Азбука веры Православная библиотека профессор Александр Павлович Шостьин Зачем блуждать? Размышления по поводу предполагаемой реформы нашей средней школы

Зачем блуждать? Размышления по поводу предполагаемой реформы нашей средней школы

Источник

По поводу нашей средней школы говорено и писано в последнее врем так много, что было неблагодарным и нелегким трудом разбираться во множестве высказанных мнений. Мы и не берем на себя этой задачи. Отметим только, что попытка разобраться в противоречивых суждениях по данному вопросу привела одного почтенного педагога к печальному заключению «мы блуждаем». Разумеем интересную статью Н. К. Маккавейского в декабрьской книжке минувшего года Трудов Киевской Духовной Академии, написанную по поводу известной брошюры С. А. Рачинского «Absit omen». Автор так и озаглавил свою статью: «Современные педагогические блуждания».

Позволим себе выписать из нее несколько заключительных строк. «Вообще, дурные и хорошие стороны того пути, которым идет современная наша школьная реформа, что в ней предпринято правильно и что ошибочно, – все это обнаруживается только со временем. Мы можем говорить об этом лишь в форме предположения, с большей или меньшей долей уверенности; точный же ответ на вопрос даст только сама жизнь. Пока же можно предаваться или радостным надеждам, – в чем и пребывает, кажется, большинство, – или, напротив, самым тягостным чувствам, как делает С. А. Рачинский и, конечно, не он только один. Но не вернее ли будет и здесь средний путь – спокойного ожидания, пока положение дела станет более ясным? В настоящий момент наша школьная педагогия находится как бы на распутье. Она не нашла еще тех ясных, не подлежащих сомнению оснований, которые заставили бы ее с полной уверенностью, твердо и бесповоротно вступить на один определенный путь. «Мы блуждаем»1...

Безотрадный вывод, наводящий на очень грустные размышления!

Ужели педагогическое дело на Руси так еще ново и мало обследовано, что наша школьная педагогия доселе не нашла никаких твердых руководящих оснований, не может вести дело обучения с уверенностью и должна блуждать?

Ужели имеющийся у нас запас педагогических опытов и наблюдений так еще скуден и ничтожен, что мы должны придумывать и проделывать искусственные эксперименты, спокойно выжидая, – что-то обнаружится из них со временем?

Разве до сих пор у нас не было сделано внимательных наблюдений над учащимся юношеством и разве жизнь совсем не дала нам определенных указаний, которые помогли бы с уверенностью решить вопрос, – какие науки более способствуют его умственному развитию и более пригодны на общеобразовательной ступени?

А если это действительно так, то конечно следовало бы, не приступая к быстрой и энергичной ломке существующей учебной системы, сделать предварительно ряд необходимых наблюдений и собрать достаточный фактический материал, чтобы решать вопрос основательно и с уверенностью, а не блуждать и бросаться в разные стороны наугад. У инициаторов и руководителей реформы, без сомнения, нашлись бы средства для самых широких и тщательно проверенных наблюдений такого рода, следовательно – и для более или менее точных, а не предположительных только, заключений. Зачем же нам блуждать?...

Для наглядного выяснения нашей мысли возьмем из всего сложного вопроса один частный пункт, в котором, как нам кажется, и сам автор названной статьи не прочь поблуждать без всякой на то надобности.

Именно, отметив почти полное изгнание из гимназической программы классических языков – важного средства для развития умственных сил учащихся, он обращает внимания на то, что наша новая школа «не считает нужным вознаградить эту потерю другими дисциплинами, имеющимися в этом отношении общепризнанное значение», –науками «философского характера». В виду такого гонения на важные общепризнанные средства умственного развития, С. А. Рачинский сделал решительное предсказание о предстоящем наплыве в университеты из новой школы слушателей плохо подготовленных и о понижении, вследствие того, университетского преподавания. Казалось бы, предсказание – достаточно обоснованное; и в ответ на вопрос: сбудется ли оно? – едва ли можно колебаться. Однако же наш автор говорит, что «трудно ответить на этот вопрос», что «здесь легко могут находить основания за и против». И вот его собственное рассуждение по этому пункту: «В силу причин, указанных выше, в нашей новой школе, по видимому, слабой может оказаться именно формальная сторона образования, а отсюда отсутствие у учащихся способности и навыка к мыслительной работе, напряженной и углубляющейся. Но за это школа эта надеется дать хорошие знания некоторых предметов, которые очень пригодятся в университете, в частности – новых языков… Но вознаградят ли новые языки отсутствие серьезного интеллектуального развития и достаточной способности к умственному труду у студентов, это другой вопрос. Впрочем, о будущем гадать трудно».2

Да простит нам достоуважаемый автор, если приведенное рассуждение мы назовем «блужданием без всякой надобности». Ведь, рассуждая попросту и прямолинейно, конечно, следовало бы так сказать, что при указанных условиях в нашей новой школе необходимо должна оказаться слабою формальная сторона образования, а не «по видимому» только «может»… Равным образом, «отсутствие у учащихся способности и навыка к мыслительной работе, напряженной и углубляющейся», должно представляться совершенно неизбежным и естественным результатом, коль скоро из школьной программы изгоняются «общепризнанные» важные средства умственного развития. И стало быть, вовсе не трудно ответить на вопрос: сбудется ли вышеприведенное предсказание С. А. Рачинского, – ответить решительно и совершенно положительно. – Наконец, крайне удивительным и неожиданным является последний вопрос самого автора: «вознаградят ли новые языки отсутствие серьезного интеллектуального развития и достаточной способности к умственному труду у студентов?» – да притом еще с таким нерешительным ответом на него, что «о будущем гадать трудно»!..

Нет, – сказали бы мы, – это не так трудно. Ни на одну минуту не должны мы сомневаться в той самоочевидной истине, что «отсутствие серьезного интеллектуального развития и достаточной способности к умственному труду» не может быть вознаграждено никакими знаниями новых языков, будь их не два только, а целых двадцать… Это отнюдь не должно быть вопросом. Тем более уже не позволительно колебаться в ответе на него. Колеблющийся же обнаружил бы только желание добровольно «поблуждать» вместо того, чтобы идти по прямой, не подлежащей сомнению, дорогой.

В самом деле, какую пользу принесут мне самые обыкновенные знания, приобретенные при помощи новых языков, коль скоро я не развил в себе даже способности к умственному труду и не научился логически-правильно мыслить?.. Если в деле профессиональной техники эти знания, почерпнутые из иностранной литературы, могут еще оказаться как-нибудь пригодными, то в деле научного исследования истины они останутся совершенно бесполезным мертвым капиталом, распорядится которым владелец будет не в состоянии. А ведь университет занимается не профессиональной техникой, но именно научным методическим исследованием истины. И мы уверены, что сами профессоры университета, жалующиеся на отсутствие у вновь поступающих студентов знания новых языков, охотнее примирились бы с этим «отсутствием», нежили с «отсутствием серьезного интеллектуального развития и достаточной способности к умственному труду». Ведь, это последнее злосчастное «отсутствие» равнялось бы «отсутствию всякого присутствия»…

Итак, на наш взгляд, в указанном пункте вовсе не может быть двух различных мнений: раз нет серьезного интеллектуального развития и достаточной способности к умственному труду, – ни на что более нельзя надеяться, нельзя и говорить о «студенчестве». «Студент» без интеллектуального развития, даже без способности к умственному труду… это – по меньшей мере contradiction in adjecto. Это не студент, а только жалкая пародия на студента!

А если все-таки кто-нибудь нашел возможным сомневаться в поставленной нами самоочевидной истине, то конечно убедить такого скептика могла бы единственно лишь ссылка на фактические доказательства, на ряд опытов и наблюдений. К нашему удовольствию, несколько подходящих сюда наблюдений записано уже в Протоколах С-Петербургской духовной Академии.

В эту столичную Академию, как известно, нередко стремятся поступить воспитанники классических гимназий, имеющие аттестат «зрелости». И вот на вступительных экзаменах, которые они держат далеко не наравне с семинаристами, а по значительно сокращенной и облегченной программе, очень часто обнаруживается сравнительная недостаточность умственной зрелости их и меньшая подготовленность к высшим научным знаниям. Семинаристам они уступают не только в специально-богословских знаниях, но именно в общем умственном развитии, в способности мыслить и излагать свои мысли. Факт, заслуживающий серьезного внимания и обсуждения. Предварительно подтвердим его немногими документальными выписками.

В 1893 году в С.-Петербургской духовной Академии держали вступительные экзамены 6 воспитанников классических гимназий с аттестатами зрелости и 1 из Гатчинского Сиротского Института. Для письменной работы им была дана тема по Русской литературе (вместо Основного богословия, по которому писали воспитанники духовных семинарий). И вот, что мы находим в отзыве проф. А. И. Пономарева: два сочинения безусловно хороши, два удовлетворительны, в трех же сочинениях «воспитанники обнаружили неуменье логически правильно мыслить и по местам почти полную безграмотность в письменном изложении своих мыслей»… При этом, одно сочинение воспитанника столичной гимназии «представляло собой настоящий образец безграмотности, как с логической, так и со стилистической стороны, – потребовалось бы выписать его целиком, чтобы показать, до какой степени оно действительно поражает своей безграмотностью. 3

Из тех же самых воспитанников 6 человек представили такие сочинения по Свящ. Писанию Нового Завета, что, по отзыву проф. Н. Н. Глубоковского, «ни одно из них не могло быть оценено удовлетворительным баллом. Пишущие не показали способности к стройно-логическому изложению мыслей и правильно-грамматическому построению речи».4

В 1897 году в той же Академии проф. А. А. Бронзов давал отзыв р письменных работах экзаменовавшихся по Нравственному богословию. И вот, что пишет он о гимназистах с аттестатом «зрелости»: «Вообще нужно заметить, что воспитанники гимназий заявили себя неподготовленными к прохождению академического курса: помимо того, что их богословско-философское развитие крайне ничтожно, не может быть названо сколько-нибудь высоким и их литературное образование»…5

Тогда же, по отзыву профессора словесности А. И. Пономарева, «худшим из всех по безграмотности оказалось сочинение воспитанника С.-Петербургской классической гимназии, положительно не умеющего писать»…6

Подобным же образом и Московская духовная Академия в самое последнее время с решительностью засвидетельствовала, что «воспитанники духовных семинарий всегда отличались способностью к строгому логическому мышлению и в этом отношении далеко превосходили воспитанников всех вообще светских школ».7 Здесь, правда, не указаны отдельные факты, а высказано лишь общее суждение. Но едва ли можно сомневаться, что это суждение не повторено с чужих слов, а основано на целом ряде наблюдений и фактов, имевших место в этой именно академии.

Таким образом, можно считать твердо установленным и авторитетно засвидетельствованным тот факт, что воспитанники духовной средней школы получают общее умственное развитие (навык мыслить и излагать свои мысли правильно) гораздо лучше, нежели воспитанники светской средней школы.

Возможно, впрочем, ядовитое возражение нам в этом пункте. Именно, могут сказать, что мы сами себя хвалим, – духовные академии превозносят духовные семинарии, – а следовало бы посмотреть, хвалят ли нас другие. К нашему великому удовольствию, и от других мы имеем солидные оправдательные документы, именно – в Известиях Императорского Томского Университета. В этот университет семинаристы имеют довольно свободный доступ и идут в него в значительном количестве. В первое десятилетие его существования (до 1898 г.) в нем был лишь один факультет – медицинский; и за это время он выпустил врачей:

гимназистов – 65, в том числе с отличием – 8;

семинаристов – 171, в том числе с отличием – 59.8

Кажется, довольно ясно свидетельствуют эти цифры, кто лучше отличился в Томском университете за первое десятилетие его – гимназисты или семинаристы: первых только 1/8, а последних 1/3… Особенно интересна при этом маленькая подробность, что в самом отчетном (1897) году звание врача получили 45 человек; из них с отличием 8 – исключительно семинаристы и ни одного гимназиста.9 Это ли не лучший «аттестат зрелости» для наших семинаристов!?..

Взглянем еще на табличку того же отчета, где цифры говорят нам, что из 136 гимназистов, поступивших в Университет за первое пятилетие его, было уволено по невыдержанию полукурсовых испытаний (короче – по малоуспешности?) 20 человек, а из 297 семинаристов по той же причине за это время было уволено только 11.10 Другими словами: из гимназистов оказалось почти 15% малоуспешных, а из семинаристов лишь около 4%. Разве это не похвала семинаристам?..

Справимся теперь с другими отчетами того же Университета, изобилирующего семинаристами (подчас второразрядными), и посмотрим, – кто из медиков продолжал лучше отличаться.

Отчет за 1898 год оказывается наиболее благоприятным для гимназистов. Мы видим здесь, что в этом году звание врача получили 49 человек:

гимназистов 19, из них с отличием – 3

(немного более 15%);

семинаристов 30, из них с отличием – 8

(с лишком 26%).11

Другие же годы представляют данные, поразительно благоприятные для семинаристов сравнительно с гимназистами. Так, в отчете за 1899 год получивших диплом врача значится 10 челов.; из них

гимназистов – 6, с отличием только 1;

семинаристов – 4, с отличием – 3 (т.е. 75%)!.12

Наконец, по отчету за 1900 год оказывается, что из всех 24-х студентов, получивших диплом врача в этом году, «отличия» удостоились (как и в 1897 г.) исключительно семинаристы, именно – 5 из 16 экзаменовавшихся, и ни одного гимназиста (экзаменовалось их 8).13

А ведь это добавление «с отличием», заменившее старинную отметку «cum eximia laude», вероятно, не пустое слово, но свидетельствует о выдающейся способности и усердии человека к научному труду. И эти-то дорогие качества мы находим преимущественно в семинаристах!.. Признать это явление случайностью мы не имеем права, так как оно повторяется на протяжении десятка с лишком лет.14

Итак, повторяем: на основании приведенных документов и цифр мы можем считать совершенно твердо установленным тот факт, что духовная семинария дает своим питомцам умственное развитие и навык к серьезному научному труду горазда лучше, нежели классическая гимназия – своим.

Теперь спрашивается: чем объяснить этот факт? Где причина его?

Каждому хорошо известно, что «одно из важных средств для развития умственных сил учащихся» – изучение классических языков – было поставлено в светских гимназиях значительно выше и серьезнее, нежели в духовных семинариях. И однако же это средство не дало питомцам гимназий того хорошего умственного развития, какое получали воспитанники семинарий.

Не привела гимназистов к такому развитию и самая математика, несомненно важнейшее средство умственного развития и также несомненно преподававшаяся в гимназиях всегда с большим успехом, нежели в духовных семинариях.

Конечно, и не в новых языках кроется причина указанного факта, ибо всем достаточно известно, какое жалкое существование влачат эти языки в семинариях: их очень худо знают даже и те лучшие семинаристы, которые собираются идти в духовную академию.

Остается заключить, что своим высшим умственным развитием семинаристы обязаны отнюдь не иностранным языкам (древним и новым) и не математике, – каковые предметы всегда лучше приходились в гимназиях, – а скорее именно тем наукам, которые изучались в семинариях внимательнее и серьезнее, нежели в гимназиях. Таковыми же всегда были науки философские и богословские, причем изучение их соединено с многочисленными упражнениями учащихся в собственном сочинительстве на непустые и нелегкие темы. При таком сочинительстве семинаристам приходится многое самим поискать в литературе, почитать и передумать, не ограничиваясь воспроизведением усвоенного из учебников и слышанного на уроке от учителя. – Словом, при разумной постановке сейчас названных наук и упражнений в сочинительстве естественно повышаются духовные интересы учащихся, расширяется их умственный горизонт, получается большая или меньшая начитанность, мысль навыкает собственными усилиями разбираться в прочитанном, дисциплинируется и крепнет. Крепкий же ум, привыкший к напряженной работе, без сомнения, сумеет приобрести и усвоить себе знания, какие потребуются от него в жизни, хотя бы из самой школы он этих знаний и не вынес в чрезвычайном обилии.

На примере томских студентов мы видим это: от медиков требуются основательные естественно-научные знания, семинаристы очень умеют не отстать в них от гимназистов, напротив – несравненно лучше их проходят и кончают медицинский курс…

Отсюда прямой и естественный вывод такой: если мы ценим в студентах серьезное умственное развитие, горячий интерес к высшим проблемам, выходящий за горизонт ограниченной полезности, и навык к методическому мышлению и напряженному ученому труду, то должны гимназическую программу по возможности приблизить к семинарской в таких образовательных отделах, которые поставлены в духовной школе лучше, нежели в светской, и дают семинаристам отмеченное, засвидетельствованное разными судьями, превосходство перед гимназистами15. И если нельзя требовать от гимназистов обстоятельного изучения специально-богословских наук, то вполне возможно предъявить такое требование, по крайней мере, относительно наук философских, каковы – логика, психология, обзор философских учений. Это – путь к развитию, достаточно уже проторенный и изведанный. Зачем же нам блуждать, отыскивая другие пути? Зачем пытаться вознаградить отсутствие философских дисциплин и классических языков усилением изучения новых языков, введением законоведения, естествознания и чуть ли даже не отечественной статистики, значение которых для общего умственного развития остается пока весьма сомнительным? Скажем более: вправе ли мы так блуждать, проделывая рискованные эксперименты над целым поколением учащегося юношества?16

Проектируемая теперь реформа классических гимназий заметно приближает программу не к нашей семинарии, а к программе реальных училищ (изгнание древних языков, усиление новых, введение естествознания). Опять спросим: должны ли мы блуждать и в этом случае? Разве жизнь еще не выяснила в достаточной мере, кто выходит развитее и способнее к научному труду, – воспитанники ли классических гимназий, или же воспитанники реальных училищ?... Позволяем себе думать, что вопрос этот издавна и почти всеми решается в пользу гимназистов-классиков, а не в пользу реалистов, ибо последним не давалось и не дается свободного доступа в университет (даже на физико-математический факультет), какой открыт первым. Если же так, если умственное развитие первых, по общему признанию, значительно выше и основательнее развития последних то, реформируя классические гимназии по наклону к реальных училищам, не явно ли мы стремимся к несомненному понижению умственного уровня будущих университетских слушателей? И можно ли тогда сколько-нибудь сомневаться в том, что приведенное предсказание С. А. Рачинского о понижении университетского преподавания непременно сбудется?...

Но, может быть, нам скажут, что в вопросе о сравнительной высоте развития гимназистов-классиков и реалистов нельзя ничего говорить с решительность, а следует подождать, что покажет сама жизнь со временем, – тем более, что теперь раздаются голоса за допущение в университет реалистов наравне с гимназистами.

И в ответ на это, конечно, лучше всего привести справки из жизни таких высших учебных заведений, в которых учатся те и другие воспитанники. Мы имеем под руками отчеты и списки Императорского Московского Технического Училища. Просмотрев их внимательно за десять лет, находим следующее. Бывают случаи в этом Училище, что воспитанники оставляются в том же классе не только на два, но даже и на три года. Эти последние случаи, конечно, не часты; однако же, начиная с 1892 года – 93 уч. Года, мы встречаем их каждый год и все они падают исключительно на реалистов. Только лишь в списках 1900–901 г. значатся два гимназиста, оставленных в том же классе на три года.17 Зато в 1899–90 уч. Году мы находим двух реалистов, оставленных в том же классе даже на четыре года! Подобной малоуспешности (от чего бы она ни зависела) за гимназистами в Московском Техническом Училище не водится….

После этого неудивительно, что и на два года в том же классе чаще всего остаются реалисты же, так что в списках окончивших курс они оказываются самыми почтенными ветеранами. Так напр., в списках студентов, окончивших курс Технического Училища в 1900–901 г.; поступившими в Училище с 1983 года и, следовательно, оставшимися на повторительный курс в продолжение всего учения 3 раза или, по крайней мере, прерывавшими свое учение на время – оказываются только реалисты (5 челов.). Ни один гимназист этого выпуска не проходил своего курса так долго.

Точно также в выпускном списке 1899–900 ш. мы видим лишь реалистов (2), поступивших в училище с 1892 г.; а затем –

В 1893 г. поступило: 9 реалистов, 1 гимназист;

В 1894 г.: 18 реалистов, 1 гимназист.

Остальные реалисты и гимназисты поступили и прошли весь курс учения с 1895 года.

А в списке 1898–99 г. мы видим очень почтенного ветерана – реалиста, поступившего в Училище с 1889 года!.. С этого же года начали свое обучение четыре реалиста следующего выпуска 1897–98 г. Но ни в том, ни в другом списке мы не встречаем гимназистов, которые начали бы свое учение так рано и тянули бы его так долго..

Наконец, в впускном списке 1896–97 г. мы встречаем ветерана даже для реалистов, именно – начавшего свое поприще в Училище в 1886 г. и тянувшего его ровно 10 лет!.. Пред таким тружеником совершенно стушевываются другие товарищи – реалисты, начавшие свое учение в 1888 году (1 чел.) или в 1889 г. (10 чел.). Из гимназистов же этого выпуска мы не можем указать ни одного ветерана, который поступил бы в Училище раньше 1890 года. – Ужели все это простая случайность?..

Но довольно выписок. Не показывают ли они с очевидностью, что даже специально-технический курс гимназисты-классики одолевают с большей легкостью, ежели реалисты, прямо к нему готовившееся? И не значит ли это, что классическая гимназия доселе развивала умственные силы своих учеников гораздо лучше, недели реальное училище, снабжавшее своих питомцев по преимуществу полезными знаниями? На произведенных примерах мы хорошо видим, – кто из них оказался сильнее впоследствии. Этим еще раз подтверждается высказанная выше мысль, что на прочном фундаменте серьезного общего образования легко вводится сложное знание специальных и профессиональных знаний…

Если же нам возразят, что мы не вправе делать такие решительные выводы, что мы сравнивали сейчас великаны несоизмеримые, так как в Техническом Училище реалистов более, нежели гимназистов, и потом в массе первых часто попадаются особые посредственности, каких не встречается среди последних, то – за неимением возможности расширить свои наблюдения и школьную статистику так, как хотелось бы, – мы не будем пускаться в препирательства. Но опять со всей настойчивостью будем утверждать, что устроители судьбы нашего школьного дела вполне могли бы (следовательно – и должны были бы) выяснить вопрос о сравнительной высоте развития гимназистов и реалистов на самых фактах прежде, чем приступить к радикальной ломке гимназий по наклону именно к реальных училищам. Собрать, проверить и обсудить всесторонне множество относящихся сюда наблюдений и фатов доля них было бы не особенно трудно. Да и если бы для этого потребовалось немало труда и времени, то, без сомнения, лучше было бы пока не спешить с реформой, нежели приступать к ней наугад, блуждать…18

В доказательство необходимости поспешить с реформой обыкновенно говорят, что потребность в ней давно уже назрела, что она отвечает желанием общества, так как со всех сторон раздаются жалобы на переутомление учащихся в гимназиях. Но нам думается, что и в модном вопросе о «переутомлении» очень полезна была бы тщательная проверка на фактах – от чего получается это самое переутомление. Ведь, очень возможно, что оно вызывается какими-нибудь другими причинами, лежащими вне школьного обучения. А если непременно хочется винить в нем именно гимназическое учение, то опять еще вопрос, – программа ли собственно виновата, изобилующая чересчур сложными предметами (каковы древние языки, подвергающиеся теперь изгнанию), или же постановка их, не совсем рациональная. Может напр. статься, что, в погоне за точным выполнением всех деталях многопредметной программы, гимназические учители часто бывают принуждены довольствоваться пассивным усвоением предмета памятью учеников, вместо того, чтобы поощрять их самодеятельность и развивать самостоятельное мышление. А пассивность, как известно, всегда гнетет и утомляет, тогда как самодеятельность бодрит и оживляет… По крайней мере воспитанники духовных семинарий не жалуются так настойчиво на переутомление, хотя одолевают предметы более трудные и головоломные, нежели доставшиеся на долю гимназистов. Не слышно также, чтобы и девицы –воспитанницы Фишеровской классической гимназии – жаловались на переутомление, хотя изучают древние языки и прочие предметы вовсе не хуже своих братьев – гимназистов. Напротив, они и уроками не слишком обременены, и школу свою очень любят, а не ненавидят. В чем же дело?...

Что дело здесь не столько в программе изучаемых предметов, сколько именно в постановке их, подтверждение тому находим в интересных воспоминаниях П. Д. Шестакова о гр. Д. А. Толстом, печатавшийся в Русской Старине 1891 г. Автор этих воспоминаний, сам прошедший все стадии педагогического поприща от должности учителя гимназии до попечителя круга, касается, между прочим, классических гимназий в министерство графа С. С. Уварова и сообщает о них следующее: «В уваровских гимназиях не было такого громадного числа уроков древних языков, как в настоящее время, но, благодаря тому, что преподавание, – говорю конечно о хороших учителях, – не останавливалось слишком долго на грамматике, а обращало преимущественное внимание на переводы с латинского и греческого, ученики, при трех уроках латинского языка во всех классах с 1 до 12 включительно и при трех же уроках греческого с 4 до 7 класса, успевали достаточно». Далее, П. Д. Шестаков указывает в примере одну гимназию (Новгород-северскую), где в середине тридцатых годов, «в эпоху министерства Уварова, между учениками 5-го класса были такие бойкие латинисты, которые довольно свободно переводили георгики Виргилия, элегии Овидия и даже некоторые из речей Цицерона. В то же время в Тверской гимназии, где мы учились, учитель греческого языка К. А. Коссович, впоследствии известный санскритолог, доводил учащихся до того, что в 7 классе переводили Платона и некоторые ученики в гимназии прочитывали всего Гомера»19. В этом сообщении следует только сделать маленькую поправку касательно числа уроков по древним языкам: их было не по три во всех классах, а несколько более. Именно: на латинский язык в первых пяти классах назначалось четыре урока и лишь в последних двух классах по три; на греческий же язык в каждом из четырех последних классов уделялось по пяти уроков).20 Но для нас важен собственно тот факт, что воспитанники уваровских гимназий («люди сороковых годов»), вовсе не жаловавшиеся на переутомление, под руководством хороших учителей в продолжение трех-четыре лет настолько успевали в латинском и греческих языках, что свободно переводили Виргилия, Овидия, Платона и прочитывали даже всего Гомера. Вот что значит хорошее преподавание!21

Словом, и здесь мы будем настаивать на той же мысли, что необходимо собрать и обсудить возможно большее количество фактического материала, прежде чем облегчать курс гимназистов в угоду их родителям, изгоняя для этого из программы почти все важнейшие и общепризнанные средства умственного развития.22

Сообщают, правда, что такого материала собрано и имеется в распоряжении министерской комиссии весьма немало. Этого, конечно, следовало ожидать, – и мы в этом совершенно уверены. Приступать к радикальной реформе школьного дела без твердой, на фактах обоснованной, уверенности в пользе ее, а только с расчетом посмотреть, что выйдет из нее со временем, – немыслимо: мы живем не в век Екатерины, когда можно было фантазировать и создании новой породы людей посредством радикальной школьной реформы... Но при полной уверенности в том, что потребный материал собран в достаточном количестве, мы не можем не пожалеть, что он не обнародован для всеобщего сведения и обсуждения: тогда всем было бы лучше видно, – идем ли мы по ясно намеченному определенному пути к известной цели, или же осуждены блуждать, не зная, куда придем…

* * *

Говорят, что теперь уж на очереди реформа и нашей духовной школы. Ужели и здесь неизбежно «блуждание»? Ужели и здесь не найдется «ясных, не подлежащих сомнению оснований», но которым духовная школа с полной уверенностью шла бы одним определенным путем?..

Некоторым, правда, хотелось бы проделать такой же эксперимент и с духовной школой, какой делается со школой светской. Напр., в 9-м (номере) «Церковного Вестника» настоящего года священник М. Токмачев проектирует для нее именно такую реформу, по которой «предметы преподавания в училищах и семинариях до 4 класса имели бы один и тот же характер, что и в светских школах». «Если эти классы училища и семинарии, – говорит он в той же статье, – не могут быть точной копией светской школы23, то по крайней мере предметы преподавания и программы должны быть настолько близкими, чтобы оканчивающий 4 класса семинарии мог поступать в университет и другие высшие учебные заведения наравне с абитуриентами гимназий и реальных училищ». – Эта последняя фраза особенно явственно обнаруживает «блуждание» достопочтенного автора. Разве семинаристам ограничен доступ в университет и другие высшие учебные заведения потому, что они проходят худшую школу и слабее подготовлены к ученой работе, нежели гимназисты и реалисты?.. Приведенные выше документы и цифры из отчетов Томского Университета воочию показывают противное. Следовательно, причину ограничения для семинаристов доступа в некоторые высшие учебные заведения нужно искать не здесь… Если же педагогический опыт достаточно выяснил и доказал, что духовные школы даже в современном состоянии дают питомцам образование и развитее более основательное и серьезное, нежели гимназии и реальные училища, то, конечно не духовные школы должно приближать и уподоблять светским, а совершенно наоборот. И во всяком случае непозволительно добиваться для семинаристов свободного доступа таким рискованным средствам, – несомненным ухудшением духовной школы.

Напротив, – каждой, более или менее крупной, особенностью этой испытанной школы мы всячески должны дорожить теперь в полной уверенности, что при проектируемом уподоблении гимназий реальным училищам, единственно только духовные семинаристы будут выходить действительно образованными и просвещенными людьми, более или менее надежными работниками на научном поприще, и главное – сколько-нибудь идеально настроенными, свободными от узко-практического направления времени, которое заботится о внешних материальных удобствах жизни более, чем о вечных потребностях духа…

Это, конечно, не значит того, чтобы духовной школе е нужно было никаких улучшений. Такого абсурда мы не скажем. Но эти желательные улучшения отнюдь не должны быть коренной ломкой нее, – это, во-первых. Во-вторых, они должны быть основаны на самых тщательных справках с накопившимся жизненным опытом, а не на произвольных метаниях; ибо, пустившись в рискованные блуждания, мы можем забрести в такие дебри, что трудно будет выбраться даже и на прежний, не во всем удовлетворительный, путь.

А. Шостьин

* * *

1

Подчеркивает сам автор. – Стр. 608–609.

2

Стр. 607–608.

3

Проток. засвд. 6 окт, 1893 г. стр. 70.

4

Там же стр. 72.

5

Проток. заседания 22 сент. 1897 г. стр. 45.

6

Там же, стр. 49. – Невольно хочется здесь спросить: если таковы бывают «зрелые» воспитанники столичной классической гимназии, где и подбор преподавателей, наверное, лучше, и начальствующий надзор за преподаванием ближе, то каковы они должны быть в провинциальных захолустьях?..

7

Богосл. Вестник, 1902 г., февраль, стр. 368.

8

См. 12–13 стр. Отчета о состоянии Импер. Томск. Университета за 1897 г. в 15 кн. «Известий».

9

Стр. 15–16.

10

Стр. 16-а.

11

Стр. 17–18.

12

Стр. 19.

13

Стр. 19–20.

14

На юридическом факультете Томского Университета выпусков еще не было и потому нельзя пока привести никаких решительных цифровых данных. Но хотелось бы отметить замечательные слова профессора И. Г. Табашникова, сказанные им при открытии юридического факультета в 1898 году: «Нам, представителям только что возникающего юридического факультета, остается лишь порадоваться, что уже в самом начале нашей преподавательской деятельности судьба нас побаловала и дала нам контингент слушателей, на серьезность, усердие и горячее стремление которых к просвещению своего ума и души можно вполне положиться» (см. речь проф. И. Г. Табашникова, стр. 4, в Известиях Импер. Томского Университета кн. 15). – О ком говорит здесь почтенный профессор – декан вновь возникшего факультета? Какому составу слушателей он так радуется, что считает себя баловнем судьбы? – Наводим справку, – и оказывается, что в этом году был разрешен прием семинаристов на юридический факультет без поверочных испытаний и, конечно, их явилось туда особенно много, именно – 71 челов. (в том числе 10 даже из второго разряда), гимназистов же только 4. Правда, в этот раз на юридический факультет перешли многие с медицинского, явились некоторые из других высших учебных заведений – университетов, духовных академий, ветеринарного института и т. д.; но ведь и эти перешедшие в громадном большинстве были опять-таки семинаристы, – так что по окончательному итогу на первом курсе юридического факультета значится: 24 гимназиста и 113 семинаристов (см. Отчет за 1898 год, стр. 13, 16). На их-то «серьезность, усердие и горячее стремление к просвещению своего ума и души» профессор – юрист находит вполне возможным положиться!.. Можем прибавить к этому, что семинаристы оправдали надежды своего декана вдвое лучше, нежели гимназисты. Именно: в следующем учебном году мы видим перешедшими на второй курс только 6 гимназистов (т. е. ¼ из прежних 24), семинаристов же 53 (т.е. почти ½ из прежних 113). Остальные, по случаю возникших университетских беспорядков, были частью уволены, частью оставлены на повторительный курс. (См. Отчет за 1899 год, стр. 16).

15

Границы выставленной темы не позволяют нам распространятся здесь о другом, столь же естественном, выводе из сказанного, именно – о совершенной правоспособности духовных семинаристов к университетской науке. Обидное ограничение для них доступа в некоторые университеты может вытекать не из существа дела, а из каких-либо государственных чисто практических соображений, с которыми поневоле приходится считаться, даже вопреки справедливости. Наука же университетская может только пожалеет, что лишается многих, несомненно, хорошо подготовленных работников…

16

Воздавая должную благодарность Н. К. Маккавейскому за его наблюдательность, с которой он подметил педагогическое блуждание нашего общества, мы не можем не подивиться тому, что он сам как бы мирится с этим блужданием, даже советует и другим примириться с ним, утверждая, что самый верный путь здесь – «путь спокойного ожидания», пока положение дела станет более ясным»…

17

Мф сравниваем для своей цели воспитанников именно этих школ, других же в данном случае не касаемся.

18

Эту излишнюю поспешность реформы хорошо отметил Н. К. Маккавейский. «Путь, – говорит он, – на который ступила нынешняя реформа, носит на себе явный характер излишней поспешности» (стр. 603). В этой-то «поспешности» и следовало бы видеть причину блуждания, а не сваливать вину на «нашу школьную педагогию», которая будто бы не нашла доселе ясных, не подлежащих сомнению, оснований.

19

Русск. Старина 1891, т. 69, стр. 389–390.

20

См. таблицу первую для гимназий в приложениях к Сборнику постановлений по Министерству Нар. Просвещения, т. 11, отдел. 1, стр. 8.

21

В тех же воспоминаниях П. Д. Шестакова встречаем еще несколько строк, представляющихся весьма поучительными для нашего времени. «После блестящего, европейски образованного министра народного просвещения графа Сергия Семеновича Уварова, который сам знал древние классические языки и… первый был насадителем умеренной классической системы в наших гимназиях, следовал ряд министров, постепенно своими распоряжениями ослаблявших классическую систему графа Уварова.

Дошло до того, что греческий язык, за успехи в котором, при графе Уварове, давалось окончившим гимназический курс ученикам право на чин 14 класса, изгнан был почти из всех гимназий и преподавание этого языка оставлено только в одной гимназии каждого учебного округа, так что даже на историко-филологический факультет университета вынуждены были принимать не умеющих читать по-гречески…

Была неудавшаяся попытка введения в гимназический курс законоведения, которое не привилось, хотя за успехи в нем и давалось окончившим курс гимназии право на чин 14 класса.

Пробовали вводить и естественные науки, которые при небольшом числе часов, мало освещаемые и укрепляемые наглядностью и практическими занятиями, только загромождали память учащихся массой сведений, скоро и бесследно улетучивавшихся.

Частые смены систем, – заключает Шестаков, – и быстрые эксперименты более всего вредны в деле народного просвещения» (См. стр. 390–391).

Не похожа ли проектируемая теперь реформа гимназий на неудачные реформы после-уваровских времен? И будет ли она прочнее и плодотворнее их?..

22

Сообразоваться – во что бы то ни стало – с желаниями родителей отнюдь не следует, потому что эти желания в наше слабодушное время почти всегда будут сводиться к тому, чтобы сыновья их, по возможности с меньшим трудом и даже при полной бездарности, благополучно кончали высшую школу и получали диплом, дающий известные права. Если стать на такую скользкую почву угождения родительским желаниям, то постепенно придется уронить все дело отечественной науки и просвещения, последовательно применяя школьную программу сначала к силам слабых учеников, а затем – К силам слабейших и т.д. и т.д. Результат такой системы предвидеть нетрудно…

23

Даже этого хотелось бы о. Токмачеву!..


Источник: Шостьин А.П. Зачем блуждать?: Размышления по поводу предполагаемой реформы нашей средней школы // Богословский вестник. 1902. Т. 1. № 4. С. 788-807.

Комментарии для сайта Cackle