протоиерей Александр Рождественский

Новые открытия в области библейской науки

Последняя книжка Лондонского «Еврейскаго Трехмесячнаго Обозрения»1 содержит, между прочим, сообщения о двух открытиях, которыми библейская наука обязана английским ученым. Прежде всего г. Шехтер (S. Schechter), лектор талмудической литературы в Кембриджском Университете дает здесь еврейский текст небольшой части книги Иисуса сына Сирахова с английским переводом и краткими примечаниями. В октябрьской книжке «Христианскаго Чтения» за прошлый год сообщалось уже об открытии значительного отрывка еврейского текста книги Иисуса сына Сирахова, которая, как известно, до сих пор существовала только в переводах: греческом, сирском и др. Тогда были открыты десять листов древней рукописи, содержащей еврейский текст названной книги от 40 гл. 9 ст. до 49 гл. 11 ст. Теперь тот же г. Шехтер, которому принадлежит честь первенства в прочтении и определении содержания первого листа рукописи, открыл еще один лист ее, служащий как раз продолжением ранее найденного отрывка и доводящий еврейский текст книги до 50 гл. 22 ст. Найденный лист, по словам г. Шехтера, составляет часть той же самой рукописи, почему описание его излишне2. Остается только пожелать, чтобы счастливая судьба не покинула ученых на полпути, и чтобы им удалось открыть полный еврейский текст столь важной неканонической книги Ветхого Завета. А надеяться на возможность такого открытия есть основания. Издавая небольшой отрывок текста книги Иисуса сына Сирахова, со своими примечаниями, г. Шехтер заявляет читателям «Еврейскаго Трехмесячнаго Обозрения», что это только первая из целого ряда статей, которые он будет помещать в этом издании под общим заглавием «Geniza Specimens», и в которых будет сообщать о дальнейших открытиях. Чтобы объяснить себе взятое Шехтером заглавие для серии его статей, нужно припомнить, что такое гениза. В талмуде неоднократно предписывается вышедшие из употребления по своей ветхости священные свитки скрывать в земле, заделывая их в особые сосуды; чтобы в точности исполнить это предписание, евреи отводили при своих синагогах особое место, в которое складывались все списки или части списков священных книг, вышедшие почему-либо из употребления: ветхие, разорванные и т.п. Такие-то места и назывались гениза от глагола גָּנַז ганаз: «скрывать». И понятно, чем многолюднее была в какой-либо местности еврейская колония, чем богаче ее синагога, тем больше сокровищ можно надеяться открыть в ее генизе, если бы удалось отыскать последнюю. Повидимому, такая именно гениза, принадлежавшая Каирской синагоге, открыта в настоящее время, и ее сокровища вывезены в Англию. Изданный Шехтером лист еврейского текста книги Иисуса сына Сирахова вывезен именно оттуда; остальное, что будет найдено в числе сокровищ Каирской генизы, и будет издаваться далее под общим приведенным заглавием. Автор не обещает держаться какого-либо строгого плана или порядка в своих статьях и ссылается на чисто внешние препятствия к этому: одни из открытых в Каире рукописей пока еще не прочитаны по своему слишком плохому состоянию, другие находятся в предварительной обработке – особым образом выпариваются, прессуются и заделываются в стекло, а третьи, еще не распакованные, ждут своей очереди.

Но не один Шехтер черпает из богатой сокровищницы, вывезенной из Каира. В той же книжке «Еврейскаго Трехмесячнаго Обозрения» вторая статья принадлежит г. Бёркитту (F. Crawford Burkitt) и носит заглавие “Aquila”. Здесь сообщается, что в числе рукописей Каирской генизы оказался отрывок греческого перевода Акилы, и приводится даже несколько строк из этого отрывка. А из № 5-го «Theologische Literaturzeitung» узнаем, что весь найденный отрывок в настоящее время уже издан Бёркиттом отдельно3. Перевод Акилы, сделанный во II веке по Р.Х. в противовес переводу 70-ти, пользовался большим уважением у евреев, говоривших по-гречески, так как буквально-точно передавал еврейский текст. Но он, равно как и переводы Феодотиона и Симмаха, не сохранился в полном виде; не сохранилось даже более или менее значительного отрывка его, тогда как из перевода Феодотиона вошла в церковное употребление целая книга пророка Даниила. Дошли до нас только отрывочные фразы из перевода Акилы, сохранившиеся отчасти в трудах древних церковных толкователей Библии, отчасти на полях рукописей, в которых, наряду с текстом перевода 70-ти из екзапл Оригена, отмечаются иногда и разночтения из других греческих переводов. Не слишком давно появилось известие, что итальянский ученый Mercati открыл часть екзапл Оригена для Псалтири, – там содержится, конечно, и текст перевода Акилы; но до сих пор этот отрывок не издан полностью. Таким образом изданный Бёркиттом отрывок названного перевода впервые предлагает нам непрерывный текст его, что дает возможность яснее видеть его характер. Открыто три листа палимпсеста, на которых под еврейским текстом оказался греческий текст, написанный маюскульным шрифтом V-VI века. Ближайшее разсмотрение его привело Бёркита к тому заключению, что он представляет два небольших отрывка из книг Царств (3Цар. 20:7–17 и 4Цар. 23:11–27) и именно в переводе Акилы. Последнее предположение опирается на характер перевода, – не его буквальную, доходящую до мелочей точность. Так, еврейская частица , אהупотребляющаяся двояко: то в качестве предлога “съ”, то в качестве приметы винительного падежа, в переводе Акилы всегда, даже и в последнем значении, передается греческим σύν, исключая тех случаев, когда ее можно выразить просто членом τόν; союз גם переводится καίγε, даже с предыдущим : ו וגם = καὶ καίηγε! Интересно также, что имя Божие יהוה в каирских палимпсестах не переводится на греческий язык и не изображается греческими буквами, а так и пишется по-еврейски, и притом не квадратным, а древне-еврейским шрифтом. Это замечательно совпадает с свидетельством Оригена, что имя Божие “в точнейших из греческих списков стоит еврейскими буквами, и не нынешними еврейскими, а древнейшими”. Хотя автор рецензии в «Theologische Literaturzeitung», Е. Шюрер, и не совсем доверяет правильности чтения Бёркитта, так как в высшей степени трудно прочитать текст, едва видный из-под написанного над ним еврейского, но, думается, не будет лишним привести здесь один стих вновь открытого текста, чтобы тожество его с переводом Акилы сделать очевидным.

4Цар. 23:25:

καὶ ὅμοιος αὐτῷ οὐκ ἐγενήθη

εἰς πρόσωπον αὐτοῦ βασιλεύς

ὃς ἐπέστρεψεν προς יהוה

ἐν πάσῃ καρδίᾳ αὐτοῦ

καὶ ἐν πάσῃ ψυχῇ αὐτοῦ

καὶ ἐν πάσῃ σφοδρότητι αὐτοῦ

κατὰ πάντα νόμον Μωσῆ

καὶ μετ᾿ αὐτὸν οὐκ ἀνέστη

ὅμοιος αὐτῷ.

4

 

 

A.   P.

* * *

1

«The Jewish Quarterly Review», edited by I.Abrahams and C. G. Montefiore. Vol. X. января 1898.

2

См. «Христ. Чтение» 1897 г. Октябрь. Стр. 527–528.

3

Fragments of the books of Kings according to the translation of Aquila... Cambridge, University Press, 1897.

4

The Jew. Qu. Review, X, p. 210.


Источник: Христианское чтение. 1898. № 3. С. 449-452.

Вам может быть интересно:

1. Учение западных вероисповеданий об оправдании протоиерей Александр Рождественский

2. Рецензия на Ад. Гарнак, Критика Нового Завета греческим философом 3-го века профессор Александр Иванович Сагарда

3. Слово на четвертую пассию профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

4. Религиозный скептицизм в Риме перед Рождеством Христовым профессор Александр Иванович Садов

5. Родное слово в наших духовно-учебных заведениях: наблюдения и заметки профессор Александр Иванович Пономарёв

6. Суждения современной протестантской церковно-исторической науки об Аполлинарии Лаодикийском и его значении в истории догматики профессор Анатолий Алексеевич Спасский

7. Царствие Божие и Сын Человеческий в книге Даниила: к уяснению ее основной мысли. Юлий Бемер протоиерей Александр Петровский

8. Думы инока Александр Александрович Бронзов

9. Чего ждет общество от духовно образованного юношества Алексей Иванович Введенский

10. Освящение русского храма в Хевроне митрополит Анастасий (Грибановский)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс