною. Умолите Господа Иисуса Христа — рещи и ныне преемникам апостольских престолов: не возбраняйте. Кто не против вас, тот за вас. — Аминь.


Источник: Горский А. В. , прот. Слово в день празднования памяти св. Кирилла и Мефодия, первоучителей славянских: (По поводу греко-болгарского церковного спора): [Произнесено в 1872 г. в академической церкви] / Богословский вестник 1895. Т. 2. № 6. С. 341-345 (3-я пагин.).

Помощь в распознавании текстов