Азбука веры Православная библиотека Александр Александрович Папков Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870)

Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855–1870)

Источник

Содержание

От автора

I. Стремление русского общества к преобразованиям в государственном и общественном строе. – Голоса из среды общества и правительства. – Голос с высоты царского престола. – Голоса именитых архипастырей. II. Проявление среди высшего духовенства и светских передовых людей сознания необходимости церковных преобразований III. Возбуждение вопроса в литературе и журналистике о преобразовании в церковно-общественных дела. – Проявление сочувствия в светском обществе к участи духовенства IV. Пробуждение мысли о важном общественном значении «православного прихода» и «православного братства». – Возрождение «православного прихода». – Вопрос о «приходе» в эпоху освобождения крестьян V. Частный почин в деле возбуждения «приходской самостоятельности» и учреждения «православных братств» VI. Учреждение особого присутствия для дел православного духовенства VII. Суждения в литературе и журналистике по вопросу об улучшении церковно-общественных дел Ι. Материальное улучшение быта духовенства II. Преобразование духовных училищ III. Духовное управление и администрация IV. Сословное положение духовенства и расширение его личных, семейных и гражданских прав VIII. Правительственный голос о «самостоятельности и самодеятельности» православных приходских обществах. – Мнения в литературе о «приходских правах и управлении». – «Утайка» церковно- общественных сумм. – Циркуляр смоленского архипастыря. – Статьи И. С. Аксакова по церковно-приходским делам IX. Учреждение братств и приходских попечительств. – Несовершенство закона о приходских попечительствах. – Приглашение И. С. Аксакова, обращенное ко всему православному обществу. – Две выдающихся статьи о приходских попечительствах X. Статья Д. Ф. Самарина «Приход». – Сокращение приходов. – Ходатайство Московского губернского земского собрания в 1880 году о признании за приходами прав юридического лица. – Ответ св. Синода. – Синодальный циркуляр 20 апреля 1900 года. – Неудавшаяся попытка к укреплению за православными церквами права на свободное приобретение недвижимой собственности. – Заключение Труды того же автора  
 
От автора

Выяснение прошлой жизни русских православных приходов во всей ее подробности представляется не только задачей огромной литературной важности, но оно существенно необходимо и в целях чисто практических. Освобожденный от крепостной зависимости русский народ, несколько освоившийся теперь с своей гражданской свободой, должен в церковном отношении слиться с просвещенными классами нашего православного общества, постепенно очищающегося от внедрившихся в него чуждых ему нравов и понятий, и начать совместную деятельность, присущую крепкой и самостоятельной православной церковной общине. Обстоятельное знание прошлой жизни нашей церковной общины будет несомненно способствовать правильной постановке ее деятельности в будущем.

В этих видах нами начат ряд исторических очерков, касающихся древнего уклада приходской жизни в России («Древнерусский приход», Сергиев посад, 1897 г. и «Погосты в значении правительственных округов и сельских приходов в северной России», Москва, 1898 г.), ее упадка, обусловленного крепостной зависимостью русского народа и распространением среди него раскола («Упадок православного прихода», Москва, 1899 г.), и, наконец, попытки к возрождению ее, сделанной в 1864 году посредством издания положения о церковных братствах и приходских попечительствах («Начало возрождения церковно-приходской жизни в России», Москва, 1900 г.).

В настоящем сочинении, издаваемом под заглавием «Церковно-общественные вопросы в эпоху Царя-освободителя», мы поставили себе задачей между прочим описать то движение в литературе и журналистике шестидесятых годов, которое направлено было к возрождению православного прихода и к восстановлению его значения, как низшей земской единицы. В этом сочинении с некоторой подробностью останавливаемся на правительственных мероприятиях, относящихся до церковно-общественной области и, в частности, снова обращаем общественное внимание на несовершенство закона 1864 года, вызвавшего к бытию бесцветные и вялые по своей деятельности приходские попечительства.

Опираясь на приведенные в означенном сочинении авторитетные мнения выдающихся духовных и светских деятелей указанной эпохи, мы считаем возможным высказать наше твердое убеждение, что в настоящее время, когда всюду замечается общее шатание умов и совести, не только у людей взрослых, но даже у молодого поколения, представляется неотложным делом: упрочить автономию православного прихода, заключающего в своих недрах в явном и скрытом (если можно так выразиться) состоянии более творческих сил, нежели в инославных и единоверческих приходах, пользующихся в России с давних времен самостоятельными правами по управлению и заведыванию своими имуществами и учреждениями. Для такого возрождения православного прихода не существует никаких канонических препятствий, как в этом между прочим убеждает обращающее на себя внимание единогласное постановление Св. Синода от 17 июля – 7 августа 1859 года о повсеместном введении в России созданного для приамурской области положения о церковноприходском управлении обусловленном автономией прихода. «Схема православного церковно-приходского управления» уже создана, причем этот существенный труд в его последней редакции принадлежит не отдельному лицу или кружку частных лиц, а высшей профессиональной духовной власти. Мы разумеем здесь церковный закон 5 марта 1883 года, изданный для православных приходов в Финляндии, и сообщенные в окончательном виде высшей православной властью финляндскому сенату проекты правил «о церковно-приходском собрании и церковном совете православных приходов в Финляндии», каковые правила, по соглашению их с общерусскими нуждами и интересами должны быть введены и во всей остальной империи. (См. подробности в брошюре: «Православные приходы в Финляндии», СПб, 1901 года). Наконец, в заключении выскажем также наше предположение, что, быть может, нашему православному приходу надлежит сначала возродиться исключительно лишь в церковном отношении и затем, когда он окрепнет, как церковная община, можно будет безбоязненно возложить на него, как на мелкую земскую единицу, и земское бремя.

Из всего вышеизложенного усматривается, что за возрождение православного прихода стоит закон, указывающий путь к этому возрождению и дающий подробную схему приходского строя и управления, что в пользу такого возрождения громко говорит все историческое прошлое «святой Руси» и, наконец, что замечаемая ныне в некоторых общественных делах неурядица, а также обнаруживавшаяся уже давно у многих русских людей болезнь духа, колеблющегося постоянно между «своим и чужим», должны побуждать наших государственных и общественных деятелей искать в такой зиждительной мере как возрождение православного прихода опоры для необходимых преобразований в общественном строе. Для выполнения этой существенной задачи недостает только дружного общественного почина, но он, с Божьей помощью, обнаружится в скором времени; в это надо твердо верить.

А. Папков.

6 декабря 1901 г.

С.-Петербург.


Источник: Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. (1855-1870) / А. Папков. - Санкт-Петербург : тип. А.П. Лопухина, 1902. - [4], IV, 184 с.

Комментарии для сайта Cackle