Азбука веры Православная библиотека протоиерей Александр Петровский Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве. Библейско-экзегетическое исследование И. Григорьева


протоиерей Александр Петровский

Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве. Библейско-экзегетическое исследование И. Григорьева

Исследование г. Григорьева посвящено, как видно из заглавия, изложению учения пр. Исаии о Мессии и Его царстве. Сообразно с этим оно разделяется на две части: в первой (стр. 22–256) рассматриваются предсказания Исаии о лице и деятельности Искупителя, во второй (стр. 257–301) – об основанном Им царстве благодати и славы. Каждая из этих двух групп пророчеств изучается таким образом, что автор выясняет сперва христологический характер известного места, а потом приступает к определению его содержания. Неизбежность работы первого рода вызывается не особенностями пророчеств, – сами по себе они определенны и ясны, а обычным в экзегетической литературе отрицанием мессианского элемента в книге Исаии. И так как эта последняя держится того убеждения, что все так называемые мессианские пророчества имеют в виду только известные события и лица ветхозаветной истории, то автор и приводит целый ряд данных, говорящих о невозможности подобного понимания. К доказательствам этого рода относятся им свидетельства отцов и учителей церкви, несомненно мессианские паралельные места из других ветхозаветных книг и главным образом самое содержание пророчеств, неприложимое к событиям и лицам ветхозаветной истории. В результате подобной работы выясняется общий характер известного места, а следующий затем анализ текста способствует частнейшему раскрытию его содержания. Идя подробным путем, автор приходит к следующим выводам. Мессия, по учению пр. Исаии, есть истинный Бог и действительный идеальный человек. По Божественной природе Он, Сын Божий, рождается от Бога Отца и есть Его Сын (Ис. 9:6, стр. 70). Как такой, Он получает знаменательные наименования, свойственные одному Божеству: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Первое указывает на непостижимость тайны соединения бесконечной божественной сущности с ограниченным естеством человеческим; второе – на ипостастное отличие воплотившего Бога от Иеговы: Он представляется участником в божественном совете, следовательно, отличается от Иеговы; третье и четвертое – на то, что Он по Своей премирной сущности не составляет отдельного Боже- ства, – есть тот же всемогущий «вечный» и «крепкий» Бог; пятое – на Его участие в деле примирения грешных людей с Богом (стр. 8; 74–80). Как человек, Мессия происходит из потомства Давида, рождается от чистой безмужной Девы (еврейское «алма»; см. Быт. 24:16, 43; Ин. 2:8; Песн. 1:3; Притч. 30:19. Стр. 32, прим. 1). Будучи истинным человеком, Мессия получает благодатные дары, возвышающие Его человеческую личность до возможного совершенства. На Него сходит Дух Божий, Дух премудрости и разума, – способность, посредством которой наилучшим образом определяются цели и избираются средства деятельности, согласные с религиозно–нравственными требованиями; Дух совета, – свойство, в силу которого Мессия знает исход при всех обстоятельствах в трудных положениях; Дух крепости, – сила, при помощи которой Мессия выполняет и проходит Свое служение; Дух ведения, или того знания, которое проникает в глубину богопознания, и Дух страха Божия, того сыновьего страха перед Богом, который побуждает преклоняться пред величием Иеговы (стр. 108–110). Одаренный этими дарами, Мессия выступает на служении роду человеческому, является в своей деятельности пророком, первосвященником и царем. Пророческое служение Мессии научает людей истинному богопознанию и богопочтению и утверждает наилучшим образцом нравственную жизнь. Он проповедует, что идолы – создание рук человеческих, и что Иегова – единый истинный Бог; говорит, что спасение возможно при условии полного отвержения зла и избрании добра, и что истинное блаженство заключается в неразрывном единении с Божеством. В силу этого он предлагает всем оставить служение греховньм привычкам и начать обновленную жизнь (стр. 12). Первосвященническая деятельность Мессии, страждущего раба Иеговы (Ис. 52–53), примиряет падшее человечество с Богом и очищает его от грехов: «наказание мира нашего на Нем; язвою Его мы исцелились» (Ис. 53:5, стр. 214–15 и дал.). И, наконец Его царское служение направляет внутреннюю жизнь искупленных к идеалу человеческого совершенства и доставляет людям необходимые для того средства. Приобретенные искушительными страданиями Мессии дары благодати (Ис. 44:3) совершенно изменяют душевную настроенность людей. Их ум и сердце наполняются возвышенными мыслями и светлыми чувствами; их освобожденная воля стремится к большему и высшему совершенству. Обновленные души начинают тяготеть к вечному добру и постигать неизмеримое превосходство жизни чистой и святой. Каждый разрешает оковы неправды, развязывает узы ярма, нет более обидчиков, и хульников, исчезаюг все поборники неправды, и настают блаженные времена; повсюду изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень становится неразлучным спутником каждого искупленного (стр. 19–20: ср. 267–268). Идеальные свойства членов благодатного царства вступают в царстве славы в процесс бесконечного развития и постепенного уподобления божественным свойствам. Сам Господь как бы восторгается дивной красотой и совершенством прославленных членов Царства, когда говорит: «вот, Я положу камни твои на рубине, и сделаю основание твое из сапфиров» (Ис. 54:11–12). Всю жизнь прославленного царства будет наполнять непрестанное служение Богу (Ис. 66:23), а высочайшей радостью и истинным блаженством его членов будет сам Бог: Он будет вечным светом вместо солнца и луны (Ис. 60:19–20; стр. 298 и д.; 318–319).

Все эти выводы добыты путем анализа текста. Произведенный с достаточной тщательностью, обнаруживающий в авторе знакомство с иностранной и русской литературой вопроса, он не возбуждает особенных недоумений, не представляет выдающихся промахов, хотя в некоторых случаях и страдает недостатками. Из них можно отметить следующие. В число доказательств той мысли, что под девою (алма) матерью Эммануила (Ис. 7 гл.) разумеется девица невинная, не познавшая мужа, автор включает выражение 19-го стиха 30-й главы кн. Причтей: «четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице». «Тайная преступная связь невинной по приговору общественного мнения девицы, замечает автор, действительно может казаться так же непонятной, как непонятен пугь корабля» (стр. 32–33; пр. 1.). Приведенное место считается одним из трудных для объяснения, и авторское толкование мало проясняет его. В виду этого заслуживает доверие догадка некоторых экзегетов, что в данном месте произошло повреждение текста: вместо «алма» следует читать «аламоф». Аламофом называется пять верхних, дискантовых струн в псалтире, игра на которых требовала легкого прикосновения и не оставляла никаких следов. При таком понимании ход речи становится логичнее; «четырех вещей не могу я найти: следов орла на небе, змея на скале, корабля среди моря и следов человека (игрока) на аламофе». Еще большую ошибку делает автор в рассуждениях о христологическом характере пророчества 11-й главы. Вся система относящихся сюда доказательств основана на том предположении, что данное предсказание не может относиться к Езекии, как настаивает отрицательная критика «Субъект настоящего пророчесгва, говорит автор, должен только родиться и лишь со временем вступить на престол, между тем в момент произнесения предсказания Езекия несомненно царствовал» (стр. 90). Справедливость этого последнего положения доказывается в свою очередь ссылкою на 9–11 ст. и 28–31 ст. предшествующей 10-й главы, из которых первые говорят о взятии Самарии Салманассаром (Саргоном?) в шестой год правления Езекии, а вторые – о движении ассириян на Иерусалим и Египет (14-й год правления Езекии, стр. 89). Но понимая указанные стихи подобным образом, автор не принимает во внимание, что упомянутые вместе с Самариею города – Халне, Кархемис, Емаф, Арпад и Дамаск были взяты ассириянами ранее воцарения Езекии, при Феглаффелласаре (См. Единство книги пр. Исаии иером. Фаддея, стр. 64, пр. 2). Таким обр. во время произнесения пророчества 11-й главы Езекия уже царствовал; Исаия мог иметь его в виду; возражения против положений отрицательной критики не достигают цели. Нельзя далее согласиться с мнением автора, будто бы речь 53-й главы ведется от лица самого пр. Исаии (стр. 208). Как известно лице первого стиха нисколько не отличается в пророчестве от лица 3-го и 4-го ст., а это последнее считает раба Иеговы страждущим за свои преступления. Усвоять же такой взгляд озаренному свыше Исаии нет никаких оснований. Нельзя, наконец, не отметить и нескольких случаев самопротиворечия. Объясняя эпитет «Чудный» (Ис. 9:6), автор говорит, что он указывает на непостижимость Богочеловеческого достоинства Мессии и в подтверждение правильности подобного понимания ссылается на выражение 8-го ст. 53 гл. «род же Его исповесть» (стр. 74). Между тем на стр. 221 последнему месту усвояется совершенно иной смысл. Выражение «род» (евр. dor) понимается в значении «поколение», и вся тирада истолковывается так: «духовное потомство страждущего раба по его бесчисленному множеству никто не может представить: оно многочисленно, как звезды небесные, как песок на берегу моря». Можно было бы отметить еще несколько промахов (см. напр. объяснение пророчества 53-й гл., относимого то к акту страданий – стр. 13–14, то к акту вознесения на небо, – стр. 307–308), но все они касаются частностей и в общем нисколько не ослабляют ценности исследования автора. Как со стороны анализа мессианских пророчеств, так и со стороны объединения отдельных черт и штрихов в целостный образ Мессии и Его деятельности оно почти не знает себе соперника в русской экзегетической литературе.


Источник: Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве. Библейско-экзегетическое исследование И. Григорьева. Казань. 1902.

Вам может быть интересно:

1. Прежнее и новое второй части кн. пр. Исаии протоиерей Александр Петровский

2. О честности и правдивости по книге Иисуса сына Сирахова протоиерей Александр Рождественский

3. Св. пророк Даниил: очерк его века, пророческого служения и священной книги Александр Матвеевич Бухарев

4. Из лекций по Священному Писанию Ветхого Завета Александр Алексеевич Жданов

5. Объяснение пятой главы книги Судей израильских профессор Иван Степанович Якимов

6. Пророческие книги Ветхого Завета в русском переводе с еврейского профессор Аким Алексеевич Олесницкий

7. Введение в книгу пророка Иоиля профессор Александр Александрович Некрасов

8. Библейская ветхозаветная критика профессор Владимир Петрович Рыбинский

9. Опыт изучения текста книги Бытия пророка Моисея в древнеславянском переводе. Ч. 1. Паримейный текст Александр Васильевич Михайлов

10. Историческое обозрение священных книг Нового Завета протоиерей Василий Рождественский

Комментарии для сайта Cackle